Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.

№ 18 (3&4). 9 $авраля 1941 г. r.-MWI— КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ а I Н А ПЛОВУЧЕМ рыбном комбинате «Пищевая Ин­ дустрия», втором по .величин© в стране, выжги ш строя котлы. А без них мощный корабль превра­ щался в мертвый, бездыханный организм, недвижи­ мую коробку. Сообщение «б этом получил с Дальнего Бостона, йарьамат рыбной промышленности Союза OOP. Котт­ лы нужно было срочно перебросить туда. Но как их доставить на Дальний Восток, эти грп- яюдины, из Ленинграда, с завода, (где их построили? РЕЙС ПАРОХОДА „АНАТОЛИЙ СЕРОЬ“ ЩРШЩЩЩШтЯИШШ и ___________ ■ I .:*.v v tfitfiftswt - я __ . Р * " • - - w a A l b Ms- Щ-ШМ'и ?'■*-г ■: * I • ■■ ■ -L ШЖг . " Ж , а _ . . *J •л ■! 'Ч Ж с Л ■ V‘^\>y4 .. . :V:*Ч.> •V' «£•v •.JT■r/4W->;v.V--v•:•-ч. \ / • .. ••ч-.. .-Гл» ’••*xiv.. . V Ч . • • : ■ > . - •• Н А С Н И М К А Х : * 1 . Капитан парохода «Анатолий Серов» орденоносец А . И . Д У Д Н И К (справа) и старший механик С. А . Х В А С ТУН О В ; 2. Угольная эстакада в порту острова Д и ксон , где транспорт брал уголь ; 8 . Это ледокол «Ленин», который прово­ дил караваны судов сквозь льды К а р ­ с ко го моря; ; 4. Караван судов идет через пролив Виль- кя ц ко го (снимок сделан с «Анатолия ] . Серова»); В. Второй штурман парохода Д У Н А Й - \ Ц ЕВ на вахте в море Лаптевых; Нисколько платформ запял бы один' котел, по так перевозить по желез­ ной дороге нельзя, да еще на такое дальнее расстояние. Остался один путь — по воде. Для этого нужно, погрузив вотлы на баржи, провезти их по Неве, Ла­ дожскому озеру, Свири, Онежскому оэергу, Беломороко-Балтийскойгу ка­ налу ж Белому морю в Архангельск, откуда уже пароходам ого Северному морскому нута сво Владивосток. Так и было сделало. Котлы доставили в Архангельск... Когда разрабатывался план пере­ броски котлов, то выбор пал на грузовой пароход — транспорт «Анатолий Серов». На судоверфи срочно выполнили за'каз — приспособили траншорт к плаванию во льдах. Здесь сделали ледовую обшивку корпуса, устроила ледовый пляс, предохраняющий ко­ рабль от сжатия арктических льдов. И вот 11 июля капитан-орденоно­ сец А. И. Дудник отдал приказ к отплытию. Стояла солнечная ночь. Гедкне облака бродили по небу. Го­ род, стоящий на берегу фиорда, спал. Отцав швартовы, пароход ото­ шел от причала порта. На палубе была вся команда. На берегу куч­ ка людей — родньпх и знакомых. Они провожали «Анатолия Серова.» в ответственный рейс, рейс, закапчи­ вающийся в норту на другом конце страны... Выйдя из залива*, корабль ваял курс на Архангельск... ..Десколыко дней стаял «Анато­ лий Серов» у причала старого рус­ ского порта. Под’емные краны за­ полняли один ва 'другим его об’емш- стые трюмы. 'Много места в трю- ыах зашли шесть котлов. Погрузи­ ли я маппшы-лесавойы. Архашгельбк траншорг покидал не один. За пим шли, словно по­ четный эстафг, небольшие речные булсирные пароходы. Их тоже пред­ стояло провести сквозь льды поляр­ ных морей до (берегов Камчатки. Обычней путь судов, идущих на восток, лежит черев (Карские ворота. Но па error раз они (были за/блты льдами. Пришлось пройти севернее л войти в пролив Маггочкин Шар. Здесь (караван поджидал ледокол «Ленин». Карское море не обрадова­ ло. Лед был вводе, жуда ни посмот- рипгь. 7 'баллов! й с трудам пробиваясь, шел пароход. (Но этот путь гае ос­ тался 'без последствий. В схва/гке со льдами была потеряна лопасть вин­ та. Первый пушгот в Арктике, куда заходят суда, плывущие по великой северной дороге, вто порт на острове Джюон. Здесь вырос поселок. Летом тут всегда многолюдно. Когда к порту подошел «Анатолий Серов», члены экипажа увидели множество судов, (груженых лесом. Часть груза — лесовозы — была оставлена здесь, но зато угольные ямы пополнились дополнвдедьиым запасом топлива. (В гости на борт корабля пришло много моряков с другая судов. Все с удовольствием смотрели кинофильмы. Дав несколько протяжных (гудков, «Анатолий Серов» попрощался с первым арктическим портом. Курс— пролив Вильшцкого. Славный ледо­ кол, флапман арктического флота «Иосиф (Сталин», круша лед, провл- яил пароход. Труден был путь в мо­ ре Лаптевых, где стоял 8 — 9 балль­ ный лед. Порг Тинси. Вповь остановка. Об­ мен грузами. (Интересный концерт артистов Московского оперного теат­ ра им. ОгапнслагасЕаго, приехавшего ибслуживать полярников. Непрерывно загружались (кормовьвэ тртомы углем. Готовились к новым схваткам со льдами —■«брали пол­ ный груз ушля. Ссмшюты авиаразведки летчика Черевичного вернулись в порт. Лет­ чики сообщили радостную весть: пролив Лаптева чист ото льда. Это значило, что дальше можно было штги без ледокола. ★ * * Вахту в радиорубке держал ра­ дист А. Н. Мильчаков, награж­ денный за переход значком «От­ личник рыбной промышленности». По вскоре вновь потребовалась помощь ледокола. Проводником через Восточпо-"Сшцфакоо море был «'Кра­ син». Арктика таит юсячсие неожиданно­ сти. В этом убедились моряной «Ана­ толия Серова». После за,ходал в порт па Колыме—Амзбарчик, где были вы­ гружены продукты и товары для факторий, вошли в пролив Лопта. К этому времени у винта оставалась только одна лопасть. >В таких усло­ виях ш ти было тяжело. Легли в дрейф. Дрейфв 10-)балльном льду продол­ жался восемь суток. Люда выходили на лед, гуляли вовл© захваченного в ледовые об’ятия корабля. На девя­ тые сутки решили выбраться нз плена. — Полный вперед! »— быст­ ра заработал винт, но лед сжимал его и в олив миг быша обломана последняя лопасть. Вот шут-то и по­ требовалась помощь. Ледокол «Кра­ син», давя своей тяжестью лед, спе­ шил на выручку. Попытка взять на буксир тросами ни к чему не при­ вела — они моментально рвались. Тогда применили в качестве буксира два якорнык каната парохода. Это дало (результат. До бухты Провидения ледокол !ввл корабль. * ■ . , Здесь было реалено сменить винт. А это дело не (простое. Пришлось выгрузить «коло 1000 тонн угля, потом затопить носовой трюм, чтобы поднялась корма. Старший механик Хвастунов руководил сменой винта. Механик Богданов, машинист Звя­ гин, кочегары отвинтили: гигантскую гайку, сняли старый винт с вала и поставили новый. Была проделана сложная работа. ■ «Анатолий Серов» продвигался вперед по Берингову корю, морю, омываищеаеу берега двух частей света — Азии и Аавериш. Еще раньше, прокода через пролив Бе­ ринга, советские моряки видели ска­ листые, сокрытые туманной дым­ кой, берега Аляски, наблюдали, как китобойцы советских кораблей «Авангард», «Трудфронт» и «Энту­ зиаст» охотились за китами. Позади осталась Арктика, Север­ ный морской путь, но испытания пе окончились. ; Стоял уже осенний месяц — ок­ тябрь. Маре штормовало. В районе мыса Наварила 6 октября попали в жестокий 11-балльный шторм. Еще в бухте Провидения был взят на буксир один нз четырех пароходов, ксЬчфЫб шли из (Архангельска. Но во время шторма канат оборвался и бувелр «Молния» исчез. Только на третьи супш его нашли в бушую­ щем море и с трудом взяли вновь па буксир. Вот потянулись берега Камчатки. Зашли па Ново-Алюторский рыбный камбижт. Взяли всю продукцию комбината и 14 октября вошли в бухлу столицы Камчатки — города Петропавловска. Здесь были сданы буксиры. . Морякам еще рая пришлось уз­ нать силу дальневосточных тайфу­ нов. Рейс па ближайший Жупанов- окпй рыбокомбинат отнял около тред недель. . 16 ноября «Анатолий Серов» во­ шел в залив З олотой Рог ж отдал якорь у (Владивостока. , • * * Нарком рыбной промышленности наградил многих (участников этого перехода эначкацш «Отличник рыб­ ной щромышленности». Несмотря ва продолжительность рейса, экипаж жил жизнью всей страны. С интересом слушали радио и читали сообщения ТАСС. Часто устраивались киносеансы — запас фильмов был большой. Проводились беседы. Работал кружок по изучению истории партии. С неизменным успехам проходили в арктических портах концерты самодеятельности экипажа. Всей политико-массовай работой руководил помполит тов. Гуркин. Несмотря па трудности, а год в ледовом отношен®* был тяжелый, «Анатолий Серов» отлично выполни задапне Наркомата и был передан в полной исправ­ ности АЖ). Таков рейс одного парохода, рейс, показывающий, что Северный морской путь стал мощной коммерчевв&й водной магистралью нашей страны. •» —•-А «Анатолий Серов» дрейфовал В проливе Л он га , зажатый десятибалльным льдом (слева?. \ На помощь пришел ледокол «Красин» (справа). _ , Н А С Н И М К А Х : 1 6 . «Анатолий Серов» во льдах проливе I Л он га ; '/ 7. Смена винта в бухте Провидения; % 8 . В гостях у чукчей в бухте Провидения | у яранги; £ 9. П рактикант-студент Херсонского мор* \ с ко го техникума Я ЛО Я НЦ пеленгует** ся по берегу; 10 . У берегов Кам чатки — в бухте М ор “ ж овой . 1 Фотографии начальника радиостанпин парохода «Анатолий Серов» Н. И. АЗНАУРЬЯНА. Текст Вс. ИГНАТЬЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz