Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.
№ 18 (3&4). 9 $авраля 1941 г. r.-MWI— КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ а I Н А ПЛОВУЧЕМ рыбном комбинате «Пищевая Ин дустрия», втором по .величин© в стране, выжги ш строя котлы. А без них мощный корабль превра щался в мертвый, бездыханный организм, недвижи мую коробку. Сообщение «б этом получил с Дальнего Бостона, йарьамат рыбной промышленности Союза OOP. Котт лы нужно было срочно перебросить туда. Но как их доставить на Дальний Восток, эти грп- яюдины, из Ленинграда, с завода, (где их построили? РЕЙС ПАРОХОДА „АНАТОЛИЙ СЕРОЬ“ ЩРШЩЩЩШтЯИШШ и ___________ ■ I .:*.v v tfitfiftswt - я __ . Р * " • - - w a A l b Ms- Щ-ШМ'и ?'■*-г ■: * I • ■■ ■ -L ШЖг . " Ж , а _ . . *J •л ■! 'Ч Ж с Л ■ V‘^\>y4 .. . :V:*Ч.> •V' «£•v •.JT■r/4W->;v.V--v•:•-ч. \ / • .. ••ч-.. .-Гл» ’••*xiv.. . V Ч . • • : ■ > . - •• Н А С Н И М К А Х : * 1 . Капитан парохода «Анатолий Серов» орденоносец А . И . Д У Д Н И К (справа) и старший механик С. А . Х В А С ТУН О В ; 2. Угольная эстакада в порту острова Д и ксон , где транспорт брал уголь ; 8 . Это ледокол «Ленин», который прово дил караваны судов сквозь льды К а р с ко го моря; ; 4. Караван судов идет через пролив Виль- кя ц ко го (снимок сделан с «Анатолия ] . Серова»); В. Второй штурман парохода Д У Н А Й - \ Ц ЕВ на вахте в море Лаптевых; Нисколько платформ запял бы один' котел, по так перевозить по желез ной дороге нельзя, да еще на такое дальнее расстояние. Остался один путь — по воде. Для этого нужно, погрузив вотлы на баржи, провезти их по Неве, Ла дожскому озеру, Свири, Онежскому оэергу, Беломороко-Балтийскойгу ка налу ж Белому морю в Архангельск, откуда уже пароходам ого Северному морскому нута сво Владивосток. Так и было сделало. Котлы доставили в Архангельск... Когда разрабатывался план пере броски котлов, то выбор пал на грузовой пароход — транспорт «Анатолий Серов». На судоверфи срочно выполнили за'каз — приспособили траншорт к плаванию во льдах. Здесь сделали ледовую обшивку корпуса, устроила ледовый пляс, предохраняющий ко рабль от сжатия арктических льдов. И вот 11 июля капитан-орденоно сец А. И. Дудник отдал приказ к отплытию. Стояла солнечная ночь. Гедкне облака бродили по небу. Го род, стоящий на берегу фиорда, спал. Отцав швартовы, пароход ото шел от причала порта. На палубе была вся команда. На берегу куч ка людей — родньпх и знакомых. Они провожали «Анатолия Серова.» в ответственный рейс, рейс, закапчи вающийся в норту на другом конце страны... Выйдя из залива*, корабль ваял курс на Архангельск... ..Десколыко дней стаял «Анато лий Серов» у причала старого рус ского порта. Под’емные краны за полняли один ва 'другим его об’емш- стые трюмы. 'Много места в трю- ыах зашли шесть котлов. Погрузи ли я маппшы-лесавойы. Архашгельбк траншорг покидал не один. За пим шли, словно по четный эстафг, небольшие речные булсирные пароходы. Их тоже пред стояло провести сквозь льды поляр ных морей до (берегов Камчатки. Обычней путь судов, идущих на восток, лежит черев (Карские ворота. Но па error раз они (были за/блты льдами. Пришлось пройти севернее л войти в пролив Маггочкин Шар. Здесь (караван поджидал ледокол «Ленин». Карское море не обрадова ло. Лед был вводе, жуда ни посмот- рипгь. 7 'баллов! й с трудам пробиваясь, шел пароход. (Но этот путь гае ос тался 'без последствий. В схва/гке со льдами была потеряна лопасть вин та. Первый пушгот в Арктике, куда заходят суда, плывущие по великой северной дороге, вто порт на острове Джюон. Здесь вырос поселок. Летом тут всегда многолюдно. Когда к порту подошел «Анатолий Серов», члены экипажа увидели множество судов, (груженых лесом. Часть груза — лесовозы — была оставлена здесь, но зато угольные ямы пополнились дополнвдедьиым запасом топлива. (В гости на борт корабля пришло много моряков с другая судов. Все с удовольствием смотрели кинофильмы. Дав несколько протяжных (гудков, «Анатолий Серов» попрощался с первым арктическим портом. Курс— пролив Вильшцкого. Славный ледо кол, флапман арктического флота «Иосиф (Сталин», круша лед, провл- яил пароход. Труден был путь в мо ре Лаптевых, где стоял 8 — 9 балль ный лед. Порг Тинси. Вповь остановка. Об мен грузами. (Интересный концерт артистов Московского оперного теат ра им. ОгапнслагасЕаго, приехавшего ибслуживать полярников. Непрерывно загружались (кормовьвэ тртомы углем. Готовились к новым схваткам со льдами —■«брали пол ный груз ушля. Ссмшюты авиаразведки летчика Черевичного вернулись в порт. Лет чики сообщили радостную весть: пролив Лаптева чист ото льда. Это значило, что дальше можно было штги без ледокола. ★ * * Вахту в радиорубке держал ра дист А. Н. Мильчаков, награж денный за переход значком «От личник рыбной промышленности». По вскоре вновь потребовалась помощь ледокола. Проводником через Восточпо-"Сшцфакоо море был «'Кра син». Арктика таит юсячсие неожиданно сти. В этом убедились моряной «Ана толия Серова». После за,ходал в порт па Колыме—Амзбарчик, где были вы гружены продукты и товары для факторий, вошли в пролив Лопта. К этому времени у винта оставалась только одна лопасть. >В таких усло виях ш ти было тяжело. Легли в дрейф. Дрейфв 10-)балльном льду продол жался восемь суток. Люда выходили на лед, гуляли вовл© захваченного в ледовые об’ятия корабля. На девя тые сутки решили выбраться нз плена. — Полный вперед! »— быст ра заработал винт, но лед сжимал его и в олив миг быша обломана последняя лопасть. Вот шут-то и по требовалась помощь. Ледокол «Кра син», давя своей тяжестью лед, спе шил на выручку. Попытка взять на буксир тросами ни к чему не при вела — они моментально рвались. Тогда применили в качестве буксира два якорнык каната парохода. Это дало (результат. До бухты Провидения ледокол !ввл корабль. * ■ . , Здесь было реалено сменить винт. А это дело не (простое. Пришлось выгрузить «коло 1000 тонн угля, потом затопить носовой трюм, чтобы поднялась корма. Старший механик Хвастунов руководил сменой винта. Механик Богданов, машинист Звя гин, кочегары отвинтили: гигантскую гайку, сняли старый винт с вала и поставили новый. Была проделана сложная работа. ■ «Анатолий Серов» продвигался вперед по Берингову корю, морю, омываищеаеу берега двух частей света — Азии и Аавериш. Еще раньше, прокода через пролив Бе ринга, советские моряки видели ска листые, сокрытые туманной дым кой, берега Аляски, наблюдали, как китобойцы советских кораблей «Авангард», «Трудфронт» и «Энту зиаст» охотились за китами. Позади осталась Арктика, Север ный морской путь, но испытания пе окончились. ; Стоял уже осенний месяц — ок тябрь. Маре штормовало. В районе мыса Наварила 6 октября попали в жестокий 11-балльный шторм. Еще в бухте Провидения был взят на буксир один нз четырех пароходов, ксЬчфЫб шли из (Архангельска. Но во время шторма канат оборвался и бувелр «Молния» исчез. Только на третьи супш его нашли в бушую щем море и с трудом взяли вновь па буксир. Вот потянулись берега Камчатки. Зашли па Ново-Алюторский рыбный камбижт. Взяли всю продукцию комбината и 14 октября вошли в бухлу столицы Камчатки — города Петропавловска. Здесь были сданы буксиры. . Морякам еще рая пришлось уз нать силу дальневосточных тайфу нов. Рейс па ближайший Жупанов- окпй рыбокомбинат отнял около тред недель. . 16 ноября «Анатолий Серов» во шел в залив З олотой Рог ж отдал якорь у (Владивостока. , • * * Нарком рыбной промышленности наградил многих (участников этого перехода эначкацш «Отличник рыб ной щромышленности». Несмотря ва продолжительность рейса, экипаж жил жизнью всей страны. С интересом слушали радио и читали сообщения ТАСС. Часто устраивались киносеансы — запас фильмов был большой. Проводились беседы. Работал кружок по изучению истории партии. С неизменным успехам проходили в арктических портах концерты самодеятельности экипажа. Всей политико-массовай работой руководил помполит тов. Гуркин. Несмотря па трудности, а год в ледовом отношен®* был тяжелый, «Анатолий Серов» отлично выполни задапне Наркомата и был передан в полной исправ ности АЖ). Таков рейс одного парохода, рейс, показывающий, что Северный морской путь стал мощной коммерчевв&й водной магистралью нашей страны. •» —•-А «Анатолий Серов» дрейфовал В проливе Л он га , зажатый десятибалльным льдом (слева?. \ На помощь пришел ледокол «Красин» (справа). _ , Н А С Н И М К А Х : 1 6 . «Анатолий Серов» во льдах проливе I Л он га ; '/ 7. Смена винта в бухте Провидения; % 8 . В гостях у чукчей в бухте Провидения | у яранги; £ 9. П рактикант-студент Херсонского мор* \ с ко го техникума Я ЛО Я НЦ пеленгует** ся по берегу; 10 . У берегов Кам чатки — в бухте М ор “ ж овой . 1 Фотографии начальника радиостанпин парохода «Анатолий Серов» Н. И. АЗНАУРЬЯНА. Текст Вс. ИГНАТЬЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz