Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.

№ 17 (363). 7 февраля 1941 г. КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ Л Ю Б И Т Е И У В А Ж А Й Т Е ТРУД! Золотые руки Ш ури к учится в 3-ем клас­ се, Клава— в 5. Она стар­ шая. Ко гда я у х о ж у и до­ ма остается Клава, я ни о чем не беспокоюсь. Знаю, что все дочка сделает. Ш у ­ рика в ш колу отправит, в комнате приберет, поросен­ ка накормит. Стирать даже на нее мне иной раз не приходится. Де ­ вочка сознательная, знает— мать устает — и что мо­ ж е т , всегда сама сделает. Клава Сеснна. Придешь иной раз домой — смотришь дочка и обед успела сготовить. Деньги оставишь на п о ку п к у провизии — Клава израсходует их экономно. Выкроит и на обед, и на уж и н , и Ш у р и ку на завтрак в школьном буфете. Ч ул ­ ки себе и брату всегда поштопает, если где пуговица оборвется — пришьет. На хозяйство у нее руки золотые. И по­ мыть и погладить, — все это она умеет. На все у нее время хватает. Глядишь, на дворе ребята день пробегают и даже уроки приго­ товить не успеют. Клава ж е прежде уроки сделает, а потом все остальное. И хозяйством займется, и кн и гу почитает, и погулять сходит. И учится она хорошо, и за братом следит, и в хозяйстве помощница хорошая. П о ее примеру и братишка такой же растет. Осенью Ш ури к вместе с Клавой помогали мне Дров на зиму запасти. Д руж ны е , хорошие, за­ ботливые растут у меня дети. Е. Я. СЕСИНА. П о м о щ н и к Мише 13 лет. Он учится в 6 -м классе 18-й неполной средней школы . Он внима­ тельный и послушный сын. Если Миша видит, что у меня нет колоты х дров, то всегда сходит наколет и принесет домой дрова. Д а ­ ж е напоминать ему об этом не приходится. А если за­ метит, что я собираюсь за водой— заберет у меня вед­ ро и скаж ет: — Дай , мама, я схож у ... Н и ко гда за ним постель убирать не приходится, все­ гда аккуратно сам все сделает. А недавно смотрю — валенки снял, иглой вооружился и подошвы собирается к ним под­ шивать. И подшил — неплохо получилось. К ботинкам подметки тоже всегда сам прико ­ лачивает. Приятно смотреть, ка к у него все в руках спорится. Хороший помощник растет у меня. А. С. ТРЯСУЧКИНА . ШЕФЫ МОЛОДНЯКА ф В колхоз «Северное сияние», Териберского района, по несколько раз в день ходят пионеры начала ной школы становища Гаврилова Оля Андронова, Петя Кожин и другие ребята. Они чистят, поят молодняк животных, следят за его здоровьем. ф Шефствуют над животными пионеры Белокаменской школы, По­ лярного района. На соревнование за лучшее шефство они вызвали уча­ щихся Апатитской школы (совхоз «Индустриях). ЮннатЫ Живой уголок учащихся 4-й средней школы Мурманска — это сад в комнате. Под руководством учительницы 3. Э. Шангиной, с лю­ бовью выращивают юннаты школы декоративные, плодовые и цитрусо­ вые растения. Терпеливо изучают ребята строение различных расте­ ний, возможности разведения на Севере таких гостей с юга, как роз, лимонных и апельсиновых деревьев, аллоэ. Сделали сами Из клочков проволоки, из жестя­ ных консервных банок, из фанеры, картона и обрезков цветной бумаги юные физики 2-й школы г. Киров- ска сделали ряд наглядных посо­ бий для опытов по физике. К ним относятся электрифицированные ма­ кеты, электроскопы, перископы, тер­ мометры, всевозможные электриче­ ские приборы, моторчики. Все это является большим подспорьем для школы. На снимке: (сппава налево) воспитанники Мур­ манского детдома Влся Гизатулин, Аркаша Ка­ заков н Леня Смсленннков за отделкой шкатулки. Фэто К. Моисеева. Миша Трясучкин. V ЮНЫХ КОНСТРУКТОРОВ Па первой Мурманской детской техни­ ческой стапции сегодня обычный день. Идут занятия у юных кораблестроителей. Ребята -с болишпм вниманием: детально изучают компас. К олнмтиаде детского творчества они готовят модель яхты с бермудским вооружением тшга «Бу.тЬб- киль». В 2 часа дня заняггня первой смены 'закончены. Учащихся о— 7 '.классов сме­ няют четырехклассник®. Коля Золоташн спешит к сваеГр модели океанского парохода. Сегодня да заканчивает надпалубные надстройка. Осталось ещ* отделать капитанский мостик. В 6 часов опять происходит смена аудитории. Сюда приходят старшеоа/мжи- ш , участники кружка автолюбителей- механиков. Увлекательно и живо проходят занятия. Полезные практике скир навыки получают здесь ребята. Расходятся учащиеся ве- охотно. У каждого накопился! десяток вопросов. На них даже не .всегда успевает ответить преподаватель. На ето« заканчивается трудовой день на -станции. И таких дней шесть в не­ деле. Каждый из них насыщен интерес­ ным, творческим трудом ребят. Трудятся юные авиамоделисты, создавая модели са­ молетов с резино и бензаномоторами. Трудятся юные электротехники1, создавая модели электромоторов, электрпфтцирован­ ную железную дорогу. Интересно побы­ вать в кружке художественного ВЫШИВа­ НИЯ. Вся деятельность детской технической стгоции направлена к тому, чтобы .про­ будить в детях лчобовь к труду, щтявпть пм необходимые трудовые навыки, разбу­ дить их изобретательскую мысль. Все участника кружков стапции умеют пи­ лить. строгать, работать за слесарными тисками. Знания, полученные на уроках физики и химии, она учатся применять практически. В 1941 году перед нашей детской тех­ нической станцией стоит большая задача — привлечь к работе в пей как можно •больше ребят. В большинстве паши юные техники 'работают в одиночку, изредка в кружке при школе. Поэтому на выставке в прошлой олимпиаде детскогс творчества было так пало детских технических работ. Палпа задачу — об’ единить на стан­ ции юных конструкторов, авиамоделистов, кораблестроителей, любителей автодела. Помочь им развивать свою творчегкую инициативу, приобретать практические навыки, править любовь к труду и уме- ,нне трудиться. П. С. СЫСОЕВ. Дире ктор детской технической станции. . : a k и о / Г / / / / / T V / / / у / TV / / / , / / и>! / / / I 'JP I / / / / JTTJWn Воспитание трудолюбия Роль родителей в привитии прак­ тических гашыков детям огромна. От детей необходимо требовать ее толь­ ко отличной учебы, ио и приучать их трудиться, нести ответственность за определенны» /виды работы дома. В зависимости от (возраста ребе­ нок должен выполнять и соответст­ вующую работу. Так, к моменту по­ ступления >в школу он должен сле­ дить за чистотой своего тела;, уметь самостоятельно одеться, подмести пол, вымыть посуду, убрать за со­ бой рабочий стол, постель, владеть иголкой. В возрасте il4 — 15 лет дети ш>- гут быть уже настоящими помощ­ никами родителей дома., ухаживать за младшими братишками и се­ стренками, готовить завтрак, обед, уметь развести примус, истопить печь, штопать, чинить, стирать, гладить. В беседах с (родителями п уча­ щимися своего класса в начале ученого года я (встречалась со случаями, когда дети чуждались и даже стыдились домашних дел. При­ шлось повести серьезную раз’ясни- телыгую работу среди родителей та­ ких учащихся. Я творила им, что нельзя воспитывать белоручек, не­ способных даже обслужить себя. Та­ кие беседы возымели свое действие. Недавно я разговаривала с учащи­ мися своего 7 класса «А» о тоу, какие киты домашних работ они выполняют. Мнгй было радостно ви­ деть, как ребята наперебой стара­ лись рассказать обо всем, что они умеют делать. Большинство ребят вполне справ­ ляется с такими поручениями, как уборка комнаты, починка белья, штопка чулок. Девочки умеют сти­ рать, шить. От них не отстают в мальчики. Приятно было слышать, как Шура Миргородский рассказы­ вал о своей помощи домашним. Кла­ ва Тарасова, Тая Ефимочкина, Зоя Лифущцай, Нина и Валя Ивановы х другие вполне справляются со всеми домашними работами и вместе с этим отлично и хорошо учатся. По, к сожалению, есть еще и та­ кие родители, которые считают: «до­ статочно с ребенка и того, что он учится, не следует его беспокоить в отрывать от учебы «посторонними» делами. В своей практике я встре­ тилась с таким фактом: девочка 14 лет, старшая из 3-х детей, не уме­ ла правильно держать иголку л воща срочно нужно было пришить пуговку к блузке, она обратилась» помощью к соседке, так как матерв не было дома. Бывает и так, что мать не рабо­ тает, занимается хозяйством, ухажи­ вает за детьми и невольно воспи­ тывает белоручек, ссылаясь на то, что если детей заставлять выполнять домашние работы, то ей самой де­ лать будет нечего. Е сожалению, таДсие родителя еще встречаются. Нужно заста]ввяъ их понять, что подобным «воспита­ нием» они калечат своего ребенка, делают его неприспособленный) к будущей самостоятельной жизни. Н. и. БОЯРИНЦЕВА . Классный воспитатель 7 клас- ‘ са sA> 18-й НСШ г. Мурманска. Воспитанники Мурманского дет­ скою дома с начала этого учебного года решили полностью перейти на самообслуживание. Они сами ведут все хозяйство. А хозяйство в дет­ ском доме немаленькое. В распоря­ жении ребят находятся даже кла­ довые с продуктами. Саппа Баруздин с помощью своих активистов тща­ тельно следит за правильным хра­ нение* продуктов. О меню завтраков в обедов заботятся также сами ре­ бята. Приятно отменит^, что каче­ ство питания сейчас значительно улучшилось. Недавно отличались наши девоч­ ки. Заболел повар. Дело на кухне встало. Ло Маня Бобрышева н Нюра Окунева не растерялись. Они быст­ ро взялись за стряпню и приготови­ ли хороший завтрак, обед и ужин. А приготовить агищу на 100 чело­ век не так уж просто. . В наших комнатах, спальнях всегда очень чисто и аккуратно. Эго тоже заслуга ребят. И мальчи­ ки и девочки у нас охотно моют полы, проводят полную уборку всех помещений. Три—четыре кубометра дров не­ обходима распилить, расколоть и разнести по печам. С этой работой теперь очень быстро и легко справ­ ляются десять— двенадцать ребят. Лучшими по распиловке и колке дров являются У нас Салпа Хренов, Толя Герасимов, Таня Ковалева и Люся Тетеревлева. Своей работой сэкономили большую сумму денег. У ребят есть и свое большое подсобное хозяйство: одиннадцать свиней, четыре лошади, корова. Чаще всего на скотном дворе можно встретить Васю Ганичева. Он тер­ пеливо и заботливо следит, засыпан ли корм животным, чисто ли у них, все ли здесь в порядке. Для починки носильных вещей у нас существует особая мастер­ ская. Ежедневно трое— пятеро вос­ питанников дежурят здесь. Нод ру­ ководством тов. Васениной наши девочки учатся вышивать. Мало осталось б детском доме невыши- тых занавесок, «покрывал, накидок. Особенно увлекаются этим делом Тася 'Костенко, Нюра и Зоя Окуло­ вы, Тамара и Миля Комаровы. Что за шум, стук, визг? Это ки ­ пит (работа в столирной мастерской. Ребята с увлечением ремоеггирукуг мебель. Or верстака к верстаку хо­ дит старый краснодеревец Иван Петрович Жариков. (Под его руко­ водством ребята в короткий срок многое постигли в столярном:, мас­ терстве. Не забывают воспитанники детского дома и свою школу. Во время каникул они сдел?али для нее пять витрин-выставок, линейки и рамки. Починили и подклеили кар­ ты. Выполнили наши юные столя­ ры п большой заказ детской боль­ ницы. Они сделали 50 детских сто­ ликов. Сейчас ребята приняла еще заказ на изготовление столиков, стульев и щеток для подметания полов. Сейчас по решению Облисполкома мастерские в детском доме будут расширены. С нетерпением ждут реоята установления ков. новых стан- Сашу Баруздина, хорошо овладев­ шего столярным и токарным делом, ребята зовут мастером, Эйнара Колыхмашеиа — его помощником. Вася Гизатулин, Егор Панкин, Ваня Заводчиков и Коля Ульянов организовали кружок художествен­ ного выпиливания из дерева. Заме­ чательные шкатулки, настольные приборы, вазы и рамки делиют ребята. Перечисленное далеко не все, чем занимаются воспитанники дет­ ского дома. Хочется отметить, что 1 руд, который мы ввели у нас, еще более укрепил! дисциплину, порядок и, самое главное, коллектив детдо­ мовцев. Привитие детям трудовых навыков поможет им войти в само>- стоятельпую жизнь вполне подго­ товленными к ней. А. КУЧЕРЕВСКИЙ . Заведующий Мурманским дет­ ским домом. Обыкновенная история Мальчик с-обирается в школу. Около него хлопочет бабушка. Она уже- успела почистить 'ботинки две- иадцатилетнему внуку, пришить так часто отрывающиеся пуговицы. Мальчик одел пальто и нетерпеливо поглядывает на бабушку. Она еще должна повязать ему вокруг шеи шарф. Но вот «проделана и эта проце­ дура. Внучек отправляется в шко­ лу. Бабушка беспокойно поглядыва­ ет в окно. Сумеет ли он сам пе­ рейти дорогу? Мальчик скрывается за углом, а бабушка идет прибирать за ним постель, раскиданные в беспорядке книги. Фамилия этого мальчика Высоц­ кий, учится он в 5 классе «В» на­ шей школы. — Зачем вы за него все делаете? Зачещ приучаете мальчика к безде- лию? — спросила как-то зашедшая к родным Высоц­ кого ^классная вос­ питательница тов. Савина. — Как начем? — очень удиви­ лась собеседница. — Он же буду­ щий мужчина. Не­ ужели цриучаггь его с тряпками ’возиться? Может j быггь еще Сосуду мыть ваставить? Глядите, Как . над ним хлопочут. Чего сыночек Ни захочет, Все это В несколько минут Ему С поклоном подают. Не мальчиковая это работа... Что вы!.. Что вы !.' — и бабушка в искренней негодовании замахай руками. Т/ЬК и расстались классная вое- питателшнца и непосредственнее воспитательница внука, не понл* друг друга. К сожалению, покровители мето­ дов обломовского воспитания сред* родителей еацеимеются. Такие «мяг­ косердечные» мамаши, бабушки ш тетушки оказывают медвежью услу­ гу своим (питомцам. Откровение* будет для таких, чрезмерно опекае­ мых мальчиков я девочек, обыкно­ венная и ш , упог, молоток, отверти. (Нод «благотвор­ ным» влияниям подобных родных растут люди А * неженные, непри­ способленны:) к жпгэнн, приучвв- ные к постоянной опеке. Школа ■ советская дейст­ вительность про­ тив методов тако­ го «-воспитания», против обломовщи­ ны. Советский Школьник должен иметь руки, лю­ бящие труд. А. УВАРОВА . Директор . 10 средней шко­ лы г. Мур, манска,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz