Комсомолец Заполярья. 1941, май.

f t 65 (411). 30 mil 1941 г КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 3 НА В Е С Е Н Н И Х И С П Ы Т А Н И Я Х На испытаниях по русскому языку в 5 классе «Б» 10 средней шко лы (Мурманск). Испытания прово­ дят учительницы 3 . Э. Савина и 3 . В . Дюкова, отвечает отличница учебы Нина Токмакова. Фото К . Моисеева. Отвечают выпускники ‘Вкзанея сдают .ученики десятого класса перзой средней школы. * — Номер вашего билета? — спрашивает преподаватель литерату­ ры Павел: Михайлович Логвин у Лидии Мамоячжовой. — Семнадцать. Мои вопросы,: ■«Горький — родоначальник совет­ ской литературы», «Композиция романа Шолохова «Поднятая цели­ на», «Стихотворение Валерия fipio- сооа «Довольным:». После нескольких минут подго­ товки Лида подходит к столу ко­ миссии я начинает отвечать. Лидия Мамончикова дает обстоя- телшые ответы на все поставлен­ ные ей вопросы. О 'рождении нового человека в огне резолюциюиной 'борьбы расска­ зывает десятиклассница Валентина Новикова. Чувствуется, что она прекрасно понимает и знает позесть Горького «Мать». Новикова с ув­ лечением говорит о матери Павла Власова — Ниловне, которая, стано­ вится Ьозвательным) борцом рево- яовщ . Хорошо отвечают (Михаил Алек­ сеев, Людмила Пантелеева, Ни­ колаи! Хазов. Александр Зайцев подробно и обстоятельно рассказы-! Бает? об идеологической сущности символизма. Все они получают щенку «отлично». Испытания по литературе в де­ сятом классе первой средней школы показали, что выпускники хорошо знают изученный в течение года материал. Только шесть посредствен­ ных отметок имеют они на испыта­ ниях по литературе. Больше поло­ вины ответов на испытаниях сце­ жены на «отлично». П. ВАСИЛЬ ЕВ . г, Кировск. Нельзя не знать Зоология — (интересный и увле­ кательный! предмет. Изучая ее, уча­ щиеся получают знания о многооб­ разном животном мире. Самым ярким и верным допол­ нением учебник может и должно служить повседневное наблюдение над окружающей природой, над жизнью животного мира. Почти в любой школе по зооло­ гии .имеются самые разнообразные наглядные пособия, часто сделанные самими учащимися. На испытаниях по зоологии в 7 классе «В» в 19 онколе Мурман­ ска, как в маленьком музее: скеле­ ты животных, разнообразные орга­ низмы, заспиртованные в банках, высушенные насекомые и т. д. Мно­ го плакатов, поясняющих внутрен­ нее устройство п функции различ­ ных органов млекопитающих, пре­ смыкающихся, земноводных, .рыб, насекомых. В 7 классе «Б» многйе ученики показали очень хорошие знания. Они прочно усвоили программный материал, спокойно и уверенно дер­ жали себя на испытаниях. Но хо­ чется сказать не об 1этом. Ученица Силевина удовлетвори­ тельно рассказала о представителе иглокожих — морской звезде. Она знает, что это за животное, где водится, какие у него есть органы. Но -когда прочитала другой во­ прос: особенности строения пищева­ рительной системы травоядных, то не знала как приступить к ответу. Может она не знает с чего начать? Иногда такие затруднения бывают. Преподаватель облегчает эту задачу. — Какое травоядное- животное ты знаешь? — Лошадь! — Разве она жует жвачку? Уче­ ница молчит.— Селевина, ты видела корову, овцу?.. Таким образом до­ брались до травоядного. — /Расскажи, какие четыре отде­ ла желудочка ты знаешь? Ученица ничего не ответила. Ученику Мельникову был задан вопрос: целесообразность в природе и ее относительный характер? Ка­ кая благодатная тема! Сколько мож­ но привести примеров в доказа­ тельство тою, что сказано в учеб­ нике из жизни, если человек хоть сколько-нибудь наблюдателен. К со­ жалению, ученик ничего не мог от­ ветить на этот вопрос. 'Некоторые учащиеся не понима­ ли, для чего существует покрови­ тельственная окраска у насекомых, чем отличается строение костей птиц от -костей животных? Харак­ терно, что, отзечая на этот вопрос, ученик отмечает некоторые внешние признаки,' забывая о главном, что кости птиц внутри наполнены воз­ духом. (Конечно, не все учащиеся имеют такие знания. ‘Но разве должны быть ученики без этих знаний? Нет! Не знать этого нельзя, у Приведенные ответы наводят по существу па одну: мысль. Некото­ рые учащиеся мало задумываются, а отдельные и совсем не беспокоят­ ся о том, чтобы знать материал по существу, думать о том, как при­ менить свои знания в лшзни. А ведь семиклассники — это уже вы­ пускники и часть из них пойдет е колхоз, на завод, начнет само­ стоятельную жизнь. А. ОВЧИННИКОВ - КЛАССИК АРМЯНСКОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ (К 75-летию со дня рождения АКОП АКОПЯНА ) Акоп Акопян, знаменитый армян­ ский поэт, родился 76 лет тому на­ зад — 30 мая 1866 года — в г. Гянджа (ныне — Кировабад). •Отец его был бедным! ремесленни­ ком. Сначала 'Акопян учился в при­ ходской школе. По окончании ее он поступил <в гимназию, из которой его исключили за участие в рево­ люционном дзижении: юный поэт ■написал прокламацию, направлен* ную против Александра Ш. Суровой и трудной ‘была жизнь Акопа Акопяна, испытавшего горечь национального бесправия, нищеты и унижений трудового человека три капитализме. В 1904 году он1всту­ пил в ряды большевиков; верным ■сыном партии он остазался до кон­ ца своих дней. Первый сборник стихов лриобрев- лпего (популярность армянского поэ­ та вышел в 1895 г. Через несколь­ ко лет он перевел! на армянский языв «Марсельезу», «Интернацио­ нал» и ряд других революционных несен. * В течение четырех десятилетий к&т Акопян, как поэт и револю­ ционер, чесано служил своему наро­ ду. Это дало ему право сказать: «Борьба была моей стихией, вся зигзеь моя была борьбой». За езои шгоэтвекав заслуги он в 1923 го­ ду был удостоен звания народного поэта Грузии и Армении. |В стихотворении Акопяна «Заве­ щание», написанном в 1920 году, есть таете слова.: «...Для поэта пе­ ро — в борьбе могучий молот». Акоп Акопян действительно сочетал в своем творчестве призвание- пи­ сателя с деятельностью пролетар­ ского революционера. Огромное влияние на его творчество оказала революция 1905 -года. Он воспел ее размах, нризьйвал быть верным ее идеям и грудью добиваться ее победы. Поэт остро ощущал социальные противоречия капиталистического го­ рода. Он видео: в этом городе — власть хищного, богатого, ненасыт­ ного. Жажда наживы не имеет пре- делоз, ©о среди бесправия и экс- плоатации пролетарий колит силы для торжества -своей правды. Акоп Акопян и выступил как певец шева, восстания и победы рабочего класса. Акоп Акопян органически связал свою судьбу о рабочим классом, с трудящимися массами. Его поэтиче­ ское мировосприятие сложилось под сильны* воздействием Максима Горького. Великую Октябрьскую . социали­ стическую резолюцию 50-летнжй •поэт приветствовал гимнами торже­ ства и радости. Он воспел строи­ тельство новой жизни во всех ее изумительных проявлениях. В со­ оружении Ширакского канала, кото­ рому посвящена поэма под назза- нием «Ширканалчболышевик», Ако­ пян увидел великие дела на!рода. С юношеским интересом ко всему но­ вому, что дала советская власть, он уже з первых ударах лопат, поло­ живших начало стройке, увидел бо­ гатые плоды народного творчества: Не страшно умереть в тот день, -Не страшно умереть в тот час, Когда (великий Ширкаяал Увижу я еще хоть раз. Я слышал первый гул труда, Свидетель муки |родовой. Селенья, нивы и сады Теперь взлелеяны тобой... Заводов громкие гудки Меня окликнут, наконец, Приветствуя свою страну, 'Взовьется пламенный багрец. Большевистская партия, великие вожди революции Ленин и Сталин вдохновляют поэта. Он гозорит: имя Ленина, его исполинские дела бес­ смертны, как солнца свет, как воды океана, как блеск Марса, как ве­ личие Гималаев. Могут рухнуть камни Гималаев, могут звезды по­ меркнуть, но, пока на земле будет ш ь человек, будет жить из века в век бессмертное простое имя: Ленин. Областное совещание по пропаганде Три дня продолжало свою работу областное совещание заведующих отделами пропаганды и агитадри горкомов и райкомов ВКЩб) и их заместителей. Совещание обсудило два важнейших вопроса: о состоя­ нии работы по экономическому об­ разованию руководящих кадров и технической пропаганде, и о состоя­ нии агитационной работы на пред­ приятиях и в колхозах области. ‘С докладами по первому вопросу выступили заведующий отделом про­ паганды и агитации (Кандалакшского городского комитета ВКЩб) тов. Аронов и заведующий отделом про­ паганды я агитации Кировского райкома партии тов. Неро®. В прениях по этим докладам вы­ ступили тт. 'Клейменов (пропаган­ дист Кандалакшского райкома ВКЩб), Анисимов (заведующий парткабинетом Кандалакшского гор­ кома ВКЩб) |и другие. Заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации обкома пар- теш т. Москалев в езоем выступлении подробно остановился на недостат­ ках, которые еще имеют место в организации экономической учебы руководящих кадров и постановке дела технической пропаганды. В конце прений по первому во­ просу выступил секретарь област­ ного комитета ВКЩб) по пропаганде и агитации тов. Ф. А. Бутцев. После обсуждения первою вопро­ са-, на совещании был заслушан до­ клад заведующего отделом пропаган­ ды п агитации Мурманского город­ ского комитета ВКЩб) тов. Смир­ нова. i 'По докладу развернулись прения. В них выступили тт. Анисимов. (заведующий отделом пропаганды и агитации Ленинского райкома пар­ тии), Москалев (зам. зав. отде­ лом пропаганды и агитации обкома партии) е другие. С огромным вниманием участники областного совещания выслушали выступление секретаря областно­ го комитета партии тов. М. И. Старостина. Остановясь на задачах партийных организаций в деле улучшения партийной агитации, тов. Старостин указал конкретные пути улучшения этой важнейшей работы. После обсуждения второго вопроса повестки дня участники совещания прослушали лекции на следующие темы: «Основные принципы плани­ рования народного хозяйства СССР», «Расширенное социалистическое вос­ производство», «Размещение произ­ водительных сил в 'СССР» и лекцию о международном положении. Вэоры старейшего поэта Совет­ ской Армении обращаются к Крем­ левскому дворцу, к Большому залу, где с вождями партии и народа, где со Сталиным встречаются лучшие люди страны, чтобы подвести ито­ ги борьбы, чтобы наметить пути новых побед. Он слышит бурю при­ ветствий, посылаемых Сталину: И вверху, среди Боевых знамен, Ленин так же рад Й улыбку шлет. Это Сталину Улыбнулся он. Клятва (Сталина Пас оедет вперед. Акоп Акопян начал свою поэти­ ческую деятельность в годы, когда рабочий, когда человек труда бъйл унижен и подавлен. Своим поэтиче­ ским словом он славил борьбу про­ тив экоплоаталдш, звал к борьбе за социализм. . Акоп Акопян увидел торжество идеалов, которые он испозедывал. Он увидел свой народ освобожден­ ным от национального гоета ж эко­ номической эксллоатацЕи. Он уви­ дел превращение тюрьмы народов — царской империи — в Содоз равно­ правных советских социалистиче­ ских республик. Свою жизнь Акоп Акопян поезя- тил рабочему класоу. Он умер в 1937 году. Его жизнь и творче­ ство остаются светлы^ примером преданного служения социализму. . . В. к и р п о т и н . ЖИЗНЬ КРАСНОЙ АРМИИ В наступлении Отделение подняла ночью. На исходном пункте младший сержант Агеев «б’яснздл! задачу. Тема заня­ тия: «Наступление на обороняюще­ гося «противника». Ночь светлая, далеко видно впе­ ред. Бдительно несли свою службу дозоры, охраняя ядро. Они выходили в торы, просматривали подступы, откуда мог язшъся «противник» и нанести внезапный удар. Убедив­ шись, что все кругом спокойно, с предосторожностями двигались даль­ ше. Старший дозора красноармеец Кальсин то и дело останавливался, прислушивался к ночной тишине. Там, где местность ровная, он де­ лает -быстрые перебежки, по пере­ сеченной местности двигается мед­ ленно. За ним точно также следует красноармеец Моисеев. Внезапно нарушил тишину отряд «противника». Кальсин вмиг замер на месте, а затем приказал Моисе­ еву дать сигнал своим о появле­ нии «противника». Взвилась крас­ ная ракета. В это время Кальсин полз по на­ правлению «противника», держа в одной руке винтовку, а в другой гранаты. Смелый боец умелыми действиями не дал уйти передовому отряду «неприятеля». Вскоре к не­ му подоспел Моисеев. Бойцы вы­ нудили «противника.» сложить ору­ жие. И когда их приказ был вы­ полнен, Моисеев остался охра­ нять обезоруженный отряд до под­ хода своих. Кальсин в это время продолл^л нести разведку один. План оборонявшегося «лр&яаз». ка» был нарушен. Командир яасту- лавшего отделения Агеев приказах своим бойцам ползти, как косо* лучйю (применяясь к местности, чтобы не обнаргужигь с^5я. Впереди наступающих находилась открытая местность. Кругом еж кустика, ни бугорка. Бойцы пополз­ ли в сторону «противника». Трудно передвигаться в ' полном боевом снаряжении. Но боец Разум­ ников мужественно преодолевает трудности — не даром* он • .упорно учился на занятиях. Это здесь при­ годилось. Наконец, достигли намеченное пункта -скопления. Отделение бьы-о в полном составе. Младший сержан?г Агеев отдал приказ — приготовить­ ся к атаке. Отделение наступало бесшумно. Неожиданно левый фланг «против­ ника» открыл огонь по наступало- щнм. Боец Кальсин: не мог спокой­ но ползти, видя, что пулемет «про­ тивника» поливает свинцом това­ рищей. Он еще лучше применялся к местности л полз к пулемету, что­ бы заставить его замолчать. Каль­ син швырнул «гранату. А (Моисеев до конца довел дело. Пулемет боль­ ше не тревожил наступавших. Бойцы стремительно кинулись вперед, в атаку. Отчетливо звучал голос Агеева, а когда задача была выполнена, командир об’якил благо­ дарность Кальсину и Моисееву. — С такими (бойцами нигде не пропадешь, — сказал командир. И. ГЕРШЕНЗОН. Заместитель политрука. НА ТРЕНИРОВКЕ ‘27 мая вечером, после работы, на спортплощадку ДСО «Рыбник Севера» явились па тренировку к комсомольскому кроссу призывники Микояновского района. Подается команда: «Разняйсь!». 26 человек быстро выстраиваются, выразнпвают ряды). Руководитель занятий тов.4 Абра­ мов рассказал о технике бега, о том, какие ошибки часто допускают бегуны, дал несколько прак­ тических советов молодым физкуль­ турникам. — Бежать надо широким шагом, резко срываться с места не сле­ дует. Давайте Проделаем. Ло команде труппа пробегает не­ сколько кругоз, лотом переходит на шаг. (Призывники еще не закончили тренировку, а на площадку пришла другая ipynna — комсомольцы л несоюзная молодежь тралфлота. Группа в 15 человек сделала пробег на один крут. Командир по­ дал команду «шагом». Затем ipyn- па выстраивается полукругом и проделывает зарядку. Так ежедневно молодежь рыбных предприятий го­ товится к кроссу. В КИРОВСКЕ НЕ ТОРОПЯТСЯ Подошло дето. Скоро начнутся кроссы. В парках, на стадионах за- мелькают разноцветные майки физ­ культурников. Но, судя ло настрое­ ниям •физкультурных работников Кировска, спортсменов на.соревно­ ваниях будет немного. На городском стадионе еще дер­ жится снег, но если (бы * организо­ вать очистку стадиона от снега, то здесь можно проводить соревнова­ ния. Физкультурники школы ФЭУ ком­ бината «Апатит» и «Спартака» на­ чали тренировку к кроссу. На тре­ нировки приходят по 30— 40 физ­ культурников. И радостно то, чзго па каждую тренировку приходит все больше и болийпе спортсменов. Так. в «Спартаке» первый раз пришло 19 человек, а второй уже 2-8. Зна­ чит молодежь хочет участвовать в кроссе. Но фабзаучники и спартаковцы пока остаются почти одинокими. В стороне от подготовки к- крос­ су стоят профсоюзные организации. , А. СЕМЕНОВ. г. Кировск. На стадионе «Рыбник Севера» начались первые встречи футболи- I сто©. На снимке: играют команды «Спартака» и Н-ской части. Фото К , Моисеева*. [

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz