Комсомолец Заполярья. 1941, май.
f t 65 (411). 30 mil 1941 г КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 3 НА В Е С Е Н Н И Х И С П Ы Т А Н И Я Х На испытаниях по русскому языку в 5 классе «Б» 10 средней шко лы (Мурманск). Испытания прово дят учительницы 3 . Э. Савина и 3 . В . Дюкова, отвечает отличница учебы Нина Токмакова. Фото К . Моисеева. Отвечают выпускники ‘Вкзанея сдают .ученики десятого класса перзой средней школы. * — Номер вашего билета? — спрашивает преподаватель литерату ры Павел: Михайлович Логвин у Лидии Мамоячжовой. — Семнадцать. Мои вопросы,: ■«Горький — родоначальник совет ской литературы», «Композиция романа Шолохова «Поднятая цели на», «Стихотворение Валерия fipio- сооа «Довольным:». После нескольких минут подго товки Лида подходит к столу ко миссии я начинает отвечать. Лидия Мамончикова дает обстоя- телшые ответы на все поставлен ные ей вопросы. О 'рождении нового человека в огне резолюциюиной 'борьбы расска зывает десятиклассница Валентина Новикова. Чувствуется, что она прекрасно понимает и знает позесть Горького «Мать». Новикова с ув лечением говорит о матери Павла Власова — Ниловне, которая, стано вится Ьозвательным) борцом рево- яовщ . Хорошо отвечают (Михаил Алек сеев, Людмила Пантелеева, Ни колаи! Хазов. Александр Зайцев подробно и обстоятельно рассказы-! Бает? об идеологической сущности символизма. Все они получают щенку «отлично». Испытания по литературе в де сятом классе первой средней школы показали, что выпускники хорошо знают изученный в течение года материал. Только шесть посредствен ных отметок имеют они на испыта ниях по литературе. Больше поло вины ответов на испытаниях сце жены на «отлично». П. ВАСИЛЬ ЕВ . г, Кировск. Нельзя не знать Зоология — (интересный и увле кательный! предмет. Изучая ее, уча щиеся получают знания о многооб разном животном мире. Самым ярким и верным допол нением учебник может и должно служить повседневное наблюдение над окружающей природой, над жизнью животного мира. Почти в любой школе по зооло гии .имеются самые разнообразные наглядные пособия, часто сделанные самими учащимися. На испытаниях по зоологии в 7 классе «В» в 19 онколе Мурман ска, как в маленьком музее: скеле ты животных, разнообразные орга низмы, заспиртованные в банках, высушенные насекомые и т. д. Мно го плакатов, поясняющих внутрен нее устройство п функции различ ных органов млекопитающих, пре смыкающихся, земноводных, .рыб, насекомых. В 7 классе «Б» многйе ученики показали очень хорошие знания. Они прочно усвоили программный материал, спокойно и уверенно дер жали себя на испытаниях. Но хо чется сказать не об 1этом. Ученица Силевина удовлетвори тельно рассказала о представителе иглокожих — морской звезде. Она знает, что это за животное, где водится, какие у него есть органы. Но -когда прочитала другой во прос: особенности строения пищева рительной системы травоядных, то не знала как приступить к ответу. Может она не знает с чего начать? Иногда такие затруднения бывают. Преподаватель облегчает эту задачу. — Какое травоядное- животное ты знаешь? — Лошадь! — Разве она жует жвачку? Уче ница молчит.— Селевина, ты видела корову, овцу?.. Таким образом до брались до травоядного. — /Расскажи, какие четыре отде ла желудочка ты знаешь? Ученица ничего не ответила. Ученику Мельникову был задан вопрос: целесообразность в природе и ее относительный характер? Ка кая благодатная тема! Сколько мож но привести примеров в доказа тельство тою, что сказано в учеб нике из жизни, если человек хоть сколько-нибудь наблюдателен. К со жалению, ученик ничего не мог от ветить на этот вопрос. 'Некоторые учащиеся не понима ли, для чего существует покрови тельственная окраска у насекомых, чем отличается строение костей птиц от -костей животных? Харак терно, что, отзечая на этот вопрос, ученик отмечает некоторые внешние признаки,' забывая о главном, что кости птиц внутри наполнены воз духом. (Конечно, не все учащиеся имеют такие знания. ‘Но разве должны быть ученики без этих знаний? Нет! Не знать этого нельзя, у Приведенные ответы наводят по существу па одну: мысль. Некото рые учащиеся мало задумываются, а отдельные и совсем не беспокоят ся о том, чтобы знать материал по существу, думать о том, как при менить свои знания в лшзни. А ведь семиклассники — это уже вы пускники и часть из них пойдет е колхоз, на завод, начнет само стоятельную жизнь. А. ОВЧИННИКОВ - КЛАССИК АРМЯНСКОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ (К 75-летию со дня рождения АКОП АКОПЯНА ) Акоп Акопян, знаменитый армян ский поэт, родился 76 лет тому на зад — 30 мая 1866 года — в г. Гянджа (ныне — Кировабад). •Отец его был бедным! ремесленни ком. Сначала 'Акопян учился в при ходской школе. По окончании ее он поступил <в гимназию, из которой его исключили за участие в рево люционном дзижении: юный поэт ■написал прокламацию, направлен* ную против Александра Ш. Суровой и трудной ‘была жизнь Акопа Акопяна, испытавшего горечь национального бесправия, нищеты и унижений трудового человека три капитализме. В 1904 году он1всту пил в ряды большевиков; верным ■сыном партии он остазался до кон ца своих дней. Первый сборник стихов лриобрев- лпего (популярность армянского поэ та вышел в 1895 г. Через несколь ко лет он перевел! на армянский языв «Марсельезу», «Интернацио нал» и ряд других революционных несен. * В течение четырех десятилетий к&т Акопян, как поэт и револю ционер, чесано служил своему наро ду. Это дало ему право сказать: «Борьба была моей стихией, вся зигзеь моя была борьбой». За езои шгоэтвекав заслуги он в 1923 го ду был удостоен звания народного поэта Грузии и Армении. |В стихотворении Акопяна «Заве щание», написанном в 1920 году, есть таете слова.: «...Для поэта пе ро — в борьбе могучий молот». Акоп Акопян действительно сочетал в своем творчестве призвание- пи сателя с деятельностью пролетар ского революционера. Огромное влияние на его творчество оказала революция 1905 -года. Он воспел ее размах, нризьйвал быть верным ее идеям и грудью добиваться ее победы. Поэт остро ощущал социальные противоречия капиталистического го рода. Он видео: в этом городе — власть хищного, богатого, ненасыт ного. Жажда наживы не имеет пре- делоз, ©о среди бесправия и экс- плоатации пролетарий колит силы для торжества -своей правды. Акоп Акопян и выступил как певец шева, восстания и победы рабочего класса. Акоп Акопян органически связал свою судьбу о рабочим классом, с трудящимися массами. Его поэтиче ское мировосприятие сложилось под сильны* воздействием Максима Горького. Великую Октябрьскую . социали стическую резолюцию 50-летнжй •поэт приветствовал гимнами торже ства и радости. Он воспел строи тельство новой жизни во всех ее изумительных проявлениях. В со оружении Ширакского канала, кото рому посвящена поэма под назза- нием «Ширканалчболышевик», Ако пян увидел великие дела на!рода. С юношеским интересом ко всему но вому, что дала советская власть, он уже з первых ударах лопат, поло живших начало стройке, увидел бо гатые плоды народного творчества: Не страшно умереть в тот день, -Не страшно умереть в тот час, Когда (великий Ширкаяал Увижу я еще хоть раз. Я слышал первый гул труда, Свидетель муки |родовой. Селенья, нивы и сады Теперь взлелеяны тобой... Заводов громкие гудки Меня окликнут, наконец, Приветствуя свою страну, 'Взовьется пламенный багрец. Большевистская партия, великие вожди революции Ленин и Сталин вдохновляют поэта. Он гозорит: имя Ленина, его исполинские дела бес смертны, как солнца свет, как воды океана, как блеск Марса, как ве личие Гималаев. Могут рухнуть камни Гималаев, могут звезды по меркнуть, но, пока на земле будет ш ь человек, будет жить из века в век бессмертное простое имя: Ленин. Областное совещание по пропаганде Три дня продолжало свою работу областное совещание заведующих отделами пропаганды и агитадри горкомов и райкомов ВКЩб) и их заместителей. Совещание обсудило два важнейших вопроса: о состоя нии работы по экономическому об разованию руководящих кадров и технической пропаганде, и о состоя нии агитационной работы на пред приятиях и в колхозах области. ‘С докладами по первому вопросу выступили заведующий отделом про паганды и агитации (Кандалакшского городского комитета ВКЩб) тов. Аронов и заведующий отделом про паганды я агитации Кировского райкома партии тов. Неро®. В прениях по этим докладам вы ступили тт. 'Клейменов (пропаган дист Кандалакшского райкома ВКЩб), Анисимов (заведующий парткабинетом Кандалакшского гор кома ВКЩб) |и другие. Заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации обкома пар- теш т. Москалев в езоем выступлении подробно остановился на недостат ках, которые еще имеют место в организации экономической учебы руководящих кадров и постановке дела технической пропаганды. В конце прений по первому во просу выступил секретарь област ного комитета ВКЩб) по пропаганде и агитации тов. Ф. А. Бутцев. После обсуждения первою вопро са-, на совещании был заслушан до клад заведующего отделом пропаган ды п агитации Мурманского город ского комитета ВКЩб) тов. Смир нова. i 'По докладу развернулись прения. В них выступили тт. Анисимов. (заведующий отделом пропаганды и агитации Ленинского райкома пар тии), Москалев (зам. зав. отде лом пропаганды и агитации обкома партии) е другие. С огромным вниманием участники областного совещания выслушали выступление секретаря областно го комитета партии тов. М. И. Старостина. Остановясь на задачах партийных организаций в деле улучшения партийной агитации, тов. Старостин указал конкретные пути улучшения этой важнейшей работы. После обсуждения второго вопроса повестки дня участники совещания прослушали лекции на следующие темы: «Основные принципы плани рования народного хозяйства СССР», «Расширенное социалистическое вос производство», «Размещение произ водительных сил в 'СССР» и лекцию о международном положении. Вэоры старейшего поэта Совет ской Армении обращаются к Крем левскому дворцу, к Большому залу, где с вождями партии и народа, где со Сталиным встречаются лучшие люди страны, чтобы подвести ито ги борьбы, чтобы наметить пути новых побед. Он слышит бурю при ветствий, посылаемых Сталину: И вверху, среди Боевых знамен, Ленин так же рад Й улыбку шлет. Это Сталину Улыбнулся он. Клятва (Сталина Пас оедет вперед. Акоп Акопян начал свою поэти ческую деятельность в годы, когда рабочий, когда человек труда бъйл унижен и подавлен. Своим поэтиче ским словом он славил борьбу про тив экоплоаталдш, звал к борьбе за социализм. . Акоп Акопян увидел торжество идеалов, которые он испозедывал. Он увидел свой народ освобожден ным от национального гоета ж эко номической эксллоатацЕи. Он уви дел превращение тюрьмы народов — царской империи — в Содоз равно правных советских социалистиче ских республик. Свою жизнь Акоп Акопян поезя- тил рабочему класоу. Он умер в 1937 году. Его жизнь и творче ство остаются светлы^ примером преданного служения социализму. . . В. к и р п о т и н . ЖИЗНЬ КРАСНОЙ АРМИИ В наступлении Отделение подняла ночью. На исходном пункте младший сержант Агеев «б’яснздл! задачу. Тема заня тия: «Наступление на обороняюще гося «противника». Ночь светлая, далеко видно впе ред. Бдительно несли свою службу дозоры, охраняя ядро. Они выходили в торы, просматривали подступы, откуда мог язшъся «противник» и нанести внезапный удар. Убедив шись, что все кругом спокойно, с предосторожностями двигались даль ше. Старший дозора красноармеец Кальсин то и дело останавливался, прислушивался к ночной тишине. Там, где местность ровная, он де лает -быстрые перебежки, по пере сеченной местности двигается мед ленно. За ним точно также следует красноармеец Моисеев. Внезапно нарушил тишину отряд «противника». Кальсин вмиг замер на месте, а затем приказал Моисе еву дать сигнал своим о появле нии «противника». Взвилась крас ная ракета. В это время Кальсин полз по на правлению «противника», держа в одной руке винтовку, а в другой гранаты. Смелый боец умелыми действиями не дал уйти передовому отряду «неприятеля». Вскоре к не му подоспел Моисеев. Бойцы вы нудили «противника.» сложить ору жие. И когда их приказ был вы полнен, Моисеев остался охра нять обезоруженный отряд до под хода своих. Кальсин в это время продолл^л нести разведку один. План оборонявшегося «лр&яаз». ка» был нарушен. Командир яасту- лавшего отделения Агеев приказах своим бойцам ползти, как косо* лучйю (применяясь к местности, чтобы не обнаргужигь с^5я. Впереди наступающих находилась открытая местность. Кругом еж кустика, ни бугорка. Бойцы пополз ли в сторону «противника». Трудно передвигаться в ' полном боевом снаряжении. Но боец Разум ников мужественно преодолевает трудности — не даром* он • .упорно учился на занятиях. Это здесь при годилось. Наконец, достигли намеченное пункта -скопления. Отделение бьы-о в полном составе. Младший сержан?г Агеев отдал приказ — приготовить ся к атаке. Отделение наступало бесшумно. Неожиданно левый фланг «против ника» открыл огонь по наступало- щнм. Боец Кальсин: не мог спокой но ползти, видя, что пулемет «про тивника» поливает свинцом това рищей. Он еще лучше применялся к местности л полз к пулемету, что бы заставить его замолчать. Каль син швырнул «гранату. А (Моисеев до конца довел дело. Пулемет боль ше не тревожил наступавших. Бойцы стремительно кинулись вперед, в атаку. Отчетливо звучал голос Агеева, а когда задача была выполнена, командир об’якил благо дарность Кальсину и Моисееву. — С такими (бойцами нигде не пропадешь, — сказал командир. И. ГЕРШЕНЗОН. Заместитель политрука. НА ТРЕНИРОВКЕ ‘27 мая вечером, после работы, на спортплощадку ДСО «Рыбник Севера» явились па тренировку к комсомольскому кроссу призывники Микояновского района. Подается команда: «Разняйсь!». 26 человек быстро выстраиваются, выразнпвают ряды). Руководитель занятий тов.4 Абра мов рассказал о технике бега, о том, какие ошибки часто допускают бегуны, дал несколько прак тических советов молодым физкуль турникам. — Бежать надо широким шагом, резко срываться с места не сле дует. Давайте Проделаем. Ло команде труппа пробегает не сколько кругоз, лотом переходит на шаг. (Призывники еще не закончили тренировку, а на площадку пришла другая ipynna — комсомольцы л несоюзная молодежь тралфлота. Группа в 15 человек сделала пробег на один крут. Командир по дал команду «шагом». Затем ipyn- па выстраивается полукругом и проделывает зарядку. Так ежедневно молодежь рыбных предприятий го товится к кроссу. В КИРОВСКЕ НЕ ТОРОПЯТСЯ Подошло дето. Скоро начнутся кроссы. В парках, на стадионах за- мелькают разноцветные майки физ культурников. Но, судя ло настрое ниям •физкультурных работников Кировска, спортсменов на.соревно ваниях будет немного. На городском стадионе еще дер жится снег, но если (бы * организо вать очистку стадиона от снега, то здесь можно проводить соревнова ния. Физкультурники школы ФЭУ ком бината «Апатит» и «Спартака» на чали тренировку к кроссу. На тре нировки приходят по 30— 40 физ культурников. И радостно то, чзго па каждую тренировку приходит все больше и болийпе спортсменов. Так. в «Спартаке» первый раз пришло 19 человек, а второй уже 2-8. Зна чит молодежь хочет участвовать в кроссе. Но фабзаучники и спартаковцы пока остаются почти одинокими. В стороне от подготовки к- крос су стоят профсоюзные организации. , А. СЕМЕНОВ. г. Кировск. На стадионе «Рыбник Севера» начались первые встречи футболи- I сто©. На снимке: играют команды «Спартака» и Н-ской части. Фото К , Моисеева*. [
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz