Комсомолец Заполярья. 1941, май.

* « г КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ на* utiriV и«« 1 » л ч гм л f h * ..,!. ------ - ----- ._ НА ВЕСЕННИХ ИСПЫТАНИЯХ 4 Отличными отметками порадуем родину! В ШКОЛАХ ПОЛЯРНОГО РАЙОНА Отличительной чертой весенних проверочных испытаний текущего учебного года от прошлых лет яв­ ляемся (более тщательная подготов­ ка к ним со стороны педагогиче­ ских коллективов, комсомольских в пионерских организаций школ рай­ она. Это благоприятно отразилось и на результатах успеваемости за четвертую четверть и на ^весенних проверочных испытанияк. Больше половины начальных пгкол (6 из 11) дали успеваемость за IVi четверть 100 ♦процентов, тог­ да как н концу 1П четверти мы имели всего лишь 2 школы) - со 100-шроцеитной успеваемостью. Успеваемость в Ура-губской НСШ по сравнению с 3-й четвертью поднялась tea 24 процента. Успе­ ваемость по начальным: школам поднялась с 81,7 (процента до 93,2 процента, т. е. па 41 ,5 процента:. • Первые двд дня испытаний по многим (школам дали неплохие ре­ зультаты. Контрольную работу уча­ щиеся 4 -класса Западно-лицкой школы по (русскому жзьгку овсе на­ писали на i«хорошо» и «отлично». Хорошо подготовилась к испыта­ ниям Сайда-гувская ЕСШ. Испыта­ ния но шести предметам дали лишь 4 плохих оценки, они падают на 4 класс. Учащиеся же 5— 6— 7 •классов ло проведенным .испытаниям не имеют ни одной плохой оценки. Хуже подготовились к испытани­ ям! ЛортЖтадимирская и 'Минкинс- кая школы. В них ,успеваемость значительно ниже. В подготовке >к весенним прове­ рочным испытаниям в школак рай- onai ‘большую работу провели ком­ сомольские и пионерские организа­ ции школ. -В Ура-губокой ВСШ комсомолка Шура Мещерякова1 лич­ ным примером добросовестной под­ готовки) *к урокам и повторению пройденного материала показывала пример всем учащимся (школы, 1как нужно самостоятельно работать. Она добровольно из’явила желание помогать ученику 7-го класса Силь­ но в -подготовке к испытаниям по русскому; языку. ; Сейчас, во время проведения ис­ пытаний, в школах большую роль сыграет правильное соблюдение детьми режима дня школьника. Комсомольцы и пионерй анжол рай­ она должны показать пример того, кайс надо самостоятельно работать во время испытаний. > в. / НЕЧАЕВ. Ура-губа. ’ КАК ЛУЧШЕ ГОТОВИТЬСЯ Многих ‘путала «алгебра. Шура Проничкина в ,году имела 1по ней только посредственные оценки, а Валя Жа^луинйпиииа даже одну плохую. Валя Фролова и Зина- Дря- женкова помогли лм) подготовиться. На экзамене Валя КарЦуаюлшгна получила «отлично», а Шура «хо­ рошо». Ученики Лабутин и Антропов не все разделы алгебры знали хорошо. Рима -Рускнова помогла им. Экза­ мен по алгебре они сдали на «хо­ рошо» л /«отлично».- Академик К. И. СТУДИИ СКИЙ И В А Н Ф Р А Н М О Хорошо поработала комсомольская группа В девятом классе «А» первой средней школы города . Кировсга тринадцать комсомольцев. Этодруж­ ный, опаянный и работоспособный коллектив. Комсорг Галина Лобода внимательно следила за тем*, как каздый комсомолец группы гото­ вился к ийпытаниям. Сейчас, во время испытаний, все комсомольцы девятого 5 (класса «А» получают только хорошие и отличные от­ метки. . Это результат большой работы, которая 'бькга проделана и Галиной Лобода и секретарем комитета ком­ сомола школы ученицей этого клас­ са Ольгой Шаровой. Комсомольцы девятого класса «1А» болели не только за свою успеваемость. Они добивались того, чтобы весь’ класс сдавал испытания на «хорошо» и «отлично». Прекрасные результаты показал девятый кла!сс «А» на письменных испытаниях по алтебре. Из двад­ цати чвтьйрех, писавших работу, семнадцать учеников подучали «отлично», шесть — «хорошо» и только один — «посредственно». Володя Абрамов — ученик i этого класса — решил на >испытаниях задачу за восемь минут. Он пер-. вым сдал работу и получил отлич­ ную отметку. Комсомольцам и не ■комсомольцам девятого -класса «А» предстоит сдавать еще много испытаний. Но все онп уверены, что сдадут их так же хорошо. I П. ВАСИЛЬЕВ. Ребята 9 класса 34 средней шко­ лы вначале снимаются Самостоя­ тельно, а когда повторят весь Ма­ териал, собираются небольшими группами и самое трудное повторя­ ют (вместе. «Теперь дьб окончатель­ но убедились, что лучше всего по­ вторять материал группами в не­ сколько человек», — рассказывает Зина Пряжепкова.. fla 'квартиру к Але Воронковой пришли четверо ребят. Много непо­ нятных л трудных вопросов они разобрали вместе. Сегодня экзамен по литературе они сдали на «от­ лично». У Римы Русиновой ■сидит Вера Полюсова и Женя Новожилов. Уче­ ники коллективно повторяиот мате­ риал о творчестве Н. 'А. Некрасова.. Игорь Русинов читает вслух поэму «Кому на Руси жить хорошо». Занятия небольшими группами во многом ‘помогли хорошо подгото­ виться ученикам. Сегодня на эк­ замене до литературе 9 класс не получил ни одной плохой оценки. 21 ученик сдал на «отлично» и только три человека дга «посредст­ венно». ( В . НЕВСКАЯ. (К 25-й годовщине со дня смерти) В «семье селысюого кузнеца Якова “ Франко в «еле Напуевичах, Драго- бы!чской области, 15 августа 1856 года родился сын Вва-сь. На шестом году Ивася отдали в сельскую шиоду, а через два года определили в народную шкоду Дрогобнче. Тяжело далась наука йзасю. О ней он о горечью вспоминает в ря­ де своих рассказов. Маленького Ивася избивали в шйьоле, оскорбля­ ли, держали на Последней, так на­ зываемой, «ослиной ?нарте», ибо он бы1л мал, неймел|, происходил; из крестьянской семьи. Так з£е сна­ чала был встречен Фраийо л в гимназии, хотя и здесь он стал од­ ним из пе|рвы|х учеников. Окончив *з 1875 году гимназию и уезжая во Львов, где о.н посту­ п и в университет, Франко повез с собой несколько тетрадей, испи­ санных юношескими произведения­ ми. Среди них бъвли оригинальные лирические стихотворения, драмы, рассказы и пе(реводьс: Софокла, не­ сколько песен Нюбелунгов, дзе пес­ ни из «Одиссеи» и т. д. Фраяйео начал печатать своп произведения в студенческом жур­ нале «Друг». Он пршйюнул! к rpytf- пе молодежи, смело шедшей ага борьбу с политической реакцией. iB эли годы существовало тесное сотрудничество между7* российским самодержавием и австрийскими вла­ стями во всех делах борьбы с ре­ волюционным дзижением! (роддна Франко находилась тогда под вла­ стью австро-венгерской монархии). В Галиции в среде передовых ук­ раинских деятелей производились j массовые обыски п аресты. Был •проведен ряд судебных процессов. По одному из них в 1877 г. прохо­ дил и Иван Франко. Не имея еще И . Я. ФРАНКО . Фото ТАСС . 14 книг, в которых наряду} с произ­ ведениями Франко на украинском языке печатались произведения Байрона, Золя, Писарев, а также сделанные поэтом переводы Гете, Гейне, Фрейлиграта, Гуда, Мура,’ Шелли, Лермонтова и др. Занимаясь творческой и издательской работой, фр&нКо одновременно посещал в университете лекции по интересо­ вавшим его лингвистическим п экономшческо-лравовым дисципдиз- нам. В тот же период писатель-рево­ люционер помогал своим перомполь­ ским социалистам. Азс.трсгиская полиция никогда уже не оставляла Франко в покое. Я был свидетелем, когда в 1885 " --------- - 7 —^ " хоти в то время никаких оргавизавдон- у жапда'Р1Гы организовали бук- ЧГТ1П о г»,гг-л г, Г . ________________ I вальил ТТЛТУИПЛ o n f r n r n n m . . . . т т Директор 6-й -средней школы гор. ассистент Т. Д . РОМАНОВА про литературе. Отвечает Зоя ГОВО Кировска JI. А. КО РЕЦКИЙ и водят испытания в 8 классе ло Р У Х И Н А . . Фото А. А. Пельве. нык связей с политическими орга­ низациями, Франка на 'процессе честно и открыло заявил, что он разделяет социалистические взгля­ ды. ^Одного этого 'было достаточно, чтобы 1 быть присужденным к 6-не- ! дельному заключению. Просидел же он в тюрьме около девяти месяцев. Польские и украинские буржуаз­ ные националисты! в своей печати травил® франке. Ло как ни было тяжело положение писателя, он своего оружия не сложил. 'Выйдя на свободу, Франко опуб- ликовызает свои рассказы на бо- риславской жизни, повесть «Боа ■кснстршзтор», несколько литератур­ но-художественных эакизов и пре­ красное -стихотворение «Каменяри» («Каменщики»).» (Стихотворение это 'Стадо программным для целого по­ коления молодежи. Франко начал издавать журнал и «Маленькую библиотеку». До 51881 г. в этой 'библиотеке вышло вально погоню за писателем. При­ глашенный струйной адентов поехать с ними в «большую крае­ ведческою экскурсию и прочесть ям лекции по украинской литературе, Франко был настигнут жандармами' Но он ушел из их рук и с мощью товарищей добрался Львоза. культурных событий. Писал Франко н по (вопросам «музыковедения и сам составлял: ,мелодии для своих жяти- ческих произведений. Оь чшш разнообразную литературу На рус­ ском, фрацузйком, немецком, анг­ лийское и четком яйыках. Это был ^буквально энциклопеддст, большой знаток' мировой культуры. * Особенно велики заслуга Франко, как писателя. Украиаской литера­ туре он дал повесть «Захар Бер­ кут», оставившую неизгладимы® след в воспитании .ряда поколений, Цикл рассказов «Борислав», пове­ сти «Борислав смеется»1 к ««Боа констриктор», «Яць ofji6Dtyra>, «Полуйка» и другие талантливые произведения. Жистыо боль&пого ху­ дожника изображал Франко вксплоа- таторов «хищников с железной во­ лен, с звериньйми крозоасадньпш инстинктами', оухих, упрямых и бессердечных», показывал- первые революционные шаги рабочего клас­ са. Рисуя п цикле борйславсЕи: рассказов войну между капиталов ш трудом, писателъ не мог оставаться холодньйм объективным наблюдате­ лем. В этих рассказах! «идеи во весь рост сам Франко — боц>ец, который не скрывает своих сюгла- твй и антипатий. «Только ^ропъся - значит жшть!». ^ Ядовитая ржавчина надаонм- шзовинизма не задела благородшнъ сердца великого писателя. У нею, кай говорил Коцюбинский, «Люди делятся на два лагеря — на уше- тателей, прогцз которых он острит, ката меч, свое слово, и угнетенных, которым отдает свое сердце». Он болеет душой не только за свой народ; ,ц рассказах т еврейской и цыганской жизни — «К озэту», «Сурка», «Цыгане» — франво иро. тюведуот любовь Первые итоги Лучше, чем в прошлом году, ВДУТ испытания в нашей школе. Вдумчиво составлены биле™ для всестороннего выявления знаний, подготовлены в кабинетах ; все на­ глядные пособия, четко ведутся де­ журства родительского актива. Осо­ бенно хорошо помогают школе тт. Алеева, Высоцкая, Арховатская, Бройдо и др. В физическом кабинете сдает ис­ пытания 9 класс ! «А». На столах стает фшцческие приборы, модели. Ученик Кутузов уверенно отвечает, решает (практическую задачу, по­ казывает двигатель внутреннего сгораиия, об’яспяет его устройство зг .работу. Так же отлично отвечают Семенов, Маковская. Хорошо отве­ чают и другие. Да это и неудиви­ тельно. Ребята интересуются «физи­ кой: многие работали в физиче­ ском и 16 человек ,в автомобиль­ ном кружках. ‘Неплохи н «резуль­ таты: 14 отличных, 5 — хоро­ ших, 4 посредственных и одна плохая оценка. * ** Возросли требования, иред’являе- *мые школе в области изучения ино­ странных языков. Серьезно отао- учащиеся к этому предмету. 8 класс «А» сдает ; английский язык. Ученик Лемендик подходит' к доске. Бегло читает ■и переводит, четко разбирает предложение, об’- ясняет грамматические правила, рассказывает изученные тексты, декламирует. Учительница Р. И. Манькина довольна. Ее ученики показали хорошие знания. 11 — отличный, 6 — хороших, 11 посредственных ,оценок. вещества н об’яспяет их свойства. Решает задачу. Хорошие знания показывают и другие ученики это­ го класса. Работа в кружке химии им помогла. Опи не только читали описания опытов в учебнике*, но и проделывали их сами. Неплохи и результаты: плохих отметок нет. 21 — хорошая и отличная оценка, па 33 ученика. * * * • * 5 класс «Б» и 5 класс «В»— не­ сильные. Успеваемость в тоду у них была невысокая, но к испыта­ ниямчцо русскому языку (учитель­ ница 3. Э. Савина) они подготови­ лись добросовестно. ! Только 5 уче­ ников на 2 класса написало дик­ товку на «плохо», .48 отличных и хороших отметок. ' Бойко, быстро, уверенно отвеча­ ют они и па устном испытании. Хорошо разбирают предложения, четко формулируют правила, чита­ ют пеэнакомые тексты, декламиру­ ют стихи. v v •Г . В химическом кабинете идут ис­ пытания в 9 (классе «Б». На длин­ ных столах у доски по*дготовлены реактивы, химическая посуда. Ученик Колобков у доски. Он быстро выводит формулы, объясняет реакции, демонстрирует химические lft класс «А» отвечает по лл- тературе. Длинный стол покрыт синей скатертью. На нем цветы. За столом экзаменационная комис­ сия. | Спокойно подходят учащиеся) к столу и уверенно отвечают. Бройдо говорит о Горьком. Чувствуется (глубокое понимание творчества великого писателя. Хорошим языком излагает ученик ; свои знания. Большая ; работа в году над прак­ тической литературой дала свои плоды. Так же блестяще отвечает Колырпн. Он говорит о Маяковском, своем любимом поэте. Приводит выдержки из произведений поэта.. Прекрасно отвечает и Суворкина. Большинство учащихся показывает свои хорошие знания, начитан- j ность, знакомство с (критической литературой и знание западно-евро­ пейской литературы. Труд Зои-Ва­ сильевны Дюковой не» пропал да­ ром. Выпускники сумеют постоять за честь школы па испытаниях в |Вузы. 7 получили отличные оцен­ ки, 14 — хорошие и только 2 имеют плохо. * ** Лучшие результаты ! по школе дали испытания по алтебре в 7 классе «А» и © 7 классе «В» (учительница 3. В. Кобрина). Сво­ ей умелой работой учитель добился того, что подамяющее большинство учащихся (55 из 72-х) выполнило работу на «отлично» и «хорошо». Хорошие результаты по зоологии в 7 классе «А» и в 7 классе «В» (учительница М. Д. .Семирова). 62 отличных и хороших оценок на 72 ученика д пи одной плохой. л ^ По «первым: итогам испытаний можно сказать, что .знания учени­ ков окрепли, лучше усвоили они грамматику как русскую, так и немецкую и английскую, грамотнее пишут!, улучшилась у них речь, тверже стали знания географиче­ ской карты и больше приобрели опл практических навыков, по сравнению с прошлым -учебным годом. Есть в школе и /менее удачные результаты. Есть и недостатки. Молодые учителя должны исполь­ зовать опыт лучших учителей, до­ биваясь более твердых знаний у своих учеников. А . Ф . МИХАЙЛОВА . Зав. учебной частью 10 сред­ ней школы г . Мурманска.. С каждым: годом франк» Есе ак- тицнее занимался общественной де­ ятельностью, ни на мшуту не пре­ кращая литературной работы. В этот период вышли в свет его рас­ сказы «(В поте лица» (1890 г ) Сборник рангах стихов «О вершив и ивзин» (1893 г.). В 1892 году он иалисад драму «Украденное счастье». в своих произведениях франко клеимил украинских и польских буржуазных националистов и вын смеизал «патентованных патриотов» Патриотизм: Франко был: подлинно народным. Он говорил! о себе, что вскормленный «черные мужицким хлеоом», хочет отдать все своп силы служению -родному народу во шгя свободы, культуры, всечелове­ ческих идеалов. «Ло всем, что «гыот свой пот и кровь, Ко всем, кого шетут оковы». Наряду с унылыми картинами хз жизни Трудящихся (сборник «В ш ~ j поте лица») Франко дает негаые j зарисовки детских пареживаеий в рассказан «Маленький Миров», «Грщцева пйоольная наука», «Ifoe преступление», .в детских сказках в стихах. фраеко по праву считается ре­ форматором украинского театра. Сэоей драмой «ИрадеинЬе счастье» он уверенно ввел на сцену реалкш. Глубокий анализ человеческой ду­ ши дай д его драматическом оо- чинении «'Будка номер 27». фраеио нашисал! драмы, янляницивоя как ifci либретто для оп»ер — «‘Каменная душа», «Сон князя Святослава» и другие. Франюо был выдатолщмея масте­ ров и лирически эпической по­ эзии. Его лирические стихи гав Цикйа «Увядшие листья»’ стоят на одном! уровне с сильнейшими произ­ ведениями классиков, йзан франко — пламенный ре­ волюционер. В своей поэме «ЛЬй- сей» (1905 г.) ой предвещает ясное будущее своему народу. Устами од- Тяжелая жизнь подтачивала си­ лы писателя. Но, дайке будучи больным, он сохранял неслыханную .......... - ______ —г»** Сл­ ейду .воли, необьгкновенную ясность ! на1Ч> 03 геР°^в в драматической ка^ь и остроту ума. Когда' болезнь па- •тине «Мастер Чирняк» писатель рализовала его руки, .Франко дикто- ’ сворит: за.т свои талантливые статьи, пол­ ные энергии и свежести. «Падают остатки средневековья, мелкая продукция отживает свой Помню я Франко с 1883 г., кот- Бек’ Еайгитал конщеетрируется ъш да мне было 15 лет. От его фигу-’ (^а,^ >нках’ ЧРГСВДзовьБэаетоа и рас- ры шеяло силой. Все предвещало тегг* «пролетариат также оргаадэе*- ему долголетие. Однако жизнь пи- вываетСя» набирает сознательности, сателя оборвалась на 60-м году •еа^иРает а сила в руках про- — 28 мая 1916 «года. летариата, это начало нового строя, начало общего человеческого, сча­ стья на земле». •Но этого нового строя Франко не дождался. Не увидел он и воссоеди­ нения украинского народа, которое * Литературное наследство Иваиа Франко не только велико, но и мнотарашо; По последним, еще не .-*— по.тнььзл библиографическим, данным!,! принес новый, социалистическиЛ Франко написано 4.637 " 1фоиэведе- i °Т1Р0й- пин. Зто — цроза, поэзия, драма- ту{уи 1 я, н аутй е исследований, история фольклора, этнография. В литературном наследстве Франко читатель найдет свыше тысячи кри­ тических статей, рецензий, сыцрав- пшх исключительную роль в раэзи- тии (украинской и польской литера­ туры. Сотни статей написал} Франко________, . JVJUUlAtfl по вопроса^ -экономики, социальных I Шевченко, Адама (Мицкевича, наук я текущих политических и Г Л ьво в , май 1941 г. Творения Франко советская власть сделала доиустимьймидля т а . гомиллионного и многонационально­ го великого советского народа. Bcje наша страна с глубоким уважение*^ и любовию отмечает память' вехкюо- го «каменяра», тан же как <ш*> недавно в дни юбилеев чеейвовада!- ПуШкина, Шота Руставели, Тараса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz