Комсомолец Заполярья. 1941, май.
* « г КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ на* utiriV и«« 1 » л ч гм л f h * ..,!. ------ - ----- ._ НА ВЕСЕННИХ ИСПЫТАНИЯХ 4 Отличными отметками порадуем родину! В ШКОЛАХ ПОЛЯРНОГО РАЙОНА Отличительной чертой весенних проверочных испытаний текущего учебного года от прошлых лет яв ляемся (более тщательная подготов ка к ним со стороны педагогиче ских коллективов, комсомольских в пионерских организаций школ рай она. Это благоприятно отразилось и на результатах успеваемости за четвертую четверть и на ^весенних проверочных испытанияк. Больше половины начальных пгкол (6 из 11) дали успеваемость за IVi четверть 100 ♦процентов, тог да как н концу 1П четверти мы имели всего лишь 2 школы) - со 100-шроцеитной успеваемостью. Успеваемость в Ура-губской НСШ по сравнению с 3-й четвертью поднялась tea 24 процента. Успе ваемость по начальным: школам поднялась с 81,7 (процента до 93,2 процента, т. е. па 41 ,5 процента:. • Первые двд дня испытаний по многим (школам дали неплохие ре зультаты. Контрольную работу уча щиеся 4 -класса Западно-лицкой школы по (русскому жзьгку овсе на писали на i«хорошо» и «отлично». Хорошо подготовилась к испыта ниям Сайда-гувская ЕСШ. Испыта ния но шести предметам дали лишь 4 плохих оценки, они падают на 4 класс. Учащиеся же 5— 6— 7 •классов ло проведенным .испытаниям не имеют ни одной плохой оценки. Хуже подготовились к испытани ям! ЛортЖтадимирская и 'Минкинс- кая школы. В них ,успеваемость значительно ниже. В подготовке >к весенним прове рочным испытаниям в школак рай- onai ‘большую работу провели ком сомольские и пионерские организа ции школ. -В Ура-губокой ВСШ комсомолка Шура Мещерякова1 лич ным примером добросовестной под готовки) *к урокам и повторению пройденного материала показывала пример всем учащимся (школы, 1как нужно самостоятельно работать. Она добровольно из’явила желание помогать ученику 7-го класса Силь но в -подготовке к испытаниям по русскому; языку. ; Сейчас, во время проведения ис пытаний, в школах большую роль сыграет правильное соблюдение детьми режима дня школьника. Комсомольцы и пионерй анжол рай она должны показать пример того, кайс надо самостоятельно работать во время испытаний. > в. / НЕЧАЕВ. Ура-губа. ’ КАК ЛУЧШЕ ГОТОВИТЬСЯ Многих ‘путала «алгебра. Шура Проничкина в ,году имела 1по ней только посредственные оценки, а Валя Жа^луинйпиииа даже одну плохую. Валя Фролова и Зина- Дря- женкова помогли лм) подготовиться. На экзамене Валя КарЦуаюлшгна получила «отлично», а Шура «хо рошо». Ученики Лабутин и Антропов не все разделы алгебры знали хорошо. Рима -Рускнова помогла им. Экза мен по алгебре они сдали на «хо рошо» л /«отлично».- Академик К. И. СТУДИИ СКИЙ И В А Н Ф Р А Н М О Хорошо поработала комсомольская группа В девятом классе «А» первой средней школы города . Кировсга тринадцать комсомольцев. Этодруж ный, опаянный и работоспособный коллектив. Комсорг Галина Лобода внимательно следила за тем*, как каздый комсомолец группы гото вился к ийпытаниям. Сейчас, во время испытаний, все комсомольцы девятого 5 (класса «А» получают только хорошие и отличные от метки. . Это результат большой работы, которая 'бькга проделана и Галиной Лобода и секретарем комитета ком сомола школы ученицей этого клас са Ольгой Шаровой. Комсомольцы девятого класса «1А» болели не только за свою успеваемость. Они добивались того, чтобы весь’ класс сдавал испытания на «хорошо» и «отлично». Прекрасные результаты показал девятый кла!сс «А» на письменных испытаниях по алтебре. Из двад цати чвтьйрех, писавших работу, семнадцать учеников подучали «отлично», шесть — «хорошо» и только один — «посредственно». Володя Абрамов — ученик i этого класса — решил на >испытаниях задачу за восемь минут. Он пер-. вым сдал работу и получил отлич ную отметку. Комсомольцам и не ■комсомольцам девятого -класса «А» предстоит сдавать еще много испытаний. Но все онп уверены, что сдадут их так же хорошо. I П. ВАСИЛЬЕВ. Ребята 9 класса 34 средней шко лы вначале снимаются Самостоя тельно, а когда повторят весь Ма териал, собираются небольшими группами и самое трудное повторя ют (вместе. «Теперь дьб окончатель но убедились, что лучше всего по вторять материал группами в не сколько человек», — рассказывает Зина Пряжепкова.. fla 'квартиру к Але Воронковой пришли четверо ребят. Много непо нятных л трудных вопросов они разобрали вместе. Сегодня экзамен по литературе они сдали на «от лично». У Римы Русиновой ■сидит Вера Полюсова и Женя Новожилов. Уче ники коллективно повторяиот мате риал о творчестве Н. 'А. Некрасова.. Игорь Русинов читает вслух поэму «Кому на Руси жить хорошо». Занятия небольшими группами во многом ‘помогли хорошо подгото виться ученикам. Сегодня на эк замене до литературе 9 класс не получил ни одной плохой оценки. 21 ученик сдал на «отлично» и только три человека дга «посредст венно». ( В . НЕВСКАЯ. (К 25-й годовщине со дня смерти) В «семье селысюого кузнеца Якова “ Франко в «еле Напуевичах, Драго- бы!чской области, 15 августа 1856 года родился сын Вва-сь. На шестом году Ивася отдали в сельскую шиоду, а через два года определили в народную шкоду Дрогобнче. Тяжело далась наука йзасю. О ней он о горечью вспоминает в ря де своих рассказов. Маленького Ивася избивали в шйьоле, оскорбля ли, держали на Последней, так на зываемой, «ослиной ?нарте», ибо он бы1л мал, неймел|, происходил; из крестьянской семьи. Так з£е сна чала был встречен Фраийо л в гимназии, хотя и здесь он стал од ним из пе|рвы|х учеников. Окончив *з 1875 году гимназию и уезжая во Львов, где о.н посту п и в университет, Франко повез с собой несколько тетрадей, испи санных юношескими произведения ми. Среди них бъвли оригинальные лирические стихотворения, драмы, рассказы и пе(реводьс: Софокла, не сколько песен Нюбелунгов, дзе пес ни из «Одиссеи» и т. д. Фраяйео начал печатать своп произведения в студенческом жур нале «Друг». Он пршйюнул! к rpytf- пе молодежи, смело шедшей ага борьбу с политической реакцией. iB эли годы существовало тесное сотрудничество между7* российским самодержавием и австрийскими вла стями во всех делах борьбы с ре волюционным дзижением! (роддна Франко находилась тогда под вла стью австро-венгерской монархии). В Галиции в среде передовых ук раинских деятелей производились j массовые обыски п аресты. Был •проведен ряд судебных процессов. По одному из них в 1877 г. прохо дил и Иван Франко. Не имея еще И . Я. ФРАНКО . Фото ТАСС . 14 книг, в которых наряду} с произ ведениями Франко на украинском языке печатались произведения Байрона, Золя, Писарев, а также сделанные поэтом переводы Гете, Гейне, Фрейлиграта, Гуда, Мура,’ Шелли, Лермонтова и др. Занимаясь творческой и издательской работой, фр&нКо одновременно посещал в университете лекции по интересо вавшим его лингвистическим п экономшческо-лравовым дисципдиз- нам. В тот же период писатель-рево люционер помогал своим перомполь ским социалистам. Азс.трсгиская полиция никогда уже не оставляла Франко в покое. Я был свидетелем, когда в 1885 " --------- - 7 —^ " хоти в то время никаких оргавизавдон- у жапда'Р1Гы организовали бук- ЧГТ1П о г»,гг-л г, Г . ________________ I вальил ТТЛТУИПЛ o n f r n r n n m . . . . т т Директор 6-й -средней школы гор. ассистент Т. Д . РОМАНОВА про литературе. Отвечает Зоя ГОВО Кировска JI. А. КО РЕЦКИЙ и водят испытания в 8 классе ло Р У Х И Н А . . Фото А. А. Пельве. нык связей с политическими орга низациями, Франка на 'процессе честно и открыло заявил, что он разделяет социалистические взгля ды. ^Одного этого 'было достаточно, чтобы 1 быть присужденным к 6-не- ! дельному заключению. Просидел же он в тюрьме около девяти месяцев. Польские и украинские буржуаз ные националисты! в своей печати травил® франке. Ло как ни было тяжело положение писателя, он своего оружия не сложил. 'Выйдя на свободу, Франко опуб- ликовызает свои рассказы на бо- риславской жизни, повесть «Боа ■кснстршзтор», несколько литератур но-художественных эакизов и пре красное -стихотворение «Каменяри» («Каменщики»).» (Стихотворение это 'Стадо программным для целого по коления молодежи. Франко начал издавать журнал и «Маленькую библиотеку». До 51881 г. в этой 'библиотеке вышло вально погоню за писателем. При глашенный струйной адентов поехать с ними в «большую крае ведческою экскурсию и прочесть ям лекции по украинской литературе, Франко был настигнут жандармами' Но он ушел из их рук и с мощью товарищей добрался Львоза. культурных событий. Писал Франко н по (вопросам «музыковедения и сам составлял: ,мелодии для своих жяти- ческих произведений. Оь чшш разнообразную литературу На рус ском, фрацузйком, немецком, анг лийское и четком яйыках. Это был ^буквально энциклопеддст, большой знаток' мировой культуры. * Особенно велики заслуга Франко, как писателя. Украиаской литера туре он дал повесть «Захар Бер кут», оставившую неизгладимы® след в воспитании .ряда поколений, Цикл рассказов «Борислав», пове сти «Борислав смеется»1 к ««Боа констриктор», «Яць ofji6Dtyra>, «Полуйка» и другие талантливые произведения. Жистыо боль&пого ху дожника изображал Франко вксплоа- таторов «хищников с железной во лен, с звериньйми крозоасадньпш инстинктами', оухих, упрямых и бессердечных», показывал- первые революционные шаги рабочего клас са. Рисуя п цикле борйславсЕи: рассказов войну между капиталов ш трудом, писателъ не мог оставаться холодньйм объективным наблюдате лем. В этих рассказах! «идеи во весь рост сам Франко — боц>ец, который не скрывает своих сюгла- твй и антипатий. «Только ^ропъся - значит жшть!». ^ Ядовитая ржавчина надаонм- шзовинизма не задела благородшнъ сердца великого писателя. У нею, кай говорил Коцюбинский, «Люди делятся на два лагеря — на уше- тателей, прогцз которых он острит, ката меч, свое слово, и угнетенных, которым отдает свое сердце». Он болеет душой не только за свой народ; ,ц рассказах т еврейской и цыганской жизни — «К озэту», «Сурка», «Цыгане» — франво иро. тюведуот любовь Первые итоги Лучше, чем в прошлом году, ВДУТ испытания в нашей школе. Вдумчиво составлены биле™ для всестороннего выявления знаний, подготовлены в кабинетах ; все на глядные пособия, четко ведутся де журства родительского актива. Осо бенно хорошо помогают школе тт. Алеева, Высоцкая, Арховатская, Бройдо и др. В физическом кабинете сдает ис пытания 9 класс ! «А». На столах стает фшцческие приборы, модели. Ученик Кутузов уверенно отвечает, решает (практическую задачу, по казывает двигатель внутреннего сгораиия, об’яспяет его устройство зг .работу. Так же отлично отвечают Семенов, Маковская. Хорошо отве чают и другие. Да это и неудиви тельно. Ребята интересуются «физи кой: многие работали в физиче ском и 16 человек ,в автомобиль ном кружках. ‘Неплохи н «резуль таты: 14 отличных, 5 — хоро ших, 4 посредственных и одна плохая оценка. * ** Возросли требования, иред’являе- *мые школе в области изучения ино странных языков. Серьезно отао- учащиеся к этому предмету. 8 класс «А» сдает ; английский язык. Ученик Лемендик подходит' к доске. Бегло читает ■и переводит, четко разбирает предложение, об’- ясняет грамматические правила, рассказывает изученные тексты, декламирует. Учительница Р. И. Манькина довольна. Ее ученики показали хорошие знания. 11 — отличный, 6 — хороших, 11 посредственных ,оценок. вещества н об’яспяет их свойства. Решает задачу. Хорошие знания показывают и другие ученики это го класса. Работа в кружке химии им помогла. Опи не только читали описания опытов в учебнике*, но и проделывали их сами. Неплохи и результаты: плохих отметок нет. 21 — хорошая и отличная оценка, па 33 ученика. * * * • * 5 класс «Б» и 5 класс «В»— не сильные. Успеваемость в тоду у них была невысокая, но к испыта ниямчцо русскому языку (учитель ница 3. Э. Савина) они подготови лись добросовестно. ! Только 5 уче ников на 2 класса написало дик товку на «плохо», .48 отличных и хороших отметок. ' Бойко, быстро, уверенно отвеча ют они и па устном испытании. Хорошо разбирают предложения, четко формулируют правила, чита ют пеэнакомые тексты, декламиру ют стихи. v v •Г . В химическом кабинете идут ис пытания в 9 (классе «Б». На длин ных столах у доски по*дготовлены реактивы, химическая посуда. Ученик Колобков у доски. Он быстро выводит формулы, объясняет реакции, демонстрирует химические lft класс «А» отвечает по лл- тературе. Длинный стол покрыт синей скатертью. На нем цветы. За столом экзаменационная комис сия. | Спокойно подходят учащиеся) к столу и уверенно отвечают. Бройдо говорит о Горьком. Чувствуется (глубокое понимание творчества великого писателя. Хорошим языком излагает ученик ; свои знания. Большая ; работа в году над прак тической литературой дала свои плоды. Так же блестяще отвечает Колырпн. Он говорит о Маяковском, своем любимом поэте. Приводит выдержки из произведений поэта.. Прекрасно отвечает и Суворкина. Большинство учащихся показывает свои хорошие знания, начитан- j ность, знакомство с (критической литературой и знание западно-евро пейской литературы. Труд Зои-Ва сильевны Дюковой не» пропал да ром. Выпускники сумеют постоять за честь школы па испытаниях в |Вузы. 7 получили отличные оцен ки, 14 — хорошие и только 2 имеют плохо. * ** Лучшие результаты ! по школе дали испытания по алтебре в 7 классе «А» и © 7 классе «В» (учительница 3. В. Кобрина). Сво ей умелой работой учитель добился того, что подамяющее большинство учащихся (55 из 72-х) выполнило работу на «отлично» и «хорошо». Хорошие результаты по зоологии в 7 классе «А» и в 7 классе «В» (учительница М. Д. .Семирова). 62 отличных и хороших оценок на 72 ученика д пи одной плохой. л ^ По «первым: итогам испытаний можно сказать, что .знания учени ков окрепли, лучше усвоили они грамматику как русскую, так и немецкую и английскую, грамотнее пишут!, улучшилась у них речь, тверже стали знания географиче ской карты и больше приобрели опл практических навыков, по сравнению с прошлым -учебным годом. Есть в школе и /менее удачные результаты. Есть и недостатки. Молодые учителя должны исполь зовать опыт лучших учителей, до биваясь более твердых знаний у своих учеников. А . Ф . МИХАЙЛОВА . Зав. учебной частью 10 сред ней школы г . Мурманска.. С каждым: годом франк» Есе ак- тицнее занимался общественной де ятельностью, ни на мшуту не пре кращая литературной работы. В этот период вышли в свет его рас сказы «(В поте лица» (1890 г ) Сборник рангах стихов «О вершив и ивзин» (1893 г.). В 1892 году он иалисад драму «Украденное счастье». в своих произведениях франко клеимил украинских и польских буржуазных националистов и вын смеизал «патентованных патриотов» Патриотизм: Франко был: подлинно народным. Он говорил! о себе, что вскормленный «черные мужицким хлеоом», хочет отдать все своп силы служению -родному народу во шгя свободы, культуры, всечелове ческих идеалов. «Ло всем, что «гыот свой пот и кровь, Ко всем, кого шетут оковы». Наряду с унылыми картинами хз жизни Трудящихся (сборник «В ш ~ j поте лица») Франко дает негаые j зарисовки детских пареживаеий в рассказан «Маленький Миров», «Грщцева пйоольная наука», «Ifoe преступление», .в детских сказках в стихах. фраеко по праву считается ре форматором украинского театра. Сэоей драмой «ИрадеинЬе счастье» он уверенно ввел на сцену реалкш. Глубокий анализ человеческой ду ши дай д его драматическом оо- чинении «'Будка номер 27». фраеио нашисал! драмы, янляницивоя как ifci либретто для оп»ер — «‘Каменная душа», «Сон князя Святослава» и другие. Франюо был выдатолщмея масте ров и лирически эпической по эзии. Его лирические стихи гав Цикйа «Увядшие листья»’ стоят на одном! уровне с сильнейшими произ ведениями классиков, йзан франко — пламенный ре волюционер. В своей поэме «ЛЬй- сей» (1905 г.) ой предвещает ясное будущее своему народу. Устами од- Тяжелая жизнь подтачивала си лы писателя. Но, дайке будучи больным, он сохранял неслыханную .......... - ______ —г»** Сл ейду .воли, необьгкновенную ясность ! на1Ч> 03 геР°^в в драматической ка^ь и остроту ума. Когда' болезнь па- •тине «Мастер Чирняк» писатель рализовала его руки, .Франко дикто- ’ сворит: за.т свои талантливые статьи, пол ные энергии и свежести. «Падают остатки средневековья, мелкая продукция отживает свой Помню я Франко с 1883 г., кот- Бек’ Еайгитал конщеетрируется ъш да мне было 15 лет. От его фигу-’ (^а,^ >нках’ ЧРГСВДзовьБэаетоа и рас- ры шеяло силой. Все предвещало тегг* «пролетариат также оргаадэе*- ему долголетие. Однако жизнь пи- вываетСя» набирает сознательности, сателя оборвалась на 60-м году •еа^иРает а сила в руках про- — 28 мая 1916 «года. летариата, это начало нового строя, начало общего человеческого, сча стья на земле». •Но этого нового строя Франко не дождался. Не увидел он и воссоеди нения украинского народа, которое * Литературное наследство Иваиа Франко не только велико, но и мнотарашо; По последним, еще не .-*— по.тнььзл библиографическим, данным!,! принес новый, социалистическиЛ Франко написано 4.637 " 1фоиэведе- i °Т1Р0й- пин. Зто — цроза, поэзия, драма- ту{уи 1 я, н аутй е исследований, история фольклора, этнография. В литературном наследстве Франко читатель найдет свыше тысячи кри тических статей, рецензий, сыцрав- пшх исключительную роль в раэзи- тии (украинской и польской литера туры. Сотни статей написал} Франко________, . JVJUUlAtfl по вопроса^ -экономики, социальных I Шевченко, Адама (Мицкевича, наук я текущих политических и Г Л ьво в , май 1941 г. Творения Франко советская власть сделала доиустимьймидля т а . гомиллионного и многонационально го великого советского народа. Bcje наша страна с глубоким уважение*^ и любовию отмечает память' вехкюо- го «каменяра», тан же как <ш*> недавно в дни юбилеев чеейвовада!- ПуШкина, Шота Руставели, Тараса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz