Комсомолец Заполярья. 1941, май.

V л ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! комсомолец З а п о л я р ь я ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ ВЛКСМ № 58 (404), 14 МАЯ 1941 г. СРЕДА Гвд издания III. Ц ем 15 ков. ШИРИТЬ БОРЬБУ ЗА ЭКОНОМИЮ, ЗА БЕРЕЖЛИВОСТЬ ЙРЬБА за экономию, за береж­ ливость стала важяешшм. у|ча<- стком государственной и хозяйст­ венной деятельности комсомола на­ шей области. В это движение, под­ нятое комсомольцами-сталинградца- ми, включаются все новые ' и 'но­ вые коллективы рабочих и инже­ нерно-технических (работников пред­ приятий, изыскиваются новьве ме­ тоды -работы, пути снижения себе­ стоимости выпускаемой продукции, методы рационального использова­ ния топлива, электроэнергии, горю­ чего, материалов, сырья. Во главе этого движения стоят комсомольцы. На предприятиях, в колхозах и совхозах Мурмана выросло немало настоящих заботливых хозяев из комсомольцев и молодежи, которые с б о я м самоотверженным трудом, высокими образцами производитель­ ности пруда щроявляют подлинно коммунистическое отношение к об­ щественной собственности. Доста­ точно указать на комсомольцев судоремонтного завода Севморпути. Они вместе со специалистами и хозяйственниками упорно работают над большими и малыми проблема­ ми экономики своего предприятия. G начала нового года комсомольцы сэкономили тысячи киловатт-часов электроэнергии, десятки топп топ­ лива, немало собирали черного и цветного металлов, сэкономили сцрья и материалов. Их инициа­ тиву горячо одобрил Иван Дмит­ риевич Папанип. . На днях комсомольцы завода Севморпути проводят .технико-эко­ номическую конференцию, на кото- рой-бу^ут намечены новые пути по сбережению средств и материа­ лов. • По почину комсомольцев завода Севморпути в траловом: флоте» (раз­ вернулось движение мастеров огня. Здесь хорошо известны} имена ко­ чегаров, секретарей комсомольских организаций .траулеров «Засольщик» и «Ролик», мастеров огня тт. Зоб- нина и Будько. В Кандалакшском паровозном депо на комсомольскомпаровозе бригадой, которую (возглавляет коммунист т. Недаинов, сбережено 24.225 кг. топлива, техническая скорость па­ ровозом -выполнена на 106,9 про­ цента. 1 В Кировске, на первом участие рудника им. С. М. Кирова, где начальником т. Литвинов, только ва последнюю неделю мая сэконом­ лено 14 тысяч рублей. Не оггстают а сельские комсо­ мольцы. Они принимают все меры к тому, чтобы не пропала даром ни одна колхозная копейка. К сожалению, у пас есть еще люди, которые беззаботно смотрят на то, как теряется и портится общественное доброе Им ничего не стоит оставить после себя детали, забыть инструмент, оставить неуб­ ранным станок, инвентарь. Картипу бесхозяйственности представляют территории судоверфи Наркомрыб- црсма и судоремонтного завода мор­ ского пароходства. Сейчас тает снег и из-под него обнажаются десятки различных деталей, пруды железного лома, материалов. .Ком­ сомольцы этих предприятий ходят мимо всего этого, 'оставаясь -безраз­ личными. Движение за экономию тесно связано с воспитанием коммунисти­ ческого отношения ас труду, к со­ циалистической собственности. Комсомольцы должны быть са­ мыми бсфежливьгми хозяевами, по­ казывать личный пример в рацпо- палыюм использовании средств, ма­ териалов, сырья. Они должны на­ стойчиво бороться: со всякими про­ явлениями расточительства, пеус- танпо укреплять трудовую дисцип­ лину, раз’яснять молодежи реше­ ния XVIII партконференции, нап­ равленные па дальнейший под’ем пашей социалистической промыш­ ленности. Комсомольские руководители обя­ заны чутко прислушиваться ко всем предложениям комсомольцев, напра/влеппым: на улучшение про­ изводства, внимательно следить за работой инициативных групп по экономии, созданных на предприя­ тиях, помогать им преодолевать консерватизм в применении новых форм труда. Расширяя борьбу за экопомию, против, расточительности, надо бо­ роться* за дальнейшее повышение производительности труда и каче­ ства продукции. Это может быть достигнуто только путем овладения техникой, глубокого проникновения в экономику предприятия:. Комсо­ мольские организации должны воз­ главить движение молодежи за повышение в течение года квали­ фикации на один разряд, улучшить рукавояггво технической учебой молодых рабочих, пщре организо­ вать экономическое образование актива. Только таким путем комсомоль­ ская организация нашей области сумеет довести до конца пачатое дело, по-большевистски выиолпить решения XVIII партконференции. ВЫСОКОШИРОТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ВЕРНУЛАСЬ В МОСКВУ Встреча участников перелета в Центральном аэропорту 11 мая в 5 часов 37 минут полярный летчик Че- ревичный поднялся с заснеженного аэродрома над Архангельском и взял курс на юг, в Москву. Завершилась славная экспедиция в высокие широ­ ты, принесшая ценный вклад в н а у к у ' о Центральной Арктике. Самолет закончил свой4 огромный путь в 24 тысячи километров, — расстояние, равное по протя­ жению обычному маршруту кругосветных перелетов. Через 2 месяца 6 дней после старта из Москвы экспедиция возвратилась в столицу. Родные и друзья участников рейсов в высокие широты, прославленные полярники-летчики, арктические мореплаватели, мно­ гочисленные представители советской печати встреча­ ют воздушную экспедицию в Московском аэропорту. Среди встречающих начальник Главного Управления Северного морского пути, дважды Герой Советского Союза Папанин, его заместители Герои Советского Союза Ширшов и Ш евелев, товарищ Рябчиков, Герои Советского Союза Федоров, Мазурук, Водопьянов, Белоусов, Буйницкий и другие. Ровно в полдень самолет касается колесами земли. Сотни людей окружают машину, подрулившую к до ­ рожке аэропорта. В се 10 участников высокоширотной экспедиции спускаются с борта воздушного корабля на землю. Полярников горячо приветствуют, поздрав­ ляют с успешным выполнением задания, передают десятки букетов цветов. Командир самолета Черевичный, держа дочку на руках, подходит к микрофону. — Вот мы вернулнсь в нашу любимую столицу Советского Союза — в Москву , — взволнованно гово­ рит пилот. — Позади остались многие тысячи километ­ ров, пройденных над льдами полярных морей. Гд е бы ни находилась наша экспедиция, мы все гда чувствовали заботу могучей нашей родины, внимание родного на­ рода. Работу, которую мы выполнили, способен и го­ тов сделать любой советский человек, любой патриот. В сегда и везде перед нами стоял вдохновляющий любимый образ товарища Сталина.' — Мы все гда готовы выполнить любое задание, куда бы нас ни послала родина, — заканчивает свою ко­ роткую речь Черевичный. (ТАСС ). :: ■ -Л ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК ЧЕРЕВИЧНЫЙ У К А З ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О награждении государственного ордена Ленина завода №8 имени М. И. Калинина орденом Трудового Красного Знамени Государственный ордена Ленина за­ вод X* 8 имели М. И. Калинина орденом Трудового Красного Зна- Зимой 1936 года на далеких Ляховских островах сгорела зимов­ ка Шелаурово. Молодому полярному летчику Ивану Ивановичу Черевпч- нолву, находившемуся тогда в Ир­ кутске, было приказало вывезти зи­ мовщиков на материк. На двухмо­ торном самолете «ПС-7» Черепич­ ный немедленно стартовал в* дале­ кий путь. Полет протекал в сложпык мете­ орологических условиях над высо­ кими отрогами (Верхоянского хребта. В районе бухты Тикси самолет по­ пал в жестокий ураган. «Началась такая болтанка, вспоминает об этом перелете один из старейших поляр- пых штурманов Штепенко, какой я никогда больше не испытывал в полетах пад Арктикой. Самолет швыряло в стометровые пропасти, затем снова высоко подбрасывало... крен доходил до 90 градусов. Чере­ пичный крепко .вцепился в штур­ вал... Механики лежали почти без­ дыханные в хвосте самолета. Воз­ душная болезнь лишила их возмож­ ности работать». В этой сложной обстановке толь­ ко один командир самолета Чере­ пичный соблюдал полное спокойст­ вие. Ни пурга, ни ураганный ве­ тер, ни шестидесятиградусный мо­ роз не могли сломить упорства мо­ лодого пилота. Через 8 дней Чере­ вичный достиг Ляховских островов. 11 человек были вояты на борт са­ молета. Но, когда машина поднялась над островом, неожиданно правый мотор окутался густым дымом, лоп­ нул коленчатый вал и разбил картер. Черепичный на одном моторе ма­ стерски посадил перегруженный са­ молет. Прошло всего несколько дней л полет с 20 полярниками и боль­ шим грузом пушнины был продол­ жен и блестяще завершен в Иркут­ ске. Иван Иванович Черевичный один из опытнейших полярных пилотов. Родился он в 1909 году па Украи­ не, в городе Лервомайске, 20 лет окончил Ленинградскую теоретиче­ скую военную школу летчиков, спу­ стя еще год. стал военным пило­ том. Значительное время Черевич­ ный был старшим инструктором в центральной летной школе Осоави- ахима, в 1934 году начал работать /в полярной авиапии. Ивап Иванович много летал на северных авиалиниях вдоль Енисея, Лены, Оби, не раз пересекал высо­ кие горные хребты. Поплавковый самолет устаревшей конструкции Черевичный водил между ущельями: потолок этой машины был ишже горных верпгин. Черевгичпый долго работал в ледовой разведке, сопро­ вождал караваны судов по трассе Северного морского пути, настойчи­ во и с большим успехом осваивая труднейшие арктические трассы. Черевичный совершил ряд выда­ ющихся полетов в высокие широты Арктики. iB 1939 году на новой летающей лодке «СССР Я-275» он провел в воздухе 300 часов, по­ крыв за это время над полярными морями 60 тысяч километров. В том же году Черепичному впервые уда­ лось совершить три полета к остро­ ву Генриетты, расположенному к северо-востоку от Новосибирских островов, обследовать районы, над которыми еще не летали самолеты. Один из его разведывательных поле­ тов продолжался почти сутки. Вес­ ной прошлого года ш самолете «ООСР 0 -169» Черевичный совер­ шил большие арктические перелеты общим протяжением около 40 тысяч километров. Летом того же года на летающей лодке «СССР Н-275» он сделал 27 разведывательных поле­ тов в глубь Арктики, покрыв в об­ щей сложности 70 тысяч километ­ ров. Во время прошлогодней глубокой ледовой разведки Иван Иванович совершил полет в район так назы­ ваемого полюса недоступности. Он достиг тогда 82 градуса северной широты и 170 градуса восточной долготы. Этот рейс длился 22 часа 02 минуты. 4855 километров про­ шел без посадки самолет Черепич­ ного над льдами Арктики на высо­ те 1600— 1750 метров. В январе текущего года Черевич­ ный вновь бьвл в Арктике и выпол­ нил в глубокую полярную ночь ряд изумительных но смелости дальних перелетов. Вернувшись .из этого рей­ са, он сразу же начал готовиться к полету в высокие пгироты восточ­ ной Арктики, где, как уже извест­ но, в течение короткого времени совершил три посадки на дрейфую­ щие льды Северного Ледовитого оке­ ана. ВОДОПЬЯНОВ . Герой Советского Союза. Герой Социалистического Тру . да лауреят Сталинской нре- I мии Федор Васильевич Токарев с автоматической винтовкой своей конструкции. Фото Н. Янова. (ТАСС). СОВЕЩАНИЕ АКТИВА ГЛАВНОГОУПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ 12 мая, после трех дней работы, закрылось совещание актива Глав­ ного Управления трудовьк резервов при Совнаркоме СССР. В прениях по докладу тов. Москатова о ходе производственного обучения и зада­ чах дальнейшей подготовки трудо- гых резервов в текущем году вы­ ступавшие делились опытом рабо­ ты, поднимали новые вопросы, iqm- тиковали ‘ недостатки деятельности Главного я местных управлений трудовых резервов- • v На совещании выступил секре­ тарь ЦК BJROM тов. Романов. Он поемтил свою речь полжико-яос- питательпон работе среди учащихся школ ФЗО, ремесленных ти железно­ дорожных училищ. ~ В прениях по докладу тов. Мос­ катова выступило 45 человек. Совещание с большим под’емом припяло приветствие товарищу Сталину. (ТАСС). ТИРАЖ ЗАЙМА ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ 1L мая в Хабаровске закончился десятый тираж Займа Третьей Пя­ тилетки (вынусь первого _года). По н а ш е й р о д и н е Ж Зд нсключитеДьные заслуги в области вооружения Красной Армии и (Военно-Морского Флота, за созда­ ние и освоение в производстве но­ вых об(разцов вооружения наградить мени. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН . Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ^ГОРКИН . * М осква , Кремль. 12 мая 1941 г . Награждение работников государственного ордена Ленина завода №8 имени Калинина За выдающиеся заслуги в обла­ сти вооружения Красной Армии и Военно-Морского Флота, за создание я освоение производства новых об­ разцов вооружения Президиум Вер­ ховного Совета СССР наградил ор­ денами и медалями Союза ССР ра­ ботников Государственного ордена 1енина- завода № 8 имени Калинина. Орденом Ленина награждены: тт. Локтев — главный конструктор, Фраткнн — директор завода, рапсе насажденный орденом Трудового — 16 человек. Красного 3наме-пи н орденом Крас­ ной Звезды, Шамшурип — старший мастер, Штарев — слесарь. Орденом Трудового Крлспого Зна­ мени награждены) 10 человек. Орденом Красной Звезды награж­ дены 19 человек. Орденом «Знак Почета» награж­ дены 25 человек. * Медалью «За трудовую доблестью награждены 24 человека. Медалью «За трудовое отличие» * * * * * КАЖДЫЙ ШЕСТОЙ ПР И З Ы В Н И К — п и л о т Самолет над вечными снегами П а ­ мира. Фото В . Ш аховского . (ТАСС). Готовясь к <яоредпому призыву Красную Армию и 'Военно-Мор­ ской Флот, молодежь Запорожской области ylcneatfHO овладевает зоен- ными специальностями. Замечательных результатов доби­ лись призывники города Осипенко. Г:дось каждый шестой иршышпек полгучил; специальность пилота! Пад Бэсппгганием молодых летчиков не­ мало поработал аэроклуб, носящий имя героини-летчицы Полины Оси- пентоо. ТРАКТОР , РАБОТАЮЩИЙ НА' БУ РЫ Х У ГЛ Я Х НА ТРАССЕ ХАРЬКОВ — КИЕВ В нескольких километтрах от Харькова началось строительство дороги, которая свяжет индустри­ альный Харьков со столицей Украи­ ны. Около 4 тысяч колхозников- землекопов, мостовщиков и плотни­ ков расположилось лагерем вдоль всей дороги. Каждый колхоз запял от­ веденный ему участок. В этом году новая магистраль отупит в эмыоатацию, она прой­ дет на территории трех областей — Харьковской, Полтавской и Киев­ ской. (ТАСС). На Челябинском тракторном заво­ де сконструирована газогенератор­ ная установка для трактора ЧТЯ. Она может работать на буром угле и древесных чурках. . Одна шз опытных машин с такой установкой совершила 540-кнломет- ровый пробег. Испытлаиия показали, что 'зкеплоатащгя газогенераторов па угле обходится в 5 раз дешевле, чем па древесшдх чурках. На «Рыбинском море». На снимке: Лось , не успев уйти из зоны затопления, спасается на плоту. Фото М. Королева. (ТАСС ). С КОЧЕВИЙ НА ПЛОДОРОДНЫ Е ЗЕМЛИ Колхозники сельскохозяйственных артелей имени Андреева, «Ком­ мунист», «20 ‘лет Октября», Ер- бентского района, Ашхабадской области, покинули центральные Кара-Кумы и отправились на осед­ лое житье в «Сакарский -рай­ он, Чарджоуекой области. Всего с начала этого года из пустыни на плодородные земля в бассейне Аму- Дарьи и Мургаба переселилось 22 кочевых колхоза. Кроме того, на вотных источниках Красноводекой области расположилось 32 кочевых колхоза. На устройство колххшнков-пере- селшцев в текущем году ассигнова­ но более 12 миллионов рублей. ! НОВЫЕ МУЗЕИ ТАЛЛИНА^ » В столице советской Эстонии — Таллине скоро откроется этнографи­ ческий музеи. Управление по делам искусств в ближайшее врем* намечает открыть театральный и мусплкальпый музеи. Создается есте- стгенно-научный музей. В историко-революционном муэее будут экспонированы коммунистиче­ ские гаэеггы, листовки я другяе ма­ териалы, отображающие борьбу эстонского пролетариата за свое ос­ вобождение. Ремонтируется я скоро будет от­ крыт ценный исторический памят­ ник — домик Петра Первого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz