Комсомолец Заполярья. 1941, май.
V л ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! комсомолец З а п о л я р ь я ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ ВЛКСМ № 58 (404), 14 МАЯ 1941 г. СРЕДА Гвд издания III. Ц ем 15 ков. ШИРИТЬ БОРЬБУ ЗА ЭКОНОМИЮ, ЗА БЕРЕЖЛИВОСТЬ ЙРЬБА за экономию, за береж ливость стала важяешшм. у|ча<- стком государственной и хозяйст венной деятельности комсомола на шей области. В это движение, под нятое комсомольцами-сталинградца- ми, включаются все новые ' и 'но вые коллективы рабочих и инже нерно-технических (работников пред приятий, изыскиваются новьве ме тоды -работы, пути снижения себе стоимости выпускаемой продукции, методы рационального использова ния топлива, электроэнергии, горю чего, материалов, сырья. Во главе этого движения стоят комсомольцы. На предприятиях, в колхозах и совхозах Мурмана выросло немало настоящих заботливых хозяев из комсомольцев и молодежи, которые с б о я м самоотверженным трудом, высокими образцами производитель ности пруда щроявляют подлинно коммунистическое отношение к об щественной собственности. Доста точно указать на комсомольцев судоремонтного завода Севморпути. Они вместе со специалистами и хозяйственниками упорно работают над большими и малыми проблема ми экономики своего предприятия. G начала нового года комсомольцы сэкономили тысячи киловатт-часов электроэнергии, десятки топп топ лива, немало собирали черного и цветного металлов, сэкономили сцрья и материалов. Их инициа тиву горячо одобрил Иван Дмит риевич Папанип. . На днях комсомольцы завода Севморпути проводят .технико-эко номическую конференцию, на кото- рой-бу^ут намечены новые пути по сбережению средств и материа лов. • По почину комсомольцев завода Севморпути в траловом: флоте» (раз вернулось движение мастеров огня. Здесь хорошо известны} имена ко чегаров, секретарей комсомольских организаций .траулеров «Засольщик» и «Ролик», мастеров огня тт. Зоб- нина и Будько. В Кандалакшском паровозном депо на комсомольскомпаровозе бригадой, которую (возглавляет коммунист т. Недаинов, сбережено 24.225 кг. топлива, техническая скорость па ровозом -выполнена на 106,9 про цента. 1 В Кировске, на первом участие рудника им. С. М. Кирова, где начальником т. Литвинов, только ва последнюю неделю мая сэконом лено 14 тысяч рублей. Не оггстают а сельские комсо мольцы. Они принимают все меры к тому, чтобы не пропала даром ни одна колхозная копейка. К сожалению, у пас есть еще люди, которые беззаботно смотрят на то, как теряется и портится общественное доброе Им ничего не стоит оставить после себя детали, забыть инструмент, оставить неуб ранным станок, инвентарь. Картипу бесхозяйственности представляют территории судоверфи Наркомрыб- црсма и судоремонтного завода мор ского пароходства. Сейчас тает снег и из-под него обнажаются десятки различных деталей, пруды железного лома, материалов. .Ком сомольцы этих предприятий ходят мимо всего этого, 'оставаясь -безраз личными. Движение за экономию тесно связано с воспитанием коммунисти ческого отношения ас труду, к со циалистической собственности. Комсомольцы должны быть са мыми бсфежливьгми хозяевами, по казывать личный пример в рацпо- палыюм использовании средств, ма териалов, сырья. Они должны на стойчиво бороться: со всякими про явлениями расточительства, пеус- танпо укреплять трудовую дисцип лину, раз’яснять молодежи реше ния XVIII партконференции, нап равленные па дальнейший под’ем пашей социалистической промыш ленности. Комсомольские руководители обя заны чутко прислушиваться ко всем предложениям комсомольцев, напра/влеппым: на улучшение про изводства, внимательно следить за работой инициативных групп по экономии, созданных на предприя тиях, помогать им преодолевать консерватизм в применении новых форм труда. Расширяя борьбу за экопомию, против, расточительности, надо бо роться* за дальнейшее повышение производительности труда и каче ства продукции. Это может быть достигнуто только путем овладения техникой, глубокого проникновения в экономику предприятия:. Комсо мольские организации должны воз главить движение молодежи за повышение в течение года квали фикации на один разряд, улучшить рукавояггво технической учебой молодых рабочих, пщре организо вать экономическое образование актива. Только таким путем комсомоль ская организация нашей области сумеет довести до конца пачатое дело, по-большевистски выиолпить решения XVIII партконференции. ВЫСОКОШИРОТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ВЕРНУЛАСЬ В МОСКВУ Встреча участников перелета в Центральном аэропорту 11 мая в 5 часов 37 минут полярный летчик Че- ревичный поднялся с заснеженного аэродрома над Архангельском и взял курс на юг, в Москву. Завершилась славная экспедиция в высокие широ ты, принесшая ценный вклад в н а у к у ' о Центральной Арктике. Самолет закончил свой4 огромный путь в 24 тысячи километров, — расстояние, равное по протя жению обычному маршруту кругосветных перелетов. Через 2 месяца 6 дней после старта из Москвы экспедиция возвратилась в столицу. Родные и друзья участников рейсов в высокие широты, прославленные полярники-летчики, арктические мореплаватели, мно гочисленные представители советской печати встреча ют воздушную экспедицию в Московском аэропорту. Среди встречающих начальник Главного Управления Северного морского пути, дважды Герой Советского Союза Папанин, его заместители Герои Советского Союза Ширшов и Ш евелев, товарищ Рябчиков, Герои Советского Союза Федоров, Мазурук, Водопьянов, Белоусов, Буйницкий и другие. Ровно в полдень самолет касается колесами земли. Сотни людей окружают машину, подрулившую к до рожке аэропорта. В се 10 участников высокоширотной экспедиции спускаются с борта воздушного корабля на землю. Полярников горячо приветствуют, поздрав ляют с успешным выполнением задания, передают десятки букетов цветов. Командир самолета Черевичный, держа дочку на руках, подходит к микрофону. — Вот мы вернулнсь в нашу любимую столицу Советского Союза — в Москву , — взволнованно гово рит пилот. — Позади остались многие тысячи километ ров, пройденных над льдами полярных морей. Гд е бы ни находилась наша экспедиция, мы все гда чувствовали заботу могучей нашей родины, внимание родного на рода. Работу, которую мы выполнили, способен и го тов сделать любой советский человек, любой патриот. В сегда и везде перед нами стоял вдохновляющий любимый образ товарища Сталина.' — Мы все гда готовы выполнить любое задание, куда бы нас ни послала родина, — заканчивает свою ко роткую речь Черевичный. (ТАСС ). :: ■ -Л ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК ЧЕРЕВИЧНЫЙ У К А З ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О награждении государственного ордена Ленина завода №8 имени М. И. Калинина орденом Трудового Красного Знамени Государственный ордена Ленина за вод X* 8 имели М. И. Калинина орденом Трудового Красного Зна- Зимой 1936 года на далеких Ляховских островах сгорела зимов ка Шелаурово. Молодому полярному летчику Ивану Ивановичу Черевпч- нолву, находившемуся тогда в Ир кутске, было приказало вывезти зи мовщиков на материк. На двухмо торном самолете «ПС-7» Черепич ный немедленно стартовал в* дале кий путь. Полет протекал в сложпык мете орологических условиях над высо кими отрогами (Верхоянского хребта. В районе бухты Тикси самолет по пал в жестокий ураган. «Началась такая болтанка, вспоминает об этом перелете один из старейших поляр- пых штурманов Штепенко, какой я никогда больше не испытывал в полетах пад Арктикой. Самолет швыряло в стометровые пропасти, затем снова высоко подбрасывало... крен доходил до 90 градусов. Чере пичный крепко .вцепился в штур вал... Механики лежали почти без дыханные в хвосте самолета. Воз душная болезнь лишила их возмож ности работать». В этой сложной обстановке толь ко один командир самолета Чере пичный соблюдал полное спокойст вие. Ни пурга, ни ураганный ве тер, ни шестидесятиградусный мо роз не могли сломить упорства мо лодого пилота. Через 8 дней Чере вичный достиг Ляховских островов. 11 человек были вояты на борт са молета. Но, когда машина поднялась над островом, неожиданно правый мотор окутался густым дымом, лоп нул коленчатый вал и разбил картер. Черепичный на одном моторе ма стерски посадил перегруженный са молет. Прошло всего несколько дней л полет с 20 полярниками и боль шим грузом пушнины был продол жен и блестяще завершен в Иркут ске. Иван Иванович Черевичный один из опытнейших полярных пилотов. Родился он в 1909 году па Украи не, в городе Лервомайске, 20 лет окончил Ленинградскую теоретиче скую военную школу летчиков, спу стя еще год. стал военным пило том. Значительное время Черевич ный был старшим инструктором в центральной летной школе Осоави- ахима, в 1934 году начал работать /в полярной авиапии. Ивап Иванович много летал на северных авиалиниях вдоль Енисея, Лены, Оби, не раз пересекал высо кие горные хребты. Поплавковый самолет устаревшей конструкции Черевичный водил между ущельями: потолок этой машины был ишже горных верпгин. Черевгичпый долго работал в ледовой разведке, сопро вождал караваны судов по трассе Северного морского пути, настойчи во и с большим успехом осваивая труднейшие арктические трассы. Черевичный совершил ряд выда ющихся полетов в высокие широты Арктики. iB 1939 году на новой летающей лодке «СССР Я-275» он провел в воздухе 300 часов, по крыв за это время над полярными морями 60 тысяч километров. В том же году Черепичному впервые уда лось совершить три полета к остро ву Генриетты, расположенному к северо-востоку от Новосибирских островов, обследовать районы, над которыми еще не летали самолеты. Один из его разведывательных поле тов продолжался почти сутки. Вес ной прошлого года ш самолете «ООСР 0 -169» Черевичный совер шил большие арктические перелеты общим протяжением около 40 тысяч километров. Летом того же года на летающей лодке «СССР Н-275» он сделал 27 разведывательных поле тов в глубь Арктики, покрыв в об щей сложности 70 тысяч километ ров. Во время прошлогодней глубокой ледовой разведки Иван Иванович совершил полет в район так назы ваемого полюса недоступности. Он достиг тогда 82 градуса северной широты и 170 градуса восточной долготы. Этот рейс длился 22 часа 02 минуты. 4855 километров про шел без посадки самолет Черепич ного над льдами Арктики на высо те 1600— 1750 метров. В январе текущего года Черевич ный вновь бьвл в Арктике и выпол нил в глубокую полярную ночь ряд изумительных но смелости дальних перелетов. Вернувшись .из этого рей са, он сразу же начал готовиться к полету в высокие пгироты восточ ной Арктики, где, как уже извест но, в течение короткого времени совершил три посадки на дрейфую щие льды Северного Ледовитого оке ана. ВОДОПЬЯНОВ . Герой Советского Союза. Герой Социалистического Тру . да лауреят Сталинской нре- I мии Федор Васильевич Токарев с автоматической винтовкой своей конструкции. Фото Н. Янова. (ТАСС). СОВЕЩАНИЕ АКТИВА ГЛАВНОГОУПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ 12 мая, после трех дней работы, закрылось совещание актива Глав ного Управления трудовьк резервов при Совнаркоме СССР. В прениях по докладу тов. Москатова о ходе производственного обучения и зада чах дальнейшей подготовки трудо- гых резервов в текущем году вы ступавшие делились опытом рабо ты, поднимали новые вопросы, iqm- тиковали ‘ недостатки деятельности Главного я местных управлений трудовых резервов- • v На совещании выступил секре тарь ЦК BJROM тов. Романов. Он поемтил свою речь полжико-яос- питательпон работе среди учащихся школ ФЗО, ремесленных ти железно дорожных училищ. ~ В прениях по докладу тов. Мос катова выступило 45 человек. Совещание с большим под’емом припяло приветствие товарищу Сталину. (ТАСС). ТИРАЖ ЗАЙМА ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ 1L мая в Хабаровске закончился десятый тираж Займа Третьей Пя тилетки (вынусь первого _года). По н а ш е й р о д и н е Ж Зд нсключитеДьные заслуги в области вооружения Красной Армии и (Военно-Морского Флота, за созда ние и освоение в производстве но вых об(разцов вооружения наградить мени. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН . Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ^ГОРКИН . * М осква , Кремль. 12 мая 1941 г . Награждение работников государственного ордена Ленина завода №8 имени Калинина За выдающиеся заслуги в обла сти вооружения Красной Армии и Военно-Морского Флота, за создание я освоение производства новых об разцов вооружения Президиум Вер ховного Совета СССР наградил ор денами и медалями Союза ССР ра ботников Государственного ордена 1енина- завода № 8 имени Калинина. Орденом Ленина награждены: тт. Локтев — главный конструктор, Фраткнн — директор завода, рапсе насажденный орденом Трудового — 16 человек. Красного 3наме-пи н орденом Крас ной Звезды, Шамшурип — старший мастер, Штарев — слесарь. Орденом Трудового Крлспого Зна мени награждены) 10 человек. Орденом Красной Звезды награж дены 19 человек. Орденом «Знак Почета» награж дены 25 человек. * Медалью «За трудовую доблестью награждены 24 человека. Медалью «За трудовое отличие» * * * * * КАЖДЫЙ ШЕСТОЙ ПР И З Ы В Н И К — п и л о т Самолет над вечными снегами П а мира. Фото В . Ш аховского . (ТАСС). Готовясь к <яоредпому призыву Красную Армию и 'Военно-Мор ской Флот, молодежь Запорожской области ylcneatfHO овладевает зоен- ными специальностями. Замечательных результатов доби лись призывники города Осипенко. Г:дось каждый шестой иршышпек полгучил; специальность пилота! Пад Бэсппгганием молодых летчиков не мало поработал аэроклуб, носящий имя героини-летчицы Полины Оси- пентоо. ТРАКТОР , РАБОТАЮЩИЙ НА' БУ РЫ Х У ГЛ Я Х НА ТРАССЕ ХАРЬКОВ — КИЕВ В нескольких километтрах от Харькова началось строительство дороги, которая свяжет индустри альный Харьков со столицей Украи ны. Около 4 тысяч колхозников- землекопов, мостовщиков и плотни ков расположилось лагерем вдоль всей дороги. Каждый колхоз запял от веденный ему участок. В этом году новая магистраль отупит в эмыоатацию, она прой дет на территории трех областей — Харьковской, Полтавской и Киев ской. (ТАСС). На Челябинском тракторном заво де сконструирована газогенератор ная установка для трактора ЧТЯ. Она может работать на буром угле и древесных чурках. . Одна шз опытных машин с такой установкой совершила 540-кнломет- ровый пробег. Испытлаиия показали, что 'зкеплоатащгя газогенераторов па угле обходится в 5 раз дешевле, чем па древесшдх чурках. На «Рыбинском море». На снимке: Лось , не успев уйти из зоны затопления, спасается на плоту. Фото М. Королева. (ТАСС ). С КОЧЕВИЙ НА ПЛОДОРОДНЫ Е ЗЕМЛИ Колхозники сельскохозяйственных артелей имени Андреева, «Ком мунист», «20 ‘лет Октября», Ер- бентского района, Ашхабадской области, покинули центральные Кара-Кумы и отправились на осед лое житье в «Сакарский -рай он, Чарджоуекой области. Всего с начала этого года из пустыни на плодородные земля в бассейне Аму- Дарьи и Мургаба переселилось 22 кочевых колхоза. Кроме того, на вотных источниках Красноводекой области расположилось 32 кочевых колхоза. На устройство колххшнков-пере- селшцев в текущем году ассигнова но более 12 миллионов рублей. ! НОВЫЕ МУЗЕИ ТАЛЛИНА^ » В столице советской Эстонии — Таллине скоро откроется этнографи ческий музеи. Управление по делам искусств в ближайшее врем* намечает открыть театральный и мусплкальпый музеи. Создается есте- стгенно-научный музей. В историко-революционном муэее будут экспонированы коммунистиче ские гаэеггы, листовки я другяе ма териалы, отображающие борьбу эстонского пролетариата за свое ос вобождение. Ремонтируется я скоро будет от крыт ценный исторический памят ник — домик Петра Первого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz