Комсомолец Заполярья. 1941, март.

2. КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ № a t <3W). H ц п Н » М г. ЗНАМЯ ПЕРЕДАНО ЛУЧШЕМУ ОТРЯДУ 9 марта на территории больнич­ ного /городка в Мурманске состоя­ лись областные лыжные соревнова­ ния школьников. Перед началом со­ ревнований был организован митинг, посвященный лыжному ооревноваг нею школьников и вручению крас­ ного переходящего знамени Военно­ го Совета Северного военно-морского флота лучшему пионерскому олря- ДУ 5 класса «Г» 19 средней школы Мурманска. Пионеры)—победители в соревно­ вании с экипажем миноносца «'Ва­ лериан Куйбышев» — прибыли па митинг иа лыжах. Все немного вол- нодзлись. Но вот и долгожданный момент. Вперед выходит председа­ тель отряда Светлана Заславская. Катальонпый комиссар Северного флота тов. З/убарев передает - ей знамя. поздравляет пионеров, призывает ж учиться еще лучше, не зазнаваться, готовить из себя стойких, мужественных, волевых людей, хорошо закаленных физиче­ ски. Виамя (Военного Совета поступило в надежные руки. За первое полу­ годие в этом отряде 94 процента успеваемости. В 3 четверти никто из пионеров не получил плохих от­ меток. Па «хорошо» и «отлично» учатся пионеры Заславская, Котова, Мигачев, Матвеев. -В отряде хороапо поставлена военно - физкультурная работа. Интересно проходят здесь от­ рядные сборы. Пионеры помогают школе, помогают родителям. Перехо­ дящее красное- знамя апколы таа^ке находится у них. Ученики 9 класса Ловозерской средней шкелы все комсомольцы. Они поставили своей задачей лучше всех учиться: Слово свое они выполнили. За хорошую успеваемость дирекция школы вручила классу переходящее красное знамя. На снимке: ученики 9 класса на уроке истории. На переднем плане отличницы учебы комсомолки Клара Агеева (слева) и Тина Иваницкая. Фото К. Моисеева. На уроках фи,тин Второй /урок учащиеся 7 - класса «Б» 3-й школы Мончегорска ожи­ дали с нетерпением. — Повторим сначала п о д е н ­ ное, —• начал учитель у!рок. — К доске пойдет Демидов. Расскажи­ те на^ об устройстве и принципе работы паровой машины. Учащийся отвечает без запинки, быстро, точно. Вызвав еще несколько у*чеников, Михаил Михайлович переходи ко второй части урока i— к об’ясне- нию темы: «электромагнит и его использование». Электромагнит в его простей- Обо всем этом [рассказала Светла-' пк*® форме можно представить вгиде железного сердечника, помещенного внутри катупгки из изолированной проволоки. Как н пе используется электромагнит? Сейчас мы irpoде­ монстрируем опыгг с -так называе­ мым, подковообразным электромаг­ нитом. Попрошу одного ученика к столу.. Учитель взял в руку маленький на. После митинга, организованно от­ правились пионеры в Дом культуры им. С. М. Кирова на общегородской 1костер, посвященный Международно­ му коммунистическому женскому, дню. Пачечными гостями были на j атом костре пионеры-пятиклассники' 19 средней школы. Дружными апло- подковообразный магнит, подключил дисмелтами приветствовали их ребя- *. . - V % . 1 ч ^ • та. его здесь же- к сети, а другую часть дал Юре Иванову. После со­ На костре Светлана также рас- Л!Г^Т1ЬИС усилий ученик едва отры­ вает от электромагнита маленький железный диск. Затем педагог рас­ сказывает о большом распростране­ нии ' электромагнита в заводской раньше сказала пионерам о Своем отряде. А батальонный комиссар тов. Зуба­ рев поздравил (ребят вторично и по­ желал им новых успехов. практике. Вот. например, на металлургических заводах гру­ зили лом в печи железными вила­ ми. Теперь же один электромагнит заменяет труд 22 (рабочих. В классе абсолютная тишина. Преподаватель говорит спокойным, уверенным голосом. П так на каж­ дом уроке, излагая какой-нибудь В (нашей области немало хороших пионерских отрядов. Такие отряды есть в 1 и 2 средних шкалах г. Киравсжа, в 34 железнодорожной школе (Мурманска и в других. В конце 8 Т 0 Й четверти будет вновь проверена работа отрядов. Лучшему из них будет передано боевое знамя: физический закон, (Михаил Мпхай- Воеппшо Совета Северного флота. JЛ(>!ШЧ обязательно расскажет, какое L oh находит применение в жизни, в Ьороться за подцепи™, по-иионер-: 11|Лшлюе, „ с„ ьск011 х(ш «- ски соревноваться с экипажем aie- редоаого боевого корабля — дело- чести всех пионеров области. И. МАРТЬЯНОВА. стве. * ** окончил один из ленинградских пе­ дагогических институтов. Работая в Мончегорских школах, он ввел на своих уроках замечательную прак­ тику — систематически прививать трудовые навыки учащимся, Не секрет, что многие учащиеся, окон­ чив школу, не знаоот как исправить незначительную поломку радиоап­ парата. не могуг зарядить электро­ натрона. поставить штепсельную розетку или сделать мелкий ремонт электпобытопых приборов— чайника. утюга. Физика — один из мношх пред­ метов. дающих полную возможность прививать детям трудовые навыки. Тов. Курач не пропускает ни одного случая, чтобы демонстрировать опы­ ты!. Проходя в 7 классе курс элек­ тричества. учитель потребовал от учащихся зарядить патрон, сделать пеболшгоц ремонт электроприборов. В Мончегорске на рудниках гор­ няки работают отбойными молотка­ ми. Как они выглядят, на каком принципе основано ях действие, почти никто из учащихся не знал. Тоз. Курач учел это обстоятельство при прохождении в 6 классе темы — «газы». • С помощью тов. Курач: учащиеся отремонтировали действуюацую мо­ дель парового котла. В 3 школе был немного испорчен узкопле­ ночный киноаппарат. Его хотели '•дать для ремонта в мастерскую, но ребята попросили поручить это дело км. II члу> же? Через некоторое время с помощью -учителя аппарат умелыми руками учащихся был пртпеден в полный порядок. Так учит советский учитель школьников итти в ногу с жизнью, роспятывать из себя всесторонне развитых, образованных юношей и девушек, готовых по окончании школы запять сгое сме^то в общем ДРУЖБА С МОРЯКАМ Мы посетили пароход «Узбеки­ стан». Здесь было много нового, интересного. Особенно поразило нас машинное отделение своим мощным устройством и чистотой, как и все на пароходе. После осмотра мы слушали нате* фон, пграли в шашки, шахматы и читали пароходную стенгазету, ко" торая выпускается каждый день. После каникул мы письмом при­ гласили моряков заключить с на" ми договор на социалистическое со* ревповапне до коппа учебного-года. Мы обязались не получать пло- ХНл отметок и иметь только ОТЛИЧ" иую дисциплину. Моряки тоже дали обещание вы' полнить годовой плап на 103 про­ цента и повысить дисциплину, вьг полняя все приказания. М офяки с «Узбекистана» пришли к нам в школу иа собрание. Она подарили нам свою стенпую газету. Теперь мы стараемся учиться лучше, чтобы с честью выполнить свои обязательства. Ученики 5* класса 4 средней школы г. Мурманска. Комсомольская жизнь Строго следвть за своевременной уплатой членских взносов , г , ' т. ___ Трудовой отрою. Михаил (Михаилович Курач, irpe- f л ЩАХНОВСКИЙ подаватель физики, два года назад ^ .м^нч'горек. Мап»нккий ф е л ь е т о н Обыкновенная история У гражданина Иванова Растет в семье Сыночек Лева. Заметим кстати. Между строк, Что он, — Единственный сынок. Глядите, ш к над ним хлопочут. Чего сыночек ни захочет, Все это в несколько минут Ему с поклоном! подают. Ешь, милый Левушка. Фазана. А вот паштет. А вот бананы. А вот сардиночки. А вот, попробуй, Птичий антрекот. Надень костюмчик вот Атласный... • Все шло Бак будто бы прекрасно, Пока не начался Скандал: Он... Птичьих сливок пожелал! Отца заездил он, Как сивку. Пришлось папаше Не легко. • Поди, достань-ка Птичьи сливки, Иль даже Птичье молоко!... Тогда-то лишь Хватились няни, Что плоховато Воспитанье. Но был уже Пропущен срок — Уже распущен был Сыпок. Як. БЫЛАНИН. Овоевремеянгая уплата члше-ких Е31ЮООВ какдым комсомольцем — является первейшей их обязанно­ стью и служит основным показате­ лем дисциплинированности. Его несвоевременно платит членские- взносы, тот грубо нарушает комсо­ мольскую дисциплину. Возьмем к примеру пашу организацию. В сен­ тябре прошлого года почти половина комсомольцев несвоевременно платила членские взносы, таилось 470 руб­ лей задолженности. Комсомольцы Марооиава, Приходько, Акбашева. и другие но платили но 4— 6 меся­ цев. Старый комитет плохо следил за гылолненмем этого пункта устала ВЛКСМ, пе принимая никаких «ер а нарушителям, понизил требова­ тельность. Да и сами члены комите­ та не показывали примера, нерегу­ лярно платили членские взносы. Первыми шагами работы шжого комитета была ликвидация вадол- мольских взносов у пас стало значи­ тельно налаживаться. Уже в Jtffcaf- ре мы полностью ликвидировал; вс» задолженность. Из 85 членов ЙЛКЛИ 75 человек погасили задолженность за старый месяцы. Благодаря требователиности го комитета, 'комсомольцы почув­ ствовали свою 'ответственность, сш- ли приобщаться к актшиой союзке# работе. Те, кто раньше считались на­ рушителями, сейчас в числе лучших. Паиример, комсомольцы тт. Мадо- нова и 'Цршходько сшкявмжичесвш цркюодят читки газет ецэди (рабочих своей смены, с интересом учалгея сатштараому делу в круркые ГОО. |Как ни «гтрашно, гао у вас до се­ ро времени еще существуют комсо­ мольцы, как Черапшюз, Крадена, которые иесваевременэо шастг членские взносы и ничего не довь­ ют в организации, плохо работам на производстве. Мы предупредаи* этих товарищей: если мши в бхж- женности, нривлечАние юомсомоль- Jж:ишпее время не направятся, с цев к активной общественной рабо­ те. Вопрос уплаты членских взно­ сов мы обсудили на заседании ко­ митета и цеховых комсоцрудшах. После этого дело с уплатой комсо- ши. будут приняты строгие меры. А. В. АБАКУМОВ. * Секретарь комитета BJ 1 KCM. Кильдинстрой, Кольский район. Tpynnbi без руководства Работа комсомольской организа­ ции северной экспедиции; ЭПРОН’а имеет много недостатков. Бюро крайне слабо осуществляет руковод­ ство группами, отдельными ‘комсо­ мольцами, недостаточно помогает им в работе. — Меня избрали грутгоргом, — рассказаывает т. Новиков. — ио ни­ кто из членов бюро не интересовал­ ся моей работой к ие помогал. Че­ рез некоторое время я был переведен на другой участок. Комсомольская групНа осталась без группорга. А члены йюро о ней совсем забыли. За последнее время бюро заметно ослабило борьбу за укрепление дис­ циплины. iB результате нарунтли дисциплину комсомол 1 Л 1 Ы Зуляев, Бербасов, Слободенюк, Тищенко;- Комсомольская организация не фВШФ В Ленинградском авиационном институте. На снимке: студенты института комсомолка В. И. По­ номарева и Ю. И. Ермаков в фи­ зической лаборатории. Фото В. Тарасевича. (ТАСС). растет: за 5 месяцев не пи одгого человека. • • Бюро мало уделяет вншашя фшкультурнои работе, самодеятель­ ности комсомольцев. Члену бюро тов. Анисимову было поручено ор­ ганизовать струнный ‘ круосок, яо прошло нешхшько месяцев, а Ефу- жок не работает. Нет занлгн4 в • драматическом кружке. 'Военио - физкультурная работа запущена! Физкультурный янвея- •тарь, особенно лыжи,' содержится в неисправном виде, портится. Секре- . тарь комсомольской организации тов. Фомченюо, вида все это, ершгимает никаких мер. Комсомольцы имеют большое же­ лание изучить «(Краткий курс исто­ рии ВЙМ1(б)», но комсомольская ор­ ганизация не помогает им в этом. Работа комсомольской организа­ ции должна быть решительно угуя- шена. П. ИВАНЧЕНКО. ИНТЕРЕСНАЯ ЛЕКЦИЯ Комсомольцы организации облОНО и горОНО на одном из собранхй прослушали лекцию «Коммунисти­ ческая мораль и нравствепностьэ. Лектор — комсомолка Серафима Лагуткина — очень хорошо расска­ зала о -коммунистической морали,# взглядах Маркса, Энгельса, Ленина иа нравственность. Она умело ис­ пользовала и художественную лите­ ратуру. О причинах низкой грамотности у ч а щ и х с я знает их ошибки. На уроке она сльраишвает S— Ю учеников. «Ска­ жи ты. какие ошиб­ ки допустил в ра Советская школа имеет много,.лучше научить его, Белинский тре- боте? Иди <к доске, напиши пред достижении. Учащиеся овладели бо­ лее снетематическими и глубокими знаниями основ иаут;, но, несмотря на это, успеваемость по .русскому языку все еще продолжает оста­ ваться низкой. Знакомство с работами учащих­ ся некоторых пгкол Кировского района показывает, 'что школьники, оканчивающие 7-е классы, недоста­ точно владеют •устной и письменной речью, не все из них имеют твер­ дые навыки в орфографии и пуик- туащии. Результаты работ ■учащих’я, по­ ступавших в 8-е классы. также свидетельствуют об их плохой под­ готовке. Некоторые учащиеся 11 неполной средней школы (на­ пример, -ученик Тимофеев) при пе­ реходе в -среднюю школу делали по . 29 ошибок в письменных .работах. Русский язык является:, важней-, шим учебным предметом в школе. ■'Владимир Ильич- Ленинговорил: «Ясский язык, г язык -Тургенева, Толстчхго. Добролюбова, Чернвдев- ского — велик и могуч!» Чтобы бовал преподавать грамматику «уче­ ным образом», т. е. раз’яснять -уча­ щимся закономерность языка. Мы же, за, редким исключением. <;б этих закономерностях учащимся не говорим. В 7— 8— 10 классах уче­ ники не всегда умеют найти ко­ рень. iB диктанте «Оленья почга» ученЕп: в предложении... .«Жопыга ложения со словами, в которых бы- лш допущены ошибки. Об’ясии, по­ чему надо писать именно так, а иначе? Ск^ьжи правило? Придумай предложение на данное слово из нашей действительности или возь­ ми из литературного пр-оизведения». Текст для зрительного диктанта у т. ЗяЗкиной уже написан на до- j оленей увязают в глубоком' снегу».1о;.- д<> урока. Она достигает этим шгшет «увезалот». На вопрос поче- того, что не леряется зря ни одной му он так написал, ученик отве- 1секунды урока. Ажтивно р::б^/тает весь класс. Наши ^-чешгки мало учат на­ изусть..,Для того, чтобы воспитать зрительную память, неебхожмо чаще давать самодиктапты. Задание на дом мы даем лишь но учебнику, а почему бы ио пользоваться еже­ дневно образцами художественной литературы? Ученик изучает суф­ фиксы существительных, прилага­ тельных. наречшл, причастия и деепричастия.... Хорошо бы дать ему такое задание: из произведения Лермонтова «Смерть поэта» выпи­ сать предложешя с деепричастиями, чает: — Ведь в слове везли — корень «вез», значит нужно писать «уве- задот». |1ьакая ошибка допущена? Уче­ ник П}к>сто не понял контекста ре­ чи, не смог понять смысла слова. Очевидно в начальных классах его не паучили читать и вникать в про­ читанное., . . . . .Пам пришлось посетить -уроки учителей 1-й средней школы, 2, 4 и 6-й. Наиболее живые уро­ ки грамматики у Ф. 'В .. Зябкиной (4-я школа)*. ;0на-; хорошо зш»ет больные места своих учеников, тгрглатяма, а также об’ясНить знаки препинания в 3 абзаце 3 главы «Капитанская дочка» Пушкина. Па литературных произ­ ведениях можпо строить целиком некоторые уроки грамматики. Это принесет большую пользу в изуче­ нии грамматики, в развитии культу­ ры ученика. Школы' мало исполь­ зуют наглядные пособия по русско­ му языку и литературе. Наглядные пособия оживили бы уроки, облег­ чили усвоение программного мате­ риала, сократили бы время, потреб­ ное ка об’яен'чше в классе. В школах слишком поздно начи­ нается обучение пунктуации. Прав­ да, самые элементарные навыки по пунктуации сообщаются еще в 3— 4 классах. Но беда в том, что уче­ нию::, попадая в 5 класс, часто не закрепляют знаний, приобретенных ранее. Можно сказать, что работа над синтаксисом по-настоящему на­ чинается! лишь во 2-ом полугодии в 6 классе. Могуч1 ли учащиеся за полтора года усвоить все знаки пунктуации? Нам кажется, что они но успевгют сделать этого. Учите­ лю приходится дорабатывать те не­ доделки, которые имеют ребята с прежних лет. Грамотность учащихся мы прове­ ряем ’диштантаайи. Не составляются эти ликтанты в болшиистэе без уч<ма тех ошибок, которые были * допущены ранее. Тексты обычно I подбираются лишь на то правило, которое сейчас изучено. Что бы­ ло пройдено раньше, забывается, не закрепляется. При таком контроле диктант не выполняет своего назна­ чения. у преподавателя нет возмож­ ности проследить, улучшается ли грамотность учащихся. Уровень развития речи учащихся продолжает оставаться очень низ­ ким. Проведенные опросы Уча­ щихся. анкеты показали, что есть учащиеся, которые мало читают, ничего не знают наизусть. Есть ребята, которые читают, во передать • содержания про­ читанного не могуч. Учителям сле­ дует смотреть за тем, чтобы учени­ ки читали по рекомендательному списку. Такие списки должны быть в первую очередь, в библиотеке. Борьбу с низкой грамотностью в старших классах приходится преи­ мущественно проводить на уроках литералуры. В 8-х классах при изу­ чении! литературных памятников IX— X—XI и более поздних веков вытекает необходимость говорить о языке этих произведений, ка­ саться историзма слов, следить, где эти слева, в каких именно произ­ ведениях встречаются сейчас, ка- •;опо их происхождение. Для изуче­ ния п закоелления языка по курсу S класса (это необходимо и в 9 и 10 классах) хорошо дать тему: «Язык былин», язык «Слово о пол­ ку Пгореве». . В 9— 10 классах при изучено произведений Пушкина, Лермонто­ ва, Тургенева, Гоголя. Горького, Маяковского открывается широкое поле для изучения языка как са­ мих 'писателей, поэтов, так и ях эпохи. Нужно практиковать, кроме 4— 5 сочинений в четверти, док­ лады на вечерах, в кружке, на уро­ ке. Работа учащихся над такими сочинениями, как «Язык Пушкин» по произведению «Капитанская доч­ ка^, «Язык Горького по произведе- шю «Мать», «Синтаксис в поэме Маяковского «Хорошо», не только помогут письменной речи учащихся, но и расширят их кругозор, при­ вьют любовь к литературе, к рус­ скому' языку. Борьба за грамотность — дело не одних учителой русского языка, а всего педагогического коллектива, всей общественности. п. логвин. Зав. учебной частью 1 средней г. Кироэск. и-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz