Комсомолец Заполярья. 1941, март.
2. КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ № a t <3W). H ц п Н » М г. ЗНАМЯ ПЕРЕДАНО ЛУЧШЕМУ ОТРЯДУ 9 марта на территории больнич ного /городка в Мурманске состоя лись областные лыжные соревнова ния школьников. Перед началом со ревнований был организован митинг, посвященный лыжному ооревноваг нею школьников и вручению крас ного переходящего знамени Военно го Совета Северного военно-морского флота лучшему пионерскому олря- ДУ 5 класса «Г» 19 средней школы Мурманска. Пионеры)—победители в соревно вании с экипажем миноносца «'Ва лериан Куйбышев» — прибыли па митинг иа лыжах. Все немного вол- нодзлись. Но вот и долгожданный момент. Вперед выходит председа тель отряда Светлана Заславская. Катальонпый комиссар Северного флота тов. З/убарев передает - ей знамя. поздравляет пионеров, призывает ж учиться еще лучше, не зазнаваться, готовить из себя стойких, мужественных, волевых людей, хорошо закаленных физиче ски. Виамя (Военного Совета поступило в надежные руки. За первое полу годие в этом отряде 94 процента успеваемости. В 3 четверти никто из пионеров не получил плохих от меток. Па «хорошо» и «отлично» учатся пионеры Заславская, Котова, Мигачев, Матвеев. -В отряде хороапо поставлена военно - физкультурная работа. Интересно проходят здесь от рядные сборы. Пионеры помогают школе, помогают родителям. Перехо дящее красное- знамя апколы таа^ке находится у них. Ученики 9 класса Ловозерской средней шкелы все комсомольцы. Они поставили своей задачей лучше всех учиться: Слово свое они выполнили. За хорошую успеваемость дирекция школы вручила классу переходящее красное знамя. На снимке: ученики 9 класса на уроке истории. На переднем плане отличницы учебы комсомолки Клара Агеева (слева) и Тина Иваницкая. Фото К. Моисеева. На уроках фи,тин Второй /урок учащиеся 7 - класса «Б» 3-й школы Мончегорска ожи дали с нетерпением. — Повторим сначала п о д е н ное, —• начал учитель у!рок. — К доске пойдет Демидов. Расскажи те на^ об устройстве и принципе работы паровой машины. Учащийся отвечает без запинки, быстро, точно. Вызвав еще несколько у*чеников, Михаил Михайлович переходи ко второй части урока i— к об’ясне- нию темы: «электромагнит и его использование». Электромагнит в его простей- Обо всем этом [рассказала Светла-' пк*® форме можно представить вгиде железного сердечника, помещенного внутри катупгки из изолированной проволоки. Как н пе используется электромагнит? Сейчас мы irpoде монстрируем опыгг с -так называе мым, подковообразным электромаг нитом. Попрошу одного ученика к столу.. Учитель взял в руку маленький на. После митинга, организованно от правились пионеры в Дом культуры им. С. М. Кирова на общегородской 1костер, посвященный Международно му коммунистическому женскому, дню. Пачечными гостями были на j атом костре пионеры-пятиклассники' 19 средней школы. Дружными апло- подковообразный магнит, подключил дисмелтами приветствовали их ребя- *. . - V % . 1 ч ^ • та. его здесь же- к сети, а другую часть дал Юре Иванову. После со На костре Светлана также рас- Л!Г^Т1ЬИС усилий ученик едва отры вает от электромагнита маленький железный диск. Затем педагог рас сказывает о большом распростране нии ' электромагнита в заводской раньше сказала пионерам о Своем отряде. А батальонный комиссар тов. Зуба рев поздравил (ребят вторично и по желал им новых успехов. практике. Вот. например, на металлургических заводах гру зили лом в печи железными вила ми. Теперь же один электромагнит заменяет труд 22 (рабочих. В классе абсолютная тишина. Преподаватель говорит спокойным, уверенным голосом. П так на каж дом уроке, излагая какой-нибудь В (нашей области немало хороших пионерских отрядов. Такие отряды есть в 1 и 2 средних шкалах г. Киравсжа, в 34 железнодорожной школе (Мурманска и в других. В конце 8 Т 0 Й четверти будет вновь проверена работа отрядов. Лучшему из них будет передано боевое знамя: физический закон, (Михаил Мпхай- Воеппшо Совета Северного флота. JЛ(>!ШЧ обязательно расскажет, какое L oh находит применение в жизни, в Ьороться за подцепи™, по-иионер-: 11|Лшлюе, „ с„ ьск011 х(ш «- ски соревноваться с экипажем aie- редоаого боевого корабля — дело- чести всех пионеров области. И. МАРТЬЯНОВА. стве. * ** окончил один из ленинградских пе дагогических институтов. Работая в Мончегорских школах, он ввел на своих уроках замечательную прак тику — систематически прививать трудовые навыки учащимся, Не секрет, что многие учащиеся, окон чив школу, не знаоот как исправить незначительную поломку радиоап парата. не могуг зарядить электро натрона. поставить штепсельную розетку или сделать мелкий ремонт электпобытопых приборов— чайника. утюга. Физика — один из мношх пред метов. дающих полную возможность прививать детям трудовые навыки. Тов. Курач не пропускает ни одного случая, чтобы демонстрировать опы ты!. Проходя в 7 классе курс элек тричества. учитель потребовал от учащихся зарядить патрон, сделать пеболшгоц ремонт электроприборов. В Мончегорске на рудниках гор няки работают отбойными молотка ми. Как они выглядят, на каком принципе основано ях действие, почти никто из учащихся не знал. Тоз. Курач учел это обстоятельство при прохождении в 6 классе темы — «газы». • С помощью тов. Курач: учащиеся отремонтировали действуюацую мо дель парового котла. В 3 школе был немного испорчен узкопле ночный киноаппарат. Его хотели '•дать для ремонта в мастерскую, но ребята попросили поручить это дело км. II члу> же? Через некоторое время с помощью -учителя аппарат умелыми руками учащихся был пртпеден в полный порядок. Так учит советский учитель школьников итти в ногу с жизнью, роспятывать из себя всесторонне развитых, образованных юношей и девушек, готовых по окончании школы запять сгое сме^то в общем ДРУЖБА С МОРЯКАМ Мы посетили пароход «Узбеки стан». Здесь было много нового, интересного. Особенно поразило нас машинное отделение своим мощным устройством и чистотой, как и все на пароходе. После осмотра мы слушали нате* фон, пграли в шашки, шахматы и читали пароходную стенгазету, ко" торая выпускается каждый день. После каникул мы письмом при гласили моряков заключить с на" ми договор на социалистическое со* ревповапне до коппа учебного-года. Мы обязались не получать пло- ХНл отметок и иметь только ОТЛИЧ" иую дисциплину. Моряки тоже дали обещание вы' полнить годовой плап на 103 про цента и повысить дисциплину, вьг полняя все приказания. М офяки с «Узбекистана» пришли к нам в школу иа собрание. Она подарили нам свою стенпую газету. Теперь мы стараемся учиться лучше, чтобы с честью выполнить свои обязательства. Ученики 5* класса 4 средней школы г. Мурманска. Комсомольская жизнь Строго следвть за своевременной уплатой членских взносов , г , ' т. ___ Трудовой отрою. Михаил (Михаилович Курач, irpe- f л ЩАХНОВСКИЙ подаватель физики, два года назад ^ .м^нч'горек. Мап»нккий ф е л ь е т о н Обыкновенная история У гражданина Иванова Растет в семье Сыночек Лева. Заметим кстати. Между строк, Что он, — Единственный сынок. Глядите, ш к над ним хлопочут. Чего сыночек ни захочет, Все это в несколько минут Ему с поклоном! подают. Ешь, милый Левушка. Фазана. А вот паштет. А вот бананы. А вот сардиночки. А вот, попробуй, Птичий антрекот. Надень костюмчик вот Атласный... • Все шло Бак будто бы прекрасно, Пока не начался Скандал: Он... Птичьих сливок пожелал! Отца заездил он, Как сивку. Пришлось папаше Не легко. • Поди, достань-ка Птичьи сливки, Иль даже Птичье молоко!... Тогда-то лишь Хватились няни, Что плоховато Воспитанье. Но был уже Пропущен срок — Уже распущен был Сыпок. Як. БЫЛАНИН. Овоевремеянгая уплата члше-ких Е31ЮООВ какдым комсомольцем — является первейшей их обязанно стью и служит основным показате лем дисциплинированности. Его несвоевременно платит членские- взносы, тот грубо нарушает комсо мольскую дисциплину. Возьмем к примеру пашу организацию. В сен тябре прошлого года почти половина комсомольцев несвоевременно платила членские взносы, таилось 470 руб лей задолженности. Комсомольцы Марооиава, Приходько, Акбашева. и другие но платили но 4— 6 меся цев. Старый комитет плохо следил за гылолненмем этого пункта устала ВЛКСМ, пе принимая никаких «ер а нарушителям, понизил требова тельность. Да и сами члены комите та не показывали примера, нерегу лярно платили членские взносы. Первыми шагами работы шжого комитета была ликвидация вадол- мольских взносов у пас стало значи тельно налаживаться. Уже в Jtffcaf- ре мы полностью ликвидировал; вс» задолженность. Из 85 членов ЙЛКЛИ 75 человек погасили задолженность за старый месяцы. Благодаря требователиности го комитета, 'комсомольцы почув ствовали свою 'ответственность, сш- ли приобщаться к актшиой союзке# работе. Те, кто раньше считались на рушителями, сейчас в числе лучших. Паиример, комсомольцы тт. Мадо- нова и 'Цршходько сшкявмжичесвш цркюодят читки газет ецэди (рабочих своей смены, с интересом учалгея сатштараому делу в круркые ГОО. |Как ни «гтрашно, гао у вас до се ро времени еще существуют комсо мольцы, как Черапшюз, Крадена, которые иесваевременэо шастг членские взносы и ничего не довь ют в организации, плохо работам на производстве. Мы предупредаи* этих товарищей: если мши в бхж- женности, нривлечАние юомсомоль- Jж:ишпее время не направятся, с цев к активной общественной рабо те. Вопрос уплаты членских взно сов мы обсудили на заседании ко митета и цеховых комсоцрудшах. После этого дело с уплатой комсо- ши. будут приняты строгие меры. А. В. АБАКУМОВ. * Секретарь комитета BJ 1 KCM. Кильдинстрой, Кольский район. Tpynnbi без руководства Работа комсомольской организа ции северной экспедиции; ЭПРОН’а имеет много недостатков. Бюро крайне слабо осуществляет руковод ство группами, отдельными ‘комсо мольцами, недостаточно помогает им в работе. — Меня избрали грутгоргом, — рассказаывает т. Новиков. — ио ни кто из членов бюро не интересовал ся моей работой к ие помогал. Че рез некоторое время я был переведен на другой участок. Комсомольская групНа осталась без группорга. А члены йюро о ней совсем забыли. За последнее время бюро заметно ослабило борьбу за укрепление дис циплины. iB результате нарунтли дисциплину комсомол 1 Л 1 Ы Зуляев, Бербасов, Слободенюк, Тищенко;- Комсомольская организация не фВШФ В Ленинградском авиационном институте. На снимке: студенты института комсомолка В. И. По номарева и Ю. И. Ермаков в фи зической лаборатории. Фото В. Тарасевича. (ТАСС). растет: за 5 месяцев не пи одгого человека. • • Бюро мало уделяет вншашя фшкультурнои работе, самодеятель ности комсомольцев. Члену бюро тов. Анисимову было поручено ор ганизовать струнный ‘ круосок, яо прошло нешхшько месяцев, а Ефу- жок не работает. Нет занлгн4 в • драматическом кружке. 'Военио - физкультурная работа запущена! Физкультурный янвея- •тарь, особенно лыжи,' содержится в неисправном виде, портится. Секре- . тарь комсомольской организации тов. Фомченюо, вида все это, ершгимает никаких мер. Комсомольцы имеют большое же лание изучить «(Краткий курс исто рии ВЙМ1(б)», но комсомольская ор ганизация не помогает им в этом. Работа комсомольской организа ции должна быть решительно угуя- шена. П. ИВАНЧЕНКО. ИНТЕРЕСНАЯ ЛЕКЦИЯ Комсомольцы организации облОНО и горОНО на одном из собранхй прослушали лекцию «Коммунисти ческая мораль и нравствепностьэ. Лектор — комсомолка Серафима Лагуткина — очень хорошо расска зала о -коммунистической морали,# взглядах Маркса, Энгельса, Ленина иа нравственность. Она умело ис пользовала и художественную лите ратуру. О причинах низкой грамотности у ч а щ и х с я знает их ошибки. На уроке она сльраишвает S— Ю учеников. «Ска жи ты. какие ошиб ки допустил в ра Советская школа имеет много,.лучше научить его, Белинский тре- боте? Иди <к доске, напиши пред достижении. Учащиеся овладели бо лее снетематическими и глубокими знаниями основ иаут;, но, несмотря на это, успеваемость по .русскому языку все еще продолжает оста ваться низкой. Знакомство с работами учащих ся некоторых пгкол Кировского района показывает, 'что школьники, оканчивающие 7-е классы, недоста точно владеют •устной и письменной речью, не все из них имеют твер дые навыки в орфографии и пуик- туащии. Результаты работ ■учащих’я, по ступавших в 8-е классы. также свидетельствуют об их плохой под готовке. Некоторые учащиеся 11 неполной средней школы (на пример, -ученик Тимофеев) при пе реходе в -среднюю школу делали по . 29 ошибок в письменных .работах. Русский язык является:, важней-, шим учебным предметом в школе. ■'Владимир Ильич- Ленинговорил: «Ясский язык, г язык -Тургенева, Толстчхго. Добролюбова, Чернвдев- ского — велик и могуч!» Чтобы бовал преподавать грамматику «уче ным образом», т. е. раз’яснять -уча щимся закономерность языка. Мы же, за, редким исключением. <;б этих закономерностях учащимся не говорим. В 7— 8— 10 классах уче ники не всегда умеют найти ко рень. iB диктанте «Оленья почга» ученЕп: в предложении... .«Жопыга ложения со словами, в которых бы- лш допущены ошибки. Об’ясии, по чему надо писать именно так, а иначе? Ск^ьжи правило? Придумай предложение на данное слово из нашей действительности или возь ми из литературного пр-оизведения». Текст для зрительного диктанта у т. ЗяЗкиной уже написан на до- j оленей увязают в глубоком' снегу».1о;.- д<> урока. Она достигает этим шгшет «увезалот». На вопрос поче- того, что не леряется зря ни одной му он так написал, ученик отве- 1секунды урока. Ажтивно р::б^/тает весь класс. Наши ^-чешгки мало учат на изусть..,Для того, чтобы воспитать зрительную память, неебхожмо чаще давать самодиктапты. Задание на дом мы даем лишь но учебнику, а почему бы ио пользоваться еже дневно образцами художественной литературы? Ученик изучает суф фиксы существительных, прилага тельных. наречшл, причастия и деепричастия.... Хорошо бы дать ему такое задание: из произведения Лермонтова «Смерть поэта» выпи сать предложешя с деепричастиями, чает: — Ведь в слове везли — корень «вез», значит нужно писать «уве- задот». |1ьакая ошибка допущена? Уче ник П}к>сто не понял контекста ре чи, не смог понять смысла слова. Очевидно в начальных классах его не паучили читать и вникать в про читанное., . . . . .Пам пришлось посетить -уроки учителей 1-й средней школы, 2, 4 и 6-й. Наиболее живые уро ки грамматики у Ф. 'В .. Зябкиной (4-я школа)*. ;0на-; хорошо зш»ет больные места своих учеников, тгрглатяма, а также об’ясНить знаки препинания в 3 абзаце 3 главы «Капитанская дочка» Пушкина. Па литературных произ ведениях можпо строить целиком некоторые уроки грамматики. Это принесет большую пользу в изуче нии грамматики, в развитии культу ры ученика. Школы' мало исполь зуют наглядные пособия по русско му языку и литературе. Наглядные пособия оживили бы уроки, облег чили усвоение программного мате риала, сократили бы время, потреб ное ка об’яен'чше в классе. В школах слишком поздно начи нается обучение пунктуации. Прав да, самые элементарные навыки по пунктуации сообщаются еще в 3— 4 классах. Но беда в том, что уче нию::, попадая в 5 класс, часто не закрепляют знаний, приобретенных ранее. Можно сказать, что работа над синтаксисом по-настоящему на чинается! лишь во 2-ом полугодии в 6 классе. Могуч1 ли учащиеся за полтора года усвоить все знаки пунктуации? Нам кажется, что они но успевгют сделать этого. Учите лю приходится дорабатывать те не доделки, которые имеют ребята с прежних лет. Грамотность учащихся мы прове ряем ’диштантаайи. Не составляются эти ликтанты в болшиистэе без уч<ма тех ошибок, которые были * допущены ранее. Тексты обычно I подбираются лишь на то правило, которое сейчас изучено. Что бы ло пройдено раньше, забывается, не закрепляется. При таком контроле диктант не выполняет своего назна чения. у преподавателя нет возмож ности проследить, улучшается ли грамотность учащихся. Уровень развития речи учащихся продолжает оставаться очень низ ким. Проведенные опросы Уча щихся. анкеты показали, что есть учащиеся, которые мало читают, ничего не знают наизусть. Есть ребята, которые читают, во передать • содержания про читанного не могуч. Учителям сле дует смотреть за тем, чтобы учени ки читали по рекомендательному списку. Такие списки должны быть в первую очередь, в библиотеке. Борьбу с низкой грамотностью в старших классах приходится преи мущественно проводить на уроках литералуры. В 8-х классах при изу чении! литературных памятников IX— X—XI и более поздних веков вытекает необходимость говорить о языке этих произведений, ка саться историзма слов, следить, где эти слева, в каких именно произ ведениях встречаются сейчас, ка- •;опо их происхождение. Для изуче ния п закоелления языка по курсу S класса (это необходимо и в 9 и 10 классах) хорошо дать тему: «Язык былин», язык «Слово о пол ку Пгореве». . В 9— 10 классах при изучено произведений Пушкина, Лермонто ва, Тургенева, Гоголя. Горького, Маяковского открывается широкое поле для изучения языка как са мих 'писателей, поэтов, так и ях эпохи. Нужно практиковать, кроме 4— 5 сочинений в четверти, док лады на вечерах, в кружке, на уро ке. Работа учащихся над такими сочинениями, как «Язык Пушкин» по произведению «Капитанская доч ка^, «Язык Горького по произведе- шю «Мать», «Синтаксис в поэме Маяковского «Хорошо», не только помогут письменной речи учащихся, но и расширят их кругозор, при вьют любовь к литературе, к рус скому' языку. Борьба за грамотность — дело не одних учителой русского языка, а всего педагогического коллектива, всей общественности. п. логвин. Зав. учебной частью 1 средней г. Кироэск. и-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz