Комсомолец Заполярья. 1941, июнь.
i КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ № 73 (419), 18 июня 1941 г. ОшкрЫласЬ II областная олимпиада • * с * детского творчества Тарахтят мо торчики, стреми тельно вращают ся пропеллеры п белые, легкие птицы готовы сорваться со сто лов и взлететь к потолку зала. Но птиц удержцвают жх творцы— юные авиамоделисты. Они еще раз за ботливо осматри вают свои 1 и, прислушива ются к районе моторчиков, гчЭДо-' бы к открытию выставки все бы- ная и болтая работа над народ ными тайцами ВЕЧЕР ВЫПУСКНИКОВ \В (большом зало Дона; культуры им. С. М. Карова в этот вечер только л говорили об (аттестатах с ОТШЕЧШеМ, о только что иончинших- ся испытаниях в и ш ш , о будущих профессиях, о том, что скоро ребя- в коллективе дет- там служить в Красной Армии. Этш сшо дома. Та нец . «Молдаване- тамы разговоров казалл-сь иеисчер- паемыми. И попятно, ведь 1 это был акаНч&иию ска», исполнен-; посвященный^ J учебного гоДа в шкошх Мурмап- иый детдомовца-! _ •ми. по-настояще- ока* ' Открывая вечер, секретарь Мур манского горкома BjEKCM тов. Стек- к. му (выразителен. К сожалению, - ,lnmw лав поздравил выпускников с окон- ж г наших надежд •не . I ___ _. чаннем» средней пгколы. В президиум Исполнительницы танца «Чабогар» ученицы 19 средней школы (Мурманск) (слева направо): Нина Хомякова, Нина Калюжная, Ли да Козлова «и Лида Коптур. Постановщица танца ученица 19 школы Жанна Терещенко. • Фото К. Моисеева. ★ * * * + оправдали участ ники самодея тельности детско го сектора ЛоИа культуры и осо бенно хореогра фияес,кий кол ли в полном порядке. Уже закоп-1Они поют, читают стихи и расска-1 Л6К)ТП)3 Исключая танец «тройки», чена экспозиция отдела художест- ' :‘Ы, танцуют, играют па различных ВС€ сальные доставлены безвкусно венной вышивки. Здесь рядом с ( музыкальных инструментах.^ Ма- п бесПомощно. красивыми птичками, вышитыми ленькне зрители слушают Чайков- Напрасно в Доме культуры увле- юрестом на полотне, -мы ветре -1 ского н Моцарта, знакомые и люби- чаем маленькие пимы из оленьего 1 мые поспи советских композиторов, меха, искуссно расшитые цветными I жадно ловят пламенные слова «Пес- ленточками. А дальше на столах ! ии 0 Соколе» Горького, восторжеп- но приветствуют хороших плясунов. Хотя программа первого дня включала (предварительный просмотр детской самодеятельности Мурман- чучела птиц, тундровых зверюшек, привезенные ребятами Норт-Влади мира, в цветочных горшках и на фотовитрине показаны работы юных натуралистов 4 школы Мурманска. Всеобщее внимание привлекает точ ная работа столярного и выпиловоч- вого кружков Мурманского детского дома. Первые посетители подолгу жюбуются ажурными рамками для фотографий, красивыми резными п полирозанными (шкатулками. О широком разнообразии детских штересов, разносторонних дарова ниях наших ребят рассказывает вы ставка работ детских самодеятель ных кружков. Но вот звонок приглашает юных посетителей в зрительный зал. Мед ленно раздвигается малиновый за навес и в наступающей тишине каются классическим! балетом, ко торый я)вш> не под силу руководи телям кружка и гороме вреда ничего не 'приносит ре)бятам. Выступления певиц и юных му зыкантов, также не отличались вы соким: качеством и пе выходили за скнх школ, и не все в ней было i пределы ученичества. Нельзя же на достойно показано на областнойолим- смотра самодеятельности (показывать пнаде, все же день открытия олим пиады стал радостным и веселым праздником ребят Заполярья. Среди участников смотра, высту павшая 16 июня, следует отметить струнный оркестр школы № 2 . Руководитель оркестра комсомолец Николай Фрожо® проявил себя спо собным музыкантом и дирижером. Очень хорошее впечатление -остав ляет танцевальный коллектиз 19-й школы, работающий под руковод ством ученицы 10 класса, отлич ницы учебы Жанны Терещенко. Т^пец «Чабогар» коллектив испол- явонко льется песня! о самом: близ -1 нил очень ярко и темпераментно. ком и родном — песня о Сталине. Ее поют, под руководством учитель ницы М. С. Мнхельсон, ребята из 2 школы Мурманска. Один за другим выходят на сце ну учащиеся Мурманских школ. Очень выразительно, с искренней детской непосредственностью напол нила песенку «Ручеек и мельница» ученица 4 класса 7-й школы Фа теева, прекрасно читала ученица 2 школы Малецкая. (Видна серьез- сла-бое выполнение заданий музы кального урока. Это еще дал должно заставить' собрания участники вечера избира ют секретаря обкома ВКП(б) тов. Старостина, председатели облиспол кома тов. Буиковац секретаря гор кома партии тов. Санфер, секрета рей обкома ВЛКСМ тт. Савельева, Меньшикова. Бородулину, заслужен ную артистку республики, гэдитстку театра им'Жй Народного Офгписта СССР В. П. Немировича-Данченко Федосееву, любимых учителей, от личников - выпускников Евгению Нерпгутову, Жанну Терещенко, Ев гения Бройдо. Долго аплодирует зал, когда в почетный президиум взбираются члены я кандидаты политбюро [ЦК ВКП(б) во главе с лучшим дру гом молодежи тойафощвм Сталиным. Напутственное слово 'пыш'Окнюкам сказал заведующий ГарОЙО тов. Л. И. Олешковнч: » — Юнюипи и девушки, или ребя та. .как вас еще совсем недавно на- ВЫ ПУС КНИКИ Ш КОЛ ФЗО НА ПРОИЗВОДСТВЕ Комсомольцы - выпускники школ ФЗО К. МИРОНОВ, М. РУСС®, И. МАЛИХИН, направленные на работу на предприятия 'комбината «Апатит» (Кировск). Фото П. Мал-эпъева. руководителей ГорОЙО и домов куль- зыкала, сегодня вас можно посдра- туры серьезно подумать о музы- пить с окончанием учебного года, с кальпом образовапии в Мурманске. Первый день олим!ниады закон чился спектаклем детского драмкол- лекггива Дома культуры имени С. М. (Кирова. Второй день олимпиады прошел шилIvs л. Вы хороп» по- окончанием работала. Теперь перед Ьа.'мт, бывшими десятиклассниками, открывается ши рокая дорога в жизнь. Дорога ik новым знаниям. Юноши, ваш пред стоит свято хранить традиции не значительно организованней, прог- победимой Жраелой Армян. Помнтт- рамма его носила более высокий суворовские слОва: «Тяжело в учепъи — легко в бою». Не забБы вайте паж город, вкотодом 1 вы вос- художественный уровень. Сегодня самый интересным — заключительный день олимпиады. Выступают наиболее способные и одаренные ребята области. к. тюляпин. СТАХАНОВСКИМ ТРУДОМ ОТВЕТИМ НА ЗАБОТУ О НАС В школе ФЭО были созданы все УСЛОВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОбы МЫ отлич но учились, повышали свой поли тический и культурный уровень. Уютный и светлые общежития, хо рошее питание и одежда, полезный и радушный отдых обязывали нас учиться только на «отлично». Ин тересные лекции, беседы, экспеди ции в ойузеи Ленинграда остазили в пашей памяти самые радостные воспоминания о днях учебы. Мы побывали в лучших; театрах, смот рели кино, и во всем мы чувствова ли заботу партии и родного совет ского правительства. На эту заботу* мы ответили ус пешным окончанием ппоохы. Го сударственные экзаменыц пробу до едали на «отлично» в получили повышенные разряды. Мы по-на стоящему полюбили свою профес сию. Грандиозные, тфевдасные соору жения, которые (Мы видели в Ленин граде — произведения лучших строителей нашей страны. Все они строились при участии (мастеров плотницкого дела. Мы гордимся, что будем участниками великого ст^си- тельства нашей родины л вместе с тысячами строителей постараемся хорошо строить новые большие и светлые дома, школы, фабрики, за воды. В нашей стране каждый труд почетен, ей одинаково нужны инже неры и плотники, врачи и штука туры, печники и техники. КяседмД • • • из нас, вступая я самостоятельную трудовую жизнь, готов сделать все, чтобы с честью выполнеть долг перед родиной. • Комсомольцы - отличием шко. лы ФЗО № 3 Ленинград», при ехавшие ва работу в Кмроаск: Иван МАЛИХИН, Якоа СОКО ЛОВ, Александр ЧЕСНОКОВ, Михаил РУСОВ, Алексей ГРА ДУСОВ. • т , ншывалиеь и учились. Десятиклассники Полина Моисе ева, 'Мария Болдырева, «Евгений Бройдо поблагодарила опколу, учи-' телей da внимание и заботу, кото рыми в течение десяти лет они были окружены. Горисполком: премировал выпуск ников за ошичнуго учебу. Da ве^ чере были вручены премии бывшей ученице 4-й шкалы Полине Мои сеевой, бывшим ученикам 10 -й школы Виктору Жопырину, Алексею ! Сииклинеру, Галине Суворкипой, На областной олимпиаде художественной само деятельности. На фото: у стенда художественной выпшвкн. * у Струнный оркестр школы № 2 (Мурманск) под управлением ком:ол;ольца Николая Фрадкова (еле. ва первый). Фото К. Моисеева. .ученице 19-й школы Жанне Тере щенко, ученице 34-й Шкалы Ев гении Дершутовой. Участники вечера с болыплм! ' тщ’еммм послюни приветствие лю бимому’ другу и учителю (молодежи товарищу Сталину. Затем выпускники и старшеклас сники просмотрели спектакль Му зыкального театра им. Народною артиста; ССОР В. И. Немировича- Данченко — «Дочь Анзо». Первый день на стройке 4 июня из третьей школы ФЗО г. Ленинграда был выпущен первый отряд молодых квалифицированных рабочих. 10 июня в 8 часов утра мы вышли на работу на стройдвор от дела капитального строительства комбината «Апатит». На строитель ном участке нас приветливо встре тили старые рабочие. Мы сразу же разбились на две бригады, к каж дой бригаде прикрепили опытных мастеров, которые раз’яснили нам технику безопасности. Принялись за работу. Каждая фигада получила задание. За рабочий день мы зна чительно перевьйюлнили заданную норму. И в дальнейшем мы, выпускни ки школ ФЗО, будем работать так- жо по-стахановски, не отстанем от старых рабочих. Константин МИРОНОВ. Для родной страны (До 1939 .отца 1 я яиш в Згдмдаой :Украине. Вместе со сшеоси рдаге>- лями л должен i был работать ж» j хозяина. <Сэо|вй земли родакяй не имели. В сентябре 1939 щда в ва ше (местечка ■ пришла! £ д а т я Армия. Для, нас нжалйсь новая радостная и счастливая жизнь. Отец мой и мать стали работать в кол хозе и па своем участке земли. * В конце прошлого года я по ступил в школу ФЗО в г. Бобруйске. Школу я закончил на «отлично», получил похвальную грааюгу, ко миссия присвоила мПе 6 -й разряд рабочею столяра. Сейчас я работаю о а стройдворе комбината «Апатит» в г. 1 'Кировске. Здесь, в красивом 'заполярном городе я буду работать так же, как и учился на «отлично». Этою. от меня • требует мой долг перед моей родиной. Хемля ЗИНЧУК. Заметки о воспитании КНИГА - МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ Наша задача — воспитать чело века социалистическою общества, воспитать в детях любовь к народу, к родине. В осуществлении этих задач книга — великое средство. Она формирует мировоззрение, воз- б гадает повые чувства, доставляет г;губокое эстетическое наслаждение, развивает ззечь учащихся. Вот, на пример, 'Что пишет по этому вопро су тов. Димитров: «...Роман «Что делать» еще 35 лет назад оказал на меня лично, как на молодого рабочего, делавшего тогда первые шаги в революционном движении в Болгарин, необычайно глубокое, не отразимое влияние. И должен ска зать, ни раньте, пи позже пе было ни одною литературною произведе ния, которое так сильно повлияло бы па мое революционное воспита ние, как роман Чернышевекого... Я ставил себе целью быть твердым, издержанным, неустрашимым, са моотверженным, закалять в борьбе с трудностями свою волю и харак тер, подчинять свою личную жизнь кятерес&м великою дела рабочего класса ... И для меня пет никакого *вой литературы. сомнения, что именно это благодар ное влияние в моей юности много помогло моему воспитанию как про летарского революционера, н нахо дило свое выражение в дальнейшем в моей революционной борьбе в Бол гарии п па лейпцигском процессе». Горький в своей книге: <аКак я учился» говорит: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путаиице мыслей, чувств и событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она напол няет ум и сердце чувством любвя к миру, к человеку». 'Круг чтения школьников должны составить народное творчество, па мятники великой русской литера туры. И в народном творчестве и в классической литературе юный чи татель ‘Найдет изображение не толь ко страданий народа, но и его си лы, талантов, борьбы за счзстье, неугасимой жажды свободы, живу щей в народе. Большое место дол жны занимать произведения миро- Произведепня советских писате лей, народов пашей родины должны запять первое место. Они ценны коммунистическим отношением к миру, они рисуют новых людей. , А. М. Горький писал: «Природе ребенка свойственно стремление к : яркому, необычайному». Необычай ным и ярким у нас в Союзе яв ляется новое, что создает револю-. IЦЕопная энергия рабочего класса. ■ к книге, как к друту, призванному приемов рекомендации книпи для Вот некоторые из книг для ответить па ряд волнующих вопро- самостоятельного чтения. Можно и сов. нужно сделать обзор вовинок худо- IB юношеском чтении необходим жественной литературы, обзор инте- указатель, условно названный кру- ресных журнальных статей, юм чтения. Основой его являются , Книжная выставка — один из курсы литературы и истории, изу- самых эффектных приемов пропа- чаемъвэ в школе. Необходимо, чтобы ганды книги. Кроме книг книжная 5 — 6 классов: Гайдар — «Шко- 1 • ла», Катаев — «Белеет парус одинокий», 'Кассиль — «Брат ге роя». Дли 7 — 8 (классов: Паустов ский — «Колхида», Катаев — «Я — сын трудовою парода», Чуков ский — «Гимназия»., Диковский — вать{ у них умение находить нуж -' сунки, газетные вырезки, отзывы Вот на этом необходимо закрепить! ные произведения, сделать чте- читателей о книгах, краткие реко- " пие школьников интересным и цен- мендательныв списки. ,внимание детей, это должно оыть . .главнейшим материалом их социаль- • пого воспитания. Ребенок восприни-1 мает окружающее жадно, быстро,; горячо. Ему хочется много узнать и • самому- действовать активно. Книга <для детей этого возраста имеет or- j ' ромное значение. В этом возрасте уже формируется вкус, зарождают! ся мысли, стремления, происходит отбор впечатлений. В круг читателя-юноши входит еще критическая и публицистнче- 1 ская литература. Школьник старше го возраста должен прочесть избран ные статьи Белинского, Герцена,! Добролюбова, Чернышевского, Горь -1 (кого, должен познакомиться с со временной критикой, прочесть ме муары, исторические работы. И если для среднего возраста мы об’едишя-1 ли книги но тематическому принци пу, то здесь их об’единяем по жан ру, авторству и по идейно! близо сти. Возникают повыв требования пым, организовать внеклассное Руководство самостоятельным чте- чтение. Руководство детским чте- иием требует строго индивидуально- ■пнем требует идейной четкости, го подхода к каждому ученику-чи- культуры, знания разнообразной ли -; тателю, изучения его интересов л тературы и большого педагогиче- ‘ защюсов. Должны быть изгнаны ос- ского такта. К чтению детей нуж- j татки вредных педологических под- но подойти серьезно, помня, что ходов к руководству чтением), меха- произведение искусства само вызы-,ннческое деление читателей по воз- вает наплыв чувств, мыслей, герои- растам, отказ от учета роста чшта- ческих переживаний, любовь и не- старшие учащиеся знали н следили выставка/ имеет дополнительный ма- «(Патриоты», Мстиславский——«Грач за новой книгой. Нужно воспиты- териал: портреты, фотографии, ри- -птица весенняя». Для 9—-10 клас сов: Островский — «Как закаля лась сталь», Павленко — «На Во стоке», Первенцев — «ГС^очубай», Дикозайий — «Патриоты». Как готовиться . к обсуждению книпи? Руководитель изучает кни гу, знакомится с творчеством авто ра, составляет краткую библиогра фию его произведений, подбирает ли тературу, близкую основной идее книги. Составляются вопросы, план вступительного и заключительного слова. Вопросы должны быть рас положены строго логично, последо вательно. Необходимо наметить до полнительные наводящие вопросы. Учащиеся тоже готовится s обсуж дению: собирают газеты и журналы, критический материал о данной *• ■•» , • , ~^ книге, пишут отзывы. Обсуждение книги закрепляется путем составле ния отшва sia книгу или письма нависть. Литературное чтение — полно- телей и навязывание тем чтения, одинаковых для всех. Необходимо привлечь актив чита- ценное и умелое доведение до чита- телей к работе с книгой. Из кон- теля Текста художественного праиз- j кретных приемов активизации чи- ведения. Оно имеет значение для тателей в практике работы боль- пропаганды книпи. Для чтения вы- шое значение имеют обсуждение бираются яркие, эмоциальные «т- .книг и читательские конференции, рывки, передающие основные мысли Для обсуждения надо выбрать ак- книпи. {туальное художественное пронзве- Чтенне комментируется, но не дение с ярким ЭДбДдым содержа* переходит в пересказ или лекцию, нвем, волнующими проблемами, с Хорошо проведанное литературное художественным! образами дероев» чтение вызывает интерес учащихся которых кш ю лю4жть пгия вовюж- х книге. Образцы книг — один жз деггь. ' < автору лонги. ' • * Учвтедышм Л .Ф . АНТГОПОВА. г. <К<ракк. . • /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz