Комсомолец Заполярья. 1941, июнь.

i КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ № 73 (419), 18 июня 1941 г. ОшкрЫласЬ II областная олимпиада • * с * детского творчества Тарахтят мо­ торчики, стреми­ тельно вращают­ ся пропеллеры п белые, легкие птицы готовы сорваться со сто­ лов и взлететь к потолку зала. Но птиц удержцвают жх творцы— юные авиамоделисты. Они еще раз за­ ботливо осматри­ вают свои 1 и, прислушива­ ются к районе моторчиков, гчЭДо-' бы к открытию выставки все бы- ная и болтая работа над народ­ ными тайцами ВЕЧЕР ВЫПУСКНИКОВ \В (большом зало Дона; культуры им. С. М. Карова в этот вечер только л говорили об (аттестатах с ОТШЕЧШеМ, о только что иончинших- ся испытаниях в и ш ш , о будущих профессиях, о том, что скоро ребя- в коллективе дет- там служить в Красной Армии. Этш сшо дома. Та­ нец . «Молдаване- тамы разговоров казалл-сь иеисчер- паемыми. И попятно, ведь 1 это был акаНч&иию ска», исполнен-; посвященный^ J учебного гоДа в шкошх Мурмап- иый детдомовца-! _ •ми. по-настояще- ока* ' Открывая вечер, секретарь Мур­ манского горкома BjEKCM тов. Стек- к. му (выразителен. К сожалению, - ,lnmw лав поздравил выпускников с окон- ж г наших надежд •не . I ___ _. чаннем» средней пгколы. В президиум Исполнительницы танца «Чабогар» ученицы 19 средней школы (Мурманск) (слева направо): Нина Хомякова, Нина Калюжная, Ли­ да Козлова «и Лида Коптур. Постановщица танца ученица 19 школы Жанна Терещенко. • Фото К. Моисеева. ★ * * * + оправдали участ­ ники самодея­ тельности детско­ го сектора ЛоИа культуры и осо­ бенно хореогра­ фияес,кий кол­ ли в полном порядке. Уже закоп-1Они поют, читают стихи и расска-1 Л6К)ТП)3 Исключая танец «тройки», чена экспозиция отдела художест- ' :‘Ы, танцуют, играют па различных ВС€ сальные доставлены безвкусно венной вышивки. Здесь рядом с ( музыкальных инструментах.^ Ма- п бесПомощно. красивыми птичками, вышитыми ленькне зрители слушают Чайков- Напрасно в Доме культуры увле- юрестом на полотне, -мы ветре -1 ского н Моцарта, знакомые и люби- чаем маленькие пимы из оленьего 1 мые поспи советских композиторов, меха, искуссно расшитые цветными I жадно ловят пламенные слова «Пес- ленточками. А дальше на столах ! ии 0 Соколе» Горького, восторжеп- но приветствуют хороших плясунов. Хотя программа первого дня включала (предварительный просмотр детской самодеятельности Мурман- чучела птиц, тундровых зверюшек, привезенные ребятами Норт-Влади­ мира, в цветочных горшках и на фотовитрине показаны работы юных натуралистов 4 школы Мурманска. Всеобщее внимание привлекает точ­ ная работа столярного и выпиловоч- вого кружков Мурманского детского дома. Первые посетители подолгу жюбуются ажурными рамками для фотографий, красивыми резными п полирозанными (шкатулками. О широком разнообразии детских штересов, разносторонних дарова­ ниях наших ребят рассказывает вы­ ставка работ детских самодеятель­ ных кружков. Но вот звонок приглашает юных посетителей в зрительный зал. Мед­ ленно раздвигается малиновый за­ навес и в наступающей тишине каются классическим! балетом, ко­ торый я)вш> не под силу руководи­ телям кружка и гороме вреда ничего не 'приносит ре)бятам. Выступления певиц и юных му­ зыкантов, также не отличались вы­ соким: качеством и пе выходили за скнх школ, и не все в ней было i пределы ученичества. Нельзя же на достойно показано на областнойолим- смотра самодеятельности (показывать пнаде, все же день открытия олим­ пиады стал радостным и веселым праздником ребят Заполярья. Среди участников смотра, высту­ павшая 16 июня, следует отметить струнный оркестр школы № 2 . Руководитель оркестра комсомолец Николай Фрожо® проявил себя спо­ собным музыкантом и дирижером. Очень хорошее впечатление -остав­ ляет танцевальный коллектиз 19-й школы, работающий под руковод­ ством ученицы 10 класса, отлич­ ницы учебы Жанны Терещенко. Т^пец «Чабогар» коллектив испол- явонко льется песня! о самом: близ -1 нил очень ярко и темпераментно. ком и родном — песня о Сталине. Ее поют, под руководством учитель­ ницы М. С. Мнхельсон, ребята из 2 школы Мурманска. Один за другим выходят на сце­ ну учащиеся Мурманских школ. Очень выразительно, с искренней детской непосредственностью напол­ нила песенку «Ручеек и мельница» ученица 4 класса 7-й школы Фа­ теева, прекрасно читала ученица 2 школы Малецкая. (Видна серьез- сла-бое выполнение заданий музы кального урока. Это еще дал должно заставить' собрания участники вечера избира­ ют секретаря обкома ВКП(б) тов. Старостина, председатели облиспол­ кома тов. Буиковац секретаря гор­ кома партии тов. Санфер, секрета­ рей обкома ВЛКСМ тт. Савельева, Меньшикова. Бородулину, заслужен­ ную артистку республики, гэдитстку театра им'Жй Народного Офгписта СССР В. П. Немировича-Данченко Федосееву, любимых учителей, от­ личников - выпускников Евгению Нерпгутову, Жанну Терещенко, Ев­ гения Бройдо. Долго аплодирует зал, когда в почетный президиум взбираются члены я кандидаты политбюро [ЦК ВКП(б) во главе с лучшим дру­ гом молодежи тойафощвм Сталиным. Напутственное слово 'пыш'Окнюкам сказал заведующий ГарОЙО тов. Л. И. Олешковнч: » — Юнюипи и девушки, или ребя­ та. .как вас еще совсем недавно на- ВЫ ПУС КНИКИ Ш КОЛ ФЗО НА ПРОИЗВОДСТВЕ Комсомольцы - выпускники школ ФЗО К. МИРОНОВ, М. РУСС®, И. МАЛИХИН, направленные на работу на предприятия 'комбината «Апатит» (Кировск). Фото П. Мал-эпъева. руководителей ГорОЙО и домов куль- зыкала, сегодня вас можно посдра- туры серьезно подумать о музы- пить с окончанием учебного года, с кальпом образовапии в Мурманске. Первый день олим!ниады закон­ чился спектаклем детского драмкол- лекггива Дома культуры имени С. М. (Кирова. Второй день олимпиады прошел шилIvs л. Вы хороп» по- окончанием работала. Теперь перед Ьа.'мт, бывшими десятиклассниками, открывается ши­ рокая дорога в жизнь. Дорога ik новым знаниям. Юноши, ваш пред­ стоит свято хранить традиции не­ значительно организованней, прог- победимой Жраелой Армян. Помнтт- рамма его носила более высокий суворовские слОва: «Тяжело в учепъи — легко в бою». Не забБы­ вайте паж город, вкотодом 1 вы вос- художественный уровень. Сегодня самый интересным — заключительный день олимпиады. Выступают наиболее способные и одаренные ребята области. к. тюляпин. СТАХАНОВСКИМ ТРУДОМ ОТВЕТИМ НА ЗАБОТУ О НАС В школе ФЭО были созданы все УСЛОВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОбы МЫ отлич­ но учились, повышали свой поли­ тический и культурный уровень. Уютный и светлые общежития, хо­ рошее питание и одежда, полезный и радушный отдых обязывали нас учиться только на «отлично». Ин­ тересные лекции, беседы, экспеди­ ции в ойузеи Ленинграда остазили в пашей памяти самые радостные воспоминания о днях учебы. Мы побывали в лучших; театрах, смот­ рели кино, и во всем мы чувствова­ ли заботу партии и родного совет­ ского правительства. На эту заботу* мы ответили ус­ пешным окончанием ппоохы. Го­ сударственные экзаменыц пробу до едали на «отлично» в получили повышенные разряды. Мы по-на­ стоящему полюбили свою профес­ сию. Грандиозные, тфевдасные соору­ жения, которые (Мы видели в Ленин­ граде — произведения лучших строителей нашей страны. Все они строились при участии (мастеров плотницкого дела. Мы гордимся, что будем участниками великого ст^си- тельства нашей родины л вместе с тысячами строителей постараемся хорошо строить новые большие и светлые дома, школы, фабрики, за­ воды. В нашей стране каждый труд почетен, ей одинаково нужны инже­ неры и плотники, врачи и штука­ туры, печники и техники. КяседмД • • • из нас, вступая я самостоятельную трудовую жизнь, готов сделать все, чтобы с честью выполнеть долг перед родиной. • Комсомольцы - отличием шко. лы ФЗО № 3 Ленинград», при­ ехавшие ва работу в Кмроаск: Иван МАЛИХИН, Якоа СОКО­ ЛОВ, Александр ЧЕСНОКОВ, Михаил РУСОВ, Алексей ГРА­ ДУСОВ. • т , ншывалиеь и учились. Десятиклассники Полина Моисе­ ева, 'Мария Болдырева, «Евгений Бройдо поблагодарила опколу, учи-' телей da внимание и заботу, кото­ рыми в течение десяти лет они были окружены. Горисполком: премировал выпуск­ ников за ошичнуго учебу. Da ве^ чере были вручены премии бывшей ученице 4-й шкалы Полине Мои­ сеевой, бывшим ученикам 10 -й школы Виктору Жопырину, Алексею ! Сииклинеру, Галине Суворкипой, На областной олимпиаде художественной само­ деятельности. На фото: у стенда художественной выпшвкн. * у Струнный оркестр школы № 2 (Мурманск) под управлением ком:ол;ольца Николая Фрадкова (еле. ва первый). Фото К. Моисеева. .ученице 19-й школы Жанне Тере­ щенко, ученице 34-й Шкалы Ев­ гении Дершутовой. Участники вечера с болыплм! ' тщ’еммм послюни приветствие лю­ бимому’ другу и учителю (молодежи товарищу Сталину. Затем выпускники и старшеклас­ сники просмотрели спектакль Му­ зыкального театра им. Народною артиста; ССОР В. И. Немировича- Данченко — «Дочь Анзо». Первый день на стройке 4 июня из третьей школы ФЗО г. Ленинграда был выпущен первый отряд молодых квалифицированных рабочих. 10 июня в 8 часов утра мы вышли на работу на стройдвор от­ дела капитального строительства комбината «Апатит». На строитель­ ном участке нас приветливо встре­ тили старые рабочие. Мы сразу же разбились на две бригады, к каж­ дой бригаде прикрепили опытных мастеров, которые раз’яснили нам технику безопасности. Принялись за работу. Каждая фигада получила задание. За рабочий день мы зна­ чительно перевьйюлнили заданную норму. И в дальнейшем мы, выпускни­ ки школ ФЗО, будем работать так- жо по-стахановски, не отстанем от старых рабочих. Константин МИРОНОВ. Для родной страны (До 1939 .отца 1 я яиш в Згдмдаой :Украине. Вместе со сшеоси рдаге>- лями л должен i был работать ж» j хозяина. <Сэо|вй земли родакяй не имели. В сентябре 1939 щда в ва­ ше (местечка ■ пришла! £ д а т я Армия. Для, нас нжалйсь новая радостная и счастливая жизнь. Отец мой и мать стали работать в кол­ хозе и па своем участке земли. * В конце прошлого года я по­ ступил в школу ФЗО в г. Бобруйске. Школу я закончил на «отлично», получил похвальную грааюгу, ко­ миссия присвоила мПе 6 -й разряд рабочею столяра. Сейчас я работаю о а стройдворе комбината «Апатит» в г. 1 'Кировске. Здесь, в красивом 'заполярном городе я буду работать так же, как и учился на «отлично». Этою. от меня • требует мой долг перед моей родиной. Хемля ЗИНЧУК. Заметки о воспитании КНИГА - МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ Наша задача — воспитать чело­ века социалистическою общества, воспитать в детях любовь к народу, к родине. В осуществлении этих задач книга — великое средство. Она формирует мировоззрение, воз- б гадает повые чувства, доставляет г;губокое эстетическое наслаждение, развивает ззечь учащихся. Вот, на­ пример, 'Что пишет по этому вопро­ су тов. Димитров: «...Роман «Что делать» еще 35 лет назад оказал на меня лично, как на молодого рабочего, делавшего тогда первые шаги в революционном движении в Болгарин, необычайно глубокое, не­ отразимое влияние. И должен ска­ зать, ни раньте, пи позже пе было ни одною литературною произведе­ ния, которое так сильно повлияло бы па мое революционное воспита­ ние, как роман Чернышевекого... Я ставил себе целью быть твердым, издержанным, неустрашимым, са­ моотверженным, закалять в борьбе с трудностями свою волю и харак­ тер, подчинять свою личную жизнь кятерес&м великою дела рабочего класса ... И для меня пет никакого *вой литературы. сомнения, что именно это благодар­ ное влияние в моей юности много помогло моему воспитанию как про­ летарского революционера, н нахо­ дило свое выражение в дальнейшем в моей революционной борьбе в Бол­ гарии п па лейпцигском процессе». Горький в своей книге: <аКак я учился» говорит: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путаиице мыслей, чувств и событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она напол­ няет ум и сердце чувством любвя к миру, к человеку». 'Круг чтения школьников должны составить народное творчество, па­ мятники великой русской литера­ туры. И в народном творчестве и в классической литературе юный чи­ татель ‘Найдет изображение не толь­ ко страданий народа, но и его си­ лы, талантов, борьбы за счзстье, неугасимой жажды свободы, живу­ щей в народе. Большое место дол­ жны занимать произведения миро- Произведепня советских писате­ лей, народов пашей родины должны запять первое место. Они ценны коммунистическим отношением к миру, они рисуют новых людей. , А. М. Горький писал: «Природе ребенка свойственно стремление к : яркому, необычайному». Необычай­ ным и ярким у нас в Союзе яв­ ляется новое, что создает револю-. IЦЕопная энергия рабочего класса. ■ к книге, как к друту, призванному приемов рекомендации книпи для Вот некоторые из книг для ответить па ряд волнующих вопро- самостоятельного чтения. Можно и сов. нужно сделать обзор вовинок худо- IB юношеском чтении необходим жественной литературы, обзор инте- указатель, условно названный кру- ресных журнальных статей, юм чтения. Основой его являются , Книжная выставка — один из курсы литературы и истории, изу- самых эффектных приемов пропа- чаемъвэ в школе. Необходимо, чтобы ганды книги. Кроме книг книжная 5 — 6 классов: Гайдар — «Шко- 1 • ла», Катаев — «Белеет парус одинокий», 'Кассиль — «Брат ге­ роя». Дли 7 — 8 (классов: Паустов­ ский — «Колхида», Катаев — «Я — сын трудовою парода», Чуков­ ский — «Гимназия»., Диковский — вать{ у них умение находить нуж -' сунки, газетные вырезки, отзывы Вот на этом необходимо закрепить! ные произведения, сделать чте- читателей о книгах, краткие реко- " пие школьников интересным и цен- мендательныв списки. ,внимание детей, это должно оыть . .главнейшим материалом их социаль- • пого воспитания. Ребенок восприни-1 мает окружающее жадно, быстро,; горячо. Ему хочется много узнать и • самому- действовать активно. Книга <для детей этого возраста имеет or- j ' ромное значение. В этом возрасте уже формируется вкус, зарождают! ся мысли, стремления, происходит отбор впечатлений. В круг читателя-юноши входит еще критическая и публицистнче- 1 ская литература. Школьник старше­ го возраста должен прочесть избран­ ные статьи Белинского, Герцена,! Добролюбова, Чернышевского, Горь -1 (кого, должен познакомиться с со­ временной критикой, прочесть ме­ муары, исторические работы. И если для среднего возраста мы об’едишя-1 ли книги но тематическому принци­ пу, то здесь их об’единяем по жан­ ру, авторству и по идейно! близо­ сти. Возникают повыв требования пым, организовать внеклассное Руководство самостоятельным чте- чтение. Руководство детским чте- иием требует строго индивидуально- ■пнем требует идейной четкости, го подхода к каждому ученику-чи- культуры, знания разнообразной ли -; тателю, изучения его интересов л тературы и большого педагогиче- ‘ защюсов. Должны быть изгнаны ос- ского такта. К чтению детей нуж- j татки вредных педологических под- но подойти серьезно, помня, что ходов к руководству чтением), меха- произведение искусства само вызы-,ннческое деление читателей по воз- вает наплыв чувств, мыслей, герои- растам, отказ от учета роста чшта- ческих переживаний, любовь и не- старшие учащиеся знали н следили выставка/ имеет дополнительный ма- «(Патриоты», Мстиславский——«Грач за новой книгой. Нужно воспиты- териал: портреты, фотографии, ри- -птица весенняя». Для 9—-10 клас­ сов: Островский — «Как закаля­ лась сталь», Павленко — «На Во­ стоке», Первенцев — «ГС^очубай», Дикозайий — «Патриоты». Как готовиться . к обсуждению книпи? Руководитель изучает кни­ гу, знакомится с творчеством авто­ ра, составляет краткую библиогра­ фию его произведений, подбирает ли­ тературу, близкую основной идее книги. Составляются вопросы, план вступительного и заключительного слова. Вопросы должны быть рас­ положены строго логично, последо­ вательно. Необходимо наметить до­ полнительные наводящие вопросы. Учащиеся тоже готовится s обсуж­ дению: собирают газеты и журналы, критический материал о данной *• ■•» , • , ~^ книге, пишут отзывы. Обсуждение книги закрепляется путем составле­ ния отшва sia книгу или письма нависть. Литературное чтение — полно- телей и навязывание тем чтения, одинаковых для всех. Необходимо привлечь актив чита- ценное и умелое доведение до чита- телей к работе с книгой. Из кон- теля Текста художественного праиз- j кретных приемов активизации чи- ведения. Оно имеет значение для тателей в практике работы боль- пропаганды книпи. Для чтения вы- шое значение имеют обсуждение бираются яркие, эмоциальные «т- .книг и читательские конференции, рывки, передающие основные мысли Для обсуждения надо выбрать ак- книпи. {туальное художественное пронзве- Чтенне комментируется, но не дение с ярким ЭДбДдым содержа* переходит в пересказ или лекцию, нвем, волнующими проблемами, с Хорошо проведанное литературное художественным! образами дероев» чтение вызывает интерес учащихся которых кш ю лю4жть пгия вовюж- х книге. Образцы книг — один жз деггь. ' < автору лонги. ' • * Учвтедышм Л .Ф . АНТГОПОВА. г. <К<ракк. . • /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz