Комсомолец Заполярья. 1941, июнь.

№ 66 (412). 1 пока 1841 г. КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ S З А О Т Л И Ч Н Ы Е З Н А Н И Я ! ★ ★ ★ Родной язык надо знать хорошо У доски стоит Р ая Волякова. Она 1 «ссказывает о правописания суф­ фиксов существительных. После втого отвечает о сложных, простых и составных числительных. В году Рая занималась хорошо, а иа испы­ таниях она ответила на «отлично». Отлично отвечали Валя Юсупова я Люба Дьобинова. Но далеко не все ребята <5 класса «Б» серьезно готовились в испытаниям по Род­ иону языку. Боря Соловьев все диктовки в году писал на «хорошо» и «отлич­ но». А сегодня он не смог расска­ зать о степенях сравнения прила^ гатсльпых, не разобрался он и в формах глаголов. Из-за небрежной подготовки к испытаниям Боря по- хучил по русскому языку только «посредственно». Володя Рогачев готовился к эк­ заменам, но плохо отвечал, так как до сих пор не научился правильно выражать свою мысль. * ' Многие ребята очень несерьезно отнеслись в такому важному пред- I Перед началом испытаний ученики 5-го класса «Е> 19-й средней школы (г. Мурманск) проверяют свои знания у географической карты. ( . Фото К* Моисеева. ПЛОДЫ СЕРЬЕЗНОЙ РАБОТЫ ЖИЗНЬ КРАСНОЙ АРМИИ стокого мороза-. Но ничто не смогло ★ ★ ★ На испытаниях по географии в 4-х классах Мне пришлось побывать на про­ верочных испытаниях по географии в 4-х классах ряда школ города Мурманска. Испытания по этому предмету в большинстве случаев по­ казали хорошие знания у четырех- класспиков. Очень хорошо проводила испыта­ ния «учительница неполной средней школы № 8 тов. Козлова. На сте­ пах — географические карты, кар­ тины, на столе — глобус. Учащие­ ся смело выходят к столу, берут! ставил задачу перед войсками на Уметь преодолевать трудности *•I V ...Бойцы отряда Героя Советского j мороз, бойцы ночевали в лесу, учи- Союза капитана Знаменского, нахо -1 лись действовать с пулеметами в дясь в разведке в тылу у, против-1 любых условиях. Бойцы настойчиво ника, попали в окружение в бело- преодолевали трудности. финнам. Несколько дней они нахо- ( Недавно подразделение северни- дплись без пищи, под постоянным д<) 45 -километровый тактича- сгнем) противника в условиях ж е -. сКВЙ переход по сильно пересеченной до последнего патрона громили вра га. За мужество и храбрость многие из них получили правительственные награды — ордена и медали Союза ССР. Учить войска только тому, что требуется па войне и только так, местности. На пути встречались га- сломить «бодрого духа боиц в. ^ ц0д огне3£ тивника» пулеметчик Борисов полз более километра с пулеметом. Рядом с ним, нагруженный патронамд, следовал красноармеец Мурадов. Более тридцати километров неустанно шли к цели пуле­ метчики Боролев и Хватов. Овв как делается на войне такую по -; взбирались на горы, преодолевали билеты. Времени на подготовку мно- ^1941 год Герой и Маршал Советско­ го им не требуется. I го Союза тов. Тимошенко. Вся си- Учащиеся S-й школы хорошо стема обучения бойцов построена на усвоили материал о союзных .рес­ публиках, ши рассказывают о при- этом принципе. • ? Современный бой требует от бой- роде, хозяйственном и культурном цов 0Г1МШ1()Г0 напряжения мораль- строительстве, хотя этого материала 1ШХ д физвчвс1иих сил. у чеба в в учебниках и нет. | МИрЦое время должна закалить бойца, чтобы оп мог переносить все Учительница тов. Козлова не за -1 мыкалась в узких рамках учебника, а полно и доступно об’ясняла учг«- Коща мы слушал», как ученица | например, прочел все публицистиче Зоя Мельникова об’ясняла идею ские статьи А. М. Горького. Рома-Jщимзя материалы из других источ- романа М. А. Шолюхоза «Поднятая нов прекрасно усвоил творчество ников — газет, журпалов и т. д. целина», мы чувствовали, что она Гете. Оля наизусть знают много Также хорошие зпаиия по геогра- знает, понимает не тол&ко в целом стихотворений, отрывков из текстов фпп па испытапиях показали уча- это замечательное произведение со* новостей, рассказов, романов эшх щнеся 4-х классов первой и деся- ветской литературы, но знает и великих писателей. | той школ. Ученики давали содер- празильно об’ясняег поступки, мыс-1 в 10 классе 4-й школы г. Мур-«ж-тельные ответы. манска учащиеся знают, любят ли- Но .вот другая картина в 17 тературу. Об этом красноречиво средней школе. На испытапиях по говорят отличныэ и хорошие ответы географии з четвертом классе от- ученкжов. 4 веты многих учеников свпдетель- По всему видно, что преподава- струют о поверхпостпых знаниях предмета. Учащиеся не точно пока­ ли и взаимосвязь героев романа. Коллективизация ознаменозала глубочайший революционный пере­ мету, как родной язык. Очень плохо ворот не только в социальном по* отвечала «Настя Хромова. Она даже ложении крестьянства, но а в пси­ не могла отличить прилагательное хологии крестьянина. Он, этот* пере- тель литературы Николай Николае от существительного. Хромова полу- ~ ~~ чила плохую оценку. 13 посредственных л 5 плохих оценок & пятом классе «Б» 18 не­ полной средней школы гор. Мурман­ ска свидетельствуют о педобросо- весщой работе многих учеников класса. « * * , •« - . В. НЕВСКАЯ. ворот, происходи не мирно в плав -1 БИЧ ХяЛМ(>з немало поработал1, ! зывают границы, города, реки, при- но, а бурно, в жестокой борьбе с • МН(НЧ) приложил сил, чтобы воспп- врагами, с пережитками прошлого в тать у pgQg_x учеников любовь к сознании людей. Это понято десяти- , дгторатуре, чтобы привить им родныэ зоны СССР. Один ученик рассказывал о кли­ мате СССР. Его спрозпли, что оп тягости современного боя. Большие трудности в учебе пре­ одолевает боец! Вся учеба перене­ сена в поле. В мороз, пургу, дождь идут бойцы .в разведку, роют око­ пы, бросают грапаты. Несколько раз подразделение лей­ тенанта Тычины совершало выходы в поле с ночевкой. Несмотря на овраги. Сильная жажда томила их. В овраге ручей. — Нет, не буду пить, — решил Королев. — Во время войны, возмол:- но придется еще хуже. Лучше при­ выкнуть сейчас. Д он уверенно пк> гает дальше. 45 километров по сильно пересе­ ченной местности пройдено за ко­ роткий срок. Отставших не было. Так, повседневно преодолевая препятст!вия, красноармейцы при­ выкают к трудностям). Труд, затра­ ченный на учебу в мирное время, не пропадет даром: он с ляхзой окупится в бою. В. ГАЛОЧКИН. Зам. политрук*. Два разаоткладывали, на третий отменили Шум в зале постепенно затих, j Время алло. Физкультурники гото- Посмотрен последнее выступление вились. Спустя некоторое время, ста- гимнастов, публика расходилась до-: ло известно, что сорезнования “по мой только в первом часу ночи. | гимнастике откладываются на ыасснацей Не«н™вой и W ' " з н а н Г ю Z T t o o | по имаст под ело Гклимат. Оо'яс- Так * * » 3™ сь П^ ЕВ-1 8 ™ - тоже. -------- — - - об’ясвешв O Z Z Z J 1 _ n l l L п „ " . ппть ™го слова оп по мог. ж,ося Г 0 Р«СИЮ соревнования яо Многие « ш и и т а » „ гимнастике. тельно показано ею в •идейного замысла автора.. Хорошо знает детство дарностыо говорили Николаю Нико­ лаевичу после испытаний ассистен- ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ В горном техникуме началась за­ щита дипломных проектов. На днях аооошо знает ютство Антова' “ “ ' “ “ 'ч ----------- У многпх школьников речь разви- Соревнования, как пп наесть, Времени на тренировки стало «о» Паыовпа Чехова Тося £ ™ ДРепедавателшица литературы та недостаточно. Преподаватель тов. организованы они бы. дне, значит ■можно лучше иэдгето- 17-а школы г. Мурманска Анисья СвистуНов не сумел хорошо подго- ш П1010_ и СП0В1 течет ВЕ1ЪСЯ. ’ А Рассказывала о нем на испытаниях reoprHeBna Савина и преподаватель- товить учащихся к испытаниям. Рябцева так, что з ее голосе звучал грозный приговор всему старому', душившему хетство, юность и на родные таланты. И чем больше рисовала она мрачную картину вое ница, русского языка 4-й школы Татьяна Авксепьтьевна Кучероза. На фоне этого положительного, “ отрадного, особенно резко выступа­ ют, бросаются -з глаза факты пре Необходимо отметить еще один недостаток, выявившийся на испы­ таниях. В школах города по разно­ мирно физкультурная жизнь в городе. Но вот странно: результатов городских г физкультурники дапгилн, что это может быть к лучшему. Но и на этот раз срок оказался неокончательным. Соревнования п* соревнований по гимнастике все ' гимнастике областной комитет физ- еще не утвердили и какая команда' культуры перенес на 22 июня. € • му поюшли к составлению «вопро- ^показала лучшие -результаты, кто, штангистами поступили проще: со- питання великого русского пясатв- ^ режен,ия Б летературе. А оно первой, восьмой, вопросы по геогра- ля, тем больше чувствовалась ее F к 1 * - ---------------------- « -------- * сов. В одних школах, например, в за,няд личное первенство — до сих за свою счастливую выявилось на испытаниях У двух гордость юность. * «Мая|Ковский о поэзии» — такой дапломшю проекты защнщаляшять бьи BT0'rai “ '“ Wc «шета, взятого ’ вающеге ответа ни на один вопрос, • Тосей Ря) 6 цевой. Отвечая на него, указанный в билете, не ответила в учеников этого класса. Катя Геибозич не дала исчерпы- студептов. Студент Пашков защитил она не ограничилась рассказом со- диплом на «отлично», три студента держания статей и высказываний В. В. Маяковского о поэзия. Рябцсв! защитили проекты на «хорошо» и один на «посредственно». Студентам присвоены звания гор­ ных пехииков-электромехаников и на дополнительные вопросы. Обнцзе и неграмотные, непра­ вильные и расплывчатые рассужу* показала, как великий поэт нашей нИЯ довольно полно характеризовали эпохи слашл поэзию и в овоих прекрасных стихах, отрывки из ко­ торых она прочитала на экзамене. Хочется особенно отметить исклю- ответ на испытаниях Николая Спи­ ридонова. Чтобы показать скудность его знаний по литературе, доста­ точно сказать, что он не знает ге- фии составлены хорошо. В каждый билет вошли три разнотипных во­ проса. Это позволило .выявить наи­ более полно знания учащихся. В школах 7, 18 <в вопросах па испытаниях не полностью содер­ жится программный материал по те— политический обзор СССР. Билеты составлены несколько упро­ щенно. > Несмотря па. отдельны© недочеты можно сказать, что испытания в 4-х классах по географии дали хо­ рошие результата. Можно было ви- горных техников по эксплоатацнп чительно хорошие, глубокие здания Р06® Р&яана «Поднятая целина» и , ь ^ отдельные ученики без рудных и рассыпных полезных же- 1 СГГеРат>'Ры, которые показали на iTBe^ ^ 0T’ e^ aBeXn. 1 ? 0 p 4 f rf 2 : запипки отвечали, давали содержа _ ______ испытаниях ученики Алекса-ар — герой одногоf из произведений тельпыл Щуравлев и Игнат Романов. Они Серафимоптча» пор неизвестно. Физкультурники-города были ра­ достно взволнованы: они узнали, что 18 мая будет проведено сорев­ нование на первенство области по штате. Так как времени па подго­ товку было мало, то штангисты де- медля принялись тренироваться. На 25 мая областной комитет по делам физкультуры я спорта назна­ чил проведение соревнований на ревнования по штанге вообще отме­ нили. • В практике есть другие случаи, когда начетов дело не доводится д» конца. Например, был начат, но таж и не закончен розыгрьшп по баскет­ болу. Может быть соревнования по гим­ настике и штанге оттеснены други­ ми видами спорта, тренировками пэ подготовке к комсомольскому кроссу. легкой сл’летикой <и т. д. Ничуть не первенство ооласти по гимнастике, вопаеных. г. Кировск. А. СЕМЕНОВ. прочли Гораздо болнше литературы, j Досадно за таких учеников, чем указано в программе. Журавлев , 1 с. ГАЛИНА. В. П. ГОЛОВА. Методист института усовер­ шенствования учителей. Кстати говоря, соревнования на первенство области по гимнастике проводятся впервые. С пеменьшей радостью, чем штангисты, восприня­ ли это сообщение гимнасты. Советы обществ берут дополни­ тельные часы в спортзале для тре­ нировок. Физкультурники готозятся к выступлению. В ряде физкультурных организа­ ций плохо готовятся и к летнему, сезону. Скоро начнется розыгрын первенства по футболу, но калеп» дарь розыгрыша все еще не утвер­ жден, да и команды окончательна не сформированы. Р. СЕЛЕТКОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ И ОБОРОНА СССР Денежные средства, получаемые от реализации . госзаймов, занимают видное место в капиталовложениях в народнее хозяйство ОССР. Эти средства состашли в 1 -й пятилетке свыше 11 процент всей суммы капиталовложений, 17 процентов во второй пятилетке и свыше 19 процентов за истекшие годы третьей пятилетки. . В вашей стране средства, привле­ каемые путем государственных зай­ мов, используются з интересах па­ рода: они направляются на финан­ сирование народного хозяйства, культуры и обороны страны. С ростом экономической мощи страны, кропнет и ‘ оборона. Еще Энгельс писал: «Ничто не зависит в такой сте­ пени от экономических условий, как именно армия и флот. Воору­ жение, состав, организация, так­ тика и стратегия зависят прежао всего ст достигнутой в данный мо­ мент ступени производства а от сутей сообщения». А. МИХАЙЛОВ. Старший батальонный комиссар. В наше время, когда так бурно развивается военная техника, связь между вооруженными силами стра­ ны и ее экономикой стала особенно тесной. Работа социалистической индустрия и транспорта имеет са­ мое непосредственное отношение к насущным интересам и нуждам вооружения Красной Армии. Эконо­ мика страны определяет во многом силу армии. Промышленность — основа военного могущества. Преж­ няя Россня не раз жестоко распла­ чивалась за свою эконохнческую отсталость. Наша страна в кратчайший срок покончила со своей вековой отста­ лостью и имеет могучую Красную Армию, могучий Военно-Морской 1 Флот, оснащсшыи самой современ­ ной военной техникой, изготовляе­ мой на советских фабриках и заво­ дах. Из года в год возрастает механи­ ческая мощь Красной Армии. В 1929 году на одного бойца прихо­ дилось 2,6 лошадиных силы, в 1934 году — 7,74 лошадиных силы, в 1939 году — 13 лоша­ диных сил. За 10 лет мы выросли в этом отношении на 400 процен­ тов. И это при значительном чис­ ленном расширении армии. Артиллерия за те же 10 лет увеличилась в 7 раз. Количество танков возросло в 43 раза, авиация выросла в 6,5 раз. В боях у озера Хасан и реки Халхин-Гол, в освободительном похо­ де в Западную Украину я Западную Белоруссию, в борьбе с финской бслогвардейщиной доблестная армия страны социализма на весь мир прославила- срветское оружие. Паша Красная Армия сокрушила сштаз- . шуюся неприступной «Линию Ман- иергейма», разгромила врага х обес­ печила безопасность города Лепина и северо-западных границ СССР. Пламя второй империалистиче­ ской войны охватывает все новые н побью страны, и это не может не создавать угрозы для Советского Союза. Правительство ассигновало в 1941 году на нужды обороны на­ шей страны 70.9 миллиарда руб­ лей. Решения XVIII партконферен­ ции оссб-енно наглядно показывают исключительную заботу партии, правительства и великого Сталина о снабжении Краской Армии новей­ шим современным вооружением. На XVIII партконференции товарищ Возносенскпй говорил: «В отношении выпуска оборонной продукция правительство исхо­ дило из простой истины: если хочошь, чтобы никакие «случайно­ сти» но застали паян народ врас­ плох, — порох держи сухим п пр жалей сретств на производство са­ молетов, танков, вооружения, воен­ ных кораблей п снарятов». Боезые действия современной ар­ мии требуют колоссальных мате­ риальных средств. Во Франции в 1914 году на вооружении армии состояло 4800 артиллерийских орудий, а к концу империалистической войны их коли­ чество увеличилось до 17500. Пу­ леметов ручных и легких совсем но было, а в кенпу войны их насчи­ тывалось уже 70 тысяч. Боевых самолетоз было 500, стало 3321. Если взять такую страну, как Англия, которая имела сравнительно небольшую армию, то во-время первой империалистической войны на пополнение ее мощи было изго­ товлено артиллерийских орудий 26.400, винтовок и карабинов 3854 тысячи, ручных и станковых пулемОтов 239380, артиллерийских снарядов 273 миллиона, винтовоч­ ных патронов 8637 миллионов, танков 2800, самолетов 47843, автомобилей всех систем 86 тысяч. В английскую армию было постав­ лено 8733 тысячи шинелей, 47 миллионов пар сапог, 28.5 миллио­ на пар брюк, 83 миллиона гимна­ стерок, 41 миллион одеял. Вторая империалистическая война требует еще больших расходов. Это можно видеть хотя бы из таких промеров. По германским данным, опубли­ кованным з шваре 1941, за 5 ме­ сяцев с 8 августа до конца 1940 года, германская авиация обросила во-время 2000 налетов 43000 тона фугасных авиабомб и 1.600 тонз зажигательных бомб. Военные заказы американской промышленности составляют: 5Q тысяч самолетов, 9200 танков, 380 зоенных кораблей, 200 тор­ говых пароходов, 130 тысяч авиа­ моторов, 17 тысяч тяжелых орудий, 25 тысяч легких орудий, 13 ты­ сяч минометов, 300 тысяч пулеме­ тов, 400 тысяч автоматических •зинтовок, 50 тысяч грузовиков и т. д. Вторая империалистическая война и гонка вооружений ускорила раз­ витие техники в капиталистически:: странах. Страна социализма не мо­ жет и не должна отставать в раз­ витии техники. Мы не можем в не должны успокаиваться па до­ стигнутом, ибо достигнутое сегодня может оказаться иезостаточньы завтра. Поэтому трудящиеся nanieil великой родины с охотой и любовь» дают свои сбережения взаймы го­ сударству, сознавая, тто каждый новый завод, новая железная дорога укрепляют мощь нашей елаэнoil Красной Армии в Воещцо-Мореаогч Флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz