Комсомолец Заполярья. 1941, июнь.

2 КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ Kt 6 3 шеня 1Э41 г. # НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРОВЕРОЧНЫХ ИСПЫТАНИ В ШКОЛАХ С совещания директоров школ города Мурманска 5 в ш состоялось совещание ди­ ректоров школ Мурманска. Заведую­ щий гороно тов, Олешкович сде­ лал сообщение о некторых итогах испытаний в школах города. Содо­ кладчики — директор 2 -й средней! школы тов. Гусева и директор 18-й неполной средней школы тов. Стар- in»в рассказала об итогах испыта­ ний и подготовке их школ к новому учебному году. — Предварительные итоги ве­ сенних проверочных испытаний, — говорит тез. Олеапкович, — показы­ вают, что .работа школ Мурманска улучшилась: значительно повыси- Причипой многих недостатков яв- отличались большей глубиной зна- ляется то, что коллективы учителей ний, речь их стада более грамот- в ряде пгкол не боролись по-настоя- ной. На испытаниях по географии щему за поднятие качестза учебы, многие учащиеся! показали хорошее Если в школе крепкий и дружный знание карты и более прочно учительский коллектив, то здесь не усвоили материал, будет места учителю-бракоделу, | Наиболее низкая успеваемость ученику-лодырю. 1 з школах, как правило, по матема- Конец учебного года показывает тике. Учащиеся 5-х классов в 10 * также, что малр еще сделано по 6 школах имеют наиболее слабые привитию практических навыков | знания по этому предмету, учащимся. <В целом по шхюлам нет еще НАСТОЛЬНАЯ КНИГА * » • Свыше двух с половиной лет на­ зад вышел в свет «Краткий куре истории ВЕП(б)» — энциклопедия основ марксизма-ленинизма. Сразу с выходом в свет Краткого курса десятки и сотни тысяч лю­ дей нашей страны принялись за изучение истории нашей партии. Большую помощь в изучении оказы­ вают партийные и комсомольские ПРИЗЫВ НАЧАЛСЯ itt. ПервЬш деиЬ в городской комиссии . — Тебя вычисляют i в школу ФЗО! Поздравляю...Бак, доволен? — Еще бы! Навряд ли кто-ли­ бо па моем песте не радовался. Получу специальность... В глазах Вани кшпшт, да .'£Сгуэ ' * ' " *--> > .1 '^ 7 - д* чов, секретарь горкома (BIEGM тев^ Стекло». Час тому вазад началь­ ник управления трудовых резерва*, при Муроблисшиком» тов. Дюпре- ев познакомил ребят с их будущи­ ми специальностями, рассказал о. организации, организуя лекции, док- д^ ФЗО — это путь к вастоядцим лады, беседы. Не менее важпую по- профессиям с твердыми яиазтшши многих других призываемых, шко- T03f. ка® 'будет проходить учеба > школе, рассказал обо всем (рнтарв-г Директор 2-й средаей школы тов. подлинной борьбы за грамотность, Гусева большую часть своего вы-. общую культуру и прочные знания. ступлеппя посвятила вопросу подго-' Конец учетного года подтверждает,, __ ____________„ __ . топки школы к новому учебному что не ликвидирован отрыв знаний торию партии и произведения клас- (быть будет плотником или арма- мощь оказывает наша печать, по­ мещая на своих страницах кон­ сультации, лекции. Я изучаю «Краткий курс исто­ рии ВКП(б)» по среднему звену. Сейчас работаю над 11-й главой. и хорошей практикой. ; В еля Акишин до этого, по суще* ству, не имел никакой ’Специаль­ ности: подтаскивал кирпичи на стройке. Теперь он станет квааи- Чем больше и глубже изучаю я ис- филированным рабочим* может J шл J I i11Д1 у v J*— ~ * -- - * ''Г' Xr * I gf лвсь требования учителей к уча- Г°ДУ- Па педколлективе будет дап от лизни, слабо еще (прививаются сиков марксизма-ленинизма, тем яр -,турщикям, а может оыггь электро- г * - - - г монтером... Вайя Акишин TTn"TrTTtrir че передо мною раскрывается кар- получил щимся, в результате чого повыси- подробный анализ работы каждого практические навыки учащимся. , ------ г г ----------—~ v лись и знания учеников, многие учителя за истекший учебный год. Целый ряд. больших, серьезных типа титанической работы, которую направление в Мурманскую школу учителя добились хороших резуль- Совместное обсуждение работы оде-' вопросов по улучшению работы' проделали !В. И. Ленин и И. В. по* номером « 1 ». ия первым татов в учебно-воспитательной ра- подавателей поможет вскрыть чло- школ поднял з своем выступлении Сталин, большевики в борьбе с па- ,^® звалсл в мурманскую школу гае недостатка и устранить жх. секретарь городского комитета родниками,’ «экономистами», меньше- Фабрично-заводского ооучения. Учителя^ 'будет указано па педо- ВШ(б) тов. Кольцов. Он отметил, виками и другими врагами парода, Вчера коридоры школы IN5 6 статки в их работе и даны задания что с дисциплиной и укреплением за организацию марксистской пар- заполнили подростки, которым пред­ ка лето. То учащиося, которые бу- единоначалия в школах дело обстоит тип, за партию нового типа, прип- стояло пройти призыв в шко- боте. Тов. блешкозич отмечает работу лучших учителей. Учитель русско­ го языка и литературы 4-й средпей Шкоды тов. Хильтов, учительница дут ДеРжать нереиспытания осепыо, еще неблагополучно. Вместо того, ципиальпо отличную от всех партии лу ФЗО. математики 19-й средней школы полУчат во-время помощь со сторо- чтобы безоговорочно выполнять при- Н Интернационала - тов. Ипполитова, учитель русского ны преподавателей казы, в школах начинают их об- языка 6 -й средней школы тов. Бы­ стров, учитель математики я дирек­ тор 18-й неполной сретпей пгколы тов. Старшов, учительница 4-го класса 8 неполной средпей школы топ. Козлова и другие добились хо­ роших .результатов в своей работе. В 1940— 41 учебном году в пколах города улучшился порядок, Работа с родителями учащихся суждать, советоваться о том, стоит Для глубокого понимания идей, изложенных в 4 главе «Краткого В комнате, где заседает призыв­ ная комиссия, будущих ! строителей приветливо встречали заместитель - / — —--- 1 —------- ---- Г)Г*ТТ/V\ хгмыл vuutvu iinivviii занимает зидное место в плане под- выполнять приказ или нет. Дисцип-, кУРса истории Ш 1 Щ 0 )», я решил дредодададд Горисполкома тов. Сы- готовки пгколы к новому учебному •лину и единоначалие надо неустанно изучить бессмертное произведение году. В школе уже укомплектованы укреплять. I Ленина «Материализм и эмпирио- два первых класса. | Тов. Кольцов остаппвился на впп- критицизм». Директор 18 неполной средней росе о порядках в школах. Он от-* Сначала я прочитал напечатан- школы тов. Старшов привел ряд метал, что еще нет пошлиной борь- ные в жУРналах и газетах статьи примеров того, как передовые учи- бы за чистоту и настоящую куль- это^ ленивск°й Работе, а затем теля школы боролись за тлубокпе туру, а также указал на недоста- взялся 33 КППГУ В. И. Ленина. 11 о знания учищихся. Учительница 4 точную связь и работу с родителя- 0 ТДельпым* паиболее трудным во- сующем. Многие призываемые под­ ходят к столу комиссии с желая®- ем — обязательно учиться в щюь ле ФЗО. / У щшыэз<ешго Белых не осо*- бенио хорошее здоровье, но га в§* что бы то ни стало хочегг учиться именно в ' школе ФЗО. Нравится ему строительное дело. Член комво*-- сии советуется с врачом и, навер­ ное, будут найдены возможности для зачисления! Белых в школу. Исполнилась мечта и Ндклдад Абакшина. Теперь он стают, нь- верняка, ;электросварщиком. Алек­ сандр 'Агеев скоро сможет считать, себя потомственным строителе». Строитель по профессии «зго отец„ строителем будет и сын. Так проходил (первый день при­ зыва. Ои дал хорошее исполнений новой школе. - , • укрепилась дисциплина, значигель- клаССа тов_ Кожемяка настойчиво ни и привел ряд конкретных при- просам’ как’ папРтаеР- сущность чтл ПАП 1 ТРТГ¥ЛРТ ттолФил ЛтпогЛпгпптг_ ^ _ * г ЬПГАРТППТГРПТТ^ГФРа IT ППГЛЯРТСЯТРЛТ^- В коллегии Главного управлении трудовых резервов при СНК СССР Коллегия Главного управления ’ строителей. 14 тысяч железАдо- трудовых реоервов при ОНК СССР рожников н так далее. Болышшг 'обсудила предварительные -итоги ство выпускников приступило к но повысилось чувство ответствен пости зз учебу у учащихся. Но в работе пгкол имеются еще большие недостатки. Успеваемость учащихся все еще остается неудов­ летворительной^ значнтйчьное ч)ис- ло школьникоз не выдержало ве­ сенних испытаний. Учащиеся двух пятых классов в 10 средней Школе получили на письменных испытаниях по ариф­ метике 46 плохих оценок. Учитель тов. Лунин в году пред’являл низ­ кие требования и не сумел дать ученикам прочных знаний. По дру- j гим дисциплинам учащиеся этих классов имеют гораздо лучшую успе­ ваемость. , В двух пятых классах В НСШ 28 учеников имеют плохие оценки по арифметике. Из 20 учащихся j 10 класса 2 -й средней пгколы сэ-' меро не выдержали испытания п.> химии (учитель тов. Сизьмян), не внают математики учащиеся 7-х классов 19 средней школы (препода -1 . оатель тов. Василенко). Особенно низка успеваемость по арфиметикэ ,у.-учащихся 4 и 5 классов и по русскому языку в 4— 5 — 6 клас­ сах (ряда школ. богостроительств и богоискатель­ ства, я обращался за консультацией в газету «Полярная правда». На развивала речь учащихся, боролась меров. Тов. Кольцов указал на за грамотность. В результате, четы- необходимость постоянного усовер- рехклассякки яв имеют ни одай шенствовання всей учебной Е вое- плохой отметки по русскому язьп^ штативной работы а школах, сов- черпыва; щий отвст. Кромс 9Т0Г0 я 1," Л" Л"ТЛ" П,т'” л“ япял" г,™'™ местными усилиями всего препода- Инспектор Наркомироса РСФС'Р тов. Евгеньева отметила ряд поло­ жительных моментов в (работе школ. Ответы учащихся . на испытаниях вательского коллектива, обобщая и используя опьГг передовых учите­ лей. • На испытаниях по географии в 6 классе «В» 3-« НСШ в Кнровске. Ученик Н. МЕЛЬНИКСЗв получил отличную отметку. Фото А. Пельве. прослушал ряд лекций в воскресном университете марксизма-ленинизма, а также и по радио. Усвоение материала зависит от правильно составленных конспектов, записей. Запись дает возможность быстро вспоминать пройденное. При составлении конспекта я учел со­ веты, которые давалпсь в напеча­ танных статьях о том, вильпо работать над книгой. Эти советы мпе во многом помогли при изучении Краткого курез. Изучая Краткий курс, я значи­ тельно расширил свой кругозор, по­ явилось желание больше, глубже работать над отдельными вопросами революционной теории. Много своего времени я уделяю изучению сочинений Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, а «Краткий курс истории ВКП(б)» стал моей настольной книгой. квалификационных испытаний в ,работе. , , школах фабрично-заводского обуче- Коллегия обязала городские, об­ пил, ход распределения молодых ластныз, краевыэ л республякан- раоочнх, окончивших школы ФЗО,скиэ управления трудовых ревер- по промышленным предприятиям, а 1 вов не позже 10 нюня закончить также ряд практических вопросов, ^передачу взех выпускников школ связанных с начавшимся призывом) ФЗО промышленным предприятиям. Ф. ПАДОРИН. Зам. секретаря Микояновского райкома ВЛКСМ. ПЕРЕД ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ функцию могут выполнять, практи­ чески, географы, если не считать научной и педагогической работы? Не является ли последняя оонозпъцм По всей стране, в езязи с при­ ближающимся окончанием учебного года в школах, развертывается под­ готовка .к нрибму в ВУЗ’ы. Учащимся-выШускникам предстоит школы. Здесь, с утра да поздаего »ыР“ вн»« давкой специальное™? вечера кипит интересная работа. Днем аудитории заняты так ска­ зать «ксфвнньпми» студентами, не­ давно окончившими среднюю шко- выбрать один т п и , а значит а EOTt«wlIi; ~ разновозрастнымя выбрать, на всю жизнь, и профес сию. (Все профессии в нашей стране одинаково прекрасны и почетны. Наша родина с каждым годом щред’являет все больший и больший опрос на педагогов. Число педагоги­ ческих ВУЗ’ов оозрастает, качество подготовки советских педагогов по­ вышается. Самое простое и самое правиль­ ное, что следует сделать всем вы­ пускникам из пгкол, особенно города Мурманска — это как можно ско­ рее и ближе познакомиться с ра­ ботой нашего собственного ВУЗ’а — Мурманского государственного учи­ тельского института. Много инте­ ресных и поучительных сведетий получат при этом интересующиеся! Они узнают, что это молодое н небольшое пока учреждение делает огромное и полезное дело, подготов ляя высококвалифвдщроваяяых учи­ телей для б— 7 вавссоэ средаей слушателями более ранних вы­ пусков, добивающимися тех же зна­ ний без отрыва от производства. И студенты и преподавателя этого института достигли уже хороших показателей в езоей работе. Мате­ риальное оборудование истигута с каждым месяцем обогащается. И ра­ достно видеть как эта высшая школа уверенно и быстро растет. Теперь здесь работает три факуль­ тета: русского языка и литературы, физико-математический и естествен­ но-географический. Недалеко, кста­ ти сказать, л превращение Мур­ манского учительского института в высшую категорию — в педагоги­ ческий институт. . Два слова о географической спе­ циальности, содержание которой, нам оказывается, не для 1 всех еще ясно: можно ли, сщ>ашивается, от­ нести географа к столь же четкой категории специалистов-естествснни- ков, какими являются, скажем, геологи или почвоведы? Какую конкретную нцюднохозИетвеннхю Глубокое недоразумение кроется в подобных вопросах, — недоразу­ мение, корни которого восходят еще к известных высказываниям госпо­ жи Простаковой о «еоргафин»: «Как батншвка, назвал ты науку-то?». Геопрафия является одной из древнейших наук, — родоначаль­ ницей естествознания, физики я химии. На пути своего развития она прошла очень много этапов, то перегружаясь огромным количеством самых разнообразных знаний и све­ дений о земле, то, напротив, рас­ падаясь, почта начисто, еа само­ стоятельные дисциплины, а затем вновь собираясь в более или менее цельную систему знаний. Отчетли­ вости наужи постоянно мешало то, что в самих представлениях о «при­ роде преобладали взгляды органиче­ ски чуждые материалистической философии. Поэтому география предреволюционного периода у нас и современная на Западе — это, преимущественно, описание природы з разных пунктах земли, без про­ никновения в сущность, взаимосвязь и взаимообусловленность наблюдае­ мы! явлений. Понятно, что от нау­ ки здесь бывало, зачастую, немного, особенно когда данные «частных» географических наук воспроизводи­ лись з сводных описаниях эеши два ли не механически. Теперь мир знает диалектический подход к природе, безраздельно гос­ подствующий на одной шестой части суши — в Советском Союзе. Теперь природа для нас — это связное, единое целое, где предметы, явле­ ния органически связаны друг с другом, зависят друг от друга, где обусловливают друг друга, где все находится в состоянии непрерывного движения и изменения... Так по­ нимаемые явления природы э их бесконечном разнообразии и изучает советская география — молодая (мобилизацией) молодежи, подготов­ кой в школах ФЗО рабочих мас­ совых профессий. По неполным данным, на 1 июня аттестовано. квалификационными комиссиями 248.245 учащихся. Испытания показали, что школы как пра- фабрично-заводского обучения спра­ вились с задачей, подготовки рабо­ чих массовых профессий для про­ мышленности, железнодорожного транспорта, строительства. Из 209.626 учащихся строителей, ме­ таллургов, желеанодоролшиков, неф­ тяников и других 80,5 проц. вы­ держали испытания на -разряды, предусмотренные программами, 18,4 процента получили повышенные разряды. Только 1,1 процента уча­ щихся сдали пробы ниже уста­ новленных требований. . Выпускяыэ испытания повсеме­ стно проходили в обстановке боль­ шого производственного под’ема учащихся. I - На заседании было васлушано сообщение о ходе распределения Перед наркоматами поставлен вой- рос об ускорения приема, и достат­ ки молодых рабочих к весту ра­ боты, о правильном их использова­ нии, а также о своевременном обору­ довании необходимого количества об­ щежитий для прибывающих Моло­ дых рабочих. На коллегии был рассмотрен план подготовки рабочих массовых про­ фессий в июле и ноябре этого года. В школах ФЗО декабрьского набора готовились рабочие более чем 280 специальностей. Наряду с обучением молодежи основным профессиям в школах обучали и многим другим специальностям. Коллегия вынесла решение о значительном сокращении количества специальностей с тем, чтобы сосредоточить внимание на подготовке рабочих основлых про­ фессий. Решено увеличить число обучающихся строительному делу, угольпой, горнорудной, металлурги­ ческой промышленности, транспорт ту и другим. Коллегия потребовала от город­ ских, областных, краевых и ресруб- молодых рабочих, окончивших шко- ликанских управлений трудовых ре- лы ФЗО по промышленным пред­ приятиям. На 4 июня школами послсщо на производство свыше 140 Чысяч человек, в том числе более 35 тысяч горняков, 17 тысяч зервов усиления работы по подго­ товке к приему новых контягенго! учащихся, правильной организации их производственного обучения. (ТАСС). ---------------------- - •:> Молодежь Советской Латвии готовится к призыву приписки оказали военным комис- йаУка™веэгршичншш 1 caPDaTa* “ е|:твые M ProSs“ e, ком- РИТА, 5 июня. В республике за -1 его в бронетанковую часть Красно! Армии или в Военно-Морской Флот. — Я давно мечтал о служб* ж Красной Армии, ,рад что эта мечта может теперь осуществиться,’ __ кончилась приписка призывников призывными пунктами. Большую помощь з подготовке проведения вами. . Быть подлинным, настоящим географом, — это значит развить в себе элементарное стремление всякого человека к познанию места своего обитания до такой высокой степени, чтобы, не жалея даже соб­ ственной жизни, постоянно стре­ миться все к новым и новым, оп­ рокидывающим старые представле­ ния о явлениях природы, чтобы страстно и неуклонно добиваться подчинения этих явлений человеку, — безоговорочно отдавать всего се­ бя в этой работе своему отечеству. Прекрасная перспектива для лю­ бого учителя х исследователя! Профессор В. ВОЩИ НИН. сомольскне и советские организа­ ции. Среди призывников разверяузд большая массово-политическая рабо­ та. На пунктах проведено более пяти тысяч докладов, бесед о меж­ дународном положении, о решениях XVIII Всесоюзной партконференция, УШ сессии Верховного Совета ООСР, законе о всеобщей воинской обя­ занности, ооенной присяге, о бое­ вых действиях красной Армии, о борьбе с врагами родины. Трудящиеся молодой республики, получившие все права граждан Ве­ ликого Советского государства, с не­ терпением ждут дня очередного при­ зыва в'Красную Армию. Молодой рабочий Кегму-Шада (Рижский уезд) просил комиссии направить говорит он. Лепайский рабочий комсомолец Дроаловский заявил .комиссии: — Сегодня самый счастливы! день в моей жизни. Я буду там готовиться к службе в слазно! Красной Армии, чтобы быть в пра­ вых рядах воинов страны социа­ лизма. — Я рад тозсу, — говорит при­ зывник, молодой рабочий Менгис,__ что призван годных к слулвбе ш Красной Армян. Трудящаяся молодежь Совете®)! Латвии готова к защите езоей лю­ бимой родины — великего Сойот­ ского Союза. Е дню приписки я сдал нормы на значок ГТО, к дн» ‘призыва .буду зназдЬтом Ш 0 а ГО0.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz