Комсомолец Заполярья. 1941, июнь.
КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ I t 68 (414). $ ним» 1941 г. В ВЦСПС и Д Б ВЛКСМ МАССОВЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ И КОМСОМОЛЬСКИЙ КРОСС ®ЩЯВС и ЦК ВЛДЗСМ решали про- & QC.TB с 15 so 30 июня щюфсоюз- НО-КОМСОМОЛШИИ кросс — йог БО яересеченаой местности. Кроос дол гая быть массовым спортивным мероприятием, показывающие ре- зулигаты работы профсоюзных, ком- [сомольошх и физкультурных орга низаций по физической подготовке трудящихся, способствовать даль нейшему укреплению работы кол лективов физкультуры. Профсоюзные, комсомольские ор ганизации и добровольные спортив ные общества должны i обратить особое внимание на тщательную подготовку и тренировку участников Чросса, не допуская подмены со ревнований показной стороной дела, рассчитанной лишь на виеш- ее З эффект. Участниками кросса могут быть только те, кто прошел необходимую тревщюзку. Лодготовва и проведение кросса возложены па предприятиях, в уч реждениях и учебных заведениях на советы коллективов физкульту ры, фабзавместкомы, комсомольские организации, в колхозах—на комсо мольские организации, в районах, го родах, областях и краях республики — на комиссии при комитетах ком сомола, создаваемые из представите лей профсоюзных, комсомольских ор ганизаций, добровольных спортив- пых обществ и комитетов по делам физкультуры и спорта. Учащиеся учебных заведений мо гут участвовать в кроссе после окончания экзаменов. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ утвердили положение о кроссе. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФСОЮЗН-КОМСОМОЛЬСКОМКРОССЕ 1. Нрофсоюзно - комсомольский нросс имеет своей задачей массо вое вовлечение трудящихся в заня тая физической культурой, сдачу кмп норм комплекса ГТО по бегу. 2. Участвовать в кроссе могут рабочие, служащие, колхозная мо лодежь, учащиеся ученых заведе ний, школ, ремесленных а желез нодорожных училищ, прошедшие необходимую тренировку и допу- а) Юноши и девушки: ценные врачом по состоянию своего здоровья к участию в сорев нованиях. Примечания: 1. Учащиеся учеб ных заведений участвуют в кроссе после сдачи экзаменов. 2 . Лица, не имеющие должной тренировки, к участию □ кроОсе не допускаются. 3. Кросс проводится по следую щей программе: Ю н о ш и : Д о п у га к н: Дистанции С д а н о О т л и ч н о С д а н о О т л и ч н о 500 метров — — 2 мин. 5 сек. 1 мни. 55 с. 1000 метр. 3 мин. 45 сек. 3 мин. 37 сек. — — б) Мужчины и женщины: 4Дистанции М у ж ч и н : . Ж е н щ и н: ■ 16—30 лет 31—40 лет 41 и старше 16—25 лет 26—32 года 32 и старше 500 метр.- — — — 1 м. 55 с. 2 мин. 2 м. 10 с. 1000 „ 3 м. 25 с. 3 м. 35 с. 3 м. 45 с. 4 м. 20 с. 4 м. 30 с. 4 м. 50 с. 3000 „ 12 м. 15 с. 12 м. 30 с. 12 м. 45 С. - - - . — 1 4. .Соревнования по бегу прово дятся согласно правилам Всесоюзно го комитета по делам физкультуры 'а сшхрта при СЖ СССР по усло виям комплекса ГТО. " 5. Учет результатов кросса ве дется по абсолютным цифрам коли чества участников з кроссе н ко личества сдавших соответствующие tiopMbi. ’ . Примечание: Участниками кросса считаются лишь лица, закоптев шие дистанции. 6 . Для определшия спортивного общества и щюфорганязаши, по казавших лучшие результаты в со ревнованиях, все спортивные обще ства! и профорганизации, не имею щие спортивных обществ, разбива ются па 6 групп в зависимости от мощности структуры. В каждой из шести групп первенство определяет- I ся самостоятельно. 7. Областные, краевые и рес публиканские комиссии ЦК союзов и ЦС спортивных , добровольных ; сбщестз 18, 25 июня и 3 июля информируют ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ' о количестве участников кросса, количестве сдавших нормы ГТО и о количестве участвовавших комсомольцев, и не позднее 10 ию ля областные, краевые, республи канские комиссии ЦК профсоюзов ы ЦС спортивных обществ представ ляют итоговые материалы о кроссе. ЦВ Е ТЫ И Я Г О Д Ы НА ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ Учащиеся Мурманского педагоги ческого училища, в первую очередь выпускники, побывавшие в школах Инициатива студентов педучилища калтг пришкольный опытны! уча сток около учебного корпуса. Ини циаторами этого дела были студен ты-комсомольцы тт. Тихонова, Но виков, Попова, Двннина, Михайлова. Работники, которым доверено вос питание детей, обязаны системати чески приучать детей к самостоя тельной работе, широко практикуя различные задания, в меру овладе ния определенным курсом знаний. Много пришлось поработать, что бы болотистое место, сплошь покры тое огромными клмнями, привести в порядок. . В два дня выровняли на педагогической практике, почув- площадку, отдельные моста осупш- ствовали, что они не вполне готовы | ли, начали готовить почву, вскапы- Слесарь завода госпароходства комсомолец _ стахановец Владимир Прокопьев. Производственный план он выполняет на 150 проц. [ Фото К . Моисеева. ИСПЫТАНИЯ В ТЕХНИ КУМ АХ ВЫПУСКНАЯ ГРУППА Четко выстукивает ключ и в от вет только слышно, как шуршат карандаши по бумаге, да чуть-чуть, из-за плотно одетых наушников, пробивается звук зуммера. Лица слушателей внимательные и сосредоточенные. Будущие тех ники-радисты сдают испытания. Пять минут — короткий проме жуток времени, но в то же время и очень ответственный. Эти пять минут определяют квалификацию радиооператора. Небольшой отдых и преподава тель об’явпл: «Запишем 100 зна ков». Опять стучит ключ;' снова шуршат карандаши. 2 июня — первый день государ ственных экзаменов в техникуме. В первый день студенты IV курс,а сдали Морзе. Сдали все двадцать два: 15 из них — на первый раз ряд и семеро — на второй. Эта группа поступила в техникум в 1937 году. За все время учебы к выполнению поставленной перед ними задачи. Некоторая часть из них не умела правильно поставить опыт, изготовить самостоятельно не сложный прибор, собрать коллек цию и т. д. Обо всем этом они только слышали, видели, чертили планы, но практически не работали. Впервые в этом году Наркомпрос прислал программу практических работ по естествознанию. С боль шим желанием учащиеся принялись за дело. По инициативе комсомольцев мы организовали уголок учебных на глядных пособий и сделали ком плект приборов по естествознанию для областного института усовер шенствования учителей. В последние две недели перед испытаниями учащиеся сделали большое, важное дело — организо вать площадку и б дню испытаний все было готово. Участок состоит из огорода, цвет ника, ягодника, древесного питом ника и ботанического садик*». Сей час мы высадили кустарники и проводим яровизацию семенного ма териала: овса, часть которого уже посеяна, клевера, вики, брюквы и картофеля. Цель создания опытного участ ка — воспитать у будущих учи телей действительный, а не созер цательный подход к природе, при учить учащихся к самостоятельной работе, развивать у них наблюда тельность, любовь к природе, труду, способствовать выработке навыков в исследовательской работе. В. к. МОРОВНКОВ. Преподаватель естествознания педучилища. она была одной из передовых; большую часть — самой лучшей, примерной в техникуме. Дружная группа всегда ставилась в пример другим учащимся. За учебу, за любое общественное дело она бра -1 лась уверенно и всегда выполняла его. Каждым студентом выполнено по| 2 курсовых проекта по ведущим дисциплинам Нынешний выпуск — это вто рой выпуск техников - радистов. Благодаря систематической и упор ной работе студенты овладели проч ными знаниями, за которые благо дарят преподавателей Э. Д. Голь- денберга, Н. Ф. Рябинина и А. Н Новикова. Четыре года учебы в технику ме— большой этап в жизни студен тов. За это время они овладели зна ниями, культурой, приобрели спе циальность, подготовили себя к са мостоятельной работе и жизни. Н. ИСАКОВА. Молодые хозяйки В педу 2 июня начались испытания в Мурманском педучилище. В 1 классе «Б» учащиеся пишут •контрольную работу по арифметике. Испытания принимают: преподава тель математика А. А. Преобра женский и ассистент И. И. Тихо миров. Не проходит и часу, как учащие ся один за другим начинают пода вать сэои работы. Работы натгиса- ч ил ище /яы четким, красивым почерком. Первыми сдают свои работы отлич ники учебы Клава Тихонова и Аня Гябцева, комсорг класса Вася Стрежнев и другие. Почти все учащиеся этого класса сдали свои работы раньше срока. Учащиеся-комсомольцы взяли социалистические обязательства вы держать испытания на «хорошо» и «отлично» . н . ЛАГУТИН. Много молодых стахановок жи вут в комнатах общежития рыбо комбината. • . • 23-летняя Мария Крав ведет большую общественную .работу. О на активный комсорг и стгханов- ка на, производстве, одновременно аккуратная, любящая чистоту, ста роста комнаты, не брезгающая ни какой домашней работай. ‘Мафия Крав — хорошая хозяйка. Большая 'комната, где живет она, очень уютна. На небольших сто ликах лежат вышитые салфетки. Кровати убраны белыми покрыва лами с кружевами, связанными руками девушек. Особенно много и хорошо вяжет Нюра Косарева. /В 13 комнате уже несколько легг живет Наташа 'Платонова. Она приехала сюда 16-ти лет. «Само стоятельная жизнь Не пугала ме ня, живя дома, я научилась .вы полнять любую домашнюю рабо ту», — рассказывает Наташа. 'Рано вступила, на самостоятель ную дорогу и Ластя Шалашова. Большую школу жизни прошла она за короткий срок. Настя рас сказывает, как трудно ей было, когда она столкнулась с необходи мостью готовить обед, штопать, стирать и Уг. д. Но подруги помог ли ей освоить несложные навыки домашней работы, и теперь На стя хорошая хозяйка: она* су меем и пошить, и постирать, а связать. I (Перед -Ирой Шугаевой лежит кусок цветной материи. Быстр» и ушло аяроит она. «fteceor в» трудно научиться самой ппть», -— говорит девушка, йра готова по мочь девушкам, желающем на учиться шить. Хорошие хозяйки живут в 14 комнате. (Живя коллективной, друж ной семьей, они друг у. друга учатся различной домашней ра боте. «Вышивка по канве — мое любимое *занятие», — говоухит Ню ра» Смирнова. Много красивых ве щей вышила она. Среда «наш осо бенно выделяются цветные коври ки и полотенца. Тепе(рь Нора на чинает учиться вышивке гладью, ]а потом научит втому рукоделию и своих подруг. 11 комната справедливо счита ется лучшей комнатой в общее®*- тин. (Светлая, чистая, она хорошо и со вкусом убрана молод:яма хо зяйками. Особенно хороши белые, вышитые занавески на окнах. С любовью и старанием вышивала I их девушки для своей комнаты. •Не только о своих пр«изводст- венных успехах могут расска зать девушки-работницы рыбоком бината. 'Вышитые скатерти!, сал фетки, полотенца, связанные кру жева, сшитые ими платья, пока зывают, что часы досуга молоды» хозяйки проводят в большой ж плодотворной [работе. В. ОТЮГОВА. БИБЛИОГРАФИЯ РАННИЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ М. ГОРЬКОГО Всякий, кто по-настоящему лю бит Горького, несоьшенно, с ра достью встретил (издание сборника его забытых рассказов1) и новую публикацию его первой большой повести*). Появившись однажды на страницах провинциальных газет (главным образом «Самарской газе ты», «Нижегородского листка», «Волгаря»), журналов и сборников, эти произведения не были потом включены взыскательным художни ком ни в одно из ”собраний его со чинений • и поэтому остались не известными широкому кругу совре менных читателей. Но вряд ли бу дет 'Преувеличением сказать, что эти ранние вещи Горького, Занимая немалое место в его литературном наследии, позволяют еще полнее воссоздать образ великого народно го писателя. Большая часть вновь опублико. х) М. Г о р ь к и й . Забытые рас- сасазы. 1893—1918. Редакция и всту пительная статья С. Д. Балухатого. Комментарии Е. В. Сухова. ГИХЛ , 11940. . ) *) М. Г орький . Горемыка П а. вел. Попасть. «Новы* {мир». 1941 г* пега 4-я. ' ванных произведений относится к первому десятилетию литературной деятельности Горького. Это десяти летие, как известно, падает на те годы, когда по определению В. И. Ленина, в нашей стране начинался пролетарский Период массовой ре волюционной борьбы, .во главе ко торой шли революционные социал- демократы, «борцы, глашатаи боя, будителн, звонари революции». Молодой Горький пришел в ли тературу полный ненависти к бур жуазно-помещичьему vстрою, лите, ратура для него — оружие борьбы против этого строя, а деятельность литератора — высокое обществен ное служение своему народу. Юноша Горький уже в< начале своей литературной Деятельности выступил, как борец за человека, за его право на труд и (свободу. Твор чество его освещено глубокой мыслью, полно гневного протеста и призыва к борьбе Против мещанст ва, тупого консерватизма и всех условий, порабощающих я унижа ющих человека. Прямечательио, что революционное значение творчества Горького хорошо видел к кхогашал такой замечательный мастер худо жественного слова ш обличения «тихой мерзости» как А. П. Че хов. Еще в феврале 1903 г. он пи сал известному актеру и драматур гу А. И. Южину-Сумбатову: «Ведь заслуга Горького не в том, что он понравился, а в том, что он пер. вый 1в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвра щением о мещанстве, н заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к этому протесту». Внимательное изучение ранних произведений Горького весьма поу чительно. Прежде всего изумляет богатство жизненного опыта моло дого писателя, разнообразие тем, широта идейного содержания его творчества. Умный и наблюдатель, ный (глаз художника охватывает отношения почти всех социальных слоев тогдашней России. Перед читателем проходят босяки и обы ватели, нищие и купцы, чголодаю- щие кз России», революционеры и «томящиеся духом» российские ин теллигенты. И какое изумительное богатство приемов и форм литера, турного творчества: очерк, сказка, легенда, сказание, аллегория, жан ровая картинка, маленький рассказ и большие полотна повестей. В этих первоначальных набросках и зарИсовхах легко узнаешь прооб разы замечательных произведений, которые известны сейчас каждому грамотному человеку. Во квотах аз них, в особенности таких, как «Два босяка», «На соли», «Исклю чительны* факт», «Встряска», ка . шли свое отражение а Подлинные факты из биографий писателя. Перед нами страницы, полные настоящей жизни, написанные ру кой (подлинного художника. Читая и перечитывая забытое, слышишь молодой голос Горького, голос страстного и убежденного врага собственнического строя. Показывая «зло и прязь жизни, ложь и жестокость ее», Горький возвеличивает человека «сильного духом», бунтующего и протестую щего, жизнь которого «полна буй ных радостей, красивого гнева, гордого упрямства». «Нужно, чтобы прозрели слепые, которых так мно. го, нужно, чтобы все люди с ужа сом и отвращением увидели, как груба, несправедлива и безобразна их жизнь» («Часы»). Страшная правда жизнн в том, что мать вы. нуждена продавать teeoe тело, что бы дать образование детям («Жен щина с голубыми глазами»); две надцатилетний мальчик бросается под нога лошадей купца, чтобы спасти близких от голодной смер ти, — «коли задавят — денег да дут» («Колюша»); торговец до эе. воты мучительству ет я издевается над ребенком только потому, что тог беззащитен и голоден («Вор»). Глух к этой правде сытенький мещанин, ему уютно и тепло, он дополняет дешевеньким благополу чкем своей жизни зло ■ грязь о к . ружаще* действительности. Пусть протестует ограбленная Ям в пра вах человека жена и мать («Сои .Кода», «Свободные i дш»)> пусть протестует униженная и втоптанная в грезь деарии («Пробуждай**»), пусть несчастный и затравленный Рыжик бросается в реку («Убе. жал»), а забитая женщина ищет спасения в петле («Несогласный»)— мещанин надежно отгородился от жизни и радуется тому, «что жизнь никогда не сумеет задеть его, на рушить его безучастное отношение к ней» («Нищенка»). Подлость и цинизм, животный эгоизм, пошлость и обман высту пают в бытии мещанина, как пов седневность, ка к норма его поведе. ния. Только люди нужды в этом обществе знают подлинную чело вечность, способны на бескорыст ный, красивый подвиг. В этих ранних произведениях Горький уже выступает мастером художественного обобщения. Через индивидуальную судьбу своего ге роя он умеет показать во всей на. готе те социальные отношения и порядки, которые уродуют и кале чат человеческую личность. Так в повести «Горемыка Павел» печаль ная судьба Павла предстает, как судьба тысяч ему подобных, а его личная драма перерастает в столк новение между осознающей себя личностью н буржуазным общест. вом, в котором тело девушки ста новится товаром. Обнажая «с упреком, местью» ложь и обман, кровь! а грязь об. щеста* собственников, Горький им на минуту не переставал верить в живые творческие силы, в челове ка. (Горький ; будил ■ звал его сбросить с себя одурь рабьего смарешш » стать поджмръпг хо зяином земли, а не «нспо.тняющим должность человека». ,Он знал хо рошо народную Россию, поднимав шуюся « готовившуюся стать «са мой яркой демократией зелши». Он верил в приход нового пира, ибо видел те силы, которые способны перестроить мир. В этом плане за. мечателен рассказ «Вездесущее», впервые напечатанный в 1913 году. Горький с самого началг своей литературной деятельности стал любимым писателем рабочего клас са, а для подлинных художников и поэтов — лучшим учзтелем и другом. Художественные произве дения Горького всегда служили делу революции, пробуждая в чи тателях жажду борьбы с ’ миром насилия и эксплоатации, вселяя в них веру в победу нового мира, веру в торжество коммунизма. «По силе своего влияния на рус. скую литературу, — гон^дал това рищ Молотов, — 5Горький стоит за такими гигантами, как Пушкин, Гоголь, Толстой, как луч:лнй про должатель их великих традиций в наше время. Влияние худэжествещ. ного слова Горького на судьбы на . шей революции непооредездарее а сильнее, Чем влияние act кого-либо другого нашего тшеатели. Поэтому именно Горький и явлЯесся под. линиым родоначальником вролетао. ото#, социалистической латефатурм в нашей стране и в глаал трудк. щяхея всего мера* - : ч. йл. ГРИГО>ЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz