Комсомолец Заполярья. 1941, апрель.

If: 52 (398). 29 апреля 1941 г. «*■ ■ КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ Зам етки о воспитании Из опыта внеклассной работы по литературе Передвижную библиотеку в школы К сожалению, детской литературы у нас еще мало. Не все школьные библиотеки .имеют достаточное ко­ личество книг. Чгооы восполнить этот лробел, ребят школьного воз­ раста нужно вовлекать и пмеющне- На первое место во внеклассной писателя пронизаны любог.ыо к па­ раболе по своему лрелмету я стегаю Iроду, ненавистью к угнетателям, художественное чтение и рассказы- j Особенно понравились учащимся га- ванис. Часы чтения и рас- такт* анекдоты, как- «Шуба ЛЙишнэ» ' ся городские и районные библиоте- сказа вошли в рабочие планы клас­ сов. в которых я работаю. Занятия строятся разнообразно: беседа о про­ читанных произведениях, доклады о жизни и творческой деятельности писателе»!, чтение художественных произведения:, письменные и увдиые пересказы наиболее ярких; ‘мест. Рассказывание н художественное чтение — это ключ к сердцу ре­ бенка. По разному строится эта ра­ бота в каждом классе. В 5-м боль­ шое место отводится сказке и рас- и «Ты иди вперед, а мыза тобой».'ки, создавать библиографические Здесь каждая строчка дышит .по- кружки, организовывать читате.тъ - бовыо к жизни, заразительным оп- ские конференции. тимизмом. Эти анекдоты такнодграви- скаака Горького «Пене-». «Ивапя- дураня», «С «вас-кам», «Слоненок» Кшкшнга. ш силами вечер сказки. Вечер прошел интересно, живо. Дети чита­ ли сказки, рассказывали и разыг­ рывали их. К [некоторым из них «ни нарисовали иллюстрации. Спла- ки же" учащихся был праведен ве­ чер пословиц, песен и загадок. Бы­ ло собрано множество пословиц, по­ говорок, загадок. лиоь учащимся, что они написали! Но 410 должпы де'11ТЬ Учащиеся ряд швьмевпш работ т проиш*- школ’ К0101,Ы6 рагашожвпы н* л г т. lT оольшом расстоянии от города.' дрниям (Еемввэ. Приложу тексты од- Qltlnr. л р ной такой работы': Г ’ 4 в ’ * * " я Оперативность оиолиотеки, создав Шу|ба Кэминэ. Вэмпнэ всю^жизнь специальные передвижки. Вопрос с носил рваную шубу. На ней было организацией библиотек - передвп- миожество заплат. Желая посмеяться пе нов, такио библиотеки пад чтарым поэтом, кто-то из моло- вполне оправдали себя Но не все дежи спросил: «Окажите, Кэминэ, гда этому делу уделяется должное сказу. На литературных часах в т е - -давно вы сшили себе эту шубу?», внимание. (Возьмем к примеру 20-ю чеиие первого полугодия были про- Кеминэ и видуг не подал, что понял школу гор. Кандалакша. Школа на­ читаны сказки: «Кот Самсон»,; насмешку. Ои деловито оглядел игу- ходптся в 4 — 5 километрах от бу и озабоченно спросил: «Ты ока- города, библиотека в пей, правда, ком месте спрашиваешь.'’ Надо го- имеется, но очень маленькая, и ворить точнее, — тут есть заплаты книги ее ребятами давно прочпта- старше твоего отца, а есть и твои иьг. Пе|>ед городским отделом па- Под влиянием услышанного у де- ровесники. Надо уметь задавать во- родного образования давно ставился •н* возникло *е.гавие щхюести сво-1ЩЖШ_ | „п|1рос 0 соадапШ[ таких яереда . Такая работа развивает речь уча- но горОНО до сего времени щихся, обогащает ее, поднимает 9THJf делом не занялось, культурный уровень ученика. Чтобы, А ив0б10ДП10СТЬ шдан„я книга полностью выложила свою , „ „ роль, нужно выявить запросы- уча- двюио* ®^лнотекп назрела давно. шшзся, влияние семьи па чтение, MeP®WHa£Ka нужна не только на развито ли в школьнике умение чн- время учебного года, она нужна и тать и разбираться в прочитанном, во время летнего отдыха ребят. На литературных часах ученикам К чтению я прибегаю и с целью иногда давалось задание докончить Кандалакша пропаганды книг. Так, например, начатый рассказ, или сказку, паигн- были прочтены отрывки из книги сать ,по аналогии со слышанным. J нца «Нелло и Натраш» и лронзве- | j a уроках исторпи учащиеся слы- депие Салтыкова -Щедрина «Вайя и шали о мрачном царствовании Нав- Мнша». После этого мы беседовали да> читали литературу об этом пе­ на тему: «Жизнь детей при клпи- риоде. На основании этого материа- т^лизме Д1 у нас». ла они сочинили сказку о царе В шестом классе за это время Павле. Л. ЛЮБАЕВ. было два литературных вечера. Учащиеся выступали с докладами о зКйни и творчестве Пушкина и Маяковского, с художествевньвм 'Чтением, декламациями. В восьмом классе, в котором я Являюсь классным руководителем, почти ежедневно прозодятся литера­ турные часы. Каждый из учащихся выступил с одним нз докладов о Короленко, Чехове, Салтыкове-Щед­ рине, Пупгоиие, Лермонтове, Мая­ ковском. Доклады иллюстрировались чтением', рассказыванием и декла­ мацией. Очень хорошо у нас прошел ве­ чер, посвященный творчеству про­ славленного туркменского то т a Кэминэ. Стихотворения и анекдоты Вэминэ, сжатые по форме, увлека­ тельные по содержанию, захватили детскую аудиторию. Произведения В классу был создан кружок по и;»учению деловых бумаг. На заня­ тиях кружка учащиеся познакоми­ лись с различного рода деловыми документами. Онп учились, как надо писать заявления, об’явления, до­ кладные записки, деловые письма, протоколы. р<1списки, доверенности. Для украшения класса учащимся было птпдожено (каллиграфически написать высказывания (В. П. Ленина о молодежи и высказывания наших вождей и писателен о русском языч­ ке. Работы были выполнены любов­ но и аккуратно. Все это вместе взятое помогает воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к родному язы­ ку, прививать им культуру. Ф. В. ЗЯБКИНА. Учительница русского языка и литературы 4 неполной сред­ ней школы гор. Кировска. I . ' . . В текущем году в Москве ■ заканчивается реконструкция реки Яузы. На снимке: В ве. сеннин день на реконструиро­ ванной Костомаровской набе- I режнон. Фото В. Башкирова (ТАСС). Группа студентов Академии художеств Латвийской ССР (слева направо): внучка извест­ ного художника Александра Бенуа — Ольга Бенуа, сын крестьянина Эрике Ринтис, бывший рабочий Рижского ме­ таллозавода Янис Аболтинш и дочь портнихи Любовь Гольд- ман. Фото Д. Чернова (ТАСС). УНИЧТОЖАЙТЕ ХИЩНИКОВ ТУНДРЫ В кружках Дома пионеров В этом году в Доме пионеров г. Кировска работает много новых технических кружков. (На занятиях кружка юных ки­ номехаников ребята изучают узко­ пленочный аппарат. IB Автомобильном) кружке стар­ шие ш кольники знакомятся с уст­ ройством автомобильного мотора, а скоро будут учиться управлять «ав­ томашиной. Эти кружковцы» получат права шаферов-любителей. (В других кружках ребята учатся переплетать книги, хорошо пеить , работать на: аппарате Морзе- и дру­ гих телеграфных аппаратах. Впервые создана группа, юных геологов. Ребята ходят в Дом тех­ ники, где изучают коллекции ми­ нералов и готовятся к лету, к ра­ ботам в поле. В технических кружках занима­ ются 160 школьников. Эти ребята будут хорошими руководителями в отрядных кружках. Х от и м у ч и т ь с я п ет ь Среди кировчан есть (много лю­ дей, которые лтейяг петь и сами обладают хорошими голосами. К числу таких можно отнести Аню Пузанону, Лизу Ожеговскую. Дусю Овсянникову. Рамоданова и др. Еще з прошлом году они могчШ петь в общегородском хоре, кото­ рым руководил Г. А. Натратив. По он уехал нз Кировска, и хор рас­ пался. . Комсомольским организациям сле­ дует запяться самодеятельностью молодежи. А. ОСИПОВА. Ежегодно в тундре волки уничто­ жают много оленей. Наиболее «заражены» этими хищниками Ловозерский и Саамский районы. Борьба с волками должна вестись беспрерывно. Этих хищников нужно уничтожать во все сезоны* года. Наиболее эффектаиные результаты охота на волков дает ib нюне — июле — августе, корда уничто­ жаются, волчата на логовах. Но, видно, сильны еще старые предрассудки. Охотники не хотят нарушшть устаревшей пословицы: .«•Не уничтожай !вошчат — успеха в твоей охоте не ’будет». «И в течение ряда лег не уничтожили) Ми одного волчьего логова. Больше того, колхо­ зы Ловгаерс.юого района вообще рас­ пустили постоянные бригады истре­ бителей. направив охотников на другие работы. На юесь Ловозерскии район, занн- ашощий территорию в 3,5 шш яаиа гектаров, имеется... только два охотнлка-йстребителя. Ничем не отличается положение н г. С а ам тм (районе, за исключе­ нием! того, что здесь больше щ е ­ нята (резолюций. Райисполком вынес решение по борьбе с хищниками, назначил от­ ветственным за выполнение! его — заведующего охотучастно* «Зарот- живсырья» т. 1Голяшева. Потом че­ рез некоторое врем!я вынесли второе решение: «Констатируя невыполнение, первого решения по борьбе о хищ­ никами... поручается тов. Головле­ ву...» П, наконец, третье ре­ шение — «поручается т. Голя- шеву!». А воз и пыие там. В течение двух с лишним лет сеайъ карабинов. посланных госохот- инспекцией, лежач1 (без применения. Колхозные же бригады пе созданы. А волки? Волки в Лумбоике, напри­ мер, истребили; в самом селении всех овец, а про травеж оленей я говорить нечего. Огромную помощь в сохранен*! оленьих стад может оказать ко?ехоз- ны8* комсомол!, если он начнет вес­ та борьбу с хищниками. Кокеомеоь- цы, ра1ботающие в ояейыЕх стадах, комсомольцы колхозов должны влиться ib бригады охогни ков-ис д е ­ бителеи. Заведующие о>хотучасткаад «За- готживсырье» лрвдут ламссошьцаж на помощь, снабдят ил везем необхо­ димым лдя успешной борьбы с вол­ ками. Комитеты по делам физкуль­ туры тоже ие должны стаять в <я*- potae ог этого деда. В. ш и г э н . Начальник госохотннспекып прн Мурманском облнейолкеде. Каждое утро на скотном дворе Любу Гарину, Колю Короткова, Нюру Махорнну и Ваню Южкова каждое утро можно встретить вме­ сте. На скотном дворе и в конюш­ не совхоза «Арктика» Кольского района живут их нодшефньве. Ров­ но в восемь приходят сюда ребята, заботливо осматривают своих вос- ннтапнпков. Затем начинается чи­ стка и кормление животных. Теля­ та доверчиво тянутся теплыми, пахнущими молоком, мордами к Лю­ бе и Нюре. . Мальчики растят для совхоза крепких, здоровых лошадей. Таких, которые могли бы хорошо работать на поле и бьгть незаменимыми во Время боевых действий. Коля и Ваня не только аккуратно поят и кормят своих жеребят, чистят ж моют их, но и регулярно совер^ шают с пими прогулки. Три раза в день наведываются к телятам и жеребятам пионеры. Иногда к юным шефам заходит старший зоотехник тов. Леонтьев. Он проводит с пими беседы о той* как надо осуществлять шефство, какой режим нужен для животных, чтобы* они росли здоровыми, упи­ таннымн. Так работают юные шефы в совхозе «Арктика». К сожалению* их еще немного. Польза от тысог»- шефства будет иесравпенно больше* если в нем примут участие не четверо, а много ребят. Т. МОР. Оленья упряжка Ненецкого оленеводческого совхоза в тундре. Фото А. Чернова (ТАСС).: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЛЕТАРСКИЙ ПРАЗДНИК Ил года в год. не боясь пн шты­ ков, пи полицейских нагаек, рабо­ чие устраивали я день 1 мая за­ бастовки и выходили иа улицу, демонстрируя свою готовность бо­ роться с капиталистами. Сорок лет назад, i? 190 L году, в Тифлисе состоялась первомайская демонстрация, в которой участвовало около ллух тысяч рабочих. Органи­ заторам и руководителем демонстра­ ции был товарищ Сталин. . В том же .году на Обуховском за­ воде в Петербурге 1 -мая но вышло на работу около полутора тысяч рабочих. Дирекция уволила 26 ра­ бочих. как зачинщиков забастовки. В защиту утоленных поднялись все 1 обу'ховцы. К- ним присоедините! 1 рабочие других заводов и потребова­ ли возвратить уволенных, ввести 8-часовой рабочий день. повысить заработную плату и об’яаить дет» 1 -мая праздничным днем. Днрек ция отказалась выполнить эти справедливы© требования. В ответ обухощы организовали демонстра­ цию. Царское правительство послало против рабочих полицию и войска. Рабочие соорудили баррикады и в течение целого дня оборонялись. Л когда они все-такн были побежде- А. СУББОТИН . 800» за- на иы, полиция арестовала около человек. Многие надолго были сажены в тюрьмы, сосланы каторгу. Владимир Ильич Ленин в статье «■Цозое побоище», посвященной выступлению обуховских 'рабочих, так оцеии.г их поражение: «Правительство победило, — пи­ сал он. — Но .каждая такая победа Гудет неуклонно приближать его окончательное поражепие. Каждая битва с народом 'будет увеличивать число возмущенных и готовых б'»ю рабочих, будет выдвигать б0-;ее опытных, лучше вооруженных, смелее действующих ^ложаков» (т. IV. стр. 117). Эщ ленинские слова полностью подтверждены всем дальнейшим ходом революционного движения в стране. После революции 1005 года в первоманских забастовках и демон­ страциях активно учасТзуЮт уже не десятки, а многие сотни тысяч IV 1 мая, вмссге с рабочими выходят ктестьяшжне массы. День I мая становится днем сплочения всех трудящихся, всех лучшгих. передо. вых людей вийрут большевистской партии —• организатора борьбы с самодержавием и капитализмом. Когда же началось праздпозание 1 лмя? Как возникла зта замеча­ тельная традиция? Почему именно день 1 мая стал днем международ­ ной братской солидарности всех трудящихся? Начало первомайскому нраз шику положено 55 лет тому назад в Соединенных Штатах Америки. Весной 188G года американские рабочие организовали грандиозную забастовку. 1 мая этого года к го­ роде Чикаго соетошен многотысяч­ ный митинг рабочих. Капиталистам было пред’явлено требование: вве­ сти 8-часовой рабочий день, улуч­ шить положение рабочих. Полиция зверски расправилась с безоружны­ ми демонстрантами. Много .рабочих было убито н раиелю. еще больше арестовано. Восемь человек суд приговорил к смертной казни. Эта кровавая расправа на; ‘«без­ оружными рабочими, защищакнш- раоочих. Внервые праздновать ии своп самые насупише права, выззала бутрю е.озму'щения среди н;ролета/риев всего мира. Всюду раздалалпсь решительные протесты. Под в.1нянпем этих протестов Аме­ риканская федерация труда, а ^а нею иро(|»С(М(»зы Франции приняли решение: н намять героического выступления рабочих Чикаго еже­ годно и день 1 мая поводить за­ бастовки и демонстрации. Это реше­ ние подтвердил собравшийся в 1889 году Первый кочегресе Второго Интернационала. И уже в 1890 го­ ду во многих странах состоялась первая: щюлетарская маевка. Но оппортунисты — предатели дела рабочего класса, прибравшиеся к руководству (Вторым: Пт'ернално- налом, делали все. ^гтобы вытравить реголюдионное содержание пе|>во- майского праздника пролетариата. Они С Грежились уиичтозгить <то боевой дух, придать ему «мирный» характер. Вместе с оппортуниста­ ми и еоцнал - шовнпнетамн Гер­ мании. Англпи п Франции н дру­ гих стран вытушали и русские меньшевики. По в России рабочий класс имел свою подлинно пролетар­ скую, подлинно революционную партию — партию Ленина — Сталина. П|юлетард1«т России шел в авангарде международного рабо­ чего движения. Оп сохранил боевой, революционный характер первомай­ ского праздника, превратил его в день смотра н сплочения своих революционных сил. В этом году проводится -пятьдесят першан маевжа. международного пролетариата. Пролетарии всего мира еще раз продемонстрируют то- топиость бороться со своим смер­ тельным врагом — капитализмом. Они заявят мощный протест щютав новой мировой империалистической боинн, непутщей народам невероят­ ные страдания и бедствия. Они с гордостью вылазят свои симпатии к Соведя’кому Союзу, евое твердое желание защищать социалистиче­ ское отечество от посягательств мирового !.*ан'итадизма. Они с дюс- хишением и радостью увидят, как этом году их братья по классу — трудящиеся Литвы. Латзяи, Эстонии. Бессарабии и Северной Букошиы впервые в истории выи- дуч на перромайеicyu» демонсграцию вместе со всеми трудящимися СССР. Торжественно н радостно отпразд­ нуют великn i l . nepiwмайский празд­ ник народы шетна.дцатн советских соцна.дистичесла1х республик*. Пад всей .необ’ятиой страной лобедигапе- го социализма взовьются алые первомайские знамена. Твердой ност'унью выйдет на демонстрацию советская молодежь, чтобы выразить горячудо любовь к стГей родину к великой партии Ленина—Сталина, беззаветную преданность делу 'ком­ мунизму, неулюнное стрем-денде елце выше поднимать хозяйстзенпую п оборонную мощь социалистиче­ ской ОТЧИЗНД.Г. *• Новыми И1Юпзводственным.И1 побе­ дами встречают великий праздник юноши н девуники нашей страны. Активные (участники предмайС1У)го социалпотического соревнования, онн покажут, как боялись за право иттц в. первых рядах демоистрантоз — .как выполняют исторические решения XVIII партийной конферен­ ции, как повышают njtoизводитель- ность груда и 'борются за экономию н бережливость нз фабриках, на заводах, на железных дорогах, в колхозах и совхозах. Но улицам городов и сел пройдут сотни тысяч комсомольцев — «уча­ стников Всесоюзного лыжного крос­ са, гимнастических соревнований и военизированных походов. Сильные н смелые, ловкие и бесстрашные, владеющие винтовкой и пулеметом, штыком н гранатой, они продемон­ стрируют свою готовность в лкпую ! мшуту стать бойцами Красно^ ! Армии. “ I ч | Весь мир услышит в этот день Красную ллощадь, услышит мощные звуки пролетарского гимна — , «Интернационала» и боезой к.шч ;: » • «Пролетарии всех стран, соедн— • няйтесь!». ; » • - л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz