Комсомолец Заполярья. 1941, апрель.
If: 52 (398). 29 апреля 1941 г. «*■ ■ КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ Зам етки о воспитании Из опыта внеклассной работы по литературе Передвижную библиотеку в школы К сожалению, детской литературы у нас еще мало. Не все школьные библиотеки .имеют достаточное ко личество книг. Чгооы восполнить этот лробел, ребят школьного воз раста нужно вовлекать и пмеющне- На первое место во внеклассной писателя пронизаны любог.ыо к па раболе по своему лрелмету я стегаю Iроду, ненавистью к угнетателям, художественное чтение и рассказы- j Особенно понравились учащимся га- ванис. Часы чтения и рас- такт* анекдоты, как- «Шуба ЛЙишнэ» ' ся городские и районные библиоте- сказа вошли в рабочие планы клас сов. в которых я работаю. Занятия строятся разнообразно: беседа о про читанных произведениях, доклады о жизни и творческой деятельности писателе»!, чтение художественных произведения:, письменные и увдиые пересказы наиболее ярких; ‘мест. Рассказывание н художественное чтение — это ключ к сердцу ре бенка. По разному строится эта ра бота в каждом классе. В 5-м боль шое место отводится сказке и рас- и «Ты иди вперед, а мыза тобой».'ки, создавать библиографические Здесь каждая строчка дышит .по- кружки, организовывать читате.тъ - бовыо к жизни, заразительным оп- ские конференции. тимизмом. Эти анекдоты такнодграви- скаака Горького «Пене-». «Ивапя- дураня», «С «вас-кам», «Слоненок» Кшкшнга. ш силами вечер сказки. Вечер прошел интересно, живо. Дети чита ли сказки, рассказывали и разыг рывали их. К [некоторым из них «ни нарисовали иллюстрации. Спла- ки же" учащихся был праведен ве чер пословиц, песен и загадок. Бы ло собрано множество пословиц, по говорок, загадок. лиоь учащимся, что они написали! Но 410 должпы де'11ТЬ Учащиеся ряд швьмевпш работ т проиш*- школ’ К0101,Ы6 рагашожвпы н* л г т. lT оольшом расстоянии от города.' дрниям (Еемввэ. Приложу тексты од- Qltlnr. л р ной такой работы': Г ’ 4 в ’ * * " я Оперативность оиолиотеки, создав Шу|ба Кэминэ. Вэмпнэ всю^жизнь специальные передвижки. Вопрос с носил рваную шубу. На ней было организацией библиотек - передвп- миожество заплат. Желая посмеяться пе нов, такио библиотеки пад чтарым поэтом, кто-то из моло- вполне оправдали себя Но не все дежи спросил: «Окажите, Кэминэ, гда этому делу уделяется должное сказу. На литературных часах в т е - -давно вы сшили себе эту шубу?», внимание. (Возьмем к примеру 20-ю чеиие первого полугодия были про- Кеминэ и видуг не подал, что понял школу гор. Кандалакша. Школа на читаны сказки: «Кот Самсон»,; насмешку. Ои деловито оглядел игу- ходптся в 4 — 5 километрах от бу и озабоченно спросил: «Ты ока- города, библиотека в пей, правда, ком месте спрашиваешь.'’ Надо го- имеется, но очень маленькая, и ворить точнее, — тут есть заплаты книги ее ребятами давно прочпта- старше твоего отца, а есть и твои иьг. Пе|>ед городским отделом па- Под влиянием услышанного у де- ровесники. Надо уметь задавать во- родного образования давно ставился •н* возникло *е.гавие щхюести сво-1ЩЖШ_ | „п|1рос 0 соадапШ[ таких яереда . Такая работа развивает речь уча- но горОНО до сего времени щихся, обогащает ее, поднимает 9THJf делом не занялось, культурный уровень ученика. Чтобы, А ив0б10ДП10СТЬ шдан„я книга полностью выложила свою , „ „ роль, нужно выявить запросы- уча- двюио* ®^лнотекп назрела давно. шшзся, влияние семьи па чтение, MeP®WHa£Ka нужна не только на развито ли в школьнике умение чн- время учебного года, она нужна и тать и разбираться в прочитанном, во время летнего отдыха ребят. На литературных часах ученикам К чтению я прибегаю и с целью иногда давалось задание докончить Кандалакша пропаганды книг. Так, например, начатый рассказ, или сказку, паигн- были прочтены отрывки из книги сать ,по аналогии со слышанным. J нца «Нелло и Натраш» и лронзве- | j a уроках исторпи учащиеся слы- депие Салтыкова -Щедрина «Вайя и шали о мрачном царствовании Нав- Мнша». После этого мы беседовали да> читали литературу об этом пе на тему: «Жизнь детей при клпи- риоде. На основании этого материа- т^лизме Д1 у нас». ла они сочинили сказку о царе В шестом классе за это время Павле. Л. ЛЮБАЕВ. было два литературных вечера. Учащиеся выступали с докладами о зКйни и творчестве Пушкина и Маяковского, с художествевньвм 'Чтением, декламациями. В восьмом классе, в котором я Являюсь классным руководителем, почти ежедневно прозодятся литера турные часы. Каждый из учащихся выступил с одним нз докладов о Короленко, Чехове, Салтыкове-Щед рине, Пупгоиие, Лермонтове, Мая ковском. Доклады иллюстрировались чтением', рассказыванием и декла мацией. Очень хорошо у нас прошел ве чер, посвященный творчеству про славленного туркменского то т a Кэминэ. Стихотворения и анекдоты Вэминэ, сжатые по форме, увлека тельные по содержанию, захватили детскую аудиторию. Произведения В классу был создан кружок по и;»учению деловых бумаг. На заня тиях кружка учащиеся познакоми лись с различного рода деловыми документами. Онп учились, как надо писать заявления, об’явления, до кладные записки, деловые письма, протоколы. р<1списки, доверенности. Для украшения класса учащимся было птпдожено (каллиграфически написать высказывания (В. П. Ленина о молодежи и высказывания наших вождей и писателен о русском языч ке. Работы были выполнены любов но и аккуратно. Все это вместе взятое помогает воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к родному язы ку, прививать им культуру. Ф. В. ЗЯБКИНА. Учительница русского языка и литературы 4 неполной сред ней школы гор. Кировска. I . ' . . В текущем году в Москве ■ заканчивается реконструкция реки Яузы. На снимке: В ве. сеннин день на реконструиро ванной Костомаровской набе- I режнон. Фото В. Башкирова (ТАСС). Группа студентов Академии художеств Латвийской ССР (слева направо): внучка извест ного художника Александра Бенуа — Ольга Бенуа, сын крестьянина Эрике Ринтис, бывший рабочий Рижского ме таллозавода Янис Аболтинш и дочь портнихи Любовь Гольд- ман. Фото Д. Чернова (ТАСС). УНИЧТОЖАЙТЕ ХИЩНИКОВ ТУНДРЫ В кружках Дома пионеров В этом году в Доме пионеров г. Кировска работает много новых технических кружков. (На занятиях кружка юных ки номехаников ребята изучают узко пленочный аппарат. IB Автомобильном) кружке стар шие ш кольники знакомятся с уст ройством автомобильного мотора, а скоро будут учиться управлять «ав томашиной. Эти кружковцы» получат права шаферов-любителей. (В других кружках ребята учатся переплетать книги, хорошо пеить , работать на: аппарате Морзе- и дру гих телеграфных аппаратах. Впервые создана группа, юных геологов. Ребята ходят в Дом тех ники, где изучают коллекции ми нералов и готовятся к лету, к ра ботам в поле. В технических кружках занима ются 160 школьников. Эти ребята будут хорошими руководителями в отрядных кружках. Х от и м у ч и т ь с я п ет ь Среди кировчан есть (много лю дей, которые лтейяг петь и сами обладают хорошими голосами. К числу таких можно отнести Аню Пузанону, Лизу Ожеговскую. Дусю Овсянникову. Рамоданова и др. Еще з прошлом году они могчШ петь в общегородском хоре, кото рым руководил Г. А. Натратив. По он уехал нз Кировска, и хор рас пался. . Комсомольским организациям сле дует запяться самодеятельностью молодежи. А. ОСИПОВА. Ежегодно в тундре волки уничто жают много оленей. Наиболее «заражены» этими хищниками Ловозерский и Саамский районы. Борьба с волками должна вестись беспрерывно. Этих хищников нужно уничтожать во все сезоны* года. Наиболее эффектаиные результаты охота на волков дает ib нюне — июле — августе, корда уничто жаются, волчата на логовах. Но, видно, сильны еще старые предрассудки. Охотники не хотят нарушшть устаревшей пословицы: .«•Не уничтожай !вошчат — успеха в твоей охоте не ’будет». «И в течение ряда лег не уничтожили) Ми одного волчьего логова. Больше того, колхо зы Ловгаерс.юого района вообще рас пустили постоянные бригады истре бителей. направив охотников на другие работы. На юесь Ловозерскии район, занн- ашощий территорию в 3,5 шш яаиа гектаров, имеется... только два охотнлка-йстребителя. Ничем не отличается положение н г. С а ам тм (районе, за исключе нием! того, что здесь больше щ е нята (резолюций. Райисполком вынес решение по борьбе с хищниками, назначил от ветственным за выполнение! его — заведующего охотучастно* «Зарот- живсырья» т. 1Голяшева. Потом че рез некоторое врем!я вынесли второе решение: «Констатируя невыполнение, первого решения по борьбе о хищ никами... поручается тов. Головле ву...» П, наконец, третье ре шение — «поручается т. Голя- шеву!». А воз и пыие там. В течение двух с лишним лет сеайъ карабинов. посланных госохот- инспекцией, лежач1 (без применения. Колхозные же бригады пе созданы. А волки? Волки в Лумбоике, напри мер, истребили; в самом селении всех овец, а про травеж оленей я говорить нечего. Огромную помощь в сохранен*! оленьих стад может оказать ко?ехоз- ны8* комсомол!, если он начнет вес та борьбу с хищниками. Кокеомеоь- цы, ра1ботающие в ояейыЕх стадах, комсомольцы колхозов должны влиться ib бригады охогни ков-ис д е бителеи. Заведующие о>хотучасткаад «За- готживсырье» лрвдут ламссошьцаж на помощь, снабдят ил везем необхо димым лдя успешной борьбы с вол ками. Комитеты по делам физкуль туры тоже ие должны стаять в <я*- potae ог этого деда. В. ш и г э н . Начальник госохотннспекып прн Мурманском облнейолкеде. Каждое утро на скотном дворе Любу Гарину, Колю Короткова, Нюру Махорнну и Ваню Южкова каждое утро можно встретить вме сте. На скотном дворе и в конюш не совхоза «Арктика» Кольского района живут их нодшефньве. Ров но в восемь приходят сюда ребята, заботливо осматривают своих вос- ннтапнпков. Затем начинается чи стка и кормление животных. Теля та доверчиво тянутся теплыми, пахнущими молоком, мордами к Лю бе и Нюре. . Мальчики растят для совхоза крепких, здоровых лошадей. Таких, которые могли бы хорошо работать на поле и бьгть незаменимыми во Время боевых действий. Коля и Ваня не только аккуратно поят и кормят своих жеребят, чистят ж моют их, но и регулярно совер^ шают с пими прогулки. Три раза в день наведываются к телятам и жеребятам пионеры. Иногда к юным шефам заходит старший зоотехник тов. Леонтьев. Он проводит с пими беседы о той* как надо осуществлять шефство, какой режим нужен для животных, чтобы* они росли здоровыми, упи таннымн. Так работают юные шефы в совхозе «Арктика». К сожалению* их еще немного. Польза от тысог»- шефства будет иесравпенно больше* если в нем примут участие не четверо, а много ребят. Т. МОР. Оленья упряжка Ненецкого оленеводческого совхоза в тундре. Фото А. Чернова (ТАСС).: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЛЕТАРСКИЙ ПРАЗДНИК Ил года в год. не боясь пн шты ков, пи полицейских нагаек, рабо чие устраивали я день 1 мая за бастовки и выходили иа улицу, демонстрируя свою готовность бо роться с капиталистами. Сорок лет назад, i? 190 L году, в Тифлисе состоялась первомайская демонстрация, в которой участвовало около ллух тысяч рабочих. Органи заторам и руководителем демонстра ции был товарищ Сталин. . В том же .году на Обуховском за воде в Петербурге 1 -мая но вышло на работу около полутора тысяч рабочих. Дирекция уволила 26 ра бочих. как зачинщиков забастовки. В защиту утоленных поднялись все 1 обу'ховцы. К- ним присоедините! 1 рабочие других заводов и потребова ли возвратить уволенных, ввести 8-часовой рабочий день. повысить заработную плату и об’яаить дет» 1 -мая праздничным днем. Днрек ция отказалась выполнить эти справедливы© требования. В ответ обухощы организовали демонстра цию. Царское правительство послало против рабочих полицию и войска. Рабочие соорудили баррикады и в течение целого дня оборонялись. Л когда они все-такн были побежде- А. СУББОТИН . 800» за- на иы, полиция арестовала около человек. Многие надолго были сажены в тюрьмы, сосланы каторгу. Владимир Ильич Ленин в статье «■Цозое побоище», посвященной выступлению обуховских 'рабочих, так оцеии.г их поражение: «Правительство победило, — пи сал он. — Но .каждая такая победа Гудет неуклонно приближать его окончательное поражепие. Каждая битва с народом 'будет увеличивать число возмущенных и готовых б'»ю рабочих, будет выдвигать б0-;ее опытных, лучше вооруженных, смелее действующих ^ложаков» (т. IV. стр. 117). Эщ ленинские слова полностью подтверждены всем дальнейшим ходом революционного движения в стране. После революции 1005 года в первоманских забастовках и демон страциях активно учасТзуЮт уже не десятки, а многие сотни тысяч IV 1 мая, вмссге с рабочими выходят ктестьяшжне массы. День I мая становится днем сплочения всех трудящихся, всех лучшгих. передо. вых людей вийрут большевистской партии —• организатора борьбы с самодержавием и капитализмом. Когда же началось праздпозание 1 лмя? Как возникла зта замеча тельная традиция? Почему именно день 1 мая стал днем международ ной братской солидарности всех трудящихся? Начало первомайскому нраз шику положено 55 лет тому назад в Соединенных Штатах Америки. Весной 188G года американские рабочие организовали грандиозную забастовку. 1 мая этого года к го роде Чикаго соетошен многотысяч ный митинг рабочих. Капиталистам было пред’явлено требование: вве сти 8-часовой рабочий день, улуч шить положение рабочих. Полиция зверски расправилась с безоружны ми демонстрантами. Много .рабочих было убито н раиелю. еще больше арестовано. Восемь человек суд приговорил к смертной казни. Эта кровавая расправа на; ‘«без оружными рабочими, защищакнш- раоочих. Внервые праздновать ии своп самые насупише права, выззала бутрю е.озму'щения среди н;ролета/риев всего мира. Всюду раздалалпсь решительные протесты. Под в.1нянпем этих протестов Аме риканская федерация труда, а ^а нею иро(|»С(М(»зы Франции приняли решение: н намять героического выступления рабочих Чикаго еже годно и день 1 мая поводить за бастовки и демонстрации. Это реше ние подтвердил собравшийся в 1889 году Первый кочегресе Второго Интернационала. И уже в 1890 го ду во многих странах состоялась первая: щюлетарская маевка. Но оппортунисты — предатели дела рабочего класса, прибравшиеся к руководству (Вторым: Пт'ернално- налом, делали все. ^гтобы вытравить реголюдионное содержание пе|>во- майского праздника пролетариата. Они С Грежились уиичтозгить <то боевой дух, придать ему «мирный» характер. Вместе с оппортуниста ми и еоцнал - шовнпнетамн Гер мании. Англпи п Франции н дру гих стран вытушали и русские меньшевики. По в России рабочий класс имел свою подлинно пролетар скую, подлинно революционную партию — партию Ленина — Сталина. П|юлетард1«т России шел в авангарде международного рабо чего движения. Оп сохранил боевой, революционный характер первомай ского праздника, превратил его в день смотра н сплочения своих революционных сил. В этом году проводится -пятьдесят першан маевжа. международного пролетариата. Пролетарии всего мира еще раз продемонстрируют то- топиость бороться со своим смер тельным врагом — капитализмом. Они заявят мощный протест щютав новой мировой империалистической боинн, непутщей народам невероят ные страдания и бедствия. Они с гордостью вылазят свои симпатии к Соведя’кому Союзу, евое твердое желание защищать социалистиче ское отечество от посягательств мирового !.*ан'итадизма. Они с дюс- хишением и радостью увидят, как этом году их братья по классу — трудящиеся Литвы. Латзяи, Эстонии. Бессарабии и Северной Букошиы впервые в истории выи- дуч на перромайеicyu» демонсграцию вместе со всеми трудящимися СССР. Торжественно н радостно отпразд нуют великn i l . nepiwмайский празд ник народы шетна.дцатн советских соцна.дистичесла1х республик*. Пад всей .необ’ятиой страной лобедигапе- го социализма взовьются алые первомайские знамена. Твердой ност'унью выйдет на демонстрацию советская молодежь, чтобы выразить горячудо любовь к стГей родину к великой партии Ленина—Сталина, беззаветную преданность делу 'ком мунизму, неулюнное стрем-денде елце выше поднимать хозяйстзенпую п оборонную мощь социалистиче ской ОТЧИЗНД.Г. *• Новыми И1Юпзводственным.И1 побе дами встречают великий праздник юноши н девуники нашей страны. Активные (участники предмайС1У)го социалпотического соревнования, онн покажут, как боялись за право иттц в. первых рядах демоистрантоз — .как выполняют исторические решения XVIII партийной конферен ции, как повышают njtoизводитель- ность груда и 'борются за экономию н бережливость нз фабриках, на заводах, на железных дорогах, в колхозах и совхозах. Но улицам городов и сел пройдут сотни тысяч комсомольцев — «уча стников Всесоюзного лыжного крос са, гимнастических соревнований и военизированных походов. Сильные н смелые, ловкие и бесстрашные, владеющие винтовкой и пулеметом, штыком н гранатой, они продемон стрируют свою готовность в лкпую ! мшуту стать бойцами Красно^ ! Армии. “ I ч | Весь мир услышит в этот день Красную ллощадь, услышит мощные звуки пролетарского гимна — , «Интернационала» и боезой к.шч ;: » • «Пролетарии всех стран, соедн— • няйтесь!». ; » • - л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz