Комсомолец Заполярья. 1941, апрель.
К: 40 (386). 2 апреля 1941 г. КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ ПЕРЕД ГИМНАСТИЧЕСКИМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ На районном смотре Г о р о д с к и е гимнастические с о р е в н о в а н и я школьников Ярос лавля. На снимке: ученица 9-го класса школы № 4 Соня Цветкова, занявшая первое место по группе девушек. Фото М. Королева. (ТАСС). Зал 17 средней школы Мурман ска переполнен. Ребятам очень хо чется послушать, как будут высту* пать сегодня их товарищи по шко ле. Смотр творчества учащихся школ Кировского района города от крывает 34-я железнодорожная школа. Здесь много чтецов и много танцоров. Приятное впечатлепие оставляет заботливая отделка почти всех номеров, подбор костюмов. Па сцепе стоит мальчуган-пер воклассник. Колю Лаврова нисколь ко не волнует такое количество слушателей. Спокойно, просто, словно рассказывая про себя, чи тает он стихотворение «машинист». Его сменяют маленькие танцоры. Группа учащихся легко и изящно танцует «Гопак». Затем учащиеся младших классов исполняют сцепку «Заяц-пионер всем зверям пример». Из юных исполнителей других школ хорошее впечатление остави ли тапцоры Клава Гаврилова п Рима Казакова (3-я школа); из чтецов — учащийся той же шко лы Миша Промапенко, прочитавший отрывок нз «Бородино» (Лермонтова, Когда-то здесь все было... — Построиться)! — раздается команда инструктора. 20 девушек быстро выстраиваются в две ше ренги, выравниваются и начинают гимнастические упражнения. На правом фланге — помполнт по комсомолу политотдела-5 тов. Удалова, секретарь комитета ВЛКСМ Трансторгиита тов. Смирнова. По их примеру остальные комсомолки занимаются гимнастикой, готовят ся к соревнованиям. Комсомолки Матвеева — бухгал тер, члеп узлового комитета, Паль чикова — счетовод, Корнилова — наХюрщищ типографии, Телепнева — машинистка — самые дисцшг яинированные на занятиях. Груп пами девушек-гимнастов хорошо руководит инструктор тов. Иванов. Занятия комсомолок - железнодо- рожяиц по (гимнастике проходят в одном нз свободных зал Канда лакшекого железнодорожного клуба. Что это за помещение, в котором ничего пет, кроме двух столов? Помещение это и есть спортив" шли зал. Но последние два слова звучат горьким упреком узловому комите ту ВЯБШ и пом. начальника по литотдела по комсомолу. В этом за" ле давно уже нет пн турника, ни такие виды музыкального творче ства, как рояль. Не было показа и хороших детских драмколлективов, не было ни скрипачей, ни баянис тов. Физкультурные номера дала толыко 17 средняя школа. Значительно лучше и заботливее в этом году обставлена выставка детских художественных работ. Она аккуратно и любовно оформлена. Каждая работа снабжена ярлычком, на котором написала фамилия ав тора, школа н класс. Прекрасные рукодельные работы представили учащиеся 34 железнодорожной школы Кашилова, Фролова, Осипо ва, Ильина, Балабаева и Антропо ва. Обращают внимание работы вое иптанников мурманского детского дома. Особенно хороша резьба по дереву Саши Баруздина. Здесь же представлена первая продукция пе реплетного кружка. Учащиеся 17 средней школы Прошкин, братья Поповы, Зина Романова и другие оформляли к новому году специальную комнату сказок. Ими были паппсаны боль- В ПОМОЩЬ ДЕТСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ О художественном слове (СОВЕТЫ ЧТЕЦА) v . . Великий русский актер К. С. I цу. Маяковский же, об’еэдш чуть Станиславский говорил: «Уметь ли не весь свет, тосковал на чуж- просто и красиво говорить — це лая наука, у кото|рон должны быть свои законы». Постичь эти законы я пытаюсь вот уже свыше двадцати лет. Еще в средней школе, в Нижнем Нов городе (ныне город (Горький) я ув лекался декламацией. Учась в третьем; классе, я впервые высту пил на школьном вечере, прочитав «Деревню» (Пушкина. Мою склон ность к докламаяри заметили» пе дагоги sc на уроках (русского языка п литературы часто предоставляли мне учительскую кафедру. Я с увлечением читал товарища^ по классу! Фонвизина, и Пушкина. Грибоедова) (и Жуковского. Такое чтение художественных отрывков очень оживляло уроки по литера туре. Мне кажется, что и нашим Бройдо — учащийся 10 школы,,шне паппо па всевозможные ска- прочиташшнй свой .рассказ «Никита1зочпые сюжеты. Здесь мы встре- Серый». чаем и «Золотого петушка» и Ца- Отделыю хочется сказать о во- ревича Ивана, убивающего злого «коня», пи шведских скамеек н стенок. Лишь гнезда для крепления спортивных снарядов напоминают, что когдато здесь все это было. Еще более грустное впечатление о спортивной работе среди молодых железнодорожников Кандалакши оставляют брусья. Разобранные, без параллелей, они стоят в про тивоположном конце здания, за” громождая забитую дверь черного хода». (Вот! !единствеиш)е примене ние, которое нашел спортивный инвентарь у своих плохих хозяев. К сожалению, уже и теперь, за несколько дней до гимнастических соревнований все это не тревожит руководителей узлового комитета комсомола, которые и не думают приводить в порядок спортзал. — Что ж мы можем сделать, ■— безвольно рассуждает секретарь комитета тов. Степанов. — Если б были снаряды... А где их доста" нешь? Напрасная жалоба. При желании достать можно, можно и сделать. И тогда бы молодежь узла имела у себя в клубе довольно неплохой спортзал. Г. РЫСЕВ. г. Кандалакша. • кальпых номерах. На смотре вы ступали учащиеся с пеплохими го лосовыми данными. По все впечат ление было испорчено отсутствием волшебника — коршупа и спаса ющего этим лебедь-царевпу. Все эти работы также украшают рай- оппую выставку детского творче- ппаписта „ аккомпаниатора. Бая- ства. пнет, заменявший его, видимо, не I (К сожалепшо, на выставке, за репетировал с учащимися и своим) исключением двух нехптрых экс- импровизироваппым аккомпанемен том только мешал нм. Так совер шенно смазаны были выступления Вали Смирновой (6-я школа), Ни ны Плетневой и других. На смотро учащихся Кировского района слабо были представлены З а н я т и я н е н а ч а т ы Несколько (дней отделяют нас от | в списках только четыре группы большого события в комсомольской (десятки). Командиров нет. О со- жнзнн — от начала гимнастиче ских соревнований. Совсем не чув ствуют этого комсомольские руко водители тортового порта. Нельзя не ставе трупш эпают только в полит отделе, а не в первичных организа циях. Занятия групп не начали. Видимо, тов. 'Иванов думает, что поражаться формализму, с каким от- комсомольцы без тренировки обон- носятся они к этому важному делу. Здесь созданы, точнее, значатся дутся. С. Т. понатов, совершенно нет работ юных техников, юннатов, авиомоделистов. Понрежнему ле уделяется впимания этим важпым и пужпым видам детского творчества. Это болыпоП и серьезный пробел. И. МАРТЬЯНОВА. преподавателям; литературы следует воспитывать у Школьников любовь к художественному чтению (Молодежь — студенты, школь ники старших классов — не только охотно посещают литературные концерты, но и много и с увлече нием выступают сами как чтецы на олимпиадах, в клу<бах, на школь ных вечерах. Мне неоднократно приходилось слышать юпых чтецов. Встречались среди них очень ода ренные юноши и девушки. Но у многих стихи звучали- фальшиво. Все это происходит от отсутствия вкуса и умения продумать текст. бите и стремился домой, на лшйп- мую советскую .родину. Большое количество «дорожных» стихов Пушкина, 49-я и 50-я стщофа первой главы «'Евгения Онегина.» — от слов: «Адриатические волны.» до слов: «Где» сердце я похороны» •и -стихи 'Маяковского «Домой!», последний оцрыйюк из поэмы «Хо рошо», начинающийся словами: «Я земной шар чуть (не в*есь обошел», «Стихи о советском паспорте» ■ другие дают 'богатейшим материал для такого выступления. Другая! публицистическая тема, поэзии Маяковского, очень благо дарная дл& исполнения, это стих* из цикла «(Мы и они». Сюда входят «Христофор Колумб», «'Бруклинский мост», «Келм «Ннт гедайге» и Другие. Отлично воспринимается разлкч- 1пыми аудиториями весенняя тема в произведениях Маяковского — «Ве сенний вопрос», «(Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не ле- тится?», стихи о Крыме и другие. Молодежь часто спрашивает, как научиться легко запоминать етшш? Запоминайте стихов — очень, юнь кое, сутубо индивидуальное дено. У одних — зрительная память, я сни запоминают текст, только предста вив его напечатанным, другие же, обладающие слуховой памятью, за- ломпйнаюг, многократно (новяорям слова вслух. На основу своей долго- ВСЕ НЕГРАМОТНЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ Недавно проходило областное со- вещапне заведующих отделами па” юдного образования. Зав. облОНО тов. Потапов в своем докладе осо бое внимание уделил вопросу завер" шения ликвидации неграмотности. Он отметил, что по области охва чено обучением всего лишь 42 процента неграмотных. Это положение ставит под угрозу выполнение решения партии п пра" вительства о завершении ликвида" ции неграмотности к 1 января 1943 года. Большинство отделов народного образования с большим опозданием составили планы завершения лик видации неграмотности в своих районах. Зав. Кировским райОНО тов. Зекцер свою безответственное гь в этом вопросе решил прикрыть те кучест-ыо рабочей силы. И в тече ние нескольких месяцев не дал ответа—принимает ли он вызов па социалистическое соревнование по завершению ликвидации неграмот ности н обучению малограмотных. Некоторые зав. РО0О своюплохую за последние два года область получила такое количество буква рей, которое обеспечивает кни гами всех неграмотных. И сейчас в магазине Мурманского ШГИЗ’а ле жат задач!ники *ля малограмотных. Средние школы еще не включи" лись в дело ликвидации неграмот ности. Ученики старших классов в стороне от ликбеза, а ведь они мо" гут оказать большую помощь, став культармейцами. БОЛЬШИНСТВО КОМСОМОЛЬСКИХ !){"- ганпзаций также ледостаточт» ак тивно ведут работу по ликвидации неграмотности. Взять хотя бы сек ретаря комсомольской организации бондарного оавода тов. Дуриова. Больше месяца назад комитет вы" делил культармейцами комсомоль цев тт. Казапкова, Видяеву, Ваг пер п др., но секретарь пе прове‘ рил, приступили ли они к обуче нию. Обком ВКП(б) в своем решении от 25 февраля обязал пемедленно приступить к обучению неграмот ных п малограмотных. Нужно смелее и энергичнее Нельзя правильно исполнять „ „ . „ \го пт - лолгапп I летней практики могу лишь лосовестихи) Пушкина или Маяковского, | _ Т-ГПЛ1Г П1, не осмыслив всего богатейшего наследства этих поэтов. Девизом начинающего чтеца должно быть — «прочитай много, чтобы выбрать мало»1. При выборе для (чтения отрывка из пОэмы! нужно всегда следить за тем, чтобы с эстрады прозвучала тематически) законченная картина е четкой, завершенной мыслью. Для этого Иногда можно пойти даже на сокращение текста. Поясню на при мере из «Евгения Онепша». Моло” дежь часто читает сцену дуэли От кройте поэму Пуцикинт на главе VI, 4-я строфа, начиная со сл<Ув: «Вперед, вперед, (моя исторья!». Следующие — 5-ю, 6 -ю и 7-ю строфы я советовал (бы пропустить тогаггь учить текст утром, на «se- жую голову. !В утренник часы мяж- но запомнить в два-цри раза боль ше, чем в вечерние. Ни в ю#м случае нельзя заучива/гь стихотво рение механически,, вуйигпы faro. Исполнитель должее осмыслить стихотворению, прочувствовать «го музьйшьные интонации, уедьйглггь его мелодию, прежде чем начать учить наизусть. Каяв читать спин? Как читаль, например, Маяковского — шойвиго народного поэта, -самого шйтушраого среди нашей молодежи? Больйпиаст- во исполнителей его произвести почему-то считают своем » д в и ш прежде всего искусственно усили вать свой голос, кричать, подл»ажая и продшгмь читать с 8 -S строфы: голосу (Владишра В»*н- до 33-й. т. е. до слов: «А где, бог шрогагаа. Я лично никогда. не «5« - весть. Пропал и след»'. (Пропускае мые строфы содержат характеристи ку? Зарепкого, не имеют прямого отношения к дуэли и только отвле кают внимание слушателя. Я бы очень! рекомендовал моло дым чтецам! готовить к своим вы- чу при чтении стихов Маяковского. Крик, как мне кажется, вашмвве убедительный прием. Я стараюсь исполнять произведения Майков*вето сдержанно, просто, без ложных ин тонаций. Чтец должен просто раз говаривать с аудиторией, но и с ступленпям не разрозненные сти- ншъ* W® оэо®> с, J L v ~ ттЛл стихах. В некоторых местах деист- хотворения, а об’единеннъие» одной ■ 1 вительно необходимо усиление .юяо- работу пытаются оправдать отеут-1 браться за это дело, ствнем букварей. Междуг тем. Д. ЛАВЬКЖ. темой, единой мыслью. Вот, натпри- мер, тема лю(бви к родине, постро енная на сопоставлении отрывков нз Пушкина н Машковского. Пушкин, несмотря на горячую лхббовь к своему! народу,, всю жиэив рвался из царской! России за, грави са, ибо стихотворение, как и песню, нельзя исполнять в одном тоне. В чтении стихов должно была иного интонационных idpacos. Владимир ЯХОНТОВ. Лауреат Всесоюзного конкурса мастеров художественного Гимнастика—основа физкультуры Гимнастика воспитывает в чело веке силу, ловкость, выносливость, смелость и много других ценных качеств. 1 Для занятий не требуется ни пре подавателя, ни специального обору дования. Их можно проводить дома, в обычной обстановке. При выкнув заниматься гимнастикой, че ловек начинает ощущать, что это ужо стало •неот’емлеиой частью его дня, частью (правильно поставлен ного режима труда и отдыха. Научные исследования говорят о том, что ежедневные занятия гим настикой в течение 7— 10 минут повышают силу мышц, увеличива ют подвижность груцной клетки, уменьшают утомляемость. Дыхание человека, занимающегося гимнасти кой, становится глубже, общее са мочувствие его улучшается. Академик А. А. Богомолец в те чение многих лет шцет средства борьбы за долголетие: продлить не только жизнь, но и годы здоровья, годы зрелости, полноценного труда/ цветения и силы всего организма. Богомолец полагает, что в известной мере успешность этой борьбы зави сит от самого человека. В своей книге «Продление жизни» он пи шет: «Очень полезны для борьбы с застоями крови в отдельных местах организма — гимнастика и массаж. С них надо начать день и его за капчивать. 10— 20 минут, еже дневно истраченных на это, не только придают бодрость на весь день, но и сохраняют немало лет жизни». • Но для того, чтобы гимнастика дала свои результаты, необходимо правильно и разумно подобрать упражнения. Люди слабого здо ровья, люди хрупкие, с повышен ной утомляемостью, боятся гимна стики и считают, что она предпаз- ! начена -для тех, кто силен. Они как бы стыдятся своего неумелого тела, стыдятся того, что движения нх неуверенны, дыхание неровно, руки слабы. Это совершенно непра вильно. Гимнастика не только друг для сильных. Она — помощник для слабых. Человек, перенесший ка кую-либо болезнь и ослабевший, мо-жет заниматься индивидуальное гимнастикой при консультации ле чащего врача. Организм его быстрей окрепнет, работоспособность вос становится, гимнастика принесет при этом существенную пользу". В настоящее время, когда на по вестке дня стоит вопрос о проведе нии комсомольских соревповапий по гимнастике, агитация за этот раз дел физической культуры крайне необходима. Ладо всячески поды мать гимнастику. Но что мы сейчас имеем в Мурманске? В спортивном зале Дома культу ры им. С. М. Кирова регулярно за нимаются гимнастические секции спортобшеств «Динамо» (тренер врач Тарасов), «'Водник» (тренер Бандей- кина), «Рыбник Севера.» (тренер А. Гоман). Другие же общества гимнастикой не интересукпт я и секции пе име ют. Но н те общества, которые за нимаются в зале, работают исклю чительно на материале классифи кации тпмпастов, а вопросами комп лекса ГТО пе занимаются. Гимнастические секции должны пне было организовано без музы кального сопровождения и это зна чительно снизило успех. К сожалению, пришлось закрыть такую же гимнастическую школу в т. Кандалакша, на которую'не на пилось средств у облОНО. Школа, возглавить работу по подготовке насчитывающая 60 человек, просу- сбществепных руководителей для шествовала только 2 месяца, комсомольских гимнастических со ревнований. Пропускная способность спортзала Дома, культуры позволяет охватить большое количество зани мающихся, чем мы видим сейчас здесь. Перестройка- работы необходи ма в самые короткие сроки и го родскому комитету по делам физ культуры и спорта необходимо по чаще заглядывать в спортзал и на вести там четкий порядок. Надо сказать, что еще мало за метна работа городской детско-юно шеской гимнастической школы. Все го было только одно выступление группы девочек па вечере физкуль туры, где они демонстрировали вольные упражнения для девочек 14— 15 лет 1-го разгряда детской классификации. Причем высттупле- Гимпасты есть не только в I г. Мурманске, но и в области, но мы их по-настоящему пе выращи ваем. •Несколько слов о себе. Занима юсь я гимнастикой уже давно. Пом ню в юношеские годы возник во прос — какими видами фузкульту- ры> лучше заниматься, чтобы стать здоровым и сильным. Сначала я увлекся французской борьбой и пе пропускал нп одной интересной схватки профессионалов-борцов в бывшем «Лупа~парке» в Петербур ге, затем увлекся скоростным беаом на коньках, выступая на соревно ваниях у себя в городе (ныне г. Пушкин) и был очень доволен, заняв 2-е место на 500 м. в 1-е на 1500 м. па полубеговых конь ках. Вскоре открылся гимнастически» кружок под названием общество «Луч» и я вступил в этот кружок. Руководитель был хороший. Его ра бота на снарядах так заинтересова ла меня, что я решил окончатель но переключиться на гимнастику. С тех пор, совершенствуясь все больше и больше, я стал занимать ся гимнастикой. В 1912 г. быа включен в команду, уезжающую в г. Драгу на соревнования по гим настике. Здесь па родине гимнастики я еще больше полюбил этот увле кательный вид спорта н по воз вращении из Праги решил стать преподавателем гимнастики. На своем опыте я изучил, как благотворно действует гимнастика па физическое развитие и совершен ствование человека и советую ком сомольцам, всей молодежи любить гимнастику и заниматься ею. Ф. АНТОНОВ. Тренер по гимнастке. г. Мурманск. г or Т. ,rJ «•£>.тГ^ •-Ж. и.' w.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz