Комсомолец Заполярья. 1941, апрель.

К: 40 (386). 2 апреля 1941 г. КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ ПЕРЕД ГИМНАСТИЧЕСКИМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ На районном смотре Г о р о д с к и е гимнастические с о р е в н о в а н и я школьников Ярос­ лавля. На снимке: ученица 9-го класса школы № 4 Соня Цветкова, занявшая первое место по группе девушек. Фото М. Королева. (ТАСС). Зал 17 средней школы Мурман­ ска переполнен. Ребятам очень хо­ чется послушать, как будут высту* пать сегодня их товарищи по шко­ ле. Смотр творчества учащихся школ Кировского района города от­ крывает 34-я железнодорожная школа. Здесь много чтецов и много танцоров. Приятное впечатлепие оставляет заботливая отделка почти всех номеров, подбор костюмов. Па сцепе стоит мальчуган-пер­ воклассник. Колю Лаврова нисколь­ ко не волнует такое количество слушателей. Спокойно, просто, словно рассказывая про себя, чи­ тает он стихотворение «машинист». Его сменяют маленькие танцоры. Группа учащихся легко и изящно танцует «Гопак». Затем учащиеся младших классов исполняют сцепку «Заяц-пионер всем зверям пример». Из юных исполнителей других школ хорошее впечатление остави­ ли тапцоры Клава Гаврилова п Рима Казакова (3-я школа); из чтецов — учащийся той же шко­ лы Миша Промапенко, прочитавший отрывок нз «Бородино» (Лермонтова, Когда-то здесь все было... — Построиться)! — раздается команда инструктора. 20 девушек быстро выстраиваются в две ше­ ренги, выравниваются и начинают гимнастические упражнения. На правом фланге — помполнт по комсомолу политотдела-5 тов. Удалова, секретарь комитета ВЛКСМ Трансторгиита тов. Смирнова. По их примеру остальные комсомолки занимаются гимнастикой, готовят­ ся к соревнованиям. Комсомолки Матвеева — бухгал­ тер, члеп узлового комитета, Паль­ чикова — счетовод, Корнилова — наХюрщищ типографии, Телепнева — машинистка — самые дисцшг яинированные на занятиях. Груп­ пами девушек-гимнастов хорошо руководит инструктор тов. Иванов. Занятия комсомолок - железнодо- рожяиц по (гимнастике проходят в одном нз свободных зал Канда­ лакшекого железнодорожного клуба. Что это за помещение, в котором ничего пет, кроме двух столов? Помещение это и есть спортив" шли зал. Но последние два слова звучат горьким упреком узловому комите­ ту ВЯБШ и пом. начальника по­ литотдела по комсомолу. В этом за" ле давно уже нет пн турника, ни такие виды музыкального творче­ ства, как рояль. Не было показа и хороших детских драмколлективов, не было ни скрипачей, ни баянис­ тов. Физкультурные номера дала толыко 17 средняя школа. Значительно лучше и заботливее в этом году обставлена выставка детских художественных работ. Она аккуратно и любовно оформлена. Каждая работа снабжена ярлычком, на котором написала фамилия ав­ тора, школа н класс. Прекрасные рукодельные работы представили учащиеся 34 железнодорожной школы Кашилова, Фролова, Осипо­ ва, Ильина, Балабаева и Антропо­ ва. Обращают внимание работы вое иптанников мурманского детского дома. Особенно хороша резьба по дереву Саши Баруздина. Здесь же представлена первая продукция пе­ реплетного кружка. Учащиеся 17 средней школы Прошкин, братья Поповы, Зина Романова и другие оформляли к новому году специальную комнату сказок. Ими были паппсаны боль- В ПОМОЩЬ ДЕТСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ О художественном слове (СОВЕТЫ ЧТЕЦА) v . . Великий русский актер К. С. I цу. Маяковский же, об’еэдш чуть Станиславский говорил: «Уметь ли не весь свет, тосковал на чуж- просто и красиво говорить — це­ лая наука, у кото|рон должны быть свои законы». Постичь эти законы я пытаюсь вот уже свыше двадцати лет. Еще в средней школе, в Нижнем Нов­ городе (ныне город (Горький) я ув­ лекался декламацией. Учась в третьем; классе, я впервые высту­ пил на школьном вечере, прочитав «Деревню» (Пушкина. Мою склон­ ность к докламаяри заметили» пе­ дагоги sc на уроках (русского языка п литературы часто предоставляли мне учительскую кафедру. Я с увлечением читал товарища^ по классу! Фонвизина, и Пушкина. Грибоедова) (и Жуковского. Такое чтение художественных отрывков очень оживляло уроки по литера­ туре. Мне кажется, что и нашим Бройдо — учащийся 10 школы,,шне паппо па всевозможные ска- прочиташшнй свой .рассказ «Никита1зочпые сюжеты. Здесь мы встре- Серый». чаем и «Золотого петушка» и Ца- Отделыю хочется сказать о во- ревича Ивана, убивающего злого «коня», пи шведских скамеек н стенок. Лишь гнезда для крепления спортивных снарядов напоминают, что когдато здесь все это было. Еще более грустное впечатление о спортивной работе среди молодых железнодорожников Кандалакши оставляют брусья. Разобранные, без параллелей, они стоят в про­ тивоположном конце здания, за” громождая забитую дверь черного хода». (Вот! !единствеиш)е примене­ ние, которое нашел спортивный инвентарь у своих плохих хозяев. К сожалению, уже и теперь, за несколько дней до гимнастических соревнований все это не тревожит руководителей узлового комитета комсомола, которые и не думают приводить в порядок спортзал. — Что ж мы можем сделать, ■— безвольно рассуждает секретарь комитета тов. Степанов. — Если б были снаряды... А где их доста" нешь? Напрасная жалоба. При желании достать можно, можно и сделать. И тогда бы молодежь узла имела у себя в клубе довольно неплохой спортзал. Г. РЫСЕВ. г. Кандалакша. • кальпых номерах. На смотре вы­ ступали учащиеся с пеплохими го­ лосовыми данными. По все впечат­ ление было испорчено отсутствием волшебника — коршупа и спаса­ ющего этим лебедь-царевпу. Все эти работы также украшают рай- оппую выставку детского творче- ппаписта „ аккомпаниатора. Бая- ства. пнет, заменявший его, видимо, не I (К сожалепшо, на выставке, за репетировал с учащимися и своим) исключением двух нехптрых экс- импровизироваппым аккомпанемен­ том только мешал нм. Так совер­ шенно смазаны были выступления Вали Смирновой (6-я школа), Ни­ ны Плетневой и других. На смотро учащихся Кировского района слабо были представлены З а н я т и я н е н а ч а т ы Несколько (дней отделяют нас от | в списках только четыре группы большого события в комсомольской (десятки). Командиров нет. О со- жнзнн — от начала гимнастиче­ ских соревнований. Совсем не чув­ ствуют этого комсомольские руко­ водители тортового порта. Нельзя не ставе трупш эпают только в полит отделе, а не в первичных организа­ циях. Занятия групп не начали. Видимо, тов. 'Иванов думает, что поражаться формализму, с каким от- комсомольцы без тренировки обон- носятся они к этому важному делу. Здесь созданы, точнее, значатся дутся. С. Т. понатов, совершенно нет работ юных техников, юннатов, авиомоделистов. Понрежнему ле уделяется впимания этим важпым и пужпым видам детского творчества. Это болыпоП и серьезный пробел. И. МАРТЬЯНОВА. преподавателям; литературы следует воспитывать у Школьников любовь к художественному чтению (Молодежь — студенты, школь­ ники старших классов — не только охотно посещают литературные концерты, но и много и с увлече­ нием выступают сами как чтецы на олимпиадах, в клу<бах, на школь­ ных вечерах. Мне неоднократно приходилось слышать юпых чтецов. Встречались среди них очень ода­ ренные юноши и девушки. Но у многих стихи звучали- фальшиво. Все это происходит от отсутствия вкуса и умения продумать текст. бите и стремился домой, на лшйп- мую советскую .родину. Большое количество «дорожных» стихов Пушкина, 49-я и 50-я стщофа первой главы «'Евгения Онегина.» — от слов: «Адриатические волны.» до слов: «Где» сердце я похороны» •и -стихи 'Маяковского «Домой!», последний оцрыйюк из поэмы «Хо­ рошо», начинающийся словами: «Я земной шар чуть (не в*есь обошел», «Стихи о советском паспорте» ■ другие дают 'богатейшим материал для такого выступления. Другая! публицистическая тема, поэзии Маяковского, очень благо­ дарная дл& исполнения, это стих* из цикла «(Мы и они». Сюда входят «Христофор Колумб», «'Бруклинский мост», «Келм «Ннт гедайге» и Другие. Отлично воспринимается разлкч- 1пыми аудиториями весенняя тема в произведениях Маяковского — «Ве­ сенний вопрос», «(Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не ле- тится?», стихи о Крыме и другие. Молодежь часто спрашивает, как научиться легко запоминать етшш? Запоминайте стихов — очень, юнь кое, сутубо индивидуальное дено. У одних — зрительная память, я сни запоминают текст, только предста­ вив его напечатанным, другие же, обладающие слуховой памятью, за- ломпйнаюг, многократно (новяорям слова вслух. На основу своей долго- ВСЕ НЕГРАМОТНЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ Недавно проходило областное со- вещапне заведующих отделами па” юдного образования. Зав. облОНО тов. Потапов в своем докладе осо­ бое внимание уделил вопросу завер" шения ликвидации неграмотности. Он отметил, что по области охва­ чено обучением всего лишь 42 процента неграмотных. Это положение ставит под угрозу выполнение решения партии п пра" вительства о завершении ликвида" ции неграмотности к 1 января 1943 года. Большинство отделов народного образования с большим опозданием составили планы завершения лик­ видации неграмотности в своих районах. Зав. Кировским райОНО тов. Зекцер свою безответственное гь в этом вопросе решил прикрыть те кучест-ыо рабочей силы. И в тече­ ние нескольких месяцев не дал ответа—принимает ли он вызов па социалистическое соревнование по завершению ликвидации неграмот ности н обучению малограмотных. Некоторые зав. РО0О своюплохую за последние два года область получила такое количество буква­ рей, которое обеспечивает кни­ гами всех неграмотных. И сейчас в магазине Мурманского ШГИЗ’а ле­ жат задач!ники *ля малограмотных. Средние школы еще не включи" лись в дело ликвидации неграмот­ ности. Ученики старших классов в стороне от ликбеза, а ведь они мо" гут оказать большую помощь, став культармейцами. БОЛЬШИНСТВО КОМСОМОЛЬСКИХ !){"- ганпзаций также ледостаточт» ак тивно ведут работу по ликвидации неграмотности. Взять хотя бы сек ретаря комсомольской организации бондарного оавода тов. Дуриова. Больше месяца назад комитет вы" делил культармейцами комсомоль­ цев тт. Казапкова, Видяеву, Ваг пер п др., но секретарь пе прове‘ рил, приступили ли они к обуче­ нию. Обком ВКП(б) в своем решении от 25 февраля обязал пемедленно приступить к обучению неграмот­ ных п малограмотных. Нужно смелее и энергичнее Нельзя правильно исполнять „ „ . „ \го пт - лолгапп I летней практики могу лишь лосовестихи) Пушкина или Маяковского, | _ Т-ГПЛ1Г П1, не осмыслив всего богатейшего наследства этих поэтов. Девизом начинающего чтеца должно быть — «прочитай много, чтобы выбрать мало»1. При выборе для (чтения отрывка из пОэмы! нужно всегда следить за тем, чтобы с эстрады прозвучала тематически) законченная картина е четкой, завершенной мыслью. Для этого Иногда можно пойти даже на сокращение текста. Поясню на при­ мере из «Евгения Онепша». Моло” дежь часто читает сцену дуэли От­ кройте поэму Пуцикинт на главе VI, 4-я строфа, начиная со сл<Ув: «Вперед, вперед, (моя исторья!». Следующие — 5-ю, 6 -ю и 7-ю строфы я советовал (бы пропустить тогаггь учить текст утром, на «se- жую голову. !В утренник часы мяж- но запомнить в два-цри раза боль­ ше, чем в вечерние. Ни в ю#м случае нельзя заучива/гь стихотво­ рение механически,, вуйигпы faro. Исполнитель должее осмыслить стихотворению, прочувствовать «го музьйшьные интонации, уедьйглггь его мелодию, прежде чем начать учить наизусть. Каяв читать спин? Как читаль, например, Маяковского — шойвиго народного поэта, -самого шйтушраого среди нашей молодежи? Больйпиаст- во исполнителей его произвести почему-то считают своем » д в и ш прежде всего искусственно усили­ вать свой голос, кричать, подл»ажая и продшгмь читать с 8 -S строфы: голосу (Владишра В»*н- до 33-й. т. е. до слов: «А где, бог шрогагаа. Я лично никогда. не «5« - весть. Пропал и след»'. (Пропускае­ мые строфы содержат характеристи­ ку? Зарепкого, не имеют прямого отношения к дуэли и только отвле­ кают внимание слушателя. Я бы очень! рекомендовал моло­ дым чтецам! готовить к своим вы- чу при чтении стихов Маяковского. Крик, как мне кажется, вашмвве убедительный прием. Я стараюсь исполнять произведения Майков*вето сдержанно, просто, без ложных ин­ тонаций. Чтец должен просто раз­ говаривать с аудиторией, но и с ­ ступленпям не разрозненные сти- ншъ* W® оэо®> с, J L v ~ ттЛл стихах. В некоторых местах деист- хотворения, а об’единеннъие» одной ■ 1 вительно необходимо усиление .юяо- работу пытаются оправдать отеут-1 браться за это дело, ствнем букварей. Междуг тем. Д. ЛАВЬКЖ. темой, единой мыслью. Вот, натпри- мер, тема лю(бви к родине, постро­ енная на сопоставлении отрывков нз Пушкина н Машковского. Пушкин, несмотря на горячую лхббовь к своему! народу,, всю жиэив рвался из царской! России за, грави­ са, ибо стихотворение, как и песню, нельзя исполнять в одном тоне. В чтении стихов должно была иного интонационных idpacos. Владимир ЯХОНТОВ. Лауреат Всесоюзного конкурса мастеров художественного Гимнастика—основа физкультуры Гимнастика воспитывает в чело­ веке силу, ловкость, выносливость, смелость и много других ценных качеств. 1 Для занятий не требуется ни пре­ подавателя, ни специального обору­ дования. Их можно проводить дома, в обычной обстановке. При­ выкнув заниматься гимнастикой, че­ ловек начинает ощущать, что это ужо стало •неот’емлеиой частью его дня, частью (правильно поставлен­ ного режима труда и отдыха. Научные исследования говорят о том, что ежедневные занятия гим­ настикой в течение 7— 10 минут повышают силу мышц, увеличива­ ют подвижность груцной клетки, уменьшают утомляемость. Дыхание человека, занимающегося гимнасти­ кой, становится глубже, общее са­ мочувствие его улучшается. Академик А. А. Богомолец в те­ чение многих лет шцет средства борьбы за долголетие: продлить не только жизнь, но и годы здоровья, годы зрелости, полноценного труда/ цветения и силы всего организма. Богомолец полагает, что в известной мере успешность этой борьбы зави­ сит от самого человека. В своей книге «Продление жизни» он пи­ шет: «Очень полезны для борьбы с застоями крови в отдельных местах организма — гимнастика и массаж. С них надо начать день и его за­ капчивать. 10— 20 минут, еже­ дневно истраченных на это, не только придают бодрость на весь день, но и сохраняют немало лет жизни». • Но для того, чтобы гимнастика дала свои результаты, необходимо правильно и разумно подобрать упражнения. Люди слабого здо­ ровья, люди хрупкие, с повышен­ ной утомляемостью, боятся гимна­ стики и считают, что она предпаз- ! начена -для тех, кто силен. Они как бы стыдятся своего неумелого тела, стыдятся того, что движения нх неуверенны, дыхание неровно, руки слабы. Это совершенно непра­ вильно. Гимнастика не только друг для сильных. Она — помощник для слабых. Человек, перенесший ка­ кую-либо болезнь и ослабевший, мо-жет заниматься индивидуальное гимнастикой при консультации ле­ чащего врача. Организм его быстрей окрепнет, работоспособность вос­ становится, гимнастика принесет при этом существенную пользу". В настоящее время, когда на по­ вестке дня стоит вопрос о проведе­ нии комсомольских соревповапий по гимнастике, агитация за этот раз­ дел физической культуры крайне необходима. Ладо всячески поды­ мать гимнастику. Но что мы сейчас имеем в Мурманске? В спортивном зале Дома культу­ ры им. С. М. Кирова регулярно за­ нимаются гимнастические секции спортобшеств «Динамо» (тренер врач Тарасов), «'Водник» (тренер Бандей- кина), «Рыбник Севера.» (тренер А. Гоман). Другие же общества гимнастикой не интересукпт я и секции пе име­ ют. Но н те общества, которые за­ нимаются в зале, работают исклю­ чительно на материале классифи­ кации тпмпастов, а вопросами комп­ лекса ГТО пе занимаются. Гимнастические секции должны пне было организовано без музы­ кального сопровождения и это зна­ чительно снизило успех. К сожалению, пришлось закрыть такую же гимнастическую школу в т. Кандалакша, на которую'не на­ пилось средств у облОНО. Школа, возглавить работу по подготовке насчитывающая 60 человек, просу- сбществепных руководителей для шествовала только 2 месяца, комсомольских гимнастических со­ ревнований. Пропускная способность спортзала Дома, культуры позволяет охватить большое количество зани­ мающихся, чем мы видим сейчас здесь. Перестройка- работы необходи­ ма в самые короткие сроки и го­ родскому комитету по делам физ­ культуры и спорта необходимо по­ чаще заглядывать в спортзал и на­ вести там четкий порядок. Надо сказать, что еще мало за­ метна работа городской детско-юно­ шеской гимнастической школы. Все­ го было только одно выступление группы девочек па вечере физкуль­ туры, где они демонстрировали вольные упражнения для девочек 14— 15 лет 1-го разгряда детской классификации. Причем высттупле- Гимпасты есть не только в I г. Мурманске, но и в области, но мы их по-настоящему пе выращи­ ваем. •Несколько слов о себе. Занима­ юсь я гимнастикой уже давно. Пом­ ню в юношеские годы возник во­ прос — какими видами фузкульту- ры> лучше заниматься, чтобы стать здоровым и сильным. Сначала я увлекся французской борьбой и пе пропускал нп одной интересной схватки профессионалов-борцов в бывшем «Лупа~парке» в Петербур­ ге, затем увлекся скоростным беаом на коньках, выступая на соревно­ ваниях у себя в городе (ныне г. Пушкин) и был очень доволен, заняв 2-е место на 500 м. в 1-е на 1500 м. па полубеговых конь­ ках. Вскоре открылся гимнастически» кружок под названием общество «Луч» и я вступил в этот кружок. Руководитель был хороший. Его ра­ бота на снарядах так заинтересова­ ла меня, что я решил окончатель­ но переключиться на гимнастику. С тех пор, совершенствуясь все больше и больше, я стал занимать­ ся гимнастикой. В 1912 г. быа включен в команду, уезжающую в г. Драгу на соревнования по гим­ настике. Здесь па родине гимнастики я еще больше полюбил этот увле­ кательный вид спорта н по воз­ вращении из Праги решил стать преподавателем гимнастики. На своем опыте я изучил, как благотворно действует гимнастика па физическое развитие и совершен­ ствование человека и советую ком­ сомольцам, всей молодежи любить гимнастику и заниматься ею. Ф. АНТОНОВ. Тренер по гимнастке. г. Мурманск. г or Т. ,rJ «•£>.тГ^ •-Ж. и.' w.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz