Кировский рабочий. 1956 г. Июль.
4 июля 1956 г., № 80 (4303) К И Р О В С К И Й Р А Б О Ч И Й 3 Л ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС О преодолении культа личности и его последствий ______ (Продолжение. Начало на 1-й и 2-й стр.). и .на фронте, самостоятельно принимали решения и сво ей организаторской, политической, хозяйственной и во енной работой, вместе с местными партийными и со ветскими организациями обеспечивали победу советско го народа в войне. После победы отрицательные послед ствия культа личности вновь стали сказываться с боль шой силой. Ленинское ядро Центрального Комитета сразу же после смерти Сталина стало на путь решительной борь бы с культом личности и его тяжелыми последствиями. Может возникнуть вопрос: почему же эти люди не выступили открыто против Сталина и не отстранили его от руководства? В сложившихся условиях этого нельзя было сделать. Безусловно, факты говорят о том, что Сталин повинен во многих беззакониях, которые совершались особенно в последний период его жизни. Однако нельзя вместе с тем забывать, что советские люди знали Сталина, как человека, который выступает всегда в защиту СССР от происков .врагов, борется за дело социализма. Он применял шорою в этой борьбе не достойные методы, нарушал ленинские' принципы и нормы партийной жизни. В этом состояла трагедия Сталина. Но все это вместе с тем затрудняло и борьбу против совершавшихся тогда беззаконий, ибо успехи строительства социализма, укрепления СССР в обста новке культа личности приписывались Сталину. Всякое выступление против него в этих условиях было бы не понято народом, и дело здесь вовсе не в недостатке личного мужества. Ясно, что каждый, кто бы выступил в этой обстановке против Сталина, не по лучил бы поддержки в народе. Более того, подобное выступление было бы расценено в тех условиях, как выступление против дела строительства социализма, как крайне опасный в обстановке капиталистического . окружения подрыв единства партии и всего государ ства. К тому же успехи, которые одерживали трудя щиеся Советского Союза под руководством своей Ком мунистической партии, вселяли законную гордость в сердце каждого советского человека и создавали такую атмосферу, когда отдельные ошибки и недостатки каза лись на фоне громадных успехов менее значительны ми, а отрицательные последствия этих ошибок быстро возмещались колос,сально нарастающими жизненными силами партии и советского общества. Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что многие факты и неправильные действия Сталина, в особенности в области нарушения советской законно сти, стали известны лишь в последнее время, уже по сле смерти Сталина, главным образом в связи с разо блачением банды Берия и установлением контроля пар тии над органами госбезопасности. Таковы главные условия и причины, приведшие к возникновению и распространению культа личности И. В. Сталина. Разумеется, все сказанное объясняет, но отнюдь не оправдывает культ личности И. В. Стали на и его последствия, так резко и справедливо осуж денные нашей партией. I I I . Бесспорно, культ личности нанес серьезный ущерб делу Коммунистической партии, советскому обществу. Но было бы грубой ошибкой из факта наличия в про шлом культа личности делать выводы о каких-то изме нениях в общественном строе в СССР или искать источ ник этого культа в природе советского общественного строя. И то и другое является абсолютно неправильным, так как это не соответствует действительности, проти воречит фактам. Несмотря на все зло, которое причинил культ лич ности Сталина партии и народу, он не мог изменить и не изменил природы нашего общественного строя. Ни какой культ личности не мог изменить природу социа листического государства, имеющего в своей основе об щественную собственность на средства производства, союз рабочего класса с крестьянством и дружбу наро дов, хотя этот культ и нанес серьезный ущерб разви тию социалистического демократизма, подъему твор ческой инициативы миллионов. Думать, что отдельная личность, даже такая круп ная, как Сталин, могла изменить наш общественно-по литический строй, значит впасть в глубокое противо речие с фактами, с марксизмом, с истиной, впасть в идеализм. Это значило бы приписывать отдельной лич ности такие непомерные, сверхъестественные силы, как способность изменить строй общества, да еще такой об щественный строй, в котором решающей силой явл я ются многомиллионные массы трудящихся. Как известно, природа общественно-политического строя определяется тем, каков способ производства, ко му в обществе принадлежат средства производства, в руках какого класса находится политическая власть. Весь мир зиает, что в нашей стране в результате Ок тябрьской революции и победы социализма утвердился социалистический способ производства, что вот уже почти сорок лет власть находится в руках рабочего класса и крестьянства. Благодаря этому из года в год укрепляется советский общественный строй, растут его производительные силы. Этого факта не могут не признать даже наши недоброжелатели. Последствиями культа личности, как известно, бы ли некоторые серьезные ошибки в руководстве различ ными отраслями деятельности партии и Советского го сударства как во внутренней жизни Советской страны, так и в ее внешней политике. Можно, в частности, указать на серьезные ошибки, допущенные Сталиным в руководстве сельским хозяйством, в организации под готовки страны к отпору фашистским захватчикам, на грубый произвол, приведший к конфликту в отноше ниях сЮгославией в послевоенный период. Эти ошибки нанесли ущерб развитию отдельных сторон жизни Со ветского государства, тормозили, особенно в последние годы жизни И. В. Сталина, развитие советского обще ства, но, само собой разумеется, не увели его в сторону от правильного пути развития к коммунизму. Наши враги утверждают, будто культ личности Сталина порожден не определенными историческими условиями, которые ушли ул;е в прошлое, а самой со ветской системой, ее, с их точки зрения, недемократич- ностыо и т. д. Подобные клеветнические утверждения опровергаются всей историей развития Советского го сударства. Советы, как новая демократическая форма государственной власти, возникли в результате рево люционного творчества широчайших народных масс, поднявшихся на борьбу за свободу. Они были и 'Оста ются органами подлинного народовластия. Именно со ветский строй создал возмояшость для выявления гро мадной творческой энергии народа. Он привел в дви жение неисчерпаемые силы, заложенные в народных массах, вовлек миллионы людей в сознательное управ ление государством, в активное творческое участие в строительстве социализма. За короткий исторический период времени Советское государство вышло победите лем из самых тяжелых испытаний, прошло проверку в огне второй мировой войны. Когда в нашей стране были ликвидированы послед ние эксплуататорские классы, когда социализм стал господствующей системой во всем народном хозяйстве, а международное положение нашей страны в корне изменилось, рамки советской демократии неизмеримо расширились и продолжают расширяться. В отличие от всякой буржуазной демократии советская демократия не только провозглашает, но и материально обеспечи вает всем без исключения членам общества право на труд, образование и отдых, на участие в государствен ных делах, свободу слова, печати, свободу совести, а также реальную возможность свободного развития лич ных способностей и все другие демократические нрава и свободы. Суть демократии не в формальных призна ках, а в том, служит ли, отражает ли на деле полити ческая власть волю и коренные интересы большинства народа, интересы трудящихся. Вся внутренняя и внеш няя политика Советского государства говорит о том, что наш строй — подлинно демократический, подлинно народный строй. Высшей целыо и повседневной забо той Советского государства является всемерное повы шение жизненного уровня населения, обеспечение мир ного существования для своего народа. Свидетельством дальнейшего развития советской де мократии являются проводимые партией и правитель ством меры по расширению прав и компетенции союз ных республик, строгому соблюдению законности, пе рестройки системы планирования в целях развязыва ния местной инициативы, активизации деятельности местных Советов, развитию критики и самокритики. Несмотря на культ личности и вопреки ему, могу чая инициатива народных масс, руководимых Коммуни стической партией, рожденная нашим строем, творила свое великое историческое $ло, преодолевая все пре пятствия на пути строительства социализма. И в этом находит свое высшее выражение демократизм совет ского социалистического строя. Выдающиеся победы социализма в нашей стране не пришли самотеком. Они были достигнуты благодаря громадной организаторской и воспитательной работе партии и ее местных органи заций, благодаря тому, что партия всегда воспитывала свои кадры и всех коммунистов в духе верности марк сизму-ленинизму, в духе преданности делу коммунизма. Советское общество сильно сознательностью масс. Его исторические судьбы определялись и определяются со зидательным трудом нашего героического рабочего клас са, славного колхозного крестьянства, народной интел лигенции. Ликвидируя последствия культа личности, восста навливая большевистские нормы партийной жизни, развертывая социалистический демократизм, наша партия добилась дальнейшего укрепления связей с широкими массами, еще теснее сплотила их под вели ким ленинским знаменем. Тот факт, что сама партия смело и открыто поста вила вопрос, о ликвидации культа личности, о недопу стимых ошибках, которые были сделаны Сталиным, я в ляется убедительным доказательством того, что пар тия твердо стоит на страже ленинизма, дела социализ ма и коммунизма, соблюдения социалистической закон ности и интересов народов, обеспечения прав совет ских граждан. Это является лучшим доказательством силы, и жизненности советского социалистического строя. Это вместе с тем говорит о решимости до конца преодолеть последствия культа личности и не допу скать впредь повторения ошибок подобного характера. Осуждение нашей партией культа личности И. В. Сталина и его последствий вызвало одобрение и широ кие отклики во всех братских коммунистических и ра бочих партиях. Отмечая огромное значение XX .съезда КПСС для всего международного коммунистического и рабочего движения, коммунисты зарубежных стран рассматривают борьбу против культа личности и его последствий как борьбу за чистоту принципов марк- сизма-ленинизма, за творческий подход к решению со временных проблем международного рабочего движения, за утверждение и дальнейшее развитие принципов про летарского интернационализма. В заявлениях ряда братских коммунистических партий высказываются одобрение и поддержка прово димых нашей партией мер против культа личности и его последствий. Орган ЦК Компартии Китая газета «Женьминьжибао», излагая выводы из обсуждения ре шений XX съезда КПСС на заседании Политбюро ЦК Компартии Китая, в редакционной статье «Об историче ском опыте диктатуры пролетариата» писала: «Комму нистическая партия Советского Союза, следуя заветам Ленина, серьезно относится к допущенным Сталиным в руководстве социалистическим строительством неко торым серьезным ошибкам и к вызванным ими послед ствиям. Ввиду серьезности этих последствий перед Коммунистической партией Советского Союза встала необходимость одновременно с признанием великих за слуг Сталина со всей остротой вскрыть сущность оши бок, допущенных Сталиным, и призывать всю партию к тому, чтобы остерегаться повторения этого, к реши тельному искоренению нездоровых последствий, порож денных этими ошиоками. Мы, коммунисты Китая, глу боко верим, что после острой критики, развернувшейся на XX съезде КПСС, все те активные факторы, которые сильно сдерживались в прошлом из-за некоторых по литических ошибок, обязательно придут повсюду в движение, что Коммунистическая партия Советскою Союза и советский народ будут еще более, чем раньше, едины и сплочены в борьбе за построение невиданного в истории человечества великого коммунистического общества, за прочный мир во всем мире». «Заслугой руководителей Коммунистической пар тии Советского Союза, — говорится в заявлении По литбюро Французской компартии, — явилось то, что они предприняли исправление ошибок и недостатков, связанных с культом личности, что свидетельствует о силе и единстве великой партии Ленина, о доверии, которым она пользуется в советском народе, а также о ее авторитете в мелгдународном рабочем движении». Генеральный секретарь Национального Комитета Ком партии США товарищ Юджин Деннис, отмечая огром ное значение XX съезда КПСС, в известной статье за являет: «XX съезд укрепил всеобщий мир и социаль ный прогресс. Он ознаменовал новую стадию в разви тии социализма и в борьбе за мирное сосуществование, которая началась во времена Ленина, была продолжена в последующие годы и становится все более и более действенной и успешной». ( О к о н ч а н и е н а 4 - й c m p .J .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz