Кировский рабочий. 1954 г. Сентябрь.

4 К И Р О В С К И Й Р А Б О Ч И И 23 сентября 1954 г., № 77 (4040) БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ Реакционная сущность религиозной морали Мораль, или нравствен­ ность, — это правила пове­ дения люден, определяющие их обязанности и отношения друг К другу и к обществу. Мораль — одна из форм общественного сознания. Марксизм-ленинизм учит, что вечной нравственности нет. И классовом обществе мораль носит классовый ха­ рактер, то есть она выра­ жает интересы определен­ ных классов. С победой Нелиной Ок­ тябрьской социалистической революции и построением социализма в нашей стране стала господствующей про­ летарская, коммунистиче­ ская мораль. Она выражает интересы рабочего класса и всех трудящихся. «В осно­ ве коммунистической нрав­ ственности, ..- указывал В. И. Ленин, -л еж и т борь­ ба за укрепление и завер­ шение 'коммунизма» (Соч., т. 3 1 , стр. 2 7 0 ). Буржуазия пытается изо­ бразить нравственные взгля­ ды эксплуататорских клас­ сов вечными и якобы общи­ ми для всех людей. I! этом ей помогает религия. Религия проповедует и освящает мораль эксплуа­ таторских классов. Назна­ чение религиозной морали — воспитать в среде верующих людей пассивность, покор­ ность, смирение. Реакцион­ ная сущность этой морали обнаруживается сразу же при ближайшем рассмотре­ нии религиозных заповедей. Одним из основных прин­ ципов религиозной морали является призыв «любить ближнего, как самого се бя ». Эта проповедь в капитали­ стическом обществе, где сущ ествуют богатые и бед ные, эксплуататоры и эк­ сплуатируемые, ставит це­ лью примирить трудящихся с угнетателями, затемнить их классовое сознание, от­ влечь от активной револю ­ ционной борьбы за свое ос- в юождение. Релнпиознаи мораль вну­ шает терпение к врагам, в се­ прощение, непротивление злу насилием. Она призы­ вает: «Любите врагов ва­ ших, благословляйте про­ клинающих вас, благотвори­ те ненавидящих вас и моли- теш» за обижающих вас и гонящих в а с». Но достаточ­ но вспомнить годы наше­ ствия гитлеровских захват­ чиков па советскую землю, чтобы понять, кому на руку такая мораль. Народы на­ шей страны помнят, сколько горя и страданий принесли немецко-фашистские захват чики советским людям. Не «лю бовь к врагам», а бла­ городная священная нена­ висть к фашистским извер­ гам помогла нашим воинам разгромить врагов и от­ стоять свободу и независи­ мость нашего Отечества. Разгромив заклятых врагов человечества — германских фашистов и японских мили­ таристов, — советские люди избавили пароды Европы и Азии от фашистского раб­ ства. Религиозная мораль тре­ бует от народных масс при­ мирения с любыми страда­ ниями на земле, за что щед­ ро обещает вечное блажен­ ство на «том с в е т е » . Она пытается, таким образом, сделать трудящихся покор ­ ными рабами буржуазии. Это вполне соответствует интере­ сам эксплуататоров. Эксплуататорская сущ ­ ность религиозной морали обнаруживается и в ее взглядах на труд. Объяв­ ляя человека грешником, а труд — вечной каторгой, религиозная мораль прини­ жает человеческое достоин­ ство трудящихся, культиви­ рует презрение к труду. В наших советских усло­ виях религиозная мораль вредна. Она несовместима с I {o*i мyi Iистическ! гм оти оше­ йком к труду, как делу ч е ­ сти, делу славы, делу доб­ лести и геройства. М ассово­ му трудовому героизму, ини­ циативе и самодеятельности широких трудящихся масс религиозная мораль проти­ вопоставляет унылую пас­ сивность, обреченность, на­ дежду на «бож ью п ом ощ ь», Ii-a « царствие небесное ». Религиозная мораль при­ зывает верующих забо­ титься только о личном ечасп е, о личном благопо­ лучии. Она твердит: «К аж ­ дый за себя, один бог за в се х ». Такая заповедь впол­ не понятна в устах капита­ листов и помещиков, кото­ рые живут за счет трудя­ щихся, которые не хотят знать ничего, кроме личного интереса, кроме своего стремления к наживе. Она отражает паразитическое су­ ществование эксплуататор­ ских классов, звериные Нра­ вы капиталистической кон­ куренции. В условиях социалистиче­ ского общества, где ликви­ дирована частная собствен­ ность на средства производ­ ства и уничтожена эксплуа­ тация человека человеком, подобной заповедью могут руководствоваться только люди глубоко нечестные, шкурники, которым нет дела до интересов народа, инте­ ресов государства, которые готовы урвать от общества побольше, а дать ему по­ меньше и похуже. У нас сам народ владеет всеми средствами производ­ ства, всем богатством, кото­ рое он создает. Советские люди работают не на капи­ талистов и помещиков, а на себя, на благо народа, их личное благополучие все­ цело зависит от благополу­ чия общества. В пашей стране входит в привычку широких народных масс правило «в с е за одного п один за в се х », вырабаты­ вается сознание высокого долга перед обществом , пе­ ред Родиной. Это особенно ярко проявляется е о всена­ родном социалистическом соревновании. Религиозная мораль враж­ дебна интересам трудящих­ ся женщин, составляющих половину человечества. Р е­ лигия пытается доказать, что женщина — сущ ество низ­ шего порядка по сравнению с мужчиной. Подобный взгляд на женщину нашел выражение в целом ряде ог­ раничений, ус тановленных для женщин в религиозных организациях. Воспитывая в женщине сознание собствен ­ ной слабости, неполноцен­ ности по сравнению с муж ­ чиной, религия закрепляет то рабское положение, на которое в течение многих столетий обрекал женщин рабовладельческий, феодаль­ ный и капиталистический строй. Коммунистическая мораль отвергает такое отношение к женщине. Советская власть превратила женщину в пол­ ноправного члена общества, привлекая ее к активному участию во всех областях хозяйственной, государствен­ ной, культурной и общ е­ ственно-политической жиз­ ни . Освобожденные от веко­ вого порабощения, равные среди равных, женщины Со­ ветской страны сыграли вы ­ дающуюся роль в деле по­ строения социализма, во вре­ мя Великой Отечественной войны. Они стоят в первых рядах строителей светлого коммунистического буду­ щего . Религиозная мораль идет вразрез с принципами, на ко­ торых основываются социа­ листическое общество и Со­ ветское многонациональное государство. Религия ут­ верждает, что все люди дру­ гих национальностей и веро­ исповеданий — «ин ородцы » | и «ин оверцы », люди, якобы чуждые и враждебные друг другу. Религия разобщает людей разных национально­ стей, разжигает националь­ ную рознь и вражду между пародами. Национальная и религиоз­ ная вражда, освящаемая церковью, несовместима с советской идеологией друж ­ бы и равноправия народов, с принципами национальной политиКи Ком мунис тичес кой партии. Такова сущность важней­ ших принципов религиозной морали. Отсюда понятно, что религиозные взгляды, как и другие пережитки к% питализма в сознании совет­ ских граждан, являются реакционной силой, тормо­ зящей развитие социалисти­ ческого общества, его про­ движение вперед. Неустан­ ное разоблачение религиоз­ ной морали является одним из важнейших условий ком­ мунистического воспитания трудящихся. М . С Е Л Е З Н Е В — к ан д и ­ дат ф и л о соф ски х наук. ПО ГОРОДАМ СТРАНЫ О д есса. Железнодорожный вокзал. Фото А . Ф ат ее в а (Прессклише ТАСС). Лекторий для самостоятельно изучающих основы марксизма-ленинизма В этом году городской ко­ митет партии в помощь са­ мостоятельно изучающим марксистско-ленинскую тео­ рию при библиотеке ГК КПСС создал лектории по истории Коммунистической партии Советского Союза, по экономике промышленных предприятий, по внешней по­ литике СССР и международ­ ным отношениям, по полит­ экономии. По воскресным дням здесь будут читаться лекции на общеполитические и другие темы. Ниже публикуем план ра­ боты лекториев по истории и теории КПСС (первого и второго года обучения). I. История КПСС, 1-й год обучения Па-.таиия тем Дата чтения лекции 4/Х-54 г. 18/Х-54 г. 15/XI-54 г. 22/XI-54 г. 6/XII-54 г. 20/ХП-54 г. 2 й год обучения 1. История КПСС — марксизм- ленинизм в действии 2 . Манифест Коммунистиче­ ской партии 3. Ленинская газета «Искра» и ее роль в борьбе за созда­ ние Коммунистической пар­ тии в России 4. II съезд партии и его исто­ рические решения 5. Идеологические основы Коммунистической партии 6 . Организационные основы Коммунистической партии II. История КПСС, 1 . Коммунистическая партия— вдохновитель и организатор разгрома военной интер­ венции и белогвардейцев в годы гражданской войны 2. VIII съезд Коммунистиче­ ской партии и его истори­ ческое значение в даль­ нейшем укреплении союза рабочего класса и трудово­ го крестьянства 3. Коммунистическая партия в период перехода на мир­ ную работу по восстановле­ нию народного хозяйства 4. Ленинский план построения социализма и коммунизма в СССР 5. Коммунистическая партия в борьбе за социалистиче­ скую индустриализацию. XIV съезд партии 6 . Коммунистическая партия в борьбе за коллективиза­ цию сельского хозяйства. XV съезд партии Начало чтения лекций в Фамилии лекторов Гушкевич Утехина Лобанов Савинов Беляков Савинов 11/Х-54 г. 25/Х-54 г. 12/XI-54 г. 29/XI-54 г. Анисимова г Шкалябин Анисимова Колпакова 13/XII-54 г. Крынкин 27/XII-54 г. 18 часов 15 минут. Анисимова Редактор М. И. БЕЛЯКОВ. К у л ак о в а Ульяна Романов­ на, проживающая в г. Киров­ ске, улица Парковая, дом 1, кв. 8 , возбуждает дело о раз­ воде с К у л ак о вы м Михаилом Михайловичем, проживающим в Горьковской области, Вык- синский район, с. Шиморекое. Деле) подлежит рассмотре­ нию в народном суде 1 -го уча­ стка г. Кировска. Т ер е н т ье в а Евдокия Степа­ новна, проживающая в г. Ки­ ровске, ХибиШгорская ул., дом 18, кв. 4, возбуждает дело о разводе с Т ер ен тьевы м Кон­ стантином Михайловичем, про­ живающим в Мурманской об­ ласти, Ловозерский район, пос. Ловозеро, ул. Колхозная, дом 21 . Дело подлежит рассмотрению в народном суде по месту жи­ тельства ответчика. Адрес редакции и издательства: г. Кировск, Апатитовая, 7-а. Т ел еф оны : редактор — 34, секретарь — 3-04, издательство — 3-72. ПН002 Издательство «Кировский рабочий» Заказ № 1596. Тираж 1700 экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz