Кировский рабочий. 1954 г. Сентябрь.

16 сентября 1954 г., № 75 (4038) К И Р О В С К И И Р А Б О Ч И И На строительстве Сталин­ градской ГЭС начато соору­ жение здания гидроэлектро­ станции. В основание здания уложены первые кубометры бетона. Н а сним ке: подача первого ковша с бетоном для уклад­ ки его в основание здания ГЭС. Фото А . М ак л ец о ва (Прессклише ТАСС). Эле ктрики гот<>вятс я к зиме Нормальное снабжение электроэнергией имеет ре­ шающее значение для пред­ приятий, организаций и д о­ мовладений в их работе по выполнению производствен­ ных планов и созданию нор­ мальных бытовых условий трудящимся и культурно­ го отдыха. Об этом пом­ нит коллектив городской электросети. Он настойчи­ во борется за выполне­ ние социалистических обя ­ зательств, успешно, в уста­ новленные сроки выполняет мероприятия по подготовке электросети к работе в зим­ них условиях. К 1 сентября полностью произведен ремонт линии электропередач; заменены старые опоры, отремонтиро- те&ано 2 5 трансформаторных пунктов, в шести из кото­ рых асбоцементные щиты низковольтных сборок - заме­ нены на мраморные. Кроме того, построен новый мач­ товый трансформаторный пункт. В горэлектрЬсети много отличников, работающих без аварий и брака. Так, на ка­ питальном ремонте линий электро передач само отв ер- женно трудится электромон­ тер тов. Козлов. Он значи­ тельно перекрывает нормы выработки, сдает работы с высокой оценкой. Х орош о трудятся элек­ тромонтеры по ремонту .трансформаторных пунктов. . Лучшие из них — тт. Его­ ров, Ромашкин и Цырятьев выполняют сменные задания на 150 процентов. А . Ф Е Д О РО В А . - 0 D - Заготовка грибов В этом году заготовитель­ ные организации нашего рай­ она проводят сбор и засолку грибов. Кировский горпшцеком- бинат вместо двух тонн гри­ бов по плану заготовил уже 2 .3 0 0 килограммов. В настоящее время он заканчивает засолку грибов. ВЁС'ЕДЫ НА ЕС/ТЕСТВтНО-ИЛ У 411ЫЕ ТЕМЫ О возникновении и развитии растительного мира Вокруг вопроса о сущ ­ ности .жизни и ее происхож ­ дении всегда развертывалась острая борьба между наукой и религией. Религия объ я с­ няет, что все живые сущ е­ ства, в том числе и человек, были созданы богом , кото­ рый вдунул в безжизненную материю то духовное нача­ ло, которое и составляет сущ ность жизни. Современ­ ная наука доказала, что мир материален но своей приро­ де и не нуждается для свое­ го понимания в признании какого-то таинственного ду­ ховного начала. Познавая закономерности развития жизни на Земле, люди со ­ знательно и направленно из­ меняют, переделывают жи­ вые существа, овладевают законами живой природы на благо человека. Происхождение жизни на Земле Современная наука дока­ зала, что примерно 5 6 миллиардов лет назад воз­ никла наша планета Земля. Прошло много миллионов лет, прежде чем на Земле сложились необходимые у с­ ловия для возникновения и существования жизни. Живая материя не могла возникнуть сразу из неорга­ нических веществ. Новей­ шие исследования советских ученых, главным образом работы академика А . И. Опарина, убедительно дока­ зывают, что зарождению живых сущ еств предшество­ вал очень длительный про­ цесс возникновения таких веществ, которые мы нахо­ дим в организмах животных и растений. Например, по­ явились такие важные хими­ ческие соединения, как уг­ леводы. Современные уче­ ные, производя различные опыты с углеводородами, сумели в своих лаборато­ риях искусственно пригото­ вить многие органические вещества, которые входят в состав тела растений и жи­ вотных. Такого же рода химиче­ ские превращения должны были происходить и в теп­ лых водах первичных водое­ мов, возникших в то отда­ ленное время на Земле. Ра­ створы органических ве­ ществ, содержавшие в своем составе углерод, азот, водо­ род, кислород в различных соотношениях, находившие­ ся в теплых первичных мо­ рях и океанах, сыграли р е ­ шающую роль в появлении первичных живых существ. Строение тела у первич­ ных организмов было гораз­ до проще, чем у самых про­ стых из ныне живущих ра­ стении и животных. Они еще не могли питаться за счет неорганических веществ. Эти первичные существа, ли­ шенные оболочки и не раз­ деленные на ядро и прото плазму, представляли сооои «белковые ком очки». Так в процессе длитель­ ного развития отдельных органических соединений О П . Б А Р А Н О В Ч л ен -к о р р есп о н д ен т А к ад ем и и н а у к С С С Р О возникли первичные живые существа, произошел диа­ лектический скачок от мерт­ вой к живой материи. Возникновение растений Органические вещества, которыми питались первич­ ные организмы, рано или поздно должны были исчер­ паться. Поэтому живые ор ­ ганизмы вынуждены были приспосабливаться к пита­ нию неорганическими вещ е­ ствами, которые в изобилии имелись в окружающей сре­ де. Это приспособление и положило начало новой ф ор ­ ме живой материи — расти­ тельному миру. -Характернейшим, для ра­ стительного мира образова­ нием являются пигменты (красящие вещества, при­ дающие окраску тканям ра­ стений), главным образом зеленый пигмент — хлоро­ филл. При помощи пигмен­ тов растения улавливают световую энергию солнеч­ ных лучей, используя ее для образования органических веществ из неорганиче­ ских — углекислоты и во­ ды. Появление пигментов у живых сущ еств обеспечива­ ло органическому миру но­ вые широчайшие возмож ­ ности для существования и дальнейшего развития. С появлением пигментов живая материя сделала ог­ ромный шаг вперед. У окра­ шенных организмов стала развиваться способность ис­ пользовать световую энер­ гию для освобождения, ина­ че говоря, выщепления из молекул (мельчайших ча­ стиц) воды кислорода. В природе с этого 'момента появился выделяемый орга­ низмами свободный кисло­ род, которого до этого не знала природа. Водная стихия, по при­ знанию большинства уче­ ных, явилась колыбелью жизни. Выход растений из воды на сушу знаменовал собой начало нового, исключитель­ но важного этапа в развитии живого мира. Родоначальники наземной растительности Первенцами наземного растительного мира являют­ ся так называемые псилофи- 1Ы, сравнительно недавно открытые наукой. Это были карликовые растения, не имевшие корней, а наиболее простые из них — и стебля с листьями. Обитали они по берегам водоемов или на заболоченных почвах. Приспосабливаясь к у с­ ловиям наземной жизни, растения — псилофиты и их потомки завоевывали новые зоны суши. Строение расте­ ний значительно усложня­ лось. В условиях влажного тро­ пического климата, господ­ ствовавшего в то время на Земле, начали появляться леса из мощных папоротни­ кообразных растений: древо­ видных плаунов, достигав­ ших высоты 30 метров с диаметром ствола до 2 мет­ ров, древовидных хвощей и папоротников. В борьбе за существование они вышли победителями над псилофи- тами. Эти леса существовали 2 5 0 — 2 7 0 миллионов лет тому назад и оставили о се­ бе память в виде мощных залежей каменного угля, которыми сейчас широко пользуется человек. Вместе с древними папо­ ротникообразными расте­ ниями, размнож авшимися спорами (спора — одна клет­ ка с ограниченным запасом питательных веществ — ор ­ ган размножения папоротни­ кообразных и более древних типов растений), встречались также и растения, размно­ жавшиеся семенами. Они положили начало новой группе растений (голосемен­ ных), еще более приспособ­ ленных к наземному сущ е­ ствованию. Появление ра­ стений, размножавшихся с е ­ менами, означало новый большой шаг вперед в раз­ витии растительного ?лира. При помощи семян улучша­ лись условия для продле­ ния рода растений. На смену голосеменным растениям пришли новые, еще более приспособленные к разнообразным условиям наземного существования — цветковые (покрытосемен­ ные) растения. Быстро рас­ пространившись, они до на­ ших дней сохраняют господ­ ствующ ее положение на Земле. Цветковые растения со ­ здали новую , несравненно лучшую и разнообразную кормовую базу для живот­ ных. Можно определенно утверждать, что целые груп­ пы животных, например, плодоядные н семеноядные обезьяны, могли возникнуть и развиваться лишь в окру­ жении цветковых растений. Следовательно, цветковые растения сыграли важную роль и е возникновении пря­ мых предков человека. Цветковые растения дали человеку пищу, одежду, жи­ лище и многое другое, что необходимо для жизни. Растительный мир про­ шел огромный путь в своем развитии. Живая материя в процессе приспособления к изменяющимся условиям внешней среды непрерывно поднималась на все более и более высокие ступени. До появления человека этот процесс был тесно связан лишь со стихийными при­ родными изменениями гео­ логического или климатиче­ ского характера. Человек во многом подчинил приро­ ду себе, активно вмешался в естественный ход природ­ ных явлений в своих инте­ ресах. Первого ноября в Москве открываются тех]шчее i;не училища для подготовки вы ■ сококвалифицированных ра­ бочих из числа молодежи, окончившей средние школы. Сейчас юноши и девушки, подавшие заявления о прие­ ме, знакомятся с оборудова­ нием учебных кабинетов, ла­ бораторий н мастерских. Н а сним ке: мастер произ водственного обучения тех­ нического училища № 8 К. Т. Кравченко знакомит будущих воспитанников учи­ лища с оборудованием лабо­ ратории релейной защиты. Фото И . К ош ел ьк о в а (Пресс клише ТА СС). В детском доме Работниками детского до­ ма № 3 проделана большая работа по воспитанию и о б у ­ чению своих питомцев. О со ­ бое внимание уделяется труду, привитию культурно- гигиенических навыков, за­ каливанию детского орга­ низма. Летом этого года все дети отдыхали в пионерских ла­ герях: малыши — в городе Костроме, старппш — в лаге­ ре «Рыбник Заполярья», где они хорош о отдохнули, загорели, увидели много ин­ тересного. В лагере воспитанники детского дома принимали активное участие в спортив­ ных соревнованиях. Здоровые и загорелые вернулись дети в детский дом. К их услугам — пиани­ но, аккордеон, радиоприем­ ники, хорошая библиотека, которые им купили шефы. Возобновлена работа кружков: «умелые р уки », резьбы по дереву, руко­ дельного, танцевального и хорового. В настоящее время все воспитанники усердно при­ нялись за учебу. Для повсе­ дневного контроля над деть­ ми воспитатели ежедневно просматривают их дневни­ ки, установлена тесная связь школы с детским до­ мом. Эта связь поддержи­ вается путем посещения в о с­ питателями уроков я вза­ имного их участия на педа­ гогических совещаниях, про­ водимых в школе и в дет­ ском доме. В целях повышения дис­ циплины и получения сто­ процентной успеваемости воспитанников с работника­ ми детского дома проведе­ но методическое совещание. Намечены конкретные меро­ приятия по улучшению вос­ питательной работы среди детей. А . М И Т Р О Н Ь К И Н А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz