Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

42 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 8—9 На Витуса Беринга было возложено не только общее руководство всеми этими экспедициями. У него была и своя непосредственная задача на одном из участков — уже в Тихом океане — отыскать морской путь из Камчатки в Америку. Вместе со своим неизменным помощником Чириковым Беринг выехал из Петербурга весною 1733 года. Отряд Беринга подвигался вперед очень медленно. Остановки длились месяцы, иногда годы. Медленно строились в Охотске и мореходные суда для экспедиции. Прошло семь с полови­ ной лет со времени отъезда из Петербурга. Лишь осенью 1740 года экспедиция Беринга на кораблях „Петр“ и „Павел" отплыли из Охотска. „Петром" командовал Беринг, „Пав­ лом"— Чириков. Берингу в это время было уже 60 лет. Придя в Авачинскую г у б у 1 на Камчатке, экспедиция зази­ мовала. 4 июня 1741 года корабли Беринга вышли в море в юго-восточном направлении, а затем повернули на восток. После двухнедельного плавания разыгралась буря, оба кора­ бля потеряли друг друга из вида и с этого момента продол­ жали свой путь отдельно. 15 июля Чириков подошел к земле и признал ее „подлин­ ною Америкою". Это было вблизи острова Принца Уэльского, южнее того места, где сейчас находится город Ситка. Чири­ ков послал на берег одну за другой две шлюпки. Ни одна из них на корабль не вернулась. Вместе с ними пропали без вести пятнадцать человек экипажа. Без шлюпок теперь нельзя было исследовать побережье и добывать пресную воду. Решено было плыть назад к Камчатке, но бурная погода с противным ветром около месяца держала „Павла" у аме­ риканских берегов. Пресная вода на судна шла к концу. Ее выдавали порциями, а горячую пищу варили раз в неделю. В остальное время экипаж питался сухарями. На судне нача­ лась цынга. Ею заболел сам Чириков, а несколько человек, в том числе и участвовавший в экспедиции астроном Де-ла- Кройер, умерли от нее. Это мучительное обратное плавание до Авачинской губы длилось два с половиной месяца. Разлученный бурей с Чириковым, Беринг на „Петре" пристал 20 июля к острову Каяк, у самого американского берега, под 59°40' северной широты. Крейсируя в разных направлениях вдоль американских берегов, Беринг наносит на карту береговую линию, открывает новые острова. Затем он поворачивает назад, к Камчатке, и один за другим откры­ вает Алеутские острова. На обратном пути три месяца под­ ряд его корабль борется с противными ветрами. Бури все время относят судно на восток. На нем уже нехватает продо­ вольствия и пресной воды, большая часть экипажа, в том 1 В память кораблей Беринга гавань на месте зимовки названа Петропавловской. числе и начальник экспедиции, больна цынгою, паруса снасти пришли в ветхость. В этом беспомощном состояний корабль прибило к неизвестному острову,1 а затем ноябр ские бури выбросили его на берег. Остров оказался необі таемым. 8 декабря 1741 года Беринг умер. Смерть застал его под открытым небом, в яме. Он укрывался в ней ( ветра, а для защиты от холода его по пояс завалили песком. Старик-командор был весь изъеден вшами. Наступила зима. Участники экспедиции жили в землянка Питались они мясом сивучей, тюленей, морских бобров. От лишений и болезней много людей умерло. Летом 1742 года оставшиеся в живых спутники Беринга построили из облом­ ков „Петра" бот и на нем добрались до Камчатки. Из 77 че- ловек, отправившихся с Берингом в путешествие на „Петре! в Петропавловскую бухту вернулись только 47. Все эти экспедиции вместе получили название В е л и к о й с е в е р н о й э к с п е д и ц и и . Ее работы начались в 1733 закончились в 1743 году, т. е, длились десять лет. Участво­ вало в ней около шестисот человек, в том числе астрономц ботаники, „рудознатцы" и другие ученые. Экспедиция эт впервые описала северные берега России от Белого моря до реки Колымы на протяжении 130 градусов долготы. Участ­ ники этой экспедиции исследовали значительную часть Си­ бири, Охотское море, Камчатку и совершили первые плава­ ния к берегам Северо-Западной Америки и Северной Японии. Отряды Великой северной экспедиции с большим трудом добирались из Европейской России до своих исходных пунк­ тов и лишь там строили себе корабли. Ни по конструкции, ни по размерам корабли эти не отвечали условиям полярного плавания. Норденшельд •говорит: „Можно удивляться тому, что кто-нибудь мог отважиться на них выйти в открытое море". У команд этих судов не было достаточного опыта, люди быстро переутомлялись, многие из них погибали от болезней. С цынгой тогда боролись плохо да и не умели бороться, одежда и питание оставляли желать многого. Дис­ циплина в экспедициях поддерживалась мордобоем и кош­ ками, т. е. плетьми. Если принять во внимание примитивное оборудование и снаряжение частей Великой северной экспедиции, то тем более огромными и удивительными покажутся достигнутые ею результаты. И по справедливости многие моря, проливы, мысы, бухты Северо-Азиатского побережья носят имена своих первых исследователей — Беринга, братьев Лаптевых, Малыгина, Че­ люскина и других участников Великой северной экспедиции. 1 Теперь остров Беринга из группы Командорск островов, Участники высокоширотной экспедиции на „Садко" —Лакционов (челюскинец) и корабель­ ный инженер Дубровин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz