Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

J4ls 8-—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 41 142 года оставался рекорд самого северного мореплавания в этих водах. Еще немного, и он достиг бы крайней северной оконечности Азии. Но перед судном был „ледяной лабиринт", вокруг висел густой туман, а сам Прончищев был тяжело болен цынгой. Экспедиция решила плыть назад и к' концу августа снова подошла к устыо Оленека. Здесь Прончищев скончался, а через несколько дней умерла и его жена. В командование экспедицией вступил штурман Челюскин. Надо было зимовать. Только через год, летом 1737 года, экспедиция вернулась в Якутск. • Расставшись с Прончищевым, Ласиниус 7 августа 1735 года вышел из устья Лены на восток. Льды, снег, противный ве­ тер и густой туман с первого же дня выхода в море не давали Ласиниусу двигаться вперед. Его бот „Иркутск" уже через несколько дней должен был укрыться в устье реки Хараулах, всего в 130 километрах от устья Лены. Экспеди­ ция осталась здесь зимовать. Вскоре среди команды началась цынга. Первой жертвой этой страшной болезни пал сам Ласиниус. Вслед за ним за три месяца погибло еще 35 чело­ век, в том числе геодезист и лекарь. К концу зимовки оста­ лись в живых только священник, подштурман и семь матро­ сов. Весною 1736 года они вернулись в Якутск. А в начале 1737 года туда же пришло донесение Челю­ скина о смерти Прончищева. Общий начальник всех этих экспедиций капитан-командор Беринг находился в это время еще в Якутске. Трагический исход плаваний Ласиниуса, а затем Прончищева смутил Беринга. Сопровождавшие его ученые Де-ла-Кройер и Мил­ лер усиленно отговаривали его от продолжения экспедиции. Беринг запросил Петербург. Переписка длилась около двух лет. Адмиралтейств-коллегия постановила продолжать опись северных берегов Сибири, сколько бы времени на это ни понадобилось. На место умершего Прончищева был назначен лейтенант Харитон Лаптев. Лаптев получил приказ проплыть от Лены до Енисея, а если морем сделать этот путь не удастся, то пройти его по берегу. Ровно через четыре года после Прончищева, в июне 1739 года, Харитон Лаптев, так же как и его предшествен­ ник, отплыл из Якутска. В распоряжении Лаптева была та же дубель-шлюпка „Якутск", те же офицеры и те же 45 человек команды. Лаптев шел все время путем Прончищева, мимо устья Оленека и Хатанги, а затем на север вдоль Таймыр- ■ ского берега. Целый месяц длилась тяжелая орьба с густыми льдами. Экипаж роптал, сам Лаптев несколько раз терял надежду выбраться из льдов. И все же этот энергичный человек упорно пробивался вперед на своем небольшом судне. На 76°47' северной широты сплошные неподвижные льды окончательно преградили ему дорогу. Экспедиция повернула назад и стала на зимовку в устьи Хатанги. Летом следующего года Лаптев снова вышел в море. Но 13 августа льды зажали его судно, оно получило пробоину и стало тонуть. До берега было 15 миль. Экспедиция выгру­ зила продовольствие на лед и по льдинам перебралась на берег. Судно погибло. Теперь надо было итти к своему старому зимовью на Хатанге пешком. Для этого пришлось больше месяца дожидаться, пока станут реки, пересекавшие дорогу. Участники экспедиции вырыли ямы и укрывались в них от холода. Постепенно они перевезли на берег весь провиант со льда. Лишь 20 сентября они смогли тронуться в путь. Поход продолжался 25 дней. Изнуренные холодом, голодом и болезнями люди еле добрались до зимовья. Четверо из них умерли. Пришлось отказаться от мысли обогнуть Таймыр с моря. Весною 1741 года Харитон Лаптев начал исследование берега сухим путем на якутских нартах с собачьими запряж­ ками. Штурман Челюскин отправился к устью реки Пясины -и двинулся от нее вдоль морского берега на восток. Лаптев * з а 8ышел к Устью реки Таймыры и направился от нее 2 Встретившись, оба путешественника пошли на Енисей и зазимовали в Туруханске. Туда же на оленях была перебро­ шена с Хатанги и вся остальная команда. Оставалось исследовать крайнюю северную оконечность 174 оТСКОГО матеР и ка. Лаптев поручил это Челюскину. В мае и года Челюскин на нартах достиг Северо-восточного ыса и определил его местоположение. Мыс этот впослед- вии стали называть мысом Челюскина. па этом экспедиция Харитона Лаптева закончилась. Рудами этой экспедиции наука получила первое описание иимырского полуострова. ) Высокоширотная экспедиция на пСадко“. Самолет на борту ледокола. Погибшего Ласиниуса сменил лейтенант Дмитрий Лаптев, вступивший в командование ботом „Иркутск". Летом 1736 года Лаптев, по распоряжению Беринга, отплыл из Якутска. Идя на северо-восток к мысу Святой Нос, Лаптев увидел перед собою необозримые поля сплошного льда и вернулся на зимовку в Лену. Здесь среди его команды началась цынга. Но Лаптев поил команду отваром из кедровых шишек, кор­ мил ее сырою мерзлою рыбой и заставлял людей быть в постоянном движении. Все же за зиму один матрос из его команды умер. Когда Беринг получил донесение об итогах плавания на „Иркутске", он приказал всей экспедиции Дмитрия Лаптева вернуться в Якутск. Отсюда Дмитрий Лаптев поехал с докла­ дом в Петербург. Сенат предложил Лаптеву возобновить плавание от Лены до Камчатки, а если морем пройти не удастся, то описать северо-восточное побережье Азии, идя сухим путем. Дмитрий Лаптев отправился обратно в Якутск и лишь летом 1739 года вышел в плавание. В середине августа он обогнул мыс Святой Нос, но 1 сентября море замерзло, и судно застряло среди льдов у самого берега, вблизи дельты реки Индигирки. На пятый день льды сорвали судно с якоря и потащили его в открытое море. Так его несло больше 40 километров. Но затем ветер переменился, обмерзшее судно поворотило обратно и окончательно застряло во льдах в” 15 километрах от берега. Моряки бросили его и через торосы стали перевозить в устье Индигирки продовольствие и снаряжение. Страдая от холода и голода, команда Дмитрия Лаптева прошла 150 километров вверх по реке и добралась до русской деревнц. Здесь экспедиция зазимовала. За зиму и весну Лаптев со своими помощниками обсле­ довал и описал морское побережье от Индигирки до Колымы, реки Яну и Хрому. В июле 1740 года экспедиция Лаптева пошла назад к морю. Надо было освободить замерзший „Иркутск" из льда. В помощь своей команде Лаптев набрал 85 туземцев. Во льду прорубили канал больше километра длиною. Но едва только судно выбралось на чистую воду, как снова надвинулись льды и выбросили его на мель. Все же судно спасли, исправили, и Дмитрий Лаптев пу­ стился на нем в дальнейший путь. Три недели экспедиция пробивалась сквозь льды на восток. 20 августа сплошной лед заставил ее войти в устье реки Колымы и зазимовать в Нижнеколымске. Летом следующего года экспедиция отправилась дальше к востоку. Но ей удалось пройти не больше трех градусов долготы. Непроходимые льды, туманы и противные ветры вынудили ее воротиться в Нижнеколымск. Отсюда Дмитрий Лаптев на 45 собачьих запряжках проехал в Анадырский острог. Команда Лаптева построила там две ладьи, и в июле 1742 года он произвел на них первую опись реки Анадыря. Затем Лаптев сухим путем возвратился в Нижнеколымск, а оттуда в Якутск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz