Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

РОС С И Й С КИ Е КОЛУМБЫ ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1 1 Д. ЮЖИН JJO самое главное для Беринга было то, что ему после “ * двухлетних хлопот удалось добиться поддержки у Би- рона, всесильного фаворита воцарившейся императрицы Анны Иоанновны. Сделанные Берингом „предложения" были одо­ брены сенатом, адмиралтейств-коллегией и Академией наук, а затем „высочайше утверждены". „Предложения" Беринга сводились к тому, чтобы снаря­ дить В т о р у ю к а м ч а т с к у ю э к с п е д и ц и ю . Она должна была исследовать и описать берега Северного Ледо­ витого океана от Белого моря на восток до пролива между Азией и Америкой и проплыть морем в Америку и Японию. Экспедиции, под общим начальством Беринга, поручалась неслыханная по своей трудности и обширности работа. Чтобы ее выполнить, экспедиция разбилась на отдельные части. Каждая из них получила самостоятельную задачу. Самая западная часть экспедиции должна была описать мор­ ской берег от устья Северной Двины до устья Оби. Ее отправ­ ным пунктом был Архангельск. В июле 1734 года экспеди­ ция вышла в море на двух промысловых судах, или кочах: „Экспедицион" и „Обь".2 Командовали ими лейтенанты Му­ равьев и Павлов. В экспедиции участвовали также два „ру­ дознатца", т. е. минералога. Оба судна свободно прошли че­ рез Югорский шар в Карское море и вдоль западного бе­ рега полуострова Ямала поднялись до 72° 35' северной ши­ роты. Но" тут подошла зима, почти все участники плавания — писал Муравьев — „пребывали тяжкими головными, грудными и цынготными болезнями, паче горячками больны". Экспеди­ ция повернула назад и зазимовала в Пустозерском остроге, в устье Печоры. Летом следующего года кочи Муравьева и Павлова снова поплыли в Карское море. Экспедиция достигла на этот раз 73° 11' северной широты, но встречные тяжелые льды опять заставили ее воротиться на зимовку в Пустозерск. Тут оба лейтенанта поссорились между собою. Ссора осложнилась столкновениями с местными жителями. Дело дошло до Пе­ тербурга. Муравьева и Павлова, „за многие непорядочные, леностные и глупые поступки" отдали под суд, а затем даже разжаловали в матросы. Их сменил в Пустозерске опытный моряк, лейтенант Малыгин. Летом 1736 года Малыгин отплыл к Югорскому Шару и там вступил в командование двумя палубными ботами, которые привел из Архангельска лейте­ нант Скуратов. Малыгин со Скуратовым опять двинулись по назначенному пути к устью Оби. Льды вынудили экспедицию зазимовать в устье реки Кары. Летом 1737 года Малыгин и Скуратов еще раз поплыли на север. Противные ветры и туман задерживали их суда, но мореплаватели все же вошли в пролив между островом Белым и северною оконечностью Ямала,3 обогнули Ямал и, пройдя Обскую губу, достигли устья Оби. Для того, чтобы дойти морем от Архангельска до устья Оби, понадобилось четыре летних навигации и три зи­ мовки — в общей сложности три года. С Оби Малыгин уехал в Петербург посуху. А Скуратов, перезимовав, в 1738 году отправился в обратный путь морем. В сентябре его суда застряли во льдах в устье Кары, зимо­ вали еще раз и лишь в 1739 году прибыли в Архангельск. Экспедиция продлилась пять лет! Поручение совершить путь и описать берег от устья Оби до Енисея было возложено на лейтенанта Овцына. Это был один из трех искусных морских офицеров, которых Берингу предписано было „употребить для изведания пути по Ледо­ витому морю"4. 1 Продолжение См. журн. .Карело-Мурманский край" № 7. 2 Кочами назывались плоскодонные барки около 20 ме­ тров длиною. 3 Пролив этот теперь называется проливом Малыгина. 4 Двое других были Прончищев и Ласиниус. Исходным пунктом экспедиции Овцына был назначен! Тобольск. Здесь была построена двухмачтовая дубель-шлюпка I „Тобол" длиною в 70 и шириною в 15 футов. Летом 1734 года] Овцын отплыл из Тобольска. Зима застала экспедицию еще! в Обской губе на 70°04' северной широты. Овцын вернулся I и зазимовал в Обдорске. Он пытался пройти из Оби в Енш|| сей и в 173э и 1736 году, но оба раза ему так и не удава-’ лась выйти из пределов Обской губы. Встречные льда j заставляли экспедицию поворачивать назад. Экипаж и сам начальник экспедиции болели цынгой, и несколько человек умерло от нее. Овцын был в сомнении, „можно ли будет когда совершить путь сей". Но вот наступает 1737 год. На помощь Овцыну из Тобольска выходит мастер Кошелев на построенном им боте „Обь-Почталион". Вместе с Кошелевым Овцын пускается в четвертое плавание. На этот раз ему удается пройти из Оби в Енисей и подняться по Енисею до Туруханска. Он отправляется в Петербург с докладом об ус-1 пехе своей экспедиции. Но в Тобольске его арестовали, а за­ тем судили и разжаловали в матросы за „дружеское обхо- ждение" в Березове со ссыльным князем Иваном Долгоруко-: вым, который через год был казнен. Бот „Обь-Почталион" перешел под командование штур­ мана Минина. Минину поручено было исследовать берег к востоку от устья Енисея. Отсутствие нужного опыта сказалось и здесь. С Мининым на Енисее происходило то же, что в свое время происхо­ дило с Овцыным на Оби. Экспедиция поздно выходила из Туруханска, зима застигала ее в Енисейской губе и заставляла плыть назад. Так было два лета подряд — в 1738 и 1739 году. Лишь в 1740 году Минину удалось выйти в море. Двигаясь вдоль сибирского берега на северо-восток, он миновал устье реки Пясины и дошел до 75°15' северной широты. Непро­ ходимые льды вынудили его вернуться. А зимою церед тем Минин посылал своего помощника Стерлегова описать то же самое побережье, но идя сухим путем. Стерлегов достиг! даже 75°26' северной широтві. Он дошел до мыса, названного его именем. В дальнейшем Минина ждала та же участь, что и Овцына: его разжаловали в матросы, правда, не по политическому делу,;. а по обвинению во взяточничестве и пьянстве. Следующим местом отправки экопедиций был избран Якутск. Отсюда дубель-шлюпке „Якутск" под командой лей-: тенанта Прончищева предписано было совершить путь от Лены до Енисея. А палубный бот „Иркутск", которым командовал лейтенант Ласиниус, ^должен был исследовать берега Азии к востоку от Лены. В июне 1735 года оба судна покинули Якутск и поплыли вниз по Лене- Лишь в начале августа дошли они до ее устья. Большая часть его рукавов была покрыта льдом, и суда с трудом выбрались в море через восточный, так называемый Быковский проток. Прончищев взял курс на северо-запад, обогнул ленскую дельту и, идя все время между льдинами, в начале сентября вошел в устье реки Оленека. На берегу экспедиция построила из плавника две избы и зазимовала. Вместе с экспедицией зимовала и молодая жена Прончи­ щева — первая европейская женщина, участвовавшая в по-1 лярном плавании. Она не захотела расставаться со своим - мужем и вместе с ним отправилась в трудное и опасное путешествие,. На следующий год льды позволили экспедиции выйти, из устья Оленека в море лишь в августе. Дойдя до реки Анабары, Прончищев здесь „занимает команду исканием руд‘>] а затем двинулся дальше к западу. У Хатанги „Якутск" попал в такие тяжелые льды, что едва из них выбрался. СУДН0! медленно подвигалось на север вдоль восточного берега полуострова Таймыра. Оно дошло до залива Фаддея и 19 августа было на 77°29' северной широты. И вплоть Д° путешествия Норденшельд? в 1878 гаду, за ПрончищевьіМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz