Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
РОС С И Й С КИ Е КОЛУМБЫ ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1 1 Д. ЮЖИН JJO самое главное для Беринга было то, что ему после “ * двухлетних хлопот удалось добиться поддержки у Би- рона, всесильного фаворита воцарившейся императрицы Анны Иоанновны. Сделанные Берингом „предложения" были одо брены сенатом, адмиралтейств-коллегией и Академией наук, а затем „высочайше утверждены". „Предложения" Беринга сводились к тому, чтобы снаря дить В т о р у ю к а м ч а т с к у ю э к с п е д и ц и ю . Она должна была исследовать и описать берега Северного Ледо витого океана от Белого моря на восток до пролива между Азией и Америкой и проплыть морем в Америку и Японию. Экспедиции, под общим начальством Беринга, поручалась неслыханная по своей трудности и обширности работа. Чтобы ее выполнить, экспедиция разбилась на отдельные части. Каждая из них получила самостоятельную задачу. Самая западная часть экспедиции должна была описать мор ской берег от устья Северной Двины до устья Оби. Ее отправ ным пунктом был Архангельск. В июле 1734 года экспеди ция вышла в море на двух промысловых судах, или кочах: „Экспедицион" и „Обь".2 Командовали ими лейтенанты Му равьев и Павлов. В экспедиции участвовали также два „ру дознатца", т. е. минералога. Оба судна свободно прошли че рез Югорский шар в Карское море и вдоль западного бе рега полуострова Ямала поднялись до 72° 35' северной ши роты. Но" тут подошла зима, почти все участники плавания — писал Муравьев — „пребывали тяжкими головными, грудными и цынготными болезнями, паче горячками больны". Экспеди ция повернула назад и зазимовала в Пустозерском остроге, в устье Печоры. Летом следующего года кочи Муравьева и Павлова снова поплыли в Карское море. Экспедиция достигла на этот раз 73° 11' северной широты, но встречные тяжелые льды опять заставили ее воротиться на зимовку в Пустозерск. Тут оба лейтенанта поссорились между собою. Ссора осложнилась столкновениями с местными жителями. Дело дошло до Пе тербурга. Муравьева и Павлова, „за многие непорядочные, леностные и глупые поступки" отдали под суд, а затем даже разжаловали в матросы. Их сменил в Пустозерске опытный моряк, лейтенант Малыгин. Летом 1736 года Малыгин отплыл к Югорскому Шару и там вступил в командование двумя палубными ботами, которые привел из Архангельска лейте нант Скуратов. Малыгин со Скуратовым опять двинулись по назначенному пути к устью Оби. Льды вынудили экспедицию зазимовать в устье реки Кары. Летом 1737 года Малыгин и Скуратов еще раз поплыли на север. Противные ветры и туман задерживали их суда, но мореплаватели все же вошли в пролив между островом Белым и северною оконечностью Ямала,3 обогнули Ямал и, пройдя Обскую губу, достигли устья Оби. Для того, чтобы дойти морем от Архангельска до устья Оби, понадобилось четыре летних навигации и три зи мовки — в общей сложности три года. С Оби Малыгин уехал в Петербург посуху. А Скуратов, перезимовав, в 1738 году отправился в обратный путь морем. В сентябре его суда застряли во льдах в устье Кары, зимо вали еще раз и лишь в 1739 году прибыли в Архангельск. Экспедиция продлилась пять лет! Поручение совершить путь и описать берег от устья Оби до Енисея было возложено на лейтенанта Овцына. Это был один из трех искусных морских офицеров, которых Берингу предписано было „употребить для изведания пути по Ледо витому морю"4. 1 Продолжение См. журн. .Карело-Мурманский край" № 7. 2 Кочами назывались плоскодонные барки около 20 ме тров длиною. 3 Пролив этот теперь называется проливом Малыгина. 4 Двое других были Прончищев и Ласиниус. Исходным пунктом экспедиции Овцына был назначен! Тобольск. Здесь была построена двухмачтовая дубель-шлюпка I „Тобол" длиною в 70 и шириною в 15 футов. Летом 1734 года] Овцын отплыл из Тобольска. Зима застала экспедицию еще! в Обской губе на 70°04' северной широты. Овцын вернулся I и зазимовал в Обдорске. Он пытался пройти из Оби в Енш|| сей и в 173э и 1736 году, но оба раза ему так и не удава-’ лась выйти из пределов Обской губы. Встречные льда j заставляли экспедицию поворачивать назад. Экипаж и сам начальник экспедиции болели цынгой, и несколько человек умерло от нее. Овцын был в сомнении, „можно ли будет когда совершить путь сей". Но вот наступает 1737 год. На помощь Овцыну из Тобольска выходит мастер Кошелев на построенном им боте „Обь-Почталион". Вместе с Кошелевым Овцын пускается в четвертое плавание. На этот раз ему удается пройти из Оби в Енисей и подняться по Енисею до Туруханска. Он отправляется в Петербург с докладом об ус-1 пехе своей экспедиции. Но в Тобольске его арестовали, а за тем судили и разжаловали в матросы за „дружеское обхо- ждение" в Березове со ссыльным князем Иваном Долгоруко-: вым, который через год был казнен. Бот „Обь-Почталион" перешел под командование штур мана Минина. Минину поручено было исследовать берег к востоку от устья Енисея. Отсутствие нужного опыта сказалось и здесь. С Мининым на Енисее происходило то же, что в свое время происхо дило с Овцыным на Оби. Экспедиция поздно выходила из Туруханска, зима застигала ее в Енисейской губе и заставляла плыть назад. Так было два лета подряд — в 1738 и 1739 году. Лишь в 1740 году Минину удалось выйти в море. Двигаясь вдоль сибирского берега на северо-восток, он миновал устье реки Пясины и дошел до 75°15' северной широты. Непро ходимые льды вынудили его вернуться. А зимою церед тем Минин посылал своего помощника Стерлегова описать то же самое побережье, но идя сухим путем. Стерлегов достиг! даже 75°26' северной широтві. Он дошел до мыса, названного его именем. В дальнейшем Минина ждала та же участь, что и Овцына: его разжаловали в матросы, правда, не по политическому делу,;. а по обвинению во взяточничестве и пьянстве. Следующим местом отправки экопедиций был избран Якутск. Отсюда дубель-шлюпке „Якутск" под командой лей-: тенанта Прончищева предписано было совершить путь от Лены до Енисея. А палубный бот „Иркутск", которым командовал лейтенант Ласиниус, ^должен был исследовать берега Азии к востоку от Лены. В июне 1735 года оба судна покинули Якутск и поплыли вниз по Лене- Лишь в начале августа дошли они до ее устья. Большая часть его рукавов была покрыта льдом, и суда с трудом выбрались в море через восточный, так называемый Быковский проток. Прончищев взял курс на северо-запад, обогнул ленскую дельту и, идя все время между льдинами, в начале сентября вошел в устье реки Оленека. На берегу экспедиция построила из плавника две избы и зазимовала. Вместе с экспедицией зимовала и молодая жена Прончи щева — первая европейская женщина, участвовавшая в по-1 лярном плавании. Она не захотела расставаться со своим - мужем и вместе с ним отправилась в трудное и опасное путешествие,. На следующий год льды позволили экспедиции выйти, из устья Оленека в море лишь в августе. Дойдя до реки Анабары, Прончищев здесь „занимает команду исканием руд‘>] а затем двинулся дальше к западу. У Хатанги „Якутск" попал в такие тяжелые льды, что едва из них выбрался. СУДН0! медленно подвигалось на север вдоль восточного берега полуострова Таймыра. Оно дошло до залива Фаддея и 19 августа было на 77°29' северной широты. И вплоть Д° путешествия Норденшельд? в 1878 гаду, за ПрончищевьіМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz