Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 39 жет быть создан постоянный кадр торфяников, занятый на производстве в течение круглого года ( 2— 3 месяца на торфоразработках и остальные 9— 10 месяцев на торфобрикетном заводе). Преимущества такой постановки вопроса состоят в следуюшем: 1. Удовлетворительное решение для данного случая одной из основных, актуальнейших и центральных задач юрфяной промышленности — задачи создания постоян­ ных кадров. 2. Значительное снижение стоимости добычи торфа, посколько отпадают расходы по вербовке рабочих, даль­ нему их провозу в оба конца и по содержанию их в пути. 3. Значительное снижение расходов по содержанию постоянного обще-административного и хозяйственного персонала торфоразработок, поглощающего около 4 0 % всей выплачиваемой зарплаты. При комбинированном предприятии расходы по его содержанию смогут быть частично отнесены на торфобрикетное производство. 4. Снижение накладных и общих расходов, а также капиталовложений в добычу торфа. 5. Торфяная крошка благодаря брикетированию п ре­ вращается в качественное топливо с рабочей тепло­ творной способностью около 4 1 0 0 калорий !кг, влаж­ ностью около 15°/о, весьма удобное для перевозок и хранения. 6. Все недостатки, свойственные фрезерному торфу, отпадают при переработке его в брикет. А эти недо­ статки весьма существенны и состоят в большой влаж­ ности, малой калорийности, трудности транспорта и хр а­ нения, значительных потерях от намокания, самовозго­ рания и при транспорте, невозможности применения в быту и в некоторых промышленных печах. 7. Добыча фрезторфа вместе с брикетированием по ­ требует меньших капиталовложений, чем добыча рядо­ вого кускового торфа (машиноформовочного или гидро­ торфа). 8. Комбинирование фрездобычи с брикетированием позволяет использовать торф большой влажности и зна­ чительно удлинить сезон добычи. 9. Транспортабельность переработанного в брикет торфа весьма повышается, так как 1 тонна брикетов заменяет 1,3 тн. хорошего кускового торфа, а аккуратно сложенный куб. метр брикетов весит 820— 850 кг. Грузоподъемность железнодорожного вагона по т о ­ пливной (калорийной) ценности перевозимого горючего повышается по сравнению с кусковым торфом в 2 раза, что имеет особое значение для дальних перевозок, напри­ мер из Северной Карелии. 10. Обычно часть выгод, даваемых фрезторфом, те­ ряется из-за более дорогой по сравнению с кусковым торфом стоимости его транспорта. При брикетировании же стоимость транспорта долікна снизиться по сравне­ нию с кусковым торфом в 2 раза и с фрезторфом, при ­ мерно, в 4 раза, что покрывает часть расходов по бри­ кетированию. Другая часть расходов покрывается за счет значительного сокращения потерь от намокания, самовозгорания, раструски, уноса и т. д. И, наконец, значительная часть расходов по брикетированию п о ­ крывается за счет сокращения накладных и общих расхо ­ дов по добыче торфа в результате создания комбини­ рованного предприятия. В нашей стране, располагающей неисчерпаемыми т ор ­ фяными ресурсами, торфяные брикеты должны получить широкое распространение в быту и промышленности — повсюду, где добыча фрезторфа осуществима, но где по транспортным условиям, условиям хранения и сжигания, торфяная крошка не может быть без соответствующей переработки целесообразно использована. Все машины торфобрикетного производства могут быть изготовлены в СССР. Опытный торфобрикетный завод работает у нас в Редкине, а по наметкам Госплана СССР во втором пятилетии предполагается построить целый ряд торфобрикетных заводов, в том числе и под Ленинградом на 200 тысяч тонн брикетов. Гигантский в последние годы рост фрезерного способа добычи должен иметь своим следствием такое же р аз­ витие торфобрикетного производства, которое стало во з­ можным лишь на базе дешевого фрезторфа и является лучшим к нему дополнением. Мощные в Карело-Мурманском крае источники де­ шевой гидроэлектроэнергии, частично введенные уже в эксплоатацию, весьма благоприятствуют постановке торфобрикетного производства, расходующего сравни­ тельно большие количества электроэнергии (около 60 квч. на 1 тн. брикетов). Искусственная же сушка должна быть осуществлена за счет торфяной крошки и пыли, получающейся при производстве. Размер капиталовложений в торфобрикетное произ­ водство, без затрат в организацию добычи торфа, со­ ставляет по типовому проекту около 12,5— 15,0 руб. на тонну, а стоимость 1 тн. брикетов на заводе, вклю­ чая сюда и добычу торфа, составляет по тому же стан­ дартному проекту 18— 20 руб. Если даже допустить, что для карело-мурманских усло­ вий эта цифра слишком низка и что торфобрикет обой­ дется в 30 руб. за тонну, то и в этом случае он будет представлять здесь наиболее дешевое горючее. Нужно ли еще сравнивать стоимость дровяного топлива с торфом? — Нам это кажется лишним. Достаточно бу­ дет сказать, что 1 куб. м торфяных брикетов (весом около 0,8 тн.) заменяет 4 куб. м сухих дров (весом около 2,0 тн.) и что по отчетным данным треста Апатит за 1934 г. 1 куб. м дров обошелся Тресту в 16 руб. Следует, однако, сказать, что дрова Приморского района Северной Карелии из-за дальности транспорта, малой калорийности и легковесности (невозможности использовать полную грузоподъемность вагонов) вряд ли будут в больших размерах служить топливом для горно­ заводской промышленности Кольского полуострова, между тем как торфобрикет того же района, благодаря уже отмеченным его свойствам, окажется достаточно тран­ спортабельным топливом. На крупных потребителей топлива в нашем крае вы­ падает почетная задача ввести в строй торфодобываю­ щих районов новую крупную единицу. На службу расцветающей промышленности края должны быть поставлены не только его гидроресурсы (что уже широко осуществляется), но и его торфяные богатства. Апатиттресту и Мурманскому Окрисполкому принадле­ жит инициатива в этом деле; претворением ее в жизнь, надо полагать, займется, в первую очередь, Северони- кель, призванный основать в крае новую отрасль горно­ заводской промышленности, построить крупные метал­ лургические и химические заводы, новые города и до­ роги. Большая возложенная на Североникель задача тре­ бует огромного внимания к местным топливным ресур­ сам, требует создания и укрепления местной топливной базы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz