Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 39 жет быть создан постоянный кадр торфяников, занятый на производстве в течение круглого года ( 2— 3 месяца на торфоразработках и остальные 9— 10 месяцев на торфобрикетном заводе). Преимущества такой постановки вопроса состоят в следуюшем: 1. Удовлетворительное решение для данного случая одной из основных, актуальнейших и центральных задач юрфяной промышленности — задачи создания постоян ных кадров. 2. Значительное снижение стоимости добычи торфа, посколько отпадают расходы по вербовке рабочих, даль нему их провозу в оба конца и по содержанию их в пути. 3. Значительное снижение расходов по содержанию постоянного обще-административного и хозяйственного персонала торфоразработок, поглощающего около 4 0 % всей выплачиваемой зарплаты. При комбинированном предприятии расходы по его содержанию смогут быть частично отнесены на торфобрикетное производство. 4. Снижение накладных и общих расходов, а также капиталовложений в добычу торфа. 5. Торфяная крошка благодаря брикетированию п ре вращается в качественное топливо с рабочей тепло творной способностью около 4 1 0 0 калорий !кг, влаж ностью около 15°/о, весьма удобное для перевозок и хранения. 6. Все недостатки, свойственные фрезерному торфу, отпадают при переработке его в брикет. А эти недо статки весьма существенны и состоят в большой влаж ности, малой калорийности, трудности транспорта и хр а нения, значительных потерях от намокания, самовозго рания и при транспорте, невозможности применения в быту и в некоторых промышленных печах. 7. Добыча фрезторфа вместе с брикетированием по требует меньших капиталовложений, чем добыча рядо вого кускового торфа (машиноформовочного или гидро торфа). 8. Комбинирование фрездобычи с брикетированием позволяет использовать торф большой влажности и зна чительно удлинить сезон добычи. 9. Транспортабельность переработанного в брикет торфа весьма повышается, так как 1 тонна брикетов заменяет 1,3 тн. хорошего кускового торфа, а аккуратно сложенный куб. метр брикетов весит 820— 850 кг. Грузоподъемность железнодорожного вагона по т о пливной (калорийной) ценности перевозимого горючего повышается по сравнению с кусковым торфом в 2 раза, что имеет особое значение для дальних перевозок, напри мер из Северной Карелии. 10. Обычно часть выгод, даваемых фрезторфом, те ряется из-за более дорогой по сравнению с кусковым торфом стоимости его транспорта. При брикетировании же стоимость транспорта долікна снизиться по сравне нию с кусковым торфом в 2 раза и с фрезторфом, при мерно, в 4 раза, что покрывает часть расходов по бри кетированию. Другая часть расходов покрывается за счет значительного сокращения потерь от намокания, самовозгорания, раструски, уноса и т. д. И, наконец, значительная часть расходов по брикетированию п о крывается за счет сокращения накладных и общих расхо дов по добыче торфа в результате создания комбини рованного предприятия. В нашей стране, располагающей неисчерпаемыми т ор фяными ресурсами, торфяные брикеты должны получить широкое распространение в быту и промышленности — повсюду, где добыча фрезторфа осуществима, но где по транспортным условиям, условиям хранения и сжигания, торфяная крошка не может быть без соответствующей переработки целесообразно использована. Все машины торфобрикетного производства могут быть изготовлены в СССР. Опытный торфобрикетный завод работает у нас в Редкине, а по наметкам Госплана СССР во втором пятилетии предполагается построить целый ряд торфобрикетных заводов, в том числе и под Ленинградом на 200 тысяч тонн брикетов. Гигантский в последние годы рост фрезерного способа добычи должен иметь своим следствием такое же р аз витие торфобрикетного производства, которое стало во з можным лишь на базе дешевого фрезторфа и является лучшим к нему дополнением. Мощные в Карело-Мурманском крае источники де шевой гидроэлектроэнергии, частично введенные уже в эксплоатацию, весьма благоприятствуют постановке торфобрикетного производства, расходующего сравни тельно большие количества электроэнергии (около 60 квч. на 1 тн. брикетов). Искусственная же сушка должна быть осуществлена за счет торфяной крошки и пыли, получающейся при производстве. Размер капиталовложений в торфобрикетное произ водство, без затрат в организацию добычи торфа, со ставляет по типовому проекту около 12,5— 15,0 руб. на тонну, а стоимость 1 тн. брикетов на заводе, вклю чая сюда и добычу торфа, составляет по тому же стан дартному проекту 18— 20 руб. Если даже допустить, что для карело-мурманских усло вий эта цифра слишком низка и что торфобрикет обой дется в 30 руб. за тонну, то и в этом случае он будет представлять здесь наиболее дешевое горючее. Нужно ли еще сравнивать стоимость дровяного топлива с торфом? — Нам это кажется лишним. Достаточно бу дет сказать, что 1 куб. м торфяных брикетов (весом около 0,8 тн.) заменяет 4 куб. м сухих дров (весом около 2,0 тн.) и что по отчетным данным треста Апатит за 1934 г. 1 куб. м дров обошелся Тресту в 16 руб. Следует, однако, сказать, что дрова Приморского района Северной Карелии из-за дальности транспорта, малой калорийности и легковесности (невозможности использовать полную грузоподъемность вагонов) вряд ли будут в больших размерах служить топливом для горно заводской промышленности Кольского полуострова, между тем как торфобрикет того же района, благодаря уже отмеченным его свойствам, окажется достаточно тран спортабельным топливом. На крупных потребителей топлива в нашем крае вы падает почетная задача ввести в строй торфодобываю щих районов новую крупную единицу. На службу расцветающей промышленности края должны быть поставлены не только его гидроресурсы (что уже широко осуществляется), но и его торфяные богатства. Апатиттресту и Мурманскому Окрисполкому принадле жит инициатива в этом деле; претворением ее в жизнь, надо полагать, займется, в первую очередь, Северони- кель, призванный основать в крае новую отрасль горно заводской промышленности, построить крупные метал лургические и химические заводы, новые города и до роги. Большая возложенная на Североникель задача тре бует огромного внимания к местным топливным ресур сам, требует создания и укрепления местной топливной базы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz