Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 8—9 гидроторфа и фрезторфа в условиях Карело-Мурман­ ского края. Гидро торф связан с большим расходом электроэнергии и воды. Сложные машины гидроторфа расходуют на каждую тонну воздушно-сухого торфа около 3 0— 34 квч., так что для добычи, например, 100 тысяч тонн торфа потребуется на протяжении каких-нибудь 2-х месяцев— около 3,5 млн. квч., т. е. мощность от 3-х до 5-ти тысяч квт. На Кольском полуострове мы имеем деше­ вую гидроэлектроэнергию, даже несколько избыточную в течение сезона добычи. Северная же Карелия пока не электрофицирована, и это является осложняющим мо­ ментом для постановки там гидроторфа. Гидроторф незаменим в районах с неустойчивыми климатическими условиями, с большим количеством осадков, на трудно осушимых залежах, а также при высокой пнистости болотных массивов. Однако, наш Север отличается коротким, правда, но зато почти без- дождным летом, что весьма благоприятствует постановке фрезторфа. Залежи Кольского полуострова, видимо, легко осущимы. Более трудные условия создадут залежи Северной Карелии. Что же касается высокой пнистости, то в перечисленных здесь районах ее едва ли прихо­ дится опасаться. Гидроторф целесообразно ставить на крупных торфо- массивах, чтобы избежать необходимости иметь слишком большой процент весьма дорогого запасного оборудо- * вания, но на Кольском полуострове крупные торфомас- сивы отсутствуют. Изрезанность торфяных залежей суходолами и неболь­ шая их глубина весьма неблагоприятно отражаются на производительности машин при гидроторфе (частые передвижки, связанные с простоем машин). С этой точки зрения торфяные залежи Кольского полуострова неблагоприятны для постановки гидроторфа, тогда как залежи Северной Карелии допускают, видимо, способ гидроторфа. Однако, в обоих случаях короткий сезон добычи не дает возможности обеспечить достаточную нагрузку дорогостоящему оборудованию гидроторфа. Гидроторф, как и все способы добычи кускового торфа, может встретить серьезное затруднение в медлен- ном на Севере оттаивании залежи, промерзающей за зиму на большую глубину. При фрезерном же способе эта угроза сокращения сезона добычи и дополнительных расходов по борьбе с мерзлотой отпадает, так как о т­ таивание происходит, в первую очередь, в поверхностных слоях. Гидравлический способ добычи торфа представляет собой весьма металлоемкое хозяйство, и в этом то же один из значительных минусов гидроторфа в условиях Карело-Мурманского края. На добычу 1 ООО тонн торфа в год по способу гидроторфа приходится металлообо- рудования 4,2 тн., а по фрезторфу — 0,36 тн. Почти все основные производственные показатели для гидроторфа менее благоприятны, чем дла фрезторфа. Так, для гидроторфа мы имеем меньшую на 2 0— 3 0 % длительность сезона; для выработки и сушки гидроторфа требуется почти в 4 раза большая площадь, чем для фрезторфа; недобор торфа в % % к залежи при гидро­ торфе в 4— 6 раз больше, чем при фрезторфе; себе­ стоимость гидроторфа, примерно, в 2 раза выше и капиталовложения, примерно, в 3 раза выше чем для фрезторфа. В отличие от гидроторфа с его сложным оборудо- ьанием и большим расходом электроэнергии, основной машиной при фрезторфе является трактор, так что для фрезторфа открывается заманчивая перспектива лсполь- зования богатого на Карело-Мурманском севере трактор, ного парка лесозаготовок, который в течение летниі месяцев почти свободен или непроизводительно долго простаивает в ремонте. Но фрезторф имеет и свои отрицательные стороны, а именно: 1. Большая по сравнению с гидроторфом влажность (4 0% вместо 3 0% ) , что понижает калорийность торфа примерно, на 5 0 0— 600 калорий/кг или на 1 5—16°/0 и отражается, вместе с тем, на стоимости перевозки торфа и на расходе тепла в топке. 2. Неоднородное качество торфа в течение сезона добычи, вызываемое послойной разработкой залежи, вле­ чет за собой большие колебания теплотворной способ­ ности отдельных партий фрезторфа. 3. Большая неравномерность составляющих фрезторф частиц затрудняет сжигание во взвешенном состоянии. 4. Склонность фрезторфа к самовозгоранию в штабе­ лях связана нередко с потерями до 3 0 % всей добычи. 5. Необходимость защитных против самовозгорания мероприятий удорожает стоимость хранения фрезторфа. 6. Хранение склонного к самовозгоранию торфа воз­ можно лишь в течение ограниченного срока времени. I 7. Неизбежность значительных потерь торфа от намо­ кания и при транспорте. 8. Трудности транспорта: зимой смерзание в железно­ дорожных вагонах вследствие повышенной влажности, летом необходимость предохранения от уноса ветром мельчайших частиц фрезторфа, а в течение всего года более тяжелые условия нагрузки и выгрузки. Транспорт фрезторфа обходится, поэтому, примерно, в 2 раза до­ роже перевозки в аналогичных же условиях кускового торфа. Все сказанное о гидроторфе и фрезторфе в условиях торфяных залежей Карело-Мурманского севера дает осно­ вания полагать что на Кольском полуострове единственно целесообразным способом добычи будет фрезторф. В се­ верной же Карелии (в Приморском районе) выбор того или иного способа будет весьма зависеть от характера торфяных залежей и возможности их осушения. По экономическим же соображениям и здесь предпочтение следует отдать фрезторфу. Решающим моментом для выбора фрезерного способа добычи является сравнительно небольшой расход рабочей силы и, в частности, квалифицированной. Отрицательной стороной торфодобычи остается,однако, ее сезонность, которая весьма тяжело сказывается на севере с его весьма укороченным периодом добычи и боль­ шой удаленностью от наиболее густо населенных райо­ нов страны, поставщиков сезонной рабочей силы. При современном состоянии торфяной техники сезон­ ность торфодобычи не может быть преодолена, хотя на­ учная мысль упорно работает над разрешением этой про­ блемы. Существенно важно, поэтому, преодоление, хотя бы сезонного характера применяемой на торфоразработках рабочей силы и сезонного использования оборудования. При фрезерном способе добычи основной его фонд (трактор) и обслуживающий ег,> персонал (трактористы) могут быть использованы в течение круглого года, и это является уже большим сдвигом. Но еще большего можно достигнуть при условии создания комбинированного пред* приятия, при условии, например, соединения добычи фрезторфа с переработкой торфяной крошки в торфо­ брикет. Для такого комбинированного предприятия смо*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz