Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 8—9 гидроторфа и фрезторфа в условиях Карело-Мурман ского края. Гидро торф связан с большим расходом электроэнергии и воды. Сложные машины гидроторфа расходуют на каждую тонну воздушно-сухого торфа около 3 0— 34 квч., так что для добычи, например, 100 тысяч тонн торфа потребуется на протяжении каких-нибудь 2-х месяцев— около 3,5 млн. квч., т. е. мощность от 3-х до 5-ти тысяч квт. На Кольском полуострове мы имеем деше вую гидроэлектроэнергию, даже несколько избыточную в течение сезона добычи. Северная же Карелия пока не электрофицирована, и это является осложняющим мо ментом для постановки там гидроторфа. Гидроторф незаменим в районах с неустойчивыми климатическими условиями, с большим количеством осадков, на трудно осушимых залежах, а также при высокой пнистости болотных массивов. Однако, наш Север отличается коротким, правда, но зато почти без- дождным летом, что весьма благоприятствует постановке фрезторфа. Залежи Кольского полуострова, видимо, легко осущимы. Более трудные условия создадут залежи Северной Карелии. Что же касается высокой пнистости, то в перечисленных здесь районах ее едва ли прихо дится опасаться. Гидроторф целесообразно ставить на крупных торфо- массивах, чтобы избежать необходимости иметь слишком большой процент весьма дорогого запасного оборудо- * вания, но на Кольском полуострове крупные торфомас- сивы отсутствуют. Изрезанность торфяных залежей суходолами и неболь шая их глубина весьма неблагоприятно отражаются на производительности машин при гидроторфе (частые передвижки, связанные с простоем машин). С этой точки зрения торфяные залежи Кольского полуострова неблагоприятны для постановки гидроторфа, тогда как залежи Северной Карелии допускают, видимо, способ гидроторфа. Однако, в обоих случаях короткий сезон добычи не дает возможности обеспечить достаточную нагрузку дорогостоящему оборудованию гидроторфа. Гидроторф, как и все способы добычи кускового торфа, может встретить серьезное затруднение в медлен- ном на Севере оттаивании залежи, промерзающей за зиму на большую глубину. При фрезерном же способе эта угроза сокращения сезона добычи и дополнительных расходов по борьбе с мерзлотой отпадает, так как о т таивание происходит, в первую очередь, в поверхностных слоях. Гидравлический способ добычи торфа представляет собой весьма металлоемкое хозяйство, и в этом то же один из значительных минусов гидроторфа в условиях Карело-Мурманского края. На добычу 1 ООО тонн торфа в год по способу гидроторфа приходится металлообо- рудования 4,2 тн., а по фрезторфу — 0,36 тн. Почти все основные производственные показатели для гидроторфа менее благоприятны, чем дла фрезторфа. Так, для гидроторфа мы имеем меньшую на 2 0— 3 0 % длительность сезона; для выработки и сушки гидроторфа требуется почти в 4 раза большая площадь, чем для фрезторфа; недобор торфа в % % к залежи при гидро торфе в 4— 6 раз больше, чем при фрезторфе; себе стоимость гидроторфа, примерно, в 2 раза выше и капиталовложения, примерно, в 3 раза выше чем для фрезторфа. В отличие от гидроторфа с его сложным оборудо- ьанием и большим расходом электроэнергии, основной машиной при фрезторфе является трактор, так что для фрезторфа открывается заманчивая перспектива лсполь- зования богатого на Карело-Мурманском севере трактор, ного парка лесозаготовок, который в течение летниі месяцев почти свободен или непроизводительно долго простаивает в ремонте. Но фрезторф имеет и свои отрицательные стороны, а именно: 1. Большая по сравнению с гидроторфом влажность (4 0% вместо 3 0% ) , что понижает калорийность торфа примерно, на 5 0 0— 600 калорий/кг или на 1 5—16°/0 и отражается, вместе с тем, на стоимости перевозки торфа и на расходе тепла в топке. 2. Неоднородное качество торфа в течение сезона добычи, вызываемое послойной разработкой залежи, вле чет за собой большие колебания теплотворной способ ности отдельных партий фрезторфа. 3. Большая неравномерность составляющих фрезторф частиц затрудняет сжигание во взвешенном состоянии. 4. Склонность фрезторфа к самовозгоранию в штабе лях связана нередко с потерями до 3 0 % всей добычи. 5. Необходимость защитных против самовозгорания мероприятий удорожает стоимость хранения фрезторфа. 6. Хранение склонного к самовозгоранию торфа воз можно лишь в течение ограниченного срока времени. I 7. Неизбежность значительных потерь торфа от намо кания и при транспорте. 8. Трудности транспорта: зимой смерзание в железно дорожных вагонах вследствие повышенной влажности, летом необходимость предохранения от уноса ветром мельчайших частиц фрезторфа, а в течение всего года более тяжелые условия нагрузки и выгрузки. Транспорт фрезторфа обходится, поэтому, примерно, в 2 раза до роже перевозки в аналогичных же условиях кускового торфа. Все сказанное о гидроторфе и фрезторфе в условиях торфяных залежей Карело-Мурманского севера дает осно вания полагать что на Кольском полуострове единственно целесообразным способом добычи будет фрезторф. В се верной же Карелии (в Приморском районе) выбор того или иного способа будет весьма зависеть от характера торфяных залежей и возможности их осушения. По экономическим же соображениям и здесь предпочтение следует отдать фрезторфу. Решающим моментом для выбора фрезерного способа добычи является сравнительно небольшой расход рабочей силы и, в частности, квалифицированной. Отрицательной стороной торфодобычи остается,однако, ее сезонность, которая весьма тяжело сказывается на севере с его весьма укороченным периодом добычи и боль шой удаленностью от наиболее густо населенных райо нов страны, поставщиков сезонной рабочей силы. При современном состоянии торфяной техники сезон ность торфодобычи не может быть преодолена, хотя на учная мысль упорно работает над разрешением этой про блемы. Существенно важно, поэтому, преодоление, хотя бы сезонного характера применяемой на торфоразработках рабочей силы и сезонного использования оборудования. При фрезерном способе добычи основной его фонд (трактор) и обслуживающий ег,> персонал (трактористы) могут быть использованы в течение круглого года, и это является уже большим сдвигом. Но еще большего можно достигнуть при условии создания комбинированного пред* приятия, при условии, например, соединения добычи фрезторфа с переработкой торфяной крошки в торфо брикет. Для такого комбинированного предприятия смо*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz