Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
36 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ М> 8—9 т ......... ...................... .. _ _ — - дальнепривозного топлива, б) трудности транспорта и хранения его; в) большие капиталовложения в добычу и средства транспорта. о а п Но осуществима ли вообще добыча т орф а за Поляр ном Кругом? На этот вопрос дает вполне положительный ответ опыт торфоразработок треста „Апатит". На разъезде Л а п л а н д и я , северной станции Оленья, трест „Апатит" приступил еще в 1934 г. к разработке торфяного болота промышленной площадью около 600 га. Р азработка торфяной залежи „Лапландия" имеет целью обеспечение обогатительных фабрик в Кировске флотационным реагентом (торфосмолой); в связи с этим на разъезде Лапландия заканчивается постройкой торфо коксовальный завод, рассчитанный на переработку всей торфодобычи. Программа торфоразработок предусматривает ежегод ную добычу 20 000 тонн машино-формовочного торфа, который даст 1 300 тонн торфосмолы и около 5 700 тн. торфококса (торфококс будет использован взамен даль непривозного топлива на фосфорном заводе). По проекту стоимость 1 тонны машино-формовочного торфа составит 29 руб., стоимость вывозки при сред ней дальности 3 к м — 10 руб. На заводе и торфоразработках будет занято 630 че ловек рабочих и служащих. Стоимость всего строитель ства—-около 7 млн. руб. Высокая цифра капитальных затрат объясняется колонизационными мероприятиями, S строительством образцового рабочего поселка для закре пления за торфоразработками всех необходимых рабочих. В текущем 1935 г. на торфоразработках Лапландии должно быть добыто 10 000 т н . торфа. В прошлом 1934 г. на опытной добыче было получено 600 тн. торфа, хорошей вязкости и без потерь на полях стилки и при вывозке. Прекрасные, совершенно неожиданные для этой широты показатели дала сушка торфа, что объясняется полярным летним днем, незначительным количеством осадков и постоянно дующими с моря ветрами. Проведенный трестом „Апатит" опыт торфодобычи имеет исключительное значение для промышленности Кольского полуострова и для дальнейшего освоения края. До этого опыта добыча торфа для промышленных целей выше 65° северной широты, то-есть выше Архан гельска и Соловецких островов, не осуществлялась. Изучавшая несколько лет тому назад проблему т о рф о добычи для Архангельского района группа сотрудников Инс орфа тогда уже пришла к выводу, что благодаря меньшему количеству осадков и большей средн-суточ ной длительности солнечной инсоляции на севере добыча торфа становится здесь возможной и р ентабельной. Выво ы, сделанные группой научных сотрудников Инсторфа в оі ношении Северной области, нашли бле стящее подтверждение на опыте Апатиттреста. Один из кардинальных вопросов, определяющих в о з можность добычи торфа на Кольском полуострове и в Северной Карелии, получил, таким образом, положи тельное разрешение. Но трудности освоения торфяных залежей нашего севера обусловливаются еще и слабой его заселен ностью. Торфяная же промышленность является чрез вычайно трудоемкой и требует громадных количеств рабочей силы. Удельный* вес зарплаты с начислениями составляет в калькуляции торфодобычи около 60°/о, причем и дру. гие статьи в калькуляции, например „общие и наклад, ные расходы", содержат в значительной степени расходы по зарплате, так что трудовая составляющая в стоимо сти торфа вес. ма высока. Между тем на Кольско* полуострове и в Северной Карелии по целому рдд| причин труд очень дорог, а рабочая сила дефицитна. ! Таким образом, второй кардинальный вопрос, связан ный с рентабельностью торфодобычи на севере, обусл» вливает, в первую очередь, применение новейш их наи более м е х а н и зи р о в а н ны х способов добычи. Машино-формовочный и л и элеват орны й способ до бычи при котором экскавация торфа производится вруч- ную, реже механически (баггерный способ) требует очень большое количество рабочей силы. Машиноформовочный способ дает прочный, сравни тельно хорошо переработанный и высушенный торфя ной кирпич, почти незаменимый для получения каче. ственного торфяного кокса, но как весьма трудоемкий и дорогой способ он вытесняется новейшими методами добычи. Так, по машиноформовочному способу было добыто в 1923 г. 9 0% всего заготовленного торфа, в 1932 г.— 36%> а к концу 2-й пятилетки <{о первона чальным плановым наметкам намечалось добыть 15%. На торфоразработках „Лапландии" он применяется, главным образом, потому, что там весь торф добывается для переработки на торфококсовальном заводе. Значительным шагом вперед в деле механизации тор фяной промышленности является гидроторф . Экскавация торф а и транспорт его на -"поля сушки здесь полностью механизированы и связаны с весьма небольшой затратой труда. Однако, и гидроторф не разрешает важнейшей проблемы торфодобычи— механи зации сушки торфа; тем не менее, он дает значитель ное по сравнению с машиноформовочным торфом со кращение расхода рабочей силы. Наконец, фрезерный способ добычи основан не на экскавации- и искусственном формовании торфа, а на поверхностном дроблении (фрезеровании), которое зна чительно упрощает добычу и весьма интенсифицирует сушку торфа. В отличие от машиноформовочного и способа гидроторфа здесь нет транспорта сырца — поля добычи являются и полями сушки. Длительность про цесса сушки сокращается с 3 0 —50 дней для кускового торфа до 1— 3 дней для фрезерной крошки. Вместе с тем, современная техника уже не может счи тать торфяную крошку необыкновенным и неприемли- мым видом топлива. Наоборот, сжигание в пылевидном и во взвешанном состоянии представляет сейчас наибо лее совершенный способ сжигания топлива. Фрезерный способ добычи торфа, разрешая проблему механизации всех стадий торфодобычи, требует наи* меньшее количество рабочих и дает самый дешевый торф. С точки зрения расхода труда фрезерный способ является наиболее выгодным разрешением проблемы тор- фодобычи на севере, но и он не универсален, и на* придется, поэтому, выбирать между способами гидро- торфа и фрезторфа. □ □ □ Однако, прежде чем перейти к оценке положитель ных и отрицательных сторон каждого из этих методов добычи торф а в условиях Карело-Мурманского края, необходимо, хотя бы вкратце, остановиться на х а р а к т е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz