Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

ТОРФЯНЫЕ БОГАТСТВА ТУНДРЫ С ГРОССМАН Д ля целого ряда промышлен­ ных районов Союза (Ле­ нинградского, Московского, Горьковскою, И в а н о в с к о г о , Урала и т. д.) торф, на ряду с другими видами местного топлива, начинает все больше заменять дальнепривозное топ ­ ливо. В одном Ленинградском районе в 1935 г. будет добыто 2,65 м л н . тн. торфа, то-есть почти в 2 раза больше, ч?м по всему Союзу в дореволюционное время. И тем не менее в одном из новых промышленных районов, наиболее удаленных от наших каменноуголь­ ных бассейнов, добыче торфяного топлива все еще не уделяется почти никакого внимания. Этим районом является Кольский полуостров. Несмотря на быстрый рост промышленности и хозяй ­ ства края, на увеличивающуюся с каждым годом потребность в топливе, на полную зависимость от даль­ непривозного топлива, торфяные богатства края почти не используются. Между тем, проблема местных видов топлива приоб­ ретает сейчас для Мурмана особую остроту в связи с возникновением новых крупных потребителей топлива: Медно-никелевого комбината, Северного химического и мощных кирпичных заводов. Шпицбергенские рудники уже сейчас дают Мурману несколько сот тысяч тонн высококачественного угля, ежегодно увеличивая добычу; Печора также готовится дать уголь Кольскому полуострову. Ввод в эксплоата- цию Нивской гидростанции значительно, в несколько раз, сократил потребность Кировской ГРЭС в топливе. С 1936 г., с переводом на электрическую тягу Север­ ного участка Кировской жел. дор., постепенно отпадет и этот крупный потребитель топлива, а с вводом в 1936 г. в эксплоатацию Туломской гидростанции, Мурманская ГЭС и целый ряд других потребителей топлива также резко или полностью сократят расход топлива. Но потребность в топливе торгового и промыслового Г- Флота, ТЭЦ, цветной металлургии (Медно-никелевого и и Алюминиевого комбинатов), кирпичных заводов, к ом ­ мунального хозяйства и городского населения все еще будет очень велика и будет с каждым годом сильно нарастать. Здесь мы должны добиваться, хотя бы частичного смягчения топливного баланса за счет использования торфяных залежей Кольского полуострова и Северной КаРелии. Но торфам Севера до сих пор уделялось мало вни­ мания. Считалось, что торфодобыча встретит здесь Непреодолимые затруднения в виде короткого сезона ычи, низких температур, необеспечивающих успеш- сушки торфа, отсутствия в районах торфяных лежей и в ближайшем с ними соседстве необходимой сезонной рабсилы, отсутствия хороших путей сообщения и т. д. Кроме того, до недавнею времени мы нигде на Севере не имели развитой промышлен­ ности и значительной по треб­ ности в топливе, так что оби­ лие дровяного топлива вполне обеспечивало соответствующие нужды наших северных окраин. Наши лесопильные заводы на севере, да и н е­ которые электростанции, например, Архангельская, р а ­ ботали на бесплатном, обременявшем лесозаводы топливе (на отходах лесопиления). Совершенно другую картину мы имеем сейчас на Кольском полуострове. Мурманск превратился в порт с круглогодовым гру­ зооборотом, уже превышающим 1 млн. тн., причем за последние 2— 3 года возник и получил большое разви­ тие собственный грузооборот края, который сейчас составляет уже 700 тысяч тонн и состоит из экспорти­ руемой продукции Апатиттреста и поступающего для Мурмана шпицбергенского угля. Таким образом, Мур­ манский порт из года в год становится все большим потребителем топлива для бункеровки своих и ино­ странных судов. Выросший до больших размеров траловый флот, рыболовный, зверобойный и флот Севморпути также являются значительными потребителями топлива. Существующая промышленность Кольского полуос­ трова пополняется новыми крупными комбинатами,— Медно-никелевым и Химическим, с большим потребле­ нием топлива. Растет количество больших городов: Мурманск на­ считывает уже 108 тысяч человек населения, Кировск — 40 тысяч человек, а нынешние рабочие поселки в Монче-губе, Оленьей, Кандалакше, Апатитах, Нива- строе и Туломстрое должны разрастись в течение бли ­ жайших 2— 3 лет в значительные города с весьма заметным потреблением топлиеа. Общач потребность М урм а н а в т опливе уж е сейчас превышает 1/ 2 м и л л и о н а т онн у е л . т оплива и по н а ­ м ет к ам п л а н о вы х организаций составит к концу 1937 г. о к о ло 1 2 2 0 0 0 0 т о н н ’. По тем же плановым предположениям добыча камен­ ного угля на Севере к концу 1937 г. составит по Шпицбергену 550 тысяч тонн и по Печоре 800 тысяч тонн. Цифры эти весьма характерны, если даже отне­ стись к ним как к сугубо ориентировочным; они п о к а ­ зывают, что для покрытия нужд Кольского полуострова в топливе потребовалось бы рассчитанная на удовлетво­ рение всего севера добыча этого угля. Но не одна большая потребность в топливе говорит за необходимость максимального использования местных топливных ресурсов — целый ряд других обстоятельств требует того же, а именно: а) высокая стоимость ,См ягч ен и е и зат ем п о л н а я л и к в и д а ц и я д еф ицит а т оп ли ва требует максимального у в е л и ч е н и я добычи и использования мест ­ ны х т оп ли в, з ам е н я я ими везде, где это возможно, дальнепривозное т о п ли в о " . (И з постановл. X V I съезда п а рт и и ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz