Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
ТОРФЯНЫЕ БОГАТСТВА ТУНДРЫ С ГРОССМАН Д ля целого ряда промышлен ных районов Союза (Ле нинградского, Московского, Горьковскою, И в а н о в с к о г о , Урала и т. д.) торф, на ряду с другими видами местного топлива, начинает все больше заменять дальнепривозное топ ливо. В одном Ленинградском районе в 1935 г. будет добыто 2,65 м л н . тн. торфа, то-есть почти в 2 раза больше, ч?м по всему Союзу в дореволюционное время. И тем не менее в одном из новых промышленных районов, наиболее удаленных от наших каменноуголь ных бассейнов, добыче торфяного топлива все еще не уделяется почти никакого внимания. Этим районом является Кольский полуостров. Несмотря на быстрый рост промышленности и хозяй ства края, на увеличивающуюся с каждым годом потребность в топливе, на полную зависимость от даль непривозного топлива, торфяные богатства края почти не используются. Между тем, проблема местных видов топлива приоб ретает сейчас для Мурмана особую остроту в связи с возникновением новых крупных потребителей топлива: Медно-никелевого комбината, Северного химического и мощных кирпичных заводов. Шпицбергенские рудники уже сейчас дают Мурману несколько сот тысяч тонн высококачественного угля, ежегодно увеличивая добычу; Печора также готовится дать уголь Кольскому полуострову. Ввод в эксплоата- цию Нивской гидростанции значительно, в несколько раз, сократил потребность Кировской ГРЭС в топливе. С 1936 г., с переводом на электрическую тягу Север ного участка Кировской жел. дор., постепенно отпадет и этот крупный потребитель топлива, а с вводом в 1936 г. в эксплоатацию Туломской гидростанции, Мурманская ГЭС и целый ряд других потребителей топлива также резко или полностью сократят расход топлива. Но потребность в топливе торгового и промыслового Г- Флота, ТЭЦ, цветной металлургии (Медно-никелевого и и Алюминиевого комбинатов), кирпичных заводов, к ом мунального хозяйства и городского населения все еще будет очень велика и будет с каждым годом сильно нарастать. Здесь мы должны добиваться, хотя бы частичного смягчения топливного баланса за счет использования торфяных залежей Кольского полуострова и Северной КаРелии. Но торфам Севера до сих пор уделялось мало вни мания. Считалось, что торфодобыча встретит здесь Непреодолимые затруднения в виде короткого сезона ычи, низких температур, необеспечивающих успеш- сушки торфа, отсутствия в районах торфяных лежей и в ближайшем с ними соседстве необходимой сезонной рабсилы, отсутствия хороших путей сообщения и т. д. Кроме того, до недавнею времени мы нигде на Севере не имели развитой промышлен ности и значительной по треб ности в топливе, так что оби лие дровяного топлива вполне обеспечивало соответствующие нужды наших северных окраин. Наши лесопильные заводы на севере, да и н е которые электростанции, например, Архангельская, р а ботали на бесплатном, обременявшем лесозаводы топливе (на отходах лесопиления). Совершенно другую картину мы имеем сейчас на Кольском полуострове. Мурманск превратился в порт с круглогодовым гру зооборотом, уже превышающим 1 млн. тн., причем за последние 2— 3 года возник и получил большое разви тие собственный грузооборот края, который сейчас составляет уже 700 тысяч тонн и состоит из экспорти руемой продукции Апатиттреста и поступающего для Мурмана шпицбергенского угля. Таким образом, Мур манский порт из года в год становится все большим потребителем топлива для бункеровки своих и ино странных судов. Выросший до больших размеров траловый флот, рыболовный, зверобойный и флот Севморпути также являются значительными потребителями топлива. Существующая промышленность Кольского полуос трова пополняется новыми крупными комбинатами,— Медно-никелевым и Химическим, с большим потребле нием топлива. Растет количество больших городов: Мурманск на считывает уже 108 тысяч человек населения, Кировск — 40 тысяч человек, а нынешние рабочие поселки в Монче-губе, Оленьей, Кандалакше, Апатитах, Нива- строе и Туломстрое должны разрастись в течение бли жайших 2— 3 лет в значительные города с весьма заметным потреблением топлиеа. Общач потребность М урм а н а в т опливе уж е сейчас превышает 1/ 2 м и л л и о н а т онн у е л . т оплива и по н а м ет к ам п л а н о вы х организаций составит к концу 1937 г. о к о ло 1 2 2 0 0 0 0 т о н н ’. По тем же плановым предположениям добыча камен ного угля на Севере к концу 1937 г. составит по Шпицбергену 550 тысяч тонн и по Печоре 800 тысяч тонн. Цифры эти весьма характерны, если даже отне стись к ним как к сугубо ориентировочным; они п о к а зывают, что для покрытия нужд Кольского полуострова в топливе потребовалось бы рассчитанная на удовлетво рение всего севера добыча этого угля. Но не одна большая потребность в топливе говорит за необходимость максимального использования местных топливных ресурсов — целый ряд других обстоятельств требует того же, а именно: а) высокая стоимость ,См ягч ен и е и зат ем п о л н а я л и к в и д а ц и я д еф ицит а т оп ли ва требует максимального у в е л и ч е н и я добычи и использования мест ны х т оп ли в, з ам е н я я ими везде, где это возможно, дальнепривозное т о п ли в о " . (И з постановл. X V I съезда п а рт и и ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz