Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 29 ; дичей, на что с благодарностью указывали местные организации. Как относятся на местах к рабфаковцам-северянам? Отец енисейца Дибикова, увидев, что его сын читает и и пишет, так опешил, что не мог выговорить ни одного слова от восторга. Когда он пришел в себя, то заявил: __ Если бы у меня были еще сыновья, я бы их всех послал учиться на рабфак! Несмотря на неблагоприятные жилищно-бытовые и материальные условия, учебная работа протекала успешно. Этим самым была разбита „теория” великодержав ных шовинистов, отрицавших возможность усвоения народами Севера современной культуры и считавших, что из-за своей отсталости, расовых особенностей на роды Севера органически не в состоянии овладеть те о ретическими знаниями. Прошел год. Организовался рабфак северных и во сточных народностей при Институте восточных языков. В 1927 году вновь созданный северный факультет Инсти тута восточных языков занял помещение бывшей духов ной академии в Александро-Невской лавре, которое за нимает и сейчас. Быстрым темпом развернулась учебная работа сефака. Через организованный специальный северный кружок студенты активно участвовали на всех пленумах Коми тета Севера при ВЦИК’е, внося на обсуждение пленума свои предложения. Позже назрела необходимость выделения сефака в самостоятельное учебное заведение. Постановлением президума ЦИК СССР в 1929 году сефак был р еор ганизован в Институт народов севера. Перед Инсти тутом были поставлены большие и ответственные задачи: готовить из среды трудящегося населения народов Се вера работников средней и высокой квалификации для Севера, вести переподготовку туземного актива, гото вить кадры научных работников по Северу, организо вывать научнэ-исследовательскую разработку социально- экономических культурных и национальных проблем советского Севера и, наконец, оказывать содействие центральным и местным органам в разрешении задач по хозяйственному и культурному строительству Севера. □ □ □ Из маленькой группы 'р абфака ЛГУ — до крупного учебного, научного комбината — таков десятилетний путь Института народов се ера! Сейчас в Комбинате имеется основной четырехгодичный сектор (с отделе ниями: советско-партиРным, кооперативно-колхозным, индустриаль іым, промысловым и культурного строи тельства); североазиатский семи! арий с трехгодичным сроком обучения; заочный сектор; кафедры, кабинеты, у ла<оратории, мастерские, библиотека, музей, клуб и Другие учебно-воспитательные учреждения. В Комбинате имеется научно-исследовательская ас соци ация— центр краеведческой работы, аспирантура, издательство. За 10 лет ИНС дал пять выпусков и отправил на Север 118 работников - студентов средней квалифи кации и, кроме того, 25 человек высшей квалификации. Сейчас нет ни одного национального округа или района на крайнем Севере, где бы не находились на р у к о водящей работе выпускники или студенты-практиканты *^НС а. Ненец Е в с ю г и н работает сейчас секретар?м аминского раПкома ВКП(б), тунгус В о р о н и н — зав- отделом нацменьшинств Красноярского крайиспо- Кома>остяк Д о р о в и н — зам. секретаря Остяко-Вогуль- Ск°го комитета ВЛКСМ, тунгус С а л а т к и н — предсе датель Катангского национального РИКа в Восточно-Си- бирском крае, гольд Ходжер — председатель Нананского национального РИКа Дальневосточного края, чукча Г’ и э в л я н т о — председателем Чукотского национального крайисполкома. Большинство выпускников и практикантов ИНСа проявили себя на работе с наилучшей стороны. Велики заслуги научно-исследовательской ассоциации, которая за четыре года своей работы совместно со сту денческим активом создала письменность для 15 круп нейших народностей Севера. Эго продвинуло вперед дело ликвидации неграмотности на Севере повысило качество обучения. Сейчас на крайнем Севере уже нет бесписьменных народностей. Кроме того, НИА провела большую работу по переводам и созданию партийно массовой и детской литературы на языках народов Се вера. 26 грамматик народов Севера являются основными руководствами при изучении северных языков как у нас в Союзе, так и за границей. НИА издала весьма значительные в научном и практическом отношении работы: архивные материалы о колониальной политике царизма на Камчатке и в Якутии, описание социального строя тунгусов и т. д. Сейчас подготовлена к печати серия экономических очерков районов и округов крайнего Севера. Первый выпуск, посвященный Корятскому национальному округу, уже вышел в свет. □ о □ Рост художественной самодеятельности, развитие на циональной культуры у студентов Института народов севера особенно почувствовались последние несколько лет. Уже третий год существует гольдская театральная студия, — первый в мире театр народов Севера. Студия имеет большие достижения, особенно по использованию национальных приемов игры. Артистами и авторами пьес являются сами студенты ИНС ’а. С прошлого года в Институте начала работать тунгусская театральная студия. Большие достижения имеются по живописи и скульп туре. Рисунки и лепка студентов, получали восторжен ные отзывы от крупнейших наших художников, в част ности— акад. Б р о д с к о г о . Этим работам присуждены первые премии на выставке колхозного искусства. Чехо словацкие и французские художники Мазерель, Гофмей стер и др., недавно побывавшие в СССР, пришли в восторг от великолепного искусства народов Се вера; они обратились в ВОКС с просьбой организовать на выставке советского искусства в Париже и в Праге в 1936 году отдел рисунков и скульптуры Института народов севера. Немало успехов достигнуто по выявлению и развитию поэтических и писательских талантов. Студентами на писано несколько поэтических и прозаических прои з ведений, часть из которых опубликована Детгизом и в журнале „Тайга“ и „Тундра". Писательской работой студентов Института народов севера и собиранием фоль клорного северного материала глубоко заинтересовался М. Горький. Студент ИНС ’а, приехавший на учебу из далекого северного района, чувствует себя как дома. Он получает в Институте питание, одежду, хорошо оборудованное общежитие. В Институте имеется своя амбулатория, ночной санаторий. Каждый год студенты, не уезжающие в отпуск или на производственную практику, едут на дачу в Лугу. Аспирантура Института народов севера готовит высоко квалифицированные кадры по экономике, истории, этно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz