Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

№ 8—9 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 29 ; дичей, на что с благодарностью указывали местные организации. Как относятся на местах к рабфаковцам-северянам? Отец енисейца Дибикова, увидев, что его сын читает и и пишет, так опешил, что не мог выговорить ни одного слова от восторга. Когда он пришел в себя, то заявил: __ Если бы у меня были еще сыновья, я бы их всех послал учиться на рабфак! Несмотря на неблагоприятные жилищно-бытовые и материальные условия, учебная работа протекала успешно. Этим самым была разбита „теория” великодержав­ ных шовинистов, отрицавших возможность усвоения народами Севера современной культуры и считавших, что из-за своей отсталости, расовых особенностей на­ роды Севера органически не в состоянии овладеть те о ­ ретическими знаниями. Прошел год. Организовался рабфак северных и во­ сточных народностей при Институте восточных языков. В 1927 году вновь созданный северный факультет Инсти­ тута восточных языков занял помещение бывшей духов­ ной академии в Александро-Невской лавре, которое за ­ нимает и сейчас. Быстрым темпом развернулась учебная работа сефака. Через организованный специальный северный кружок студенты активно участвовали на всех пленумах Коми­ тета Севера при ВЦИК’е, внося на обсуждение пленума свои предложения. Позже назрела необходимость выделения сефака в самостоятельное учебное заведение. Постановлением президума ЦИК СССР в 1929 году сефак был р еор ­ ганизован в Институт народов севера. Перед Инсти­ тутом были поставлены большие и ответственные задачи: готовить из среды трудящегося населения народов Се­ вера работников средней и высокой квалификации для Севера, вести переподготовку туземного актива, гото­ вить кадры научных работников по Северу, организо­ вывать научнэ-исследовательскую разработку социально- экономических культурных и национальных проблем советского Севера и, наконец, оказывать содействие центральным и местным органам в разрешении задач по хозяйственному и культурному строительству Севера. □ □ □ Из маленькой группы 'р абфака ЛГУ — до крупного учебного, научного комбината — таков десятилетний путь Института народов се ера! Сейчас в Комбинате имеется основной четырехгодичный сектор (с отделе­ ниями: советско-партиРным, кооперативно-колхозным, индустриаль іым, промысловым и культурного строи­ тельства); североазиатский семи! арий с трехгодичным сроком обучения; заочный сектор; кафедры, кабинеты, у ла<оратории, мастерские, библиотека, музей, клуб и Другие учебно-воспитательные учреждения. В Комбинате имеется научно-исследовательская ас соци ация— центр краеведческой работы, аспирантура, издательство. За 10 лет ИНС дал пять выпусков и отправил на Север 118 работников - студентов средней квалифи­ кации и, кроме того, 25 человек высшей квалификации. Сейчас нет ни одного национального округа или района на крайнем Севере, где бы не находились на р у к о ­ водящей работе выпускники или студенты-практиканты *^НС а. Ненец Е в с ю г и н работает сейчас секретар?м аминского раПкома ВКП(б), тунгус В о р о н и н — зав- отделом нацменьшинств Красноярского крайиспо- Кома>остяк Д о р о в и н — зам. секретаря Остяко-Вогуль- Ск°го комитета ВЛКСМ, тунгус С а л а т к и н — предсе­ датель Катангского национального РИКа в Восточно-Си- бирском крае, гольд Ходжер — председатель Нананского национального РИКа Дальневосточного края, чукча Г’ и э в л я н т о — председателем Чукотского национального крайисполкома. Большинство выпускников и практикантов ИНСа проявили себя на работе с наилучшей стороны. Велики заслуги научно-исследовательской ассоциации, которая за четыре года своей работы совместно со сту­ денческим активом создала письменность для 15 круп­ нейших народностей Севера. Эго продвинуло вперед дело ликвидации неграмотности на Севере повысило качество обучения. Сейчас на крайнем Севере уже нет бесписьменных народностей. Кроме того, НИА провела большую работу по переводам и созданию партийно­ массовой и детской литературы на языках народов Се­ вера. 26 грамматик народов Севера являются основными руководствами при изучении северных языков как у нас в Союзе, так и за границей. НИА издала весьма значительные в научном и практическом отношении работы: архивные материалы о колониальной политике царизма на Камчатке и в Якутии, описание социального строя тунгусов и т. д. Сейчас подготовлена к печати серия экономических очерков районов и округов крайнего Севера. Первый выпуск, посвященный Корятскому национальному округу, уже вышел в свет. □ о □ Рост художественной самодеятельности, развитие на­ циональной культуры у студентов Института народов севера особенно почувствовались последние несколько лет. Уже третий год существует гольдская театральная студия, — первый в мире театр народов Севера. Студия имеет большие достижения, особенно по использованию национальных приемов игры. Артистами и авторами пьес являются сами студенты ИНС ’а. С прошлого года в Институте начала работать тунгусская театральная студия. Большие достижения имеются по живописи и скульп­ туре. Рисунки и лепка студентов, получали восторжен­ ные отзывы от крупнейших наших художников, в част­ ности— акад. Б р о д с к о г о . Этим работам присуждены первые премии на выставке колхозного искусства. Чехо­ словацкие и французские художники Мазерель, Гофмей­ стер и др., недавно побывавшие в СССР, пришли в восторг от великолепного искусства народов Се­ вера; они обратились в ВОКС с просьбой организовать на выставке советского искусства в Париже и в Праге в 1936 году отдел рисунков и скульптуры Института народов севера. Немало успехов достигнуто по выявлению и развитию поэтических и писательских талантов. Студентами на­ писано несколько поэтических и прозаических прои з­ ведений, часть из которых опубликована Детгизом и в журнале „Тайга“ и „Тундра". Писательской работой студентов Института народов севера и собиранием фоль­ клорного северного материала глубоко заинтересовался М. Горький. Студент ИНС ’а, приехавший на учебу из далекого северного района, чувствует себя как дома. Он получает в Институте питание, одежду, хорошо оборудованное общежитие. В Институте имеется своя амбулатория, ночной санаторий. Каждый год студенты, не уезжающие в отпуск или на производственную практику, едут на дачу в Лугу. Аспирантура Института народов севера готовит высоко­ квалифицированные кадры по экономике, истории, этно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz