Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА К 10-ТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ А ЯНВАРСКИЙ р а с с т а в а н и е Ивана Попова со своим родным селом * Гижига было и тяжелым и радостным. Предстояла четы­ рехлетняя разлука с родными местами и семьей. Попов тепло распрощался с родителями-колхозниками, товари­ щами, знакомыми и быстрыми шагами взошел по трапу на пароход. Пароход вез его с Камчатки до Владивостока 30 дней. Рейс оказался продолжительным, так как случилась авария. Во Владивостоке Попов сел в жел. - дор. вагон и, перерезав всю карту Советского Союза, был нако­ нец у цели своего первого, такого необычайного, полного самых живых впечатлений, путешествия. Ленинград! Иван Попов, семнадцатилетний бойкий паренек, был одним из „главных грамотеев" села Гижига. Он окончил сельскую школу, прошел специальные курсы счетово­ дов и работал секретарем сельсовета. Но желание учиться не оставляло его. И когда однажды, в р а з ­ говоре с инструктором колхозцентра, зашла речь о Л е н и н ­ градском инст ит ут е народов севера, Попов спросил: — А нельзя мне поступить в этот Институт? — Поступить, конечно, можно— ответил тот.— Только 4 года не придется тебе побывать дома. Камчатка ведь далеко. Выдержишь? — В ы д е рж у .. . □ □ □ Через три года после своего поступления в Институт, летом 1935 г., один из лучших студентов-о тличникр комсомолец И. Попов отправился на свою первую п р ои з­ водственную практику в Мурманский округ. Свои приоб­ ретенные знания, небольшой опыт Попов решил при­ менить на работе. Председатель Полярного райисполкома, прочитав характеристику, данную Институтом, и лично ознакомившись со студентом-камчадалом, решил напра­ вить его в длительную командировку по становищам района. З а полтора месяца инструктор РИК ’а Попов побывал в Сайда-губе, Торос-острове, Порт-Владимире, в Титовке. И везде, где бы ни был Попов, оставался глу­ бокий след от его посещений. Бездействовавшие до того, секции сельсоветов, депутатские группы колхозов р аз­ вертывали работу, становились активными ячейками мас­ совой советской работы. Попов горячо восставал против „теории", проповедуемой местными работниками об о т ­ сутствии кадров. Он на практике показывал, как надо находить людей, активистов, привлекать их к работе. В Мурманске приветливо встретили студента ИНС ’а, приехавшего с ворохом заметок, живых впечатлений и практических предложений. Его доклад о состоянии мас­ совой работы на местах, в становищах, был выслушан с большим вниманием и одобрением. . . . П о п о в опять в Ленинграде, в родном ИНС ’е, за учебой. Он один из лучших студентов-отличников. Еще один год учебы и Попов, вооруженный знаниями, поедет домой, на Камчатку. □ □ □ Каждый год студенты последних курсов Института народов севера направляются на практику в различные точки Союза. Немало питомцев ИНС ’а едет в сельсо­ веты и районы Мурманского округа. Марка Института народов севера, готовящего кадры по советско-партий­ ному и культурному строительству, кооперативно-кол< хозной работе, индустриальному и промысловому делу для Севера чрезвычайно высока. Институту народов севера ЦИК СССР — десять лет. Как же возникло это замечательное учреждение п рев р а-; тившееся сейчас в крупный учебный и научный комбинат? . . . Л е т о м 1925 года ассистент этнографического от-Ц| деления Ленинградского университета Я. П. К о ш к и н , і | работавший по изучению языков и культуры народов |І Севера, подал докладную записку председателю Коми-1 тета севера при президиуме ВЦИК, ныне покойному П. Г. С м и д о в и ч у , в которой изложил мысль о необ^Д ходимости организовать подготовку советской интел-И лигенции народов Севера. Без создания к валифици ро -| ванных кадров из этих народов— указывал т. Кошкин (ныне директор ИНС ’а) чрезвычайно затрудняется та большая работа по культурно-экономическому подъему народов Севера, которую по решению партии и правительства; ведет Комитет Севера. Инициатива была поддержана. Решено было органи­ зовать в Ленинграде небольшую учебную ячейку, так как только в этом городе имелись специалисты по языку и культуре народов Севера. На рабфаке Универ- j ситета была создана специальная северная группа. Осенью 1925 года прибыли первые студенты: 26 пред­ ставителей 11 народностей и племен севера — остяков, самоедов, лопарей, кетов, тунгусов, алеутов, камчадалов, I долган и др. Прибывший состав отличался крайней пестротой, не только в отношении подготовки, но и по возрасту. Приехал алеут Х а б а р о в , бывший пред- ? ревкома одного из Командорских островов, хорошо поли- : тически развитый моряк, побывавший в Японии, д е зе р -1 тировавший в 1916 году из царского флота. Приехал енисеец (кето) Д и б и к о в , совершенно неграмотный и даже не разговаривавший по-русски. Прибыл он в Ленин- град со своим луком и стрелами! Приехал тридцати- летний остяк И г л я к о в, сражавшийся в рядзх Красной армии. Прибыл 14-летний тунгусский пионер Полтив из Бурято-Монголии и др. Всех их без различия воз- раста и подготовки объединяла и воодушевляла воз- можность учиться и потом с удвоенной энергией рабо- тать по развитию национальной культуры. Северная группа не только не отставала от остальных 17 групп рабфака, но вскоре даже выдвинулись по с в о е й успеваемости на 4-ое место. Для северных н а р о д н о с т е й были организованы группы по изучению тунгусского, I самоедского я шорского языков под руководством до- | центов Я- П. Кошкина, Н. Н. Поппе и профессора j С. Е. Малова. В стенной газете „Тундра и тайга" начали п о я в л я т ь с я статьи на этих языках. Тогда впервые эти языки полу- чили свою письменность. З а время летнего о т п у с к а j студенты провели большую работу среди своих соро- 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz