Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

м о рско й з в е р о б о й н ы й ф л о т м у р м а н а А. Ж П остановлением Ленсовета от 8 октября 1928 г. было по­ ложено основание для организации специального мор­ ского зверобойного флота на Мурмане. Эта огромной важности задача была возложена на Ленинград- госторг. Так как Мурман не имел собственного деревянного судостроения, а тем более такого специфического, как постройка зверобойных судов особо ответственного назначения, то единственным в то время выходом из положения был заказ этих судов в Норвегии. Зверобойные суда: „Ленсовет", „Смольный", „Лен- госторг", „Мурманец" теперь уже вошли в историю северного морского зверобойного промысла и полярного советского мореплавания. Каждое из этих судов имеет некоторые конструктив­ ные особенности в образовании обводов корпуса и пр. Наиболее удачным по своим морским и ледовым каче­ ствам вышло судно „Смольный". Сегодня мы имеем уже внушительный зверобойный флот и обширный, планомерно развивающийся морской зверобойный промысел. Без преувеличения можно ск а­ зать, что вчерашнюю страну „классического" северного морского зверобойного промысла-—Норвегию— мы оста­ вили позади и по технике добычи морского зверя и по технике обработки зверобойной продукции. Технически оборудованный морской зверобойный флот — основа развития зверобойного промысла. При наличии такого флота зверобойный промысел в 1928 г. постепенно распространился из пределов Белого моря на отдаленные полярные районы (Земля Франца Иосифа, Карское море и пр.). Постройка мурманской судостроительной верфью пер­ вого морского зверобойного судна „Григорий Поспелов" является крупным событием полярной жизни и залогом дальнейшего успешного развития полярного зверобой­ ного промысла. Норвегия, примерно, до 1925 г. обладала большим морским зверобойным флотом, в составе до 160 единиц самого разнообразного типа, самого различного времени постройки, в большинстве случаев судов постройки конца минувшего столетия. Из этого количества на парусно-моторные суда приходилось до 8 0% , а осталь­ ное количество падало на парусно-паровые суда. Все суда преимущественно деревянные. Это был флот больше по названию зверобойный, разный сброд случайных судов. * Ежегодно в северных льдах погибало до 15— 20 нор­ вежских судов, обычно раздавленных льдами. Для изу­ чения причин аварий и гибели норвежских судов и устранения этих причин в Норвегии была создана о б ­ ширная комиссия из кораблестроителей, капитанов-зверо- боев, практиков-моряков и пр. Решения этой комиссии были положены в основу особых законоположений о постройке и типе морских зверобойных судов, их конструкции, внутреннем креплении и пр. Первыми зверобойными судами, построенными на основании позднейших требований судостроительной техники и позднейшей конструкции являются суда; „Ленсовет", „Смольный", „Ленгосторг", „М у рм а н ец ".! В основу постройки судна „Григорий Поспелов* взято парусно-моторное зверобойное судна „Смольный" с его обводами и размерами, но с внесением некоторых изменений на основании уже собственного опыта. Судно деревянное, специального набора и внутреннего крепления для плавания во льдах, с полной наружной дополнительной ледовой обшивкой дубовой и пр. Тон­ наж судна нетто до 80 регистр, тонн, длина 112 ф., ширина 23 ф. Мотор 2 0 0 сил, радио, электричество и пр. Полная парусность. Постройка зверобойных судов особо ответственна, исходя из назначения их плавания в полярных льдах. | Но к чести мурманской верфи и ее строителей нужно сказать, что зверобойное судно „Григорий Поспелов" построено во всех отношениях хорошо, и не только не уступает норвежской постройке, но значительно превос­ ходит ее и прежде всего в отношении прочности самой постройки. Н а основании первого опыта, мурманская судострои-’ тельная верфь в свою программу включила организован- ' ную серийную постройку морских зверобойных судов. Развитие полярного морского зверобойного промысла пойдет за счет освоения новых обширных полярных районов к востоку от Карского моря — вдоль Сибир­ ского побережья и около пр летающих к нему островов. З а д а ч а—весьма ответственная, посколько придется ра­ ботать в полярных суровых условиях с неизбежной угрозой зимовки в районах, чрезмерно отдаленных от населенных пунктов и еще слабо или совсем неизученных.! Следовательно, морскому зверобойному флоту, пред­ назначенному для работы в полярных районах, будут| предъявлены новые требования в оборудовании судов,, размерах их тоннажа, расположения и качества жилых условий и пр. Необходимо прежде всего увеличить размеры и тон­ наж судов, однако, без всякого нарушения их морских и ледовых качеств, обусловленных конструктивными образованиями судов, их обводами. . Подобное увеличение размеров судов возможно и желательно сделать, доведя, примерно, до 1 2 5 — 130 фут общей наибольшей длины судна с соответствующим увеличением остальных линейных измерений, что в ко­ нечном итоге дает общее увеличение тоннажа судна до 2 5 % . Увеличение тоннажа судна позволит значительно улучшить жилищные условия на зверобойных судах, увеличить необходимые судовые запасы, исходя и з воз- можностей длительной зимовки. Основное требование полярного плавания з а к л ю ч а е т с я в минимальном количестве экипажа судна, в м а к с и м а л ь - | ной пригодности его к суровым условиям а р к т и ч е с к о г о плавания, наилучшем снабжении, наилучших ж и л ы х условиях. Все эти непреложные условия полярного п л а в а н и я должны быть особенно тщательно осуществлены на по* лярных зверобойных судах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz