Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.

О ДОРНОМ ТРЕСКОВОМ ЛОВЕ (В ПОРЯДКЕ О БС УЖ Д Е Н И Я ) А. ЖИЛИНСКИЙ Г рубо примитивный характер мурманского прибреж­ ного трескового лова дореволюционного периода утвер­ дил за этим промыслом наименование „кустарный”. Однако, при наличии огромных рыбных запасов на Мурмане, возможности самого широкого развития всех видов морских промыслов (трескового, сельдяного, акуль­ его, сайдяного, мойвенного, креветочного), а также и на основании имеющихся за последнее время определен­ ных успехов планомерной организации морских п ро ­ мыслов на Мурмане, мурманское прибрежное рыболовство может принять обширные размеры. Основной задачей реконструкции современного мур­ манского прибрежного промысла является прежде всего придание ему наибольшей подвижности во времени и в пространстве на основе сколь возможно совершенной добывающей и обрабатывающей техники. К одному из таких отдельных моментов необходи­ мой технической реконструкции лова на Мурмане мы относим реорганизацию в целях активизации основного вида промысла— ярусного (крючкового) лова трески. Помимо увеличения оборачиваемости промысловых судов, организации бесперебойного снабжения ярусного лова наживкой (песчанка, мойва, сельдь и пр.), подобная активизация современного мурманского ярусного лова может быть направлена также и по пути: 1) применения подвесных и плавных ярусов, помимо практикуемого ставного яруса, 2) применения на Мурмане дорного ярусного трескового лова при помощи особой кон­ струкции лодок, так называемых „ д о ри “. На Мурмане не применяют подвесного и плавного тресколовного ярусов, несмотря на полную возможность и необходимость их .внедрения в промысловую прак­ тику. Между тем в Норвегии подвесные и плавные треско- ловные яруса имеют широкое применение. Подвесные и плавные яруса применяют с тех же промысловых судов, с которых происходит и ставной ярусный лов. Основ­ ное отличие их от яруса ставного составляет метод их установки в море. Обычно у нас для лова трески ярус выметывают не­ посредственно с борта промыслового судна и часов через шесть-восемь извлекают его. В Норвегии же для ярусного лова трески, а также и для поддевного лова, широко используют применение дори. С одного промыслового судна спускают 4— 6 дори, а нередко и более в зависимости от размеров самого судна, числа команды, дальности лова и пр. Примерные размеры дори: длина 5— 6 м , ширина П /г— 2 м , высота борта 8 0— 90 см. В конструкцию дори вносятся и могут вноситься различные изменения применительно к мест­ ным условиям промысла (увеличение размеров дори, изменение линейных образований и пр.). Двигательной силой дори служат весла. Делают опыты применения на дори подвесных кормовых моторов. Одну дори обычно обслуживают два рыбака при 5— 7 тюках яруса. Один тюк тресколовного яруса имеет длину в 360 м со 1 5 0 — 180 крючками. Для перевозки дор на палубе промысловых судов и в целях экономии палуі ной площади их часто делают такого размера, чтоС одна дори вмещалась в другую. Промысел трески с применением дори является в Нор вегии основным видом ярусного трескового лова. Ло трески при помощи дори более продуктивен, нежелД лов ярусом непосредственно с самого судна, хотя са по себе дорный промысел требует от рыбаков исключй§ тельной опытности и знаний. Доставленные на палубе судна к месту лова и спу щенные на воду дори расходятся в разные стороны от | судна и выметывают яруса обычно в звездообразно^ направлении от основного судна, уходя нередко от пе следнего на два-три километра и более. Основное преимущество дорного ярусного лова перед*] ярусным ловом, производимым с самого судна, заклн чается в следующем: 1) при дорном выметывания яруса отдельными частямй| его, в размере 5— 7 тюков, общая площадь обловазна- чительно больше, нежели при ярусном лове с борта са мого судна, когда ярус имеет обычное вытянутое напра­ вление; 2) оборачиваемость дорного ярусного лова значи­ тельно выше нежели лова с борта судна. Средняя оборачиваемость одного промыслового парусно моторного судна при лове трески ярусом с самого судна составляет обычно 4 0— 45 часов (с момента подготовки к промыслу в становище и до момента возвращения с промысла и сдачи улова на береговую базу). При дорном лове трески эта оборачиваемость одного промыслового рейса составит не более 18— 22 часов. 3) уловистость одного тюка яруса при дорном лове, в среднем, на 15—25 °/0 выше уловистости яруса с борта| судна; 4) при дорном лове трески возможно двухсменное использование яруса за один рейс. Обычно с одного промыслового бота применяют ярус в 3 5— 40 тюков при наличии команды до 6 чело­ век (с бота, длиной 14— 16 м , с мотором в 2 5— 35 сил). Следовательно, при дорном промысле, исходя из расчета на одну дори до 7 тюков, потребуется на такое же судно до 5 дор при 10 человеках на дорах и 2-х человеках на самом судне, а всего 12 человек. Число дори с одного судна может быть по желанию уменьшено или увели­ чено, что, в свою очередь, будет снижать или у в е л и ч и в а т ь число рыбаков. При дорном лове возможен запас наживки на судне для яруса. Средний улов рыбы имеет большие колебания (от 20 до 60 кг на один тюк), в зависимости от в р е м е н и лова, места лова и пр. Отрицательными м о м е н т а м и дорного ярусного лова на первый взгляд могут п о к а з а т ь с я : опасность промысла в открытом море с б е с п а л у б н о й маленькой по своим размерам дори и особенно при насту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz