Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
О ДОРНОМ ТРЕСКОВОМ ЛОВЕ (В ПОРЯДКЕ О БС УЖ Д Е Н И Я ) А. ЖИЛИНСКИЙ Г рубо примитивный характер мурманского прибреж ного трескового лова дореволюционного периода утвер дил за этим промыслом наименование „кустарный”. Однако, при наличии огромных рыбных запасов на Мурмане, возможности самого широкого развития всех видов морских промыслов (трескового, сельдяного, акуль его, сайдяного, мойвенного, креветочного), а также и на основании имеющихся за последнее время определен ных успехов планомерной организации морских п ро мыслов на Мурмане, мурманское прибрежное рыболовство может принять обширные размеры. Основной задачей реконструкции современного мур манского прибрежного промысла является прежде всего придание ему наибольшей подвижности во времени и в пространстве на основе сколь возможно совершенной добывающей и обрабатывающей техники. К одному из таких отдельных моментов необходи мой технической реконструкции лова на Мурмане мы относим реорганизацию в целях активизации основного вида промысла— ярусного (крючкового) лова трески. Помимо увеличения оборачиваемости промысловых судов, организации бесперебойного снабжения ярусного лова наживкой (песчанка, мойва, сельдь и пр.), подобная активизация современного мурманского ярусного лова может быть направлена также и по пути: 1) применения подвесных и плавных ярусов, помимо практикуемого ставного яруса, 2) применения на Мурмане дорного ярусного трескового лова при помощи особой кон струкции лодок, так называемых „ д о ри “. На Мурмане не применяют подвесного и плавного тресколовного ярусов, несмотря на полную возможность и необходимость их .внедрения в промысловую прак тику. Между тем в Норвегии подвесные и плавные треско- ловные яруса имеют широкое применение. Подвесные и плавные яруса применяют с тех же промысловых судов, с которых происходит и ставной ярусный лов. Основ ное отличие их от яруса ставного составляет метод их установки в море. Обычно у нас для лова трески ярус выметывают не посредственно с борта промыслового судна и часов через шесть-восемь извлекают его. В Норвегии же для ярусного лова трески, а также и для поддевного лова, широко используют применение дори. С одного промыслового судна спускают 4— 6 дори, а нередко и более в зависимости от размеров самого судна, числа команды, дальности лова и пр. Примерные размеры дори: длина 5— 6 м , ширина П /г— 2 м , высота борта 8 0— 90 см. В конструкцию дори вносятся и могут вноситься различные изменения применительно к мест ным условиям промысла (увеличение размеров дори, изменение линейных образований и пр.). Двигательной силой дори служат весла. Делают опыты применения на дори подвесных кормовых моторов. Одну дори обычно обслуживают два рыбака при 5— 7 тюках яруса. Один тюк тресколовного яруса имеет длину в 360 м со 1 5 0 — 180 крючками. Для перевозки дор на палубе промысловых судов и в целях экономии палуі ной площади их часто делают такого размера, чтоС одна дори вмещалась в другую. Промысел трески с применением дори является в Нор вегии основным видом ярусного трескового лова. Ло трески при помощи дори более продуктивен, нежелД лов ярусом непосредственно с самого судна, хотя са по себе дорный промысел требует от рыбаков исключй§ тельной опытности и знаний. Доставленные на палубе судна к месту лова и спу щенные на воду дори расходятся в разные стороны от | судна и выметывают яруса обычно в звездообразно^ направлении от основного судна, уходя нередко от пе следнего на два-три километра и более. Основное преимущество дорного ярусного лова перед*] ярусным ловом, производимым с самого судна, заклн чается в следующем: 1) при дорном выметывания яруса отдельными частямй| его, в размере 5— 7 тюков, общая площадь обловазна- чительно больше, нежели при ярусном лове с борта са мого судна, когда ярус имеет обычное вытянутое напра вление; 2) оборачиваемость дорного ярусного лова значи тельно выше нежели лова с борта судна. Средняя оборачиваемость одного промыслового парусно моторного судна при лове трески ярусом с самого судна составляет обычно 4 0— 45 часов (с момента подготовки к промыслу в становище и до момента возвращения с промысла и сдачи улова на береговую базу). При дорном лове трески эта оборачиваемость одного промыслового рейса составит не более 18— 22 часов. 3) уловистость одного тюка яруса при дорном лове, в среднем, на 15—25 °/0 выше уловистости яруса с борта| судна; 4) при дорном лове трески возможно двухсменное использование яруса за один рейс. Обычно с одного промыслового бота применяют ярус в 3 5— 40 тюков при наличии команды до 6 чело век (с бота, длиной 14— 16 м , с мотором в 2 5— 35 сил). Следовательно, при дорном промысле, исходя из расчета на одну дори до 7 тюков, потребуется на такое же судно до 5 дор при 10 человеках на дорах и 2-х человеках на самом судне, а всего 12 человек. Число дори с одного судна может быть по желанию уменьшено или увели чено, что, в свою очередь, будет снижать или у в е л и ч и в а т ь число рыбаков. При дорном лове возможен запас наживки на судне для яруса. Средний улов рыбы имеет большие колебания (от 20 до 60 кг на один тюк), в зависимости от в р е м е н и лова, места лова и пр. Отрицательными м о м е н т а м и дорного ярусного лова на первый взгляд могут п о к а з а т ь с я : опасность промысла в открытом море с б е с п а л у б н о й маленькой по своим размерам дори и особенно при насту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz