Карело-Мурманский край. 1935, № 8-9.
22 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 8—9 то будет с достаточной наглядностью видно, как незна чителен наш промысел в этом богатейшем районе. В 1931 году советские траулеры выловили 58 тыс. центнеров, в 1932 г .— 5'J тыс. центнеров, а в 1933 И' 1934 гг. по 5 тыс. центнеров, что составляло 9—10% общего улова нашего тралового флі-та в і931 —1932 г. и менее 1% в 1933—1934 г. Для сравнения на рис. 1 даны уловы норвежских ярус- ников, которые в эти годы выловили на Медвежке своими примитивными ярусами приблизительно столько же, сколько добыл наш мощный траловый флот. Советский траловый флот в последние два года ориентировался исключительно на южную часть Баренцова моря, достиг здесь больших успехов— это его достоинство—и игнорировал, вернее даже совсем оставил Медвежинскую банку — это его ошибка. В 1930 г. Медвежка облавливалась в течение четырех ме сяцев второго полугодия и максимальные подъемы за час траления были в июле — 1 782 кг. В 1931_ г. облавливалась почти круглый год и лучшие подъемы были в январе — феврале и июле — августе. В 1932 г. облавливались первые три кварт ла и на второй из них приходятся подъемы, пре вышающие тонну за час траления. В последующие два года происходит сужение промыслового периода до шести меся цев в 1933 г. и четырех месяцев в 1934 г. Максимальные подъемы падают на май — июнь; в сентябре 1934 г подъемы за час траления составляли 1 030 кг. На основании этих данных, хотя и отражающих пятилет ний опыт промысла, трудно представить картину изменения концентрации рыбы в районе Медвежинской банки на протя жении года. Объясняется это слабой интенсивностью нашего промысла, который охватывал незначительные участки банки и быстро их оставлял. Однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что н а М е д в е ж к е в в е с е н н и е м е с я ц ы н а б л ю д а е т с я з н а ч и т е л ь н о е у в е л и ч е н и е к о н ц е н т р а ц и и р ы б ы , т а к ж е к а к и в ю ж н о й ч а с т и Б а р е н ц о в а м о р я . Показатели 1931 г. не могут считаться доказательством противного, так как они отражают первые шаги советского флота, когда промысловые районы и квад раты были совершенно неизвестны. Сопоставляя данные со ветских и немецких траулеров, можно заметить наличие вто рого пика концентрации рыбы, приходящегося на июль и август. Также не исключена возможность нахождения рыбы в боль ших концентрациях в январе и феврале, судя по подъемам советских траулеров в 1931 г. и появлению в эти месяцы промысла немецких траулеров в 1932 г. и 1933 г. Что касается динамики по годам, то наблюдается законо мерное падение концентрации рыбы с 942 кг в 1930 г. до 570 кг за час траления в 1933 г. и резкое увеличение до 1 230 кг в 1934 г. Динамика уловов иностранных траулеров коренным обра зом отличается от динамики наших уловов. Несмотря на плохое знакомство с районом и временем концентрации рыбы, наши подъемы на Медвежке значительно превышают уловы южной части Баренцова моря. Так, в 1930 г. эта разница составляла 239 кг, в 1931 г .— 173 кг в 1932 г. — 183 кг, а в 1931 г. — 475 кг и только в 1933 г. баренцоморские подъемы превышали медвежинские на 40 кг за час траления. Отсюда ясно, что наш траловый промысел не должен ориентироваться исключительно на южную часть моря. Опе ративное руководство траловым флотом не проявляет необ ходимой гибкости в маневрировании флотом, что и приво дит к крайне слабому использованию природных богатств Медвежинской банки, к недоиспользованию внутренних ре сурсов, имеющихся у тралового хозяйства Мурмана. Когда заходит речь о причинах слабого использования! богатств Медвежинской банки, то обычно приводятся тр| следующих довода: 1) Медвежинская банка является сравни- нительно отдаленным районом, переходы на промысел зані мают свыше двух суток, тогда как в западные и централі ные районы Баренцова моря—1—Н/г суток; 2) Медвежинскі банка является аварийным районом, часто за рейс теряется из-за неровностей дна 5—6 тралов; 3) промысел на МедвежиІ является „нерентабельным", дорогим с точки зрения себі стоимости продукции по сравнению с южными района; моря. Неосновательность первого возражения совершенно оче- в дна не только с точки зрения опыта иностранньц траулеров, которые облавливают рагйоны, расположенные на расстоянии 6—7 суток хода от порта в один конец, но также и с точки зрения нашего опыта промысла в вострч.1 ных районах, промысловые переходы куда занимают при близительно столько же времени, сколько и на Медвежку. Восточные районы мы продолжаем облавливать, правда, с ослабевающей интенсивностью и не замечаем дальности их расположения от порта. Второе возражение — аварийность Медвежинской банки— более существенно и на нем мы остановимся несколько по дробнее. Высокий процент аварийных тралений на Медвежке не является неожиданным после данной в начале статьи ха рактеристики грунта дна. Починка трала в 1930 году составляла 187о, в 1931—32 г.—14°/0 и в 1934 г.—12,8° 0 времени про мыслового плавания. Снижение удельного веса починки трала, как элемента, производного от траления, находится в связи с уменьшением интенсивности последнего и не сви дельствует об уменьшении абсолютной величины данного элемента. Починка трала попрежнему составляет приблизи тельно половину величины траления, т. е. после каждого часа траления следует получасовая починка трала. Трата большого количества времени на такую подсобную работу, как починка трала, естественно является препятствием к широкому развитию тралового промысла на Медвежинской банке. Частые случаи потерь трала, стоимость которого в 1934 г. равнялась 1700 рублям, также заставляли капитанов уклоняться от рейсов на Медвежку, так как при хозрасчет ных отношениях траулеру не мало требуется выловить рыбы, чтобы компенсировать потерю трала. Для иностранных траулеров ни то, ни другое обстоятель ства не являются препятствием для развития интенсивного промысла на Медвежке. В иностранной литературе, относящейся к промыслу в районе Медвежьего острова, нам не приходилось встречать жалоб на грунты и рельефы дна и, судя по статье одного одного немецкого капитана, потеря трала — для них редкое явление и рассматривается как промысловое преступление. Чем же это объясняется? Путем каких мероприятий воз можно уменьшение до минимума зависимости тралового промысла от характера грунта и рельефа дна? Одним из путей является знакомство с районом, достигав-- мое практикой и использованием данных науки в виде бати метрических карт и карт грунтов. Известно, что очень суще ственным обстоятельством в отношении распределения ава рий трала является рельеф дна. Согласованием курса т р а л е н и я с направлением склона или долины можно п р е д у п р е д и т ь аварию трала. Следующим путем является специальное вооружение трала для каменистых грунтов. Иностранцы при работе на камени стых грунтах употребляют полые металлические бобенцы. которые прикрепляются к нижней подборе в нижней части трала, что позволяет тралу легко перекатываться ч е р ез все неровности морского дна. По бокам нижней подборы и в сре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz