Карело-Мурманский край. 1935, № 7.

№ 7 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 33 В ПОМОЩЬ ТУРИСТУ В. АЛЫМОВ Е. Ф. БАРТОЛЬД „ПО КАРЕЛИИ И КОЛЬСКОМУ ПО­ ЛУОСТРОВУ". ПУТЕВОДИТЕЛЬ ОГИЗ. „ФИЗКУЛЬТУРА И ТУРИЗМ" 1935. Стр. 140. Цена 1 р. 75 к. В издательской аннотации краткое со­ держание книги выражено так: „В путеводителе подробно описы­ ваются условия летних и зимних путе­ шествий по Карелии и Кольскому по­ луострову, подготовка, необходимое снаряжение и пр.; дается большое ко­ личество маршрутов по индустриаль­ ным и по глухим, мало исследованным и совсем неиследованным районам этих слабо населенных частей СССР; указы­ вается, где и какую исследовательскую и другую общественно-полезную ра­ боту в соответствии с планом второй пятилетки могут провести ту'ристы, одновременно отдыхая и укрепляя свое здоровье. В путеводителе даются схе­ матические карты и указатель литера­ туры*. Автор книги хорошо знает Северную Карелию и южную часть Кольского полуострова, он исходил и изъездил много мест на этой территории. Его описания края — работа краеведа, зна­ ющего край, а не мастерство компиля­ тора, на основании десяти прочитанных статей, сочиняющего одиннадцатую. Его схемы организации экспедиций осно­ ваны на знании мест и личном опыте. Большая часть маршрутов выбрана удачно и описаны они со знанием ти­ пичных особенностей маршрутов. Для каждого маршрута избрана цель — по­ иски ископаемых, знакомство с бытом населения и др. Так как автор этих строк мало зна­ ком с Карелией, а больше с Кольским полуостровом, то в рецензии он бу­ дет говорить только о части книги, относящейся к Кольскому полуострову. Начнем с общих данных о полуострове. Физикогеографическое описание в об­ щем дает верное представление о п-ве, поскольку это можно сделать на 9 стра­ ничках. Нужно только внести некоторые исправления: площадь Мурманского округа не 130 т. кв. км, а 117 т. кв. км. (по данным землеустройства 1934 г.). Есть неточности в указаниях на места разработки руд. Неверно утверждение о том, что не найдены на Кольском п-ве известняки: они обнаружены на о. Киль- дине, в районе д. Ионы и близ Киров- ска. В главе об экономике Кольского п-ва некоторые сведения уже устарели — другие очень кратки и не дают пред­ ставления о том, чем является Мурман­ ский округ в экономическом отноше­ нии. Например, в путеводителе одним из факторов, влияющих на рост про­ мышленности и населения Мурманского округа, автор считает открытие желез­ ных руд; однако, к разработке их до настоящего времени (июль 1935 г.) еще не приступлено. Ни звука нет о никеле, а о нем ко времени сзачи книги в на­ бор уже было известно. Нет данных о сельском хозяйстве и коллективиза­ ции. По некоторым данным, где о совер­ шающихся событиях говорится в буду­ щем времени, можно заключить, что книга написана в начале 1934 г. и са­ мыми свежими данными являются цифры 1933 и даже 1932 г. Но автор в этом мало виноват: социалистическое строи­ тельство на Мурмане совершается тем­ пами более быстрыми, чем пишутся и печатаются книги об этом строительстве. Конечно, данные об экономике края и о второй пятилетке лучше было бы собрать на месте, они были бы точнее. Главы „Особенности туризма по Ка­ релии и Кольскому п-ву" и „Снаряже­ ние и продовольствие' изложены со знанием дела и особенностей этих краев. Переходим к маршрутам. По Коль­ скому п-ву автором намечены 14 марш­ рутов, из них 4 лыжных. Маршруты вы­ браны удачно и описаны хорошо, по­ скольку это позволяет краткость изло­ жения. Но по поводу некоторых марш рутов необходимо сделать замечания. Прежде всего баз ОПТЭ на некоторы : восточных маршрутах еще нет, это было только в плане. Маршруты по Туломе, Нотозеру; Зап. Мурману и западу во­ обще нужно пересмотреть; некоторые из них не могут быть маршрутами об­ щего пользования. В описании мурманских (северных и западных) маршрутов есть ошибки. Неверны исторические указания о Коле: в XV веке города Колы не было; жи­ тели г. Колы занимались рыболовством с самого основания города Колы (осно­ ван в 1533 г.), а не со времени упадка международной торговли через Колу, в XV—XVI в.в. Колу громили не нор­ вежцы идатчане.ашведские финны. Опи­ сание пути по Туломе сейчас уженесоот- ветствует действительности: строитель­ ство гидростанции совершенно изменило и Тулому и окружающие места и усло­ вия путешествия. Река Паз, где французский ученый Рабо когда-то нашел алмазы, находится не на Мурмане, а на границе Норвегии и Финляндии На Мурмане понятие .становище* уже исчезло, а есть уже постоянные селения. Селение Гаврилово находится не в устье р. Вороньей, а на 3 км восточнее, в бухте Майорской. Есть и другие неточности. Автор книги отчасти сам знает это и оговаривается: „по некоторым участкам у нас еще так мало сведений, что вполне возможны ошибки" (стр. 121). Целевыми установками большинства маршрутов являются поиски полезных ископаемых. Конечно, для этого тури­ сту нужна некоторая подготовка. К пе­ речисленным автором полезным иско­ паемым мы вы прибавили поиски глин и др. строительных материалов; при огромном строительстве на Кольском п-ве они имеют огромное значение. Не­ обходимо также отмечать и торфяники— где они находятся, их приблизительные площади, толщину пласта; брать об­ разцы. Нужно отмечать и болота (осо­ ковые и др.): это потенциальная кормо­ вая база для животноводства. Среди целевых установок у автора имеется также изучение быта местного населения (или ознакомление с ним). Но об этом сказано в общем виде. Для некоторых маршрутов, в особенности в районах рыболовства и оленеводства, ведущей целью может быть ознакомле­ ние (подробное) с колхозным строем, колхозной жизнью и колхозным строи­ тельством. Колхозы Кольского п-ва по своим ведущим отраслям и особенно­ стям хоз. деятельности отличаются от колхозов других мест и потому подроб­ ное ознакомление с рыбацкими или оленеводческими колхозами предста­ вляет для туриста большой интерес и принесет ему большую пользу. Для этого можно рекомендовать спе­ циальные маршруты. Один из них—это удлиненный маршрут по Терскому рай­ ону: Кандалакша—Кузомень—Варзуга и далее; другой—Восточный Мурман. Автор, между прочим, рекомендует— для ознакомления с рыбным промыслом Мурмана - засесть в каком-нибудь ры­ бацком селении на продолжительное время и пожить жизнью рыбака. Это самое удачное предложение для тури­ стов, желающих ознакомиться с жизнью мурманских рыбаков, тем более, что пе­ редвижения между селениями Мурман­ ского берега затруднительны. Могли бы мы рекомендовать еще один маршрут—с целью ознакомления с оленеводством (в период июня-июля). Самой лучшей базой в этом отношении является П о н о й . Здесь есть крупней­ ший оленеводческий колхоз Север*— около 4000 оленей. Место отела- кило­ метрах в 15; стадо вообще в это время держится недалеко от селения. Здесь турист увидит много интересного— выход в оленье стадо, жизнь в палатке или чуме, ознакомление с оленями, с методами пастьбы, с жизнью пастухов. Кроме того, в самом Поное—ознакомле­ ние с семужьим ловом, с бытом населе­ ния. Окружающая природа также пред­ ставляет большой интерес для изучения. Это один из самых интереснейших маршрутов на Кольском п-ве; притом же он один из наиболее легких: не надо навьючивать на себя больших нош и делать больших переходов. Ехать в Поной можно и через Мурманск и через Архангельск; по пути—знакомство с морем и берегами. Книга написана с большим знанием описываемых мест и хорошим знанием в отношении организации экспедиций по Кольскому п-ву. Она легко читается, дает много интересных сведений. Ее вполне можно рекомендовать туристам, стремящимся на север. Книга эта по данному вопросу — лучшая из суще­ ствующих.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz