Карело-Мурманский край. 1935, № 7.

12 июля из Мурманска вышел к высоким широтам в большую научную экспедицию ледокол „Садко“, На снимке• Известный полярный летчик т Бабушкин и капитан ледокола т. Николаев, диции. В середине февраля обе ее чабтй соединились в Во­ логде, а затем продолжали свой путь на Тобольск, который был тогда главным городом Сибири. От Вологды до ТобоЛЬ* ска экспедиция ехала целый месяц. В Тобольске надо было запасти продовольствие на даль­ нейший путь, набирать новых людей. Здесь Беринга застала весенняя распутица. Из Тобольска экспедиция двинулась уже на одиннадцати дощаниках по вскрывшемуся Иртышу, пере­ бираясь в дальнейшем с одной великой сибирской реки на другую. Все лето 1725 года Беринг и его команда провели в дороге и стали на зимову в Илимске — остроге в глуши Восточной Сибири, у „волока” с Ангары на Лену. Сорок человек во главе с лейтенантом Шпанбергом были посланы вперед на Лену, в Усть-Кутский острог, и начали строить там 15 барок. Как только Лена вскрылась, флотилия Бе­ ринга поплыла вниз и в середине июля 1726 года прибыла в Якутск. Всю осень и зиму грузы экспедиции перебрасывались из Якутска в Охотск частью по рекам, частью вьюком на ло­ шадях, а когда замерзали реки и гибли от бескормицы ло­ шади, то и просто на людях.1 Лишь к лету 1727 года экспе­ диция Беринга сосредоточилась в Охотске. Отсюда, собственно, должно было начаться настоящее пу­ тешествие, а чтобы только достичь Охотска, Берингу пона­ добилось почти два с половиной года. Постепенно увеличиваясь, начиная от самого Петербурга, команда Беринга дошла в Охотске до ста человек. В Охот­ 1 Из 663 вьючных лошадей экспедиция в дороге пали 267, остальные погибли в Охотске. ске экспедиции пришлось ЗапйСаТь провиант, строить жилье для людей, склады для продовольствия. Было там также по­ строено И еудно «Фортуна". После двухнедельного плавания экспедиция в сентябре прибыла в Большерецк, на западном берегу Камчатки. Отсюда Беринг решил перебраться сухим путем в Нижнекамчатск (на восточном берегу полуострова) и там строить новое судно. По зимней дороге экспедиция двинулась на собаках в тысячекилометровый путь через Кам­ чатку. Упряжные собаки были собраны со всех камчадальских селений. Два месяца понадобилось экспедиции, чтобы до­ ехать до Нижнекамчатска. Большая часть собак — главное богатство камчадалов — во время переезда погибла, и тузем­ ное население было надолго разорено. Тем временем наступил март 1728 года — шел уже чет­ вертый год с тех пор, как Беринг покинул Петербург. Вся весна ушла на постройку палубного бота „Гавриил“. 13 июля 1728 года Беринг „вступил под паруса”, и „Гавриил* вышел из устья реки Камчатки в открытое море. Курс судна лежал на северо-восток. Мореплаватели не теряли из вида азиатских берегов и „полагали оные на карту*. Названия, данные Берингом различным пунктам этого не­ ведомого в Европе побережья, удержались на картах до на­ стоящего времени. Так были открыты мыс Фаддея и залив Креста. 6 августа судно вошло в глубокую бухту, назван­ ную Преображенской, так как открытие ее совпало с цер­ ковным праздником Преображения. В этой бухте были за­ мечены впадавшие в нее речки, и экспедиция запаслась пре­ сной водой. Плывя дальше, Беринг миновал мыс, возле кото­ рого повстречал лодку с туземными охотниками. Взятые на Камчатке в экспедицию коряки — переводчики объяснили, КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz