Карело-Мурманский край. 1935, № 7.

* КОРАБЛИ УХОДЯТ В АРКТИКУ хода, который по мнению ученых, суще­ ствует на 81—82° северной широты, за островами Шпицбергена, Земли Франца Иосифа и т. д. Экспедиция на „Садко" одной из задач ставит перед собой также и выяснение вопроса о существовании таинственной Земли Джиллеса — неболь­ шого клочка суши, где-то в районе на северо-восток от Шпицбергена. Эту землю видели мореплаватели, но тяже­ лые льды не давали возможности по­ дойти к ней. Экипаж „Садко" вместе с составом экспедиционных работников состоит из 78 человек „Садко" снабжен всеми не­ обходимыми усовершенствованными на­ вигационными приборами. Маршрут „ С а д к о * — Мурманск — Шпицберген, Гренландское море, опять на Шпицберген за водой и углем и — снова к кромке Грендландских льдов, но уже значительно севернее. Достигнув 80-й параллели, ледокол возвратится к Шпицбергену и сделает несколько рей­ сов на север до кромки вечных льдов. Второй этап экспедиции — плавание от северной оконечности Шпицбергена до северной оконечности Земли Франца Иосифа. Третий этап экспедиции — наиболее трудный — рейс между Землей Рудольфа и крайней северной точкой Северной Земли мыса Молотова. * В торой раз Карско-Ленская экспедиция выбирает пунктом вы­ хода судов в Якутию — Мурманск. В третий раз Севморпуть отправляет свои корабли к р. Лене, и с навигации этого года рейсы Мурманск — бухта Тикси надо счи­ тать регулярными. В караване проводимых судов третьей Ленской экспедиции идут лесовозы „Томский”, „Крестьянин", „Сталин*, „Молотов" и „Сакко". Лесовозы везут грузы Якутинскому территориальному управ­ лению Севморпути и торговым организациям автономной Якутской республики. На этих же пароходах едет 140 человек на смену зимовщикам Усть-Ленского порта и полярных станций. караван судов войдут также две зве­ робойные шхуны „Ленсовет" и „Смоль­ ный", которые следуют в море Лаптевых, где останутся зимовать на два года. К острову Диксон в присоединение к ка­ равану должны подойти еще три паро­ хода, грузившиеся в Архангельске. От острова Диксона на восток к мысу Челюскин весь караван судов будут проводить через льды ледоколы „Ермак" и „Литке". Разгрузка судов будет производиться в бухте Тикси, после чего суда выйдут обратно, следуя на Диксон — Игарку — Мурманск. Возвращение экспедиции на­ мечено к середине октября. Прибывающие суда в Мурманск по­ лучают здесь полное снаряжение, гру­ зятся и отправляются в походы. Прибывший в Мурманск 6 июля ле­ докол „Ермак" 15 июля вышел в рейс. Он должен первым войти в Карское море и, ознакомившись с ледовыми усло­ виями, повести за собой караваны судов, идущие к берегам Лены и в сквозной рейс с запада на восток. Флагмана арк­ тической экспедиции ведет капитан В. И. Воронин — челюскинец — ордено­ носец. Прошел капитальный ремонт ледорез „Литке". По проверке главные машины и вспомогательные механизмы показали хорошую работу. Полученные в прошлом году при пе­ реходе из Владивостока в Мурманск по вреждения в корпусе,- особенно в носо­ вых креплениях, ликвидированы полно­ стью. Ледорез получил новые учащенные крепления (шпангоуты, стрингеры), что ставит ледорез в разряд первоклассных линейных кораблей арктического флота. 15 июля ледорез „Литке" под коман­ дой капитана Гутерштрассера вышел в Мурманск, откуда после пополнения запасами топлива и экспедиционного снаряжения отправится в свой ледовый поход — бухту Тикси. На снимках : вверху: ле­ совоз „ Искра ", идущий сквозным рейсом во В ла ­ дивосток, под погрузкой в Мурманском поргпѵ; внизу: ледокол ,Садко“ уходит из Мурманска. В этом году но Северному морскому пути впервые пойдут с запада на восток грузовые суда „Ванцетти" и „Искра". Они доставят грузы на остров Диксон, в Индигирку и во Владивосток. В свою очередь, с востока на запад по маршруту Владивосток — Мурманск из Владивостокского порта выходят семь кораблей. Два из них „Анадырь" и „Ста­ линград* под водительством опытней­ ших капитанов-полярников Миловзорова и Мелехова впервые в истории арктиче­ ского мореплавания пройдут по пути, проложенному краснознаменным ледоре­ зом „Литке*. „Анадырь" и „Сталинград" из Владивостока идут в Мурманск. В ме­ сте векового скопления льдов, в По­ лярном море, их ждет краснознаменный ледокол „Красин". 12 июля из Мурманского порта ушел в необычный полярный рейс ледокол „Садко", управляемый капитаном Нико­ лаевым. На „Садко" отправилась науч­ ная экспедиция Г. А. Ушакова, напра­ вляющаяся в район Гренландского моря, здесь экспедиция начнет производство научных работ о взаимодействии теплых атлантических вод и многолетних ледо­ вых накоплений Арктики. Помимо разрешения этих вопросов, научная экспедиция на „Садко" соберет материалы о существовании „великой северной полыньи" — свободного про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz