Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.

*%■ К СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ Ю. НЮСТРЕМ / ”>тарая Карелия не оставила в наследство будущим поколениям ни одного крупного памятника культуры, кроме „Калевалы“. Примитивный хозяйственный строй, суеверие и неграмотность, голод и нужда стояли прегра­ дой на пути развития культурной жизни. Только после Октября карельские трудящиеся могли приняться за культурное строительство, создавая куль­ туру, национальную по форме и социалистическую по содержанию. Одним из достижений пройденного пути является национальный театр — показатель большого, общего роста экономики и культуры. В 1922 г. группа возвратившихся с фронтов то­ варищей организовала небольшой театр, надеясь в бу­ дущем превратить его в значительную художественную единицу. Но этот почин оказался преждевременным и группа разъехалась, порождая очень жизнеспособные, активно работающие драмкружки в Петрозаводске, Ухте, Кестеньге и т. д. В 1924 г. при русском драматическом театре была создана национальная студия из комсомольцев предпри­ ятий и учебных заведений. Эта студия работала до 1926— 27 г. В 1928 г. опять возник вопрос о на­ циональном театре. Теперь за это гіо инициативе тов. Ю. Сирола взялись секретарь Обкома тов. Ярви- сало и зам. наркома просвещения тов. И. Гришкин. На этот раз предварительные мероприятия было решено провести в Ленинграде с тем, чтобы первый выпуск организуемой театральной школы составил бы костяк национального театра. Однако, комплектование школы было неудачным. Большинство учеников было из глухих углов Карелии и колхозов Ленинградской области; многие даже не знали толком, что такое театр. В 1930— 1932 гг. начинают среди старших учеников театра выявляться молодые мастера — С. Туорина, Д. Карпова, Сигрод Хиц и др. В 1931 г. в техникум прибыла группа опытных рабочих артистов — К. Севан- дер, Юлиус Каллио и др. ? ~ т ......... В январе 1932 г. молодой театр показал свою пер- \ вую работу „Паровоз № 1 “, > яШ К г пьесу молодого драматурга ,--*v J Т. Кеттунен. С тех пор ѵД .і; Г і театр работает бесперебойно, * давая 7—8 премьер в году, ... продолжая работу над воспи- танием новых кадров и над повышением мастерства. 1 I Уже на первых стадиях | 1 ; Я ы | воспитания будущих актеров Г - \ I н і | | | обращалось внимание на то, что обслуживание карель- ской деревни будет одной из основных задач театра. ,, , „ , Художественный руково- В традициях техникума были дителъ Карельского нацио- зимние и весенние поездки налъного драматического на практику в далекие ка- театра тов. Нюстрем. рельские деревни, где ученики методами художественной пропаганды участвовали в вы­ полнении пятилетки в четыре года. Практиканты соби­ рают тысячи рублей в фонд обороны страны, распро- , страняют литературу и газеты, выпускают стенгазеты с местным материалом, организуют и укрепляют местные агитбригады и драмкружки. Эти традиции техникума перешли к театру. На еже­ годных поездках в районы театр, кроме своей худо­ жественной работы, проводит широкую политпросвет- работу. Неся на себе литературу и бутафорию, актеры прошли сотни километров на лыжах, вплоть до Реболы и Поросозера, и на лодках до Оланги. В Карелии нет такого района, где бы театр не по­ бывал. Для освещения этой стороны работы театра, приведем результаты одной поездки: дано 123 пред­ ставления, охвачено 17 218 человек зрителей, организо- Пьеса украинско­ го драматурга А. Корнейчука „ Ги­ бель эскадры “ впо­ становке Карель­ ского националь­ ного драматиче­ ского театра (ре­ жиссер Нюстрем).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz