Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.

4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 . . . Революционная бди­ тельность является тем самым качеством, кото­ р о е особенно необходимо теперь большевикам. (СТАЛИН) Секретарь Карельского Облает сома ВКП{6) т. Розио Организацией 8 МТС и внедрением в значительных размерах сельскохозяйственных машин и орудий поло­ жено начало техниче:кой реконструкции сельского хозяйства. Вместе с общеэкономическим подъемом кол­ хозов растет и зажиточность колхозников Карелии. Животноводческая отрасль сельского хозяйства про­ должает оставаться еще наиболее отстающим участком, хотя удалось приостановить дальнейшее падение живот­ новодства и добиться некоторого подъема отдельных его отраслей. Задача подъема поголовья скота, повыше­ ния его продуктивности, превращения Карелии из потребляющей в производящую является делом чести всех партийных и советских организаций Карелии. Дореволюционная Карелия почти не имела дорог. Наиболее распространенными путями сухопутного транс­ порта являлись тропы с ездой на волокушах. Общая протяженность новых усовершенствованных дорог Совет­ ской Карелии достигла 3 500 километров и районных дорог свыше 5 ООО километров. Трудовое участие населения в дорожном строительстве становится все более мощным фактором в ликвидации бездорожья, унаследованного от царйзма. За последние годы автомобильные перевозки стали уже массовыми. За 1934 г. перевезено на автомобилях свыше 200 тыс. тонн грузов, и 250 тыс. пассажиров. Количество автомашин к 1935 г. достигло 438, не счи­ тая парка специальных машин — легковых, лесовозов, пожарных, санитарных и т. п. Построенная в 1916 г. для переброски прибывающего из Англии в Мурманск военного снаряжения Мурман­ ская, ныне Кировская железная дорога имела крупней­ шие технические недоделки и представляла собой „времянку". За истекшие годы сделаны огромные вло­ жения на достройку дороги и усилиями трудящихся Ки­ ровская железная дорога, прорезывающая с юга на север Советскую Карелию, превращена в одну из передовых магистралей Советского Союза. Ее грузооборот в 1934 г. Председатель ЦИК АКССР т. Архипов превысил грузооборот всех железных дорог капитали­ стической Финляндии, протяженность которых в несколько раз превышает Кировскую железную дорогу. Значительно увеличился состав технических средств, их тоннаж, а также перевозка грузов и пассажиров водного транспорта Карелии. Сооружение Беломорско- Балтийского канала им. тов. Сталина создало все предпо­ сылки для дальнейшего роста грузооборота водных пе­ ревозок по территории Карелии Значительное развитие получили почтовая, телеграфно­ телефонная и радиосвязь. За годы 1928 г. почтовая связь увеличилась с 121 до 245 предприятий; 450 сель­ ских письмоносцев плюс механизированный транспорт ускоряют доставку почты в самые отдаленные пункты. Телеграфно-телефонные линии составляют около 5000 ки­ лометров, а почтово-телефонные — более 14 тыс. кило­ метров. Действует 43 телефонных станции, емкостью около 3 000 номеров. Выросла радиосвязь— в 1935 г. дей­ ствуют 2 радиостанции (мощностью в 2 и 10 киловатт) 61 радиоузел и около 6 тыс. радиоточек. Трудящиеся карелы до организации советской власти были почти сплошь неграмотными. За истекійий период введено всеобщее обучение для детей в возрасте от 8 до 11 лет. В 1934 г. охват средней школой доведен до 9 2% окончивших началь­ ную школу. Грамотность населения в возрасте 16 — 40 лет доведена до 8 7% , в том числе грамотность карел — 85% (на финском языке — 48,3% ). Охват учащихся националов на национальном языке доведен в 1934 г. до 9 7% . Затраты на народное образование в 1935 г. составляют 34 млн. руб., что составляет 84 руб. на душу населения. Для осуществления всеобщего обяза­ тельного обучения во многих районах, особенно в на­ циональных, учащиеся обеспечены на 100% интерна­ тами. Дошкольным воспитанием охвачено свыше 13 тыс., или 2 7% , детей дошкольного возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz