Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.

ЦИФРЫ ПОБЕД И РОСТА С. МАЛАХОВ МД урманский округ продолжает успешно продвигаться *** по пути социалистической индустриализации. Каждый истекающий год борьбы заполярных большевиков уси­ ливает индустриальную мощь Советского Мурмана. 1934 г. принес новые крупные победы: промышлен­ ная продукция округа за 1934 г. составила в денеж­ ном выражении 149,3 млн. рублей, превысив на 42% стоимость продукции 1933 г.; план по рыбной про­ мышленности перевыполнен на 25% ; Мурман далеко обогнал все сельдеобрабатывающие районы Союза, в том числе и старый Каспий, и дал 50% всей добытой по Союзу сельди; добыча апатитовой руды по сравнению с предыдущим годом выросла на 6 0% , достигнув в 1934 г. 1 136 тыс. тонн; выработка апатитового кон­ центрата достигла 383 тыс. тонн, т. е. возросла по сравнению с 1933 г. на 80% ; Кировская ж. д. вы­ полнила в пределах округа план грузооборота с poc-j том на 34% ; Мурманский порт переработал 1280 тыс. тонн грузов — на 19% больше предыдущего года. 1934 год ознаменовался на Мурмане расширением действующих и вводом в эксплоатацию ряда новых предприятий: апатитовой обогатительной фабрики, лов- чоритового комбината, судоремонтного завода, консер­ вного завода, апатитового рудника и т. д., общий размер капитальных вложений во все отрасли хозяйства в 1934 году составил около 138 млн. рублей .1 Всесторонний количественный и качественный рост многогранного комплекса хозяйства Мурманского округа— основная закономерность его социалистического сози­ дания. Эта закономерность полностью отражена и в плане народно-хозяйственного и культурного строитель­ ства Мурманского округа на текущий 1935 год. Общий объем валовой продукции хозяйства Мурман­ ского округа определен в плане 1935 года в сумме 204,7 млн. рублей; численность занятых в промышлен­ ности округа рабочих (без строительства) определена в 26,2 тыс. человек, т. е. на 28,4% выше чем в 1934 году, рост средней выработки продукции на одного рабочего установлен по промышленности округа на 10,1 % выше, чем в 1934 году, при росте зарплаты на 7 ,7% . В области апатитовой промышленности план пре­ дусматривает увеличение добычи руды до 1,5 млн. тонн ^►-(рост 32% ) и выработку апатитового концентрата до 700 тыс. тонн (рост 82 ,7% ). Этот рост является прямым следствием расширения и механизации апатитового руд­ ника и дальнейшего освоения второй очереди обогати­ тельной фабрики. По другим отраслям горно-химического комплекса округа необходимо отметить запроектированное планом увеличение выработки продукции ловчоритового ком- 1 Объем капиталовложений по округу составлял: в 1930 г.— 31307 тыс. руб., в 1931 г. ■— 59850 тыс. руб., в 1932 г. — 83490 тыс. руб., в 1933 г. — 94 608 тыс. руб. бината до 600 тонн концентрата (рост на 176%), до­ ведение добычи слюды на Енских разработках до 125 тонн, против 75 тонн в 1934 г., и, наконец, совершенно новую для округа задачу — строительство и ввод в экс­ плоатацию обогатительного и металлургического опыт­ ных цехов завода по переработке никелевых руд Монче- Тундры. В ближайшие годы эта новая отрасль про­ мышленности Мурманского округа приобретает значение не меньшее, чем то, которое за короткий срок приоб­ рела апатитовая промышленность Кировска. В области рыбной промышленности план намечает увеличение вылова рыбы на Мурмане до 2215 тыс. цент., что против фактического вылова в. 1934 г. (2003 тыс. цент.) дает увеличение на 10,6%. В этом задании 1161 тыс. цент, относится на добычу сельди, возрастаю­ щую по сравнению с 1934 г. на 16% . Успешное выполнение планового задания по рыбе требует мероприятий по активизации лова. План преду­ сматривает введение в строй рыбопромышленной флоти­ лии Мурмана 6 новых траулеров, 5 комбайнов, 3 дриф­ теров, 24 колхозных и МРС’овских методов. Это дает возможность повысить активную добычу на 54% по сравнению с 1934 г. Тем не менее, общий процент уве­ личения вылова рыбы сырца (10 ,6% ) принят по плану весьма сдержанно (особенно, если сравнить этот про­ цент с темпами роста добычи за предшествующие годы: 1933 год дал увеличение добычи на 7 5% ; 1934 г .— на 32% ). Эта сдержанность проектировки объясняется существующим на Мурмане разрывом между мощностью добывающего и приемно-обрабатывающего хозяйства рыбной промышленности: возможности вылова рыбы по Мурману на много превышают мощность береговых ры­ бообрабатывающих баз и приемно-транспортного флота. Для устранения этого разрыва план 1935 г. намечает ряд мероприятий: под пловучую приемно-обрабатываю­ щую базу оборудуется пароход в 3 тыс. тонн водо­ измещения; строится рефрижератор; предусматривается передача в эксплоатацию 4-х новых парусников с общей грузоподъемностью до 700 тонн и т. д. Но этого все же мало для полного устранения отмеченного разрыва и поэтому планом предусмотрена необходимость значи­ тельную часть нагрузки по транспортированию сельди с мест лова до обрабатывающих баз возложить на спе­ циально выделяемые для этой цели траулеры. А это не может, естественно, не отразиться на снижении промыс­ ловых возможностей тралфлота. На ряду с выполнением заданий по добыче рыбы, важнейшим делом рыбной промышленности Мурмана является и борьба за качество рыбопродукции и улуч­ шение ее ассортимента. План предусматривает: выход первого сорта в размерах не менее 9 0% всей продукции; повышение удельного веса свежемороженых рыботоваров с 2 2% в 1934 г. до 28% ; увеличение выпуска копче­ ных товаров на 91 ,2% ; увеличение выпуска консервов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz