Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.
№ 5 — 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 47 'S ' П о т р е б н о с т ь в м р а м о р е и м р а м о р н о й п р о д у к ц и и СССР. Потребность России в мраморе до 1917 г., по сравне нию с настоящей потребностью, была незначительна. По неполным данным, она составляла 5 ООО тонн в год; мраморные блоки до 6 ООО тонн и мраморная крошка до 3 ООО тонн. Значительная часть этого количества, не смотря на наличие в России месторождений мрамора прекрасного качества, с громадными запасами, ввози лись из-за границы. Основной продукцией мраморных предприятий явля ются: 1) М р а м о р н ы е п о л и р о в а н ы е д о с к и д л я э л е к т р о п р о м ы ш л е н н о с т и . По данным Всесоюзного объединения „Минералруд" потребность в мраморных распределительных щитах * в СССР по годам выражается (в кв. метрах): 1934 г.— 100 000; 1935 г.— 150 000—200 000; 1936 г.— 200 000 — 250 000; 1937 г. — 300 000 — 350 000. Имеющиеся в на стоящее время мраморно-распиловочные заводы могут дать только до 40 000 кв. м. 2) М р а м о р н о - о б л и ц о в о ч н ы е п л и т ы Мраморно-облицовочные плиты должны пойти для обли цовки вновь строящихся зданий (как внутренней, так и внешней). В связи с производящимся громадным стро ительством, потребность на них огромна, и в виду р а з бросанности, трудно поддается учету. Покрытие потреб ности происходит или за счет кустарей, или за счет строительных организаций, которые на строительствах создают вспомогательные предприятия по резке и обра ботке камня (дворец труда, дом НКТП, метрополитен и т. д.). f Также необходимо указать на большую потребность в мраморных плитах для прилавков в магазинах, на бой нях и т. д. 3) М р а м о р д л я ш и р п о т р е б а . В настоящее время потребность в мраморных изделиях для ширпотреба так велика, что покрывается лишь на 2 5%—30% . Недовыработка предметов ширпотреба идет главным об разом за счет недостачи мрамора. К основным предметам мраморного ширпотреба необходимо отнести: письмен ные приборы, лампы, умывальники, пепельницы и т. д. Частично для этой цели могут быть использованы об резки на мраморно-распиловочных заводах. 4) М р а м о р н а я к р о ш к а и м у к а . Потребность в мраморной крошке возросла в несколько ^ .р а з и измеряется в тысячах тонн. Если мы возьмем Ленинград (и область), то увидим, что годовая потребность выражается в следующих коли чествах (ориентировочно): мраморных блоков 5 000 тонн, мраморного бута 50 000 тонн, мраморной крошки 120000 тонн. Эта потребность покрывается исключительно за счет ввоза из других районов, главным образом, с Урала и Закавказья. Стоимость железнодорожных перевозок этого количества превышает 5 млн. рублей (13 000 ваго нов по 400 рублей в среднем за вагон). Если мы будем поставлять мрамор в Ленинград не с Урала или из Закавказья, а из Карелии, то стоимость перевозок, принимая переброску 100 000 тонн водным путем, уменьшится в 7 раз. Перевозка 100 000 тонн вод ным путем по 5 руб. за тонну будет стоить 500 000 руб. и 4 400 вагонов по 60 руо. 264 000 руб.; итого 764 000 руб. Годовая экономия на перевозках будет составлять около 4>/2 млн. рублей. Подведем итоги: 1. Карелия имеет большое количество мраморных ме сторождений, которые в настоящее время совсем не используются. 2. Некоторые мраморные м-ния Карелии расположены около водного пути, так что обеспечивают перевозки мраморной продукции водным путем. 3. В настоящее время Ленинград и область снабжа ются мраморной продукцией из Закавказья и с Урала, что перегружает транспорт и удорожает стоимость мра мора. 4. Снабжение Ленинграда карельским мрамором даст экономию 4 і /2 млн. рублей в год на одном железно дорожном фрахта и освободит тысячи вагонов в год от напрасного прогона с Урала и Закавказья. 5. Пуск в эксплоатацию карельских мраморных место рождений не вызовет больших расходов, так как вскрыша месторождений даст мраморный бут, который может пойти на мраморную крошку. Стоимость мраморного бута почти полностью покроет расходы по подготовке м-ния. При дальнейшей разработке м-ние может давать и блоки. 6. Работы по добыче мраморного бута необходимо начать немедленно с таким расчетом, чтобы лето 1935 г. использовать для водных перевозок. 7. Необходимо в дальнейшем поставить вопрос о со здании в Карелии мраморно-распиловочных и мраморно дробильного заводов. 8. Лето 1935 г. необходимо использовать для геолого разведочных и подготовительных работ на мраморных месторождениях Карелии. Необходимо там же проведение качественной оценки месторождений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz