Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.

№ 5 — 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 47 'S ' П о т р е б н о с т ь в м р а м о р е и м р а м о р н о й п р о д у к ц и и СССР. Потребность России в мраморе до 1917 г., по сравне­ нию с настоящей потребностью, была незначительна. По неполным данным, она составляла 5 ООО тонн в год; мраморные блоки до 6 ООО тонн и мраморная крошка до 3 ООО тонн. Значительная часть этого количества, не­ смотря на наличие в России месторождений мрамора прекрасного качества, с громадными запасами, ввози­ лись из-за границы. Основной продукцией мраморных предприятий явля­ ются: 1) М р а м о р н ы е п о л и р о в а н ы е д о с к и д л я э л е к т р о п р о м ы ш л е н н о с т и . По данным Всесоюзного объединения „Минералруд" потребность в мраморных распределительных щитах * в СССР по годам выражается (в кв. метрах): 1934 г.— 100 000; 1935 г.— 150 000—200 000; 1936 г.— 200 000 — 250 000; 1937 г. — 300 000 — 350 000. Имеющиеся в на­ стоящее время мраморно-распиловочные заводы могут дать только до 40 000 кв. м. 2) М р а м о р н о - о б л и ц о в о ч н ы е п л и т ы Мраморно-облицовочные плиты должны пойти для обли­ цовки вновь строящихся зданий (как внутренней, так и внешней). В связи с производящимся громадным стро­ ительством, потребность на них огромна, и в виду р а з ­ бросанности, трудно поддается учету. Покрытие потреб­ ности происходит или за счет кустарей, или за счет строительных организаций, которые на строительствах создают вспомогательные предприятия по резке и обра­ ботке камня (дворец труда, дом НКТП, метрополитен и т. д.). f Также необходимо указать на большую потребность в мраморных плитах для прилавков в магазинах, на бой­ нях и т. д. 3) М р а м о р д л я ш и р п о т р е б а . В настоящее время потребность в мраморных изделиях для ширпотреба так велика, что покрывается лишь на 2 5%—30% . Недовыработка предметов ширпотреба идет главным об­ разом за счет недостачи мрамора. К основным предметам мраморного ширпотреба необходимо отнести: письмен­ ные приборы, лампы, умывальники, пепельницы и т. д. Частично для этой цели могут быть использованы об­ резки на мраморно-распиловочных заводах. 4) М р а м о р н а я к р о ш к а и м у к а . Потребность в мраморной крошке возросла в несколько ^ .р а з и измеряется в тысячах тонн. Если мы возьмем Ленинград (и область), то увидим, что годовая потребность выражается в следующих коли­ чествах (ориентировочно): мраморных блоков 5 000 тонн, мраморного бута 50 000 тонн, мраморной крошки 120000 тонн. Эта потребность покрывается исключительно за счет ввоза из других районов, главным образом, с Урала и Закавказья. Стоимость железнодорожных перевозок этого количества превышает 5 млн. рублей (13 000 ваго­ нов по 400 рублей в среднем за вагон). Если мы будем поставлять мрамор в Ленинград не с Урала или из Закавказья, а из Карелии, то стоимость перевозок, принимая переброску 100 000 тонн водным путем, уменьшится в 7 раз. Перевозка 100 000 тонн вод­ ным путем по 5 руб. за тонну будет стоить 500 000 руб. и 4 400 вагонов по 60 руо. 264 000 руб.; итого 764 000 руб. Годовая экономия на перевозках будет составлять около 4>/2 млн. рублей. Подведем итоги: 1. Карелия имеет большое количество мраморных ме­ сторождений, которые в настоящее время совсем не используются. 2. Некоторые мраморные м-ния Карелии расположены около водного пути, так что обеспечивают перевозки мраморной продукции водным путем. 3. В настоящее время Ленинград и область снабжа­ ются мраморной продукцией из Закавказья и с Урала, что перегружает транспорт и удорожает стоимость мра­ мора. 4. Снабжение Ленинграда карельским мрамором даст экономию 4 і /2 млн. рублей в год на одном железно­ дорожном фрахта и освободит тысячи вагонов в год от напрасного прогона с Урала и Закавказья. 5. Пуск в эксплоатацию карельских мраморных место­ рождений не вызовет больших расходов, так как вскрыша месторождений даст мраморный бут, который может пойти на мраморную крошку. Стоимость мраморного бута почти полностью покроет расходы по подготовке м-ния. При дальнейшей разработке м-ние может давать и блоки. 6. Работы по добыче мраморного бута необходимо начать немедленно с таким расчетом, чтобы лето 1935 г. использовать для водных перевозок. 7. Необходимо в дальнейшем поставить вопрос о со­ здании в Карелии мраморно-распиловочных и мраморно­ дробильного заводов. 8. Лето 1935 г. необходимо использовать для геолого­ разведочных и подготовительных работ на мраморных месторождениях Карелии. Необходимо там же проведение качественной оценки месторождений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz