Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.

46 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 дящая в управление подсобными предприятиями при Ленсовете. Все вышеуказанные предприя^ тия работают на привозном сырье; главным образом с Урала. По неполным сведениям, в Ле­ нинград (и область) ввозится еже­ годно следующие количества мра­ мора: мраморных блоков 5000 тонн, мраморного бута 50 ООО тонн, мра­ морной крошки 120 000 тонн. Чупинские разработки Карелгранита. ское м-ние мрамора как по добыче мраморных блоков, так и мраморного бута. Мраморные блоки распиливаются на Эриванском мра- морно-р спиловочном заводе. Производственная мощность завода до 8 000 кв. м в год, фактически же завод вы­ пускает всего 2 000 кв. м вследствие затруднительной перевозки мрамора с карьера на завод (54 км под­ возки гужем). Мраморная крошка и мраморные доски находят себе применение в Закавказьи до 30% , 7 0% отправляются в Ленинград, Мурманск, Харьков, Читу, Москву и пр. При­ близительная ртоимость железнодорожного фрахта мра­ мора, вывозимого из Закавказья в Среднюю Россию, Ленинград и др., составляет в год 300 000 руб. Кр ым . Крымский мрамор начал эксплоатироваться только в по­ следнее время. Весь добываемый мрамор идет, главным образом, для отгрузки, для разделки на Ленинградский мраморно-распиловочный завод и в Москву. Ка р е л и я . Несмотря на то, что имеет громадные запасы мрамора разнообразнейших цветов и оттенков, не смотря на прекрасные п>ти сообщения, до настоящего времени до­ была и обработка мрамора не развернута. Л е н и н г р а д . В Ленинграде имеются два мраморно-распиловочных завода. Один завод входит в систему треста „Карел- гранит", другой завод, находящийся в „Озерках“, вхо­ дит в систему Всекопромсоюза и эксплоатируется ар­ телью „Мрамор-гранит“. Кроме того, в Ленинграде^мрамор обрабатывается заводом, входящим в объединение треста „Русские самоцветы“, главным образом, по выпуску предметов ширпотреба. Кррме того, в Ленинграде работают несколько артелей мраморщиков. Мраморную крошку в Ленинграде готовят как от­ дельные строительства, так и мраморная фабрика, вхо­ М о с к в а и М о с к о в с к а я о б л а с т ь . В Москве и Московской обла­ сти мрамор перерабатывается, глав­ ным образом, привозный с Урала, из Закавказья и из Крыма. Пере­ работкой мрамора в Москве за­ няты: трест „Скульптура и обли­ цовка", отдельные крупные строи­ тельства, подсобные предприятия метрополитена, отдельные артели, входящие в систему Всекопром­ союза. Необходимо отметить, что все вышеуказанные организации получают мрамор как в виде блоков, так и в виде бута и крошки преимущественно с Урала. Некоторые же строительные организации идут на то, что заключают договоры с отдельными артелями на Урале, предоставляют им вагоны для перевозки бута в Мо­ скву на строительства, дают им дробильные установки и, кроме того, уплачивет до 250 руб. за тонну мрамор­ ной крошки (пример: строительство дома легкой про­ мышленности в Москве и др.). Говорить в настоящий момент о тоннаже ввозимого мраморного сырья и полуфабриката трудно, в виду того, что данное сырье ввозится не только организациями, ведающими обработкой мрамора, но и отдельными стро­ ительными организациями и большими отдельными строй­ ками. Во всяком случае, количество это выражается, как минимум, в 200 000 тонн, причем оно, в связи с раз­ вертыванием строительства больших зданий (дворец труда, дворец техники, строительство Академии Наук СССР и т. д.), будет неуклонно возрастать. Также необходимо отметить частые случаи, когда мрамор с Урала везется в Ленинград на мраморно-распи­ ловочные заводы и после разделки полуфабриката от­ правляется в Москву. В итоге имеются очень частые случаи встречных п е ­ ревозок, местные мраморные рессурсы не используются для снабжения близлежащих центров, расходуются в год миллионы рублей на напрасный прогон вагонов. В настоящий момент, в связи с большим, все возра­ стающим спросом на мрамор, необходимо дело со сна­ бжением упорядочить. Для устранения встречных железнодорожных перевозок, что должно дать миллионы рублей экономии в год, необхо­ димо разграничить районы снабжения. Необходимо также форсировать включение в промышленность снабжение карельскими мраморами. В первую очередь необходимо включить снабжение карельскими мраморами Ленинграда и Ленинградской области, тем более для снабжения Ленинграда возможно использовать водный путь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz