Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.

12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 В те же годы начинает создаваться и развиваться карельская горная промышленность. Постепенно стано­ вится на ноги Онежский завод. Довольно быстрыми шагами начинает подниматься сельское хозяйство. К 1925 г. Карельское народное хозяйство достигло уровня довоенного производства, а некоторые отрасли его даже превысили довоенный уровень. История социалистического строительства в Каоелии связана с развитием и ростом Мурманской ж. д. Построенная в 1915 г. для того, чтобы царское правитель­ ство имело бы возможность перебрасывать прибывающее из Англии в Мурманск воен­ ное снаряжение, Мурманская ж. д. к 1922 г. представ­ ляла собою недостроенную времянку с поездами, ходив­ шими от случая к случаю. Ставился вопрос о закрытии дороги. Если мы сейчас в Киров­ ской ж. д. видим дорогу пе­ редовика, дорогу, выполняю­ щую и перевыполняющую з а ­ дания правительства, дорогу, которая становится культур­ ной дорогой, то в 1922 г. это была времянка, с неразрабо­ танным графиком движения, почти без всякого подсобного хозяйства, а самое главное, — не имеющая, экономической крепкой связи с окружающей ее территорией. Правительство вынесло ре­ шение о создании Промыш­ ленно-транспортного комбина­ та; в истории развития Каре­ лии роль этого Комбината до­ статочно велика. М. Гора, Кандалакша и дру­ гие пункты обязаны своему быстрому развитию исключи­ тельно этому Комбинату. Союзное правительство по­ ставило перед промышлен­ ным Комбинатом задачу — освоения больших природных богатств и укрепление железной дороги. Уже к 1926—27 г. эта задача в основном была выполнена. Хозяйство Карелии перешагнуло военный уровень; разговоры о ликвидации железной дороги отошли в далекое прошлое. Но особенно большого размаха строительство хозяй­ ства и культуры Карелии достигло в период первой пятилетки и в последующие годы. Достаточно сказать, что за период первой пятилетки начата постройка Нивской электрической станции, два аггрегата которой уже пущены в ход; построена круп­ нейшая в Союзе лыжная фабрика, приступлено к по­ стройке Севхимкомбината. Вокруг новых предприятий выросли новые города. Родились механизированные лесо­ пункты в Матросах, на Вилге, пункт пикета № 24 и т. п. Но самым крупным вкладом в социалистическую реконструкцию Карелии за этот период несомненно является Беломорско-Балтийский водный путь имени т. Сталина. Канал был построен в невиданно короткий срок теми людьми, которые побеждая природу, одно­ временно перековывались сами. За этот период произошли грандиозные сдвиги в области производительности труда. В нашей основной отрасли народного хозяйства — в лесной промышлен­ ности — производительность труда за этот период вы­ росла почти в 3 раза. Если в 1928 г. считалась вполне приемлемой нормой произ­ водительности труда на ячей­ ку в два человека и ло­ шадь 3 фест-метра в день, то в 1935 г. норма в 6 фест- метров на рабочего и 9 фест- метров на лошадь никого не удивляет. Победа политики партии, успехи индустриализации с наглядностью доказали трудо­ вому крестьянству Карелии преимущества к о л х о з н о г о строя. Массы бедняков и се­ редняков Карелии твердо стали на путь коллективизации. В упорной борьбе с кулачест­ вом и его агентурой трудя­ щиеся Карелии приступили к созданию колхозной жизни, к пятнадцатилетию Карелии большинство районов Карелии находится накануне сплошной коллективизации. На колхозных полях Ка­ релии работает 8 МТС. Они не только поднимают свои­ ми тракторами тысячи гек­ тар целины, они перепахи­ вают старую жизнь, выкорче­ вывая корни отсталости. Колхозный строй в Каре­ лии, как и в. остальных час­ тях нашей великой родины, побелил и победил беспово­ ротно. Немалые сдвиги произо­ шли за эти годы и в области культурного строительства. Если при старом режиме карельский язык являлся языком, изгнанным из школы, если царское правительство вело самую ожесточенную политику руссификации, то сейчас в национальных районах школы работают на родном языке. До рево­ люции на территории нынешней Карелии не было печат­ ных изданий на языке, понятном массам карел. Создан­ ное революцией издательство „Кирья“ является самым крупным в мире издательством на финском языке. На территории Карелии издается сотни газет. В Карелии имеется 13 техникумов, 2 высших учебных заведения. Колхозник карельской деревни, имеющий сына или дочь в высшем или среднем учебном заведе­ нии, уже не является редкостью. Полностью осуществлено всеобщее начальное обучение, подготовляется введение всеобуча на базе семилетки. Карелия, три четверти населения которой были негра­ мотны, накануне превращения в республику сплошной грамотности. До сих пор Кондопожская бумажная фабрика снаб­ жалась целюлозой с Сяссьского комбината. Сейчас в Кондопоге заканчивается строительство целюлоз- ного завода, пуск которого приурочивается к 15-летию Карелии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz