Карело-Мурманский край. 1935, № 5-6.
12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 В те же годы начинает создаваться и развиваться карельская горная промышленность. Постепенно стано вится на ноги Онежский завод. Довольно быстрыми шагами начинает подниматься сельское хозяйство. К 1925 г. Карельское народное хозяйство достигло уровня довоенного производства, а некоторые отрасли его даже превысили довоенный уровень. История социалистического строительства в Каоелии связана с развитием и ростом Мурманской ж. д. Построенная в 1915 г. для того, чтобы царское правитель ство имело бы возможность перебрасывать прибывающее из Англии в Мурманск воен ное снаряжение, Мурманская ж. д. к 1922 г. представ ляла собою недостроенную времянку с поездами, ходив шими от случая к случаю. Ставился вопрос о закрытии дороги. Если мы сейчас в Киров ской ж. д. видим дорогу пе редовика, дорогу, выполняю щую и перевыполняющую з а дания правительства, дорогу, которая становится культур ной дорогой, то в 1922 г. это была времянка, с неразрабо танным графиком движения, почти без всякого подсобного хозяйства, а самое главное, — не имеющая, экономической крепкой связи с окружающей ее территорией. Правительство вынесло ре шение о создании Промыш ленно-транспортного комбина та; в истории развития Каре лии роль этого Комбината до статочно велика. М. Гора, Кандалакша и дру гие пункты обязаны своему быстрому развитию исключи тельно этому Комбинату. Союзное правительство по ставило перед промышлен ным Комбинатом задачу — освоения больших природных богатств и укрепление железной дороги. Уже к 1926—27 г. эта задача в основном была выполнена. Хозяйство Карелии перешагнуло военный уровень; разговоры о ликвидации железной дороги отошли в далекое прошлое. Но особенно большого размаха строительство хозяй ства и культуры Карелии достигло в период первой пятилетки и в последующие годы. Достаточно сказать, что за период первой пятилетки начата постройка Нивской электрической станции, два аггрегата которой уже пущены в ход; построена круп нейшая в Союзе лыжная фабрика, приступлено к по стройке Севхимкомбината. Вокруг новых предприятий выросли новые города. Родились механизированные лесо пункты в Матросах, на Вилге, пункт пикета № 24 и т. п. Но самым крупным вкладом в социалистическую реконструкцию Карелии за этот период несомненно является Беломорско-Балтийский водный путь имени т. Сталина. Канал был построен в невиданно короткий срок теми людьми, которые побеждая природу, одно временно перековывались сами. За этот период произошли грандиозные сдвиги в области производительности труда. В нашей основной отрасли народного хозяйства — в лесной промышлен ности — производительность труда за этот период вы росла почти в 3 раза. Если в 1928 г. считалась вполне приемлемой нормой произ водительности труда на ячей ку в два человека и ло шадь 3 фест-метра в день, то в 1935 г. норма в 6 фест- метров на рабочего и 9 фест- метров на лошадь никого не удивляет. Победа политики партии, успехи индустриализации с наглядностью доказали трудо вому крестьянству Карелии преимущества к о л х о з н о г о строя. Массы бедняков и се редняков Карелии твердо стали на путь коллективизации. В упорной борьбе с кулачест вом и его агентурой трудя щиеся Карелии приступили к созданию колхозной жизни, к пятнадцатилетию Карелии большинство районов Карелии находится накануне сплошной коллективизации. На колхозных полях Ка релии работает 8 МТС. Они не только поднимают свои ми тракторами тысячи гек тар целины, они перепахи вают старую жизнь, выкорче вывая корни отсталости. Колхозный строй в Каре лии, как и в. остальных час тях нашей великой родины, побелил и победил беспово ротно. Немалые сдвиги произо шли за эти годы и в области культурного строительства. Если при старом режиме карельский язык являлся языком, изгнанным из школы, если царское правительство вело самую ожесточенную политику руссификации, то сейчас в национальных районах школы работают на родном языке. До рево люции на территории нынешней Карелии не было печат ных изданий на языке, понятном массам карел. Создан ное революцией издательство „Кирья“ является самым крупным в мире издательством на финском языке. На территории Карелии издается сотни газет. В Карелии имеется 13 техникумов, 2 высших учебных заведения. Колхозник карельской деревни, имеющий сына или дочь в высшем или среднем учебном заведе нии, уже не является редкостью. Полностью осуществлено всеобщее начальное обучение, подготовляется введение всеобуча на базе семилетки. Карелия, три четверти населения которой были негра мотны, накануне превращения в республику сплошной грамотности. До сих пор Кондопожская бумажная фабрика снаб жалась целюлозой с Сяссьского комбината. Сейчас в Кондопоге заканчивается строительство целюлоз- ного завода, пуск которого приурочивается к 15-летию Карелии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz