Карело-Мурманский край. 1935, № 4.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 Годовщина героической эпопеи. Встреча челюскиАцев на площади Урицкого в Ленинграде {июнь 1934 г.). В секциях было прочитано более 30 докладов. На различные темы „Нефтеносность северной оконечности Новой Земли" И. Пустовалова, „О колебаниях ледозого покрова1' И. Факирова, „Итоги первых работ аркти­ ческого института по' северному собаководству" проф. Смирнова, „Количество тепла, переносимое реками в Карское море“ Смирнова и т. д. И вот — заключительный пленум: доклад зоогеографа А. А. Портенко о его работах в полуизвестном Ана- дырском-Чукотском крае. Его поездки охватили обшир­ ный район от Пенжиной на юге и реки Яблок на З а ­ паде, по длине Анадыря до его устья, северное побе­ режье Чукотского полуострова до мыса Шмидта и юж­ ное побережіе от залива Креста, на восток до острова Диомида включительно, он посетил еще внутренние части Анадырского края и восточной Чукотки. Ездил на соба­ ках, летел на самолете, плыл на лодке. В результате собрана очень хорошая коллекция животных и птиц. Он выяснил, что с зоогеографической точки зрения Анадыр­ ский край и Чукотский полуостров представляют собой продолжение Восточной Сибири с некоторыми самобыт­ ными чертами. Они никоим образом не могут быть со­ чтены за продолжение Аляски. Доклад проф. Дерюгина посвящен очень интерес­ ной проблеме. Между Атлантическим и Тихим океанами существует взаимодействие. Ключ к.нему находится где-то в Полярном бассейне. Если эту проблему не нащупали еще гидрологи, то кое-какие клочки сведений удалось обнаружить гидробиологам: тихоокеанские формы живот* ных найдены в Белом море. В свою очередь, животные формы Атлантического океана обнаружены в Карском море. Не приходится говорить, какое большое значение имеет выяснение для Арктики—да только ли для нее? — взаимодействие двух океанов. Необходимо поэтому использовать с этой целью экспедиции нынешнего года, рейсы „Литке" и „Сибирякова" в море Лаптевых, рейс бота „Ленсовет" по маршруту: м. Челюскина — о в Ко­ тельный— б. Тикси; для работ в Восточно-Сибирском море необходимо использовать сквозной рейс по вели­ кому северному морскому пути и наконец рейс „Красина" в районе м. Биллингса и м. Шелагинского. □ □ □ Профессор Р. Л. Самойлович, директор Института, подводил итоги сессии. Он говорил о том, как много нам дано и как много с нас спросится. Он говорил и о недостатках работы Института, о том, как их устра­ нить. Оправдаем доверие партии и е ; вождя тов. Сталина. Арктика больше не „экзотика". Она включается в пла­ новое социалистическое строительство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz