Карело-Мурманский край. 1935, № 4.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 Годовщина героической эпопеи. Встреча челюскиАцев на площади Урицкого в Ленинграде {июнь 1934 г.). В секциях было прочитано более 30 докладов. На различные темы „Нефтеносность северной оконечности Новой Земли" И. Пустовалова, „О колебаниях ледозого покрова1' И. Факирова, „Итоги первых работ аркти ческого института по' северному собаководству" проф. Смирнова, „Количество тепла, переносимое реками в Карское море“ Смирнова и т. д. И вот — заключительный пленум: доклад зоогеографа А. А. Портенко о его работах в полуизвестном Ана- дырском-Чукотском крае. Его поездки охватили обшир ный район от Пенжиной на юге и реки Яблок на З а паде, по длине Анадыря до его устья, северное побе режье Чукотского полуострова до мыса Шмидта и юж ное побережіе от залива Креста, на восток до острова Диомида включительно, он посетил еще внутренние части Анадырского края и восточной Чукотки. Ездил на соба ках, летел на самолете, плыл на лодке. В результате собрана очень хорошая коллекция животных и птиц. Он выяснил, что с зоогеографической точки зрения Анадыр ский край и Чукотский полуостров представляют собой продолжение Восточной Сибири с некоторыми самобыт ными чертами. Они никоим образом не могут быть со чтены за продолжение Аляски. Доклад проф. Дерюгина посвящен очень интерес ной проблеме. Между Атлантическим и Тихим океанами существует взаимодействие. Ключ к.нему находится где-то в Полярном бассейне. Если эту проблему не нащупали еще гидрологи, то кое-какие клочки сведений удалось обнаружить гидробиологам: тихоокеанские формы живот* ных найдены в Белом море. В свою очередь, животные формы Атлантического океана обнаружены в Карском море. Не приходится говорить, какое большое значение имеет выяснение для Арктики—да только ли для нее? — взаимодействие двух океанов. Необходимо поэтому использовать с этой целью экспедиции нынешнего года, рейсы „Литке" и „Сибирякова" в море Лаптевых, рейс бота „Ленсовет" по маршруту: м. Челюскина — о в Ко тельный— б. Тикси; для работ в Восточно-Сибирском море необходимо использовать сквозной рейс по вели кому северному морскому пути и наконец рейс „Красина" в районе м. Биллингса и м. Шелагинского. □ □ □ Профессор Р. Л. Самойлович, директор Института, подводил итоги сессии. Он говорил о том, как много нам дано и как много с нас спросится. Он говорил и о недостатках работы Института, о том, как их устра нить. Оправдаем доверие партии и е ; вождя тов. Сталина. Арктика больше не „экзотика". Она включается в пла новое социалистическое строительство.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz