Карело-Мурманский край. 1935, № 4.
6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ / № 4 f За плодотворную работу по изучению полярных районов ЦИК СССР наградил тов. Самойловича Р. Л.—орденом Ленина. Рудольф Лазаревич Самойлович является одним из крупнейших ис следователей Арктики. Он родился в 1884 г., окончил горную академию во Фрейберге (Германия), а позже — юридический факультет Петербург ского университета. P. JI. Самойлович работает над вопросами изучения Арктики почти четверть века. В 1912 г. он вместе с Русановым обнаружил несколько месторождений каменного угля.на Шпицбергене. После революции он возглавлял экспедиции на Новую Землю. В 1928 г. т. Самойлович —началь ник экспедиции на „Красине" по поискам экипажа дирижабля „Италия"; за этот поход он награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1929 г. Р. Л. Самойлович вместе с проф О. Ю. Шмидтом принял участие в экспедиции на Земл«> Франца-Иосифа и в 1930 г.—на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю. В 1931 г. он руководит научной частью экспедиции в Арктику на'дирижаб іе „Цеппелин". В 1932 г т. Самой лович возглавлял экспедицию на ледоколе „Русанов" на мыс Челюскин и острова Каменева. В 1934 г. од его руководством была проведена , гидрографическая экспедиция в Карское море. и. Л Самойлович является одним из организаторов Всесоюзного арктического института и его директором. Аэросани или полугусеничная машина? Аэросани про сты, но у них ничтожна тяговая сила, слаба грузоподъем ность. Полугусеничная машина — это обычный автомо биль с монтированными на заднем мосту гусеничными, резиновыми лентами. Машины подобного типа Ситроен- Кегресс совершили поход чер^з Сахару, по Африке. Конструкция вездеходов НАТИ — это уже значительно улучшенная конструкция. И вот первое серьезное испытание вездеходов. Это было около островов Самуила. Караван советских судов стал на вынужденную зимовку. Оставаться на борту судов небезопасно. Срочно следовало на земле строить базу. Здесь себя и показали вездеходы при переброске грузов. Выяснился ряд их конструктивных недостатков. (В недавнем пробеге Москва— Архангельск — Москва участвовали машины, построенные с изменениями, необ ходимость которых показала зимовка). Кроме работ ка базе, машины были испытаны в условиях далеких марш рутов. В маршрут — исследование северной части Тай мырского полуострова — пошли 2 машины. Пурги и мо розы затрудняли движение, однако машины работали превосходно, без всяких серьезных аварий. Поход показад целый ряд преимуществ нового вида транспорта: легкость и быстрота передвижения, возмож ность длительных стоянок (машины провианта не просят), значительная грузоподъемность, комфорт (тепло, электри чество). Выводы? Вездеход — универсальное средство передви жения на севере. Нужен серийный выпуск вездеходов. □ □ □ Пора ставить вопрос о развитии и об охране фауны в Арктике. В средних, в южных широтах ее охраняет закон. В Арктике этого нет. Морзверпром чуть не погу бил птичий базар Безымянной губы на Новой Земле. На острове Моржовец морж становится редким явлением. Пять лет тому назад моржа можно было встретить и у Новой Земли, в Карском море, в Баренцовом море. В 1934 г. в Европейской части Арктики добыли меньше десятка этого зверя. Стадами шел гренландский тюлень в горле Белого моря. Били его зимой и летом. Нынче гренландского тюленя здесь не видать. Он уходит из этих мест. 30°/о пойманных ловушками песцов пожираются своими же голодными соплеменниками. Значительная часть уби тых моржей тонет. Пора рационаіизировать охоту и лов в Арктике, пора создать в Арктике заповедники! □ О □ Сессия не могла, конечно, на пленарных заседаниях заслушать все доклады. Слишком уж нелико разнообра зие научной работы, проводимой нами в Арктике. Сессия разбилась на секции. Впоследствии, когда будут изданы работы сессии, они может быть положат начало со ветской арктической энциклопедии — настольной книги, без которой наши полярники не смогут обходиться. ^ Отто Юльевич Шмидт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz