Карело-Мурманский край. 1935, № 4.

^ № 4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ 5 дежных. Но вот нет ни одной мастерской, не говоря уже о заводе, которые изготовляли бы актинометриче­ скую аппаратуру. Об этом нужно подумать. Комментарием к докладу проф. Калитина служил Актинометрический отдел Арктической выставки, орга­ низованной в дни сессии. Скромный чертеж среди аппа­ ратуры стоил того, чтобы на него обратили особое вни­ мание. Это — проект установки, вырабатывающей из хо­ лода тепло. Разница температур яеляется источником, который ее приводит в движение. В силовой установке для Арктики, спроектированной директором гелиотехнической лаборатории тов. Трофи­ мовым, н а г р е в а т е л е м рабочего вещества является в да подо льд м. Она сравнительно тепла, достигая нуля градусов. Но этого уже достаточно, чтобы вскипел изобутан. Он-то и является рабочим веществом уста­ н о в к и . Расширяющиеся пары изобутана действуют на лопасти турбины. Х о л о д и л ь н и к о м изобутана является холодный воздух. Он сгущает пары его и те в виде жид­ кости вновь поступают в нагреватель установки. Таким образов, одно и то же количество изобутана можно использовать много раз. Эго в условиях Арктики имеет огромное значение. а □ □ Как много нам еще нужно узнать об Арктике и как много мы о ней узнаем! Об этом говорил в своем до­ кладе о новых картах Арктики проф. Вознесенский. Он, в частности, рассказал об одном примечательном науч­ ном событии: у с т а н о в л е н н о в ы й п о л ю с х о л о д а н а с у ше . Издавна считали, что полюс холода э т о — Верхоянск. Ошибка! Наблюдения проф. С. В. Обручева показали, что около Верхоянска есть места с еще более низкой температурой. Его сообщение вызвало боль­ шой интерес. Были посланы в тот район наблюдатели, организована метеорологическая станция, и после четы­ рех лет работы установлено: полюсом холода является местечко Оймекон в 200 километрах к юго-востоку от Верхоянска. Это селение с полутора десятком жите­ л ей— якутов, находящееся в котловине, окруженной горами. Средняя годовая температура — минус 55° по Цельсию. Еще один факт, показывающий как неполны наши географические сведения об этом крае: в резуль­ тате последних работ река Колыма „увеличена" на 200 километров. □ □ □ Чем больше мы будем расширять свою деятельность в Арктике, не только научную, но и хозяйственную, тем чаще, тем острее будет возникать вопрос: а как с транспортом? Ведь, нужно перебрасывать материалы, грузы, оборудование. На собаках? Оленях? Но ведь нужны тогда тысячи и тысячи их. Нет, Арктике нужен механизированный транспорт. Дороги на север могут строиться при наличии опре­ делившегося грузопотока к центрам, где имеются или создаются промышленные предприятия. Но вечная мер­ злота, пурги весьма затрудняют их эксплоатацию. Зн а­ чит, выход в другом: в машине бездорожного типа, тем более что все озера и болота чуть ли Не в течение 10 месяцев в году скованы льдом. 13 апреля 1934 года в Москву был передан по радио лаконичный рапорт: лагеря Шмидта больше не сущест­ вует. 13 апреля 1935 года в славную годовщину героической эпопеи спасения коллектива челюскинцев в Ленин­ градском театре оперы и балета открылась юбилейная сессия (основанного 15 лет назад) Арктического института. Руководитель многотысячного коллектива работников Арктики профессор-большевик Отте Юльевич Шмидт, самый молодой герой Советского Союза — летчик Николай Каманин, директор Арктиче­ ского института-Самойлович, профессора и научные работники в своих речах и докладах говорили о прак­ тическом освоении самых трудных участков нашей великой страны. Н а с н и м к е: „ Челюскин “ во льдах. Ик

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz