Карело-Мурманский край. 1935, № 4.

В И Н О В Н И К И Г И Б Е Л И „ П О Н О Я “ • 7 марта 1935 г. в районе ортровов Медведь и Зеленый пошел ко дну траль­ щик „Мойва". Судовую команду подо­ брал находившийся вблизи РТ-66. 31 марта в Мурманском Доме Куль­ ту! ы дело о гибели РГ — „Мойва* рас­ сматривалось судом. Установлено, что одним из главных виновников гибели судна был капитан Сиднее. Зная, что район островов Мед­ ведь и Зеленый для траления в ночное время является опасным, капитан не имел права подвергать судно опасности Сиднее виноват и в том, что не дал правильных сигналов, которые могли бы обеспечить своевременное оказание по­ мощи потерпевшему аварию судну. Вме­ сто двух огней-фонарей, означающих аварию, был зажжен один красный фо­ нарь, запрещающий близкий подход к судну, в виду нахождения на нем огне­ опасных веществ. Главный капитан промфлота Свободин, зная о необеспеченности траулеров си­ гнальным аварийным и спасательным снаряжением, допускал выпуск судов в море. Свободин знал об отсутствии отме­ лей и банок в районах промысла и плава­ ния траулеров, но не выработал указаний о порядке судовожения в этих районах. Безответствернность, разгильдяйство и халатность ряда руководящих работни­ ков промфлота и судна привели к ги- 'ели „Мойвы*. Выездной сессией суда водного транс- орта капитан траулера Сиднее прито­ рен к 10 годам лишения свободы. авный капитан Промфлота Свободин Приговорен к 5 годам заключения. • ^Для широкой постановки опытов по электрозакрытию сельди на Мурмане сротео оборудуется РТ-32 „Кумжа* • Пряжинский районный комитет комсомола премировал путевкой на ку­ рорт лучшего комсомольца Павла Ива­ нова за ударную работу в колхозе и на лесозаготовках. Под руководством тов. Иванова бри­ гада лесорубов на Чуйнаволоцком лесо­ заготовительном участке Пряжинского леспромхоза на протяжении всего се­ зона ежедневно заготовляла в среднем п > 10 фесметров на человека. • В Олонце открылись двухмесячные курсы ясельных работников. На курсах учится 25человек. Выпуск курсов приуро­ чен к началу весенне-посевной кампании. • На Нивастрое закончено строи­ тельство большой школы-девятилетки. Школа построена по новейшему проекту Нарі-омпроса. Она имеет большой физ­ культурный зал, лаборатории-кабинеты, светлые просторные классы. При школе будет кухня-столовая, которая обеспе­ чит горячими завтраками всех учеников. Школа расчитана на 360 учеников при работе в одну смену. • В 1935 году в Мурманске, по по­ становлению СНК СССР должны быть построены 5 новых школ. На строительство двух школ, проходя­ щих по местному бюджету, уже полу­ чены ассигнования в сумме 520 0С0 ру­ блей. От Наркомвода на стргительство школы порта получено ЗСО тыс. рублей. В Мурманске закончился показатель­ ный судебный процесс над виновниками гибели парохода .Поной*. На суде выяснилось полное приту­ пление классовой бдительности руко­ водства Мурманского торгового порта к работникам регистра. Кучка бывших белогвардейцев, когда-то активно вы­ ступавших против советской власти, довела до степени разложения вверен­ ное им хозяйство, проявляя в течение долгого времени преступную небреж­ ность в отношении плавсредств. Судом установлено, что „Поной* 20 фе­ враля принял полные бункера угля (80 тонн) и воды (40 тонн). Находясь в незаконном перегрузе, судно напра­ вилось в Пала-губу, откуда вышло 21 февраля, держа курс на Западную Лицу. На траверзе маяка Сеть-Наволок судно настиг ветер, силой до 8—9 бал­ лов. Капитан „Поноя* дал команду итти средним ходом, а позднее решил повер­ нуть обратно, чтобы переждать шторм в одной из бухт. При повороте волна ударила по ле­ вому борту и судно получило крен на 25—30 градусов. Попытка переложить руль вправо не увенчалась успехом, так как штуртросс был неисправен. Вторая волна увеличила крен судна и оно, не выправляясь, в течение 2—3 ми­ нут, пошло ко дну. Из находившихся на борту „Поноя* 23 человек команды 12 человек погибли вместе с судном. Буксирный пароход „Поной*, пред­ назначенный исключительно для букси­ ровки, не был приспособлен для пере­ возки груза и пассажиров, но это не послужило препятствием начальнику плавсредств Карякину и групповому капитану Лапину заключить противоза конный договор на эксплоатацию „По­ ноя* для перевозки грузов и пассажи­ ров. Они знали, что буксир немореходен и тем не менее не заботились о состоя­ нии судна перед выходом в море, допу­ стив на палубе даже устройство запре­ щенных перегородок. „Поной* был выпущен в море с не­ исправными шлюпками, с разбитыми иллюминаторами, не имея на борту до­ статочного количества спасательных средств. Но ни Карякин, ни Лапин ре­ шительно ничего не сделали, чтобы на­ б и т ь команду пользованию спасатель­ ными средствами. Никаких пробных ава­ рийных тревог не проводилось и никто команду не проверял и не инструктиро­ вал. Это привело к тому, что при аварии никто из команды, кроме капитана Ку- колева, не сумел даже воспользоваться спасательными кругами и поясами. Начальник инспекции регистра Жа- дик механически переписывал судовые документы и выпускал в море суда, не интересуясь их фактическим состоянием. Инспектор регистра Гринфельд подпи­ сывал судовые документы, не читая. Буксиру „Поной* было выдано удо­ стоверение, что судно имеет право пла­ вать по всему Белому морю и Север­ ному ледовитому океану, в то время как судно не было мореходным и специаль­ ная техническая инспекция, в составе которой был и сам Гринфельд, еще в мае 1934 г. установила, что „Поною* может быть разрешено плавание только в Коль­ ском и Мотовском заливах и у берегов моря. 31 мая 1934 г. Жадик после техниче­ ского осмотра „Поноя* продлил срок плавания судна до 1 января 1935 г., повто­ рив „забывчивость* Гринфельда, не вне­ ся никаких изменений в район эксплоа- тационной службы судна. Капитан буксира „Поной* Куколев также знал, что буксир не приспособлен для перевозки груза и пассажиров, од­ нако допускал перевозку рыбы до 22 тонн в один рейс и кроме того пере­ возку пассажиров в отдельные рейсы до 50 человек. Капитан допустил уста­ новку на палубе замещенных перего­ родок, не инструктировал команду, не учил ее пользоваться спасательными средствами. При нормальной нагрузке 60—70 тонн осадка судна составляла 3 метра 20 см. Выйдя в очередной рейс, завершив­ шиеся гибелью, судно имело нагрузку в 136 тонн и борта его находились на одном уровне с водой. Заключением экспертизы установлено, что переборки на пароходе были водо­ проницаемы. В иллюминаторах и на машинном капе было полубемское сте­ кло. Судно имело перегруз. Штумтросс был непорчен. Район плавания был опре­ делен регистром неправильно. При неисправности спасательных средств и их недостаточности, снаряже­ ние судна в ответственный и сложный морской рейс граничило с прямым пре­ ступлением. Свидетельские показания на суде вскрыли картину недопустимой, пре­ ступной эксплоатации пловучих средств, варварскою отношения к буксирам и использование их не по назначению. В регистре прочно утвердилась си­ стема безответственности, преступного, халатногр отношения к техническому контролю над состоянием плавающих единиц, приведшая к гибели судна и людей. Суд приговорил бывшего инспектора регистра СССР Гринфельда, служившего офицером в белой армии, в прошлом белоэмигранта, к лишению свободы сро­ ком на 10 лет, заведующего пловучими средствами Мурманского порта Каря­ к и н а — к лишению свободы сроком на 7 лет , бывшего капитана „Поноя* Ку- колева — к лишению свободы с; оком на 5 лет, инспектора регистра СССР Жадика — к лишению свободы сроком на 3 года и группового капитана Л а ­ пина — к одному году исправительных трудовых работ. Издатель: Совнарком АКССР. Ответственный редактор С. М. Рафалович. Сдано в набор 20/ІѴ 1935 г. Подписано к печати 7/Ѵ—35 г. Бумага печ. 6 2 X 8 8 ‘/в—5 печ. листов, авт. л. 6 Количество печатных знаков в листе 48000. Ленинградский Горлит № 13909 Тираж 4500 экз. Заказ Ms 2874 2-я типография Трансжелдориздата НКПС им.Лоханкова. Ленинград, улица Правды, 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz