Карело-Мурманский край. 1935, № 4.
В И Н О В Н И К И Г И Б Е Л И „ П О Н О Я “ • 7 марта 1935 г. в районе ортровов Медведь и Зеленый пошел ко дну траль щик „Мойва". Судовую команду подо брал находившийся вблизи РТ-66. 31 марта в Мурманском Доме Куль ту! ы дело о гибели РГ — „Мойва* рас сматривалось судом. Установлено, что одним из главных виновников гибели судна был капитан Сиднее. Зная, что район островов Мед ведь и Зеленый для траления в ночное время является опасным, капитан не имел права подвергать судно опасности Сиднее виноват и в том, что не дал правильных сигналов, которые могли бы обеспечить своевременное оказание по мощи потерпевшему аварию судну. Вме сто двух огней-фонарей, означающих аварию, был зажжен один красный фо нарь, запрещающий близкий подход к судну, в виду нахождения на нем огне опасных веществ. Главный капитан промфлота Свободин, зная о необеспеченности траулеров си гнальным аварийным и спасательным снаряжением, допускал выпуск судов в море. Свободин знал об отсутствии отме лей и банок в районах промысла и плава ния траулеров, но не выработал указаний о порядке судовожения в этих районах. Безответствернность, разгильдяйство и халатность ряда руководящих работни ков промфлота и судна привели к ги- 'ели „Мойвы*. Выездной сессией суда водного транс- орта капитан траулера Сиднее прито рен к 10 годам лишения свободы. авный капитан Промфлота Свободин Приговорен к 5 годам заключения. • ^Для широкой постановки опытов по электрозакрытию сельди на Мурмане сротео оборудуется РТ-32 „Кумжа* • Пряжинский районный комитет комсомола премировал путевкой на ку рорт лучшего комсомольца Павла Ива нова за ударную работу в колхозе и на лесозаготовках. Под руководством тов. Иванова бри гада лесорубов на Чуйнаволоцком лесо заготовительном участке Пряжинского леспромхоза на протяжении всего се зона ежедневно заготовляла в среднем п > 10 фесметров на человека. • В Олонце открылись двухмесячные курсы ясельных работников. На курсах учится 25человек. Выпуск курсов приуро чен к началу весенне-посевной кампании. • На Нивастрое закончено строи тельство большой школы-девятилетки. Школа построена по новейшему проекту Нарі-омпроса. Она имеет большой физ культурный зал, лаборатории-кабинеты, светлые просторные классы. При школе будет кухня-столовая, которая обеспе чит горячими завтраками всех учеников. Школа расчитана на 360 учеников при работе в одну смену. • В 1935 году в Мурманске, по по становлению СНК СССР должны быть построены 5 новых школ. На строительство двух школ, проходя щих по местному бюджету, уже полу чены ассигнования в сумме 520 0С0 ру блей. От Наркомвода на стргительство школы порта получено ЗСО тыс. рублей. В Мурманске закончился показатель ный судебный процесс над виновниками гибели парохода .Поной*. На суде выяснилось полное приту пление классовой бдительности руко водства Мурманского торгового порта к работникам регистра. Кучка бывших белогвардейцев, когда-то активно вы ступавших против советской власти, довела до степени разложения вверен ное им хозяйство, проявляя в течение долгого времени преступную небреж ность в отношении плавсредств. Судом установлено, что „Поной* 20 фе враля принял полные бункера угля (80 тонн) и воды (40 тонн). Находясь в незаконном перегрузе, судно напра вилось в Пала-губу, откуда вышло 21 февраля, держа курс на Западную Лицу. На траверзе маяка Сеть-Наволок судно настиг ветер, силой до 8—9 бал лов. Капитан „Поноя* дал команду итти средним ходом, а позднее решил повер нуть обратно, чтобы переждать шторм в одной из бухт. При повороте волна ударила по ле вому борту и судно получило крен на 25—30 градусов. Попытка переложить руль вправо не увенчалась успехом, так как штуртросс был неисправен. Вторая волна увеличила крен судна и оно, не выправляясь, в течение 2—3 ми нут, пошло ко дну. Из находившихся на борту „Поноя* 23 человек команды 12 человек погибли вместе с судном. Буксирный пароход „Поной*, пред назначенный исключительно для букси ровки, не был приспособлен для пере возки груза и пассажиров, но это не послужило препятствием начальнику плавсредств Карякину и групповому капитану Лапину заключить противоза конный договор на эксплоатацию „По ноя* для перевозки грузов и пассажи ров. Они знали, что буксир немореходен и тем не менее не заботились о состоя нии судна перед выходом в море, допу стив на палубе даже устройство запре щенных перегородок. „Поной* был выпущен в море с не исправными шлюпками, с разбитыми иллюминаторами, не имея на борту до статочного количества спасательных средств. Но ни Карякин, ни Лапин ре шительно ничего не сделали, чтобы на б и т ь команду пользованию спасатель ными средствами. Никаких пробных ава рийных тревог не проводилось и никто команду не проверял и не инструктиро вал. Это привело к тому, что при аварии никто из команды, кроме капитана Ку- колева, не сумел даже воспользоваться спасательными кругами и поясами. Начальник инспекции регистра Жа- дик механически переписывал судовые документы и выпускал в море суда, не интересуясь их фактическим состоянием. Инспектор регистра Гринфельд подпи сывал судовые документы, не читая. Буксиру „Поной* было выдано удо стоверение, что судно имеет право пла вать по всему Белому морю и Север ному ледовитому океану, в то время как судно не было мореходным и специаль ная техническая инспекция, в составе которой был и сам Гринфельд, еще в мае 1934 г. установила, что „Поною* может быть разрешено плавание только в Коль ском и Мотовском заливах и у берегов моря. 31 мая 1934 г. Жадик после техниче ского осмотра „Поноя* продлил срок плавания судна до 1 января 1935 г., повто рив „забывчивость* Гринфельда, не вне ся никаких изменений в район эксплоа- тационной службы судна. Капитан буксира „Поной* Куколев также знал, что буксир не приспособлен для перевозки груза и пассажиров, од нако допускал перевозку рыбы до 22 тонн в один рейс и кроме того пере возку пассажиров в отдельные рейсы до 50 человек. Капитан допустил уста новку на палубе замещенных перего родок, не инструктировал команду, не учил ее пользоваться спасательными средствами. При нормальной нагрузке 60—70 тонн осадка судна составляла 3 метра 20 см. Выйдя в очередной рейс, завершив шиеся гибелью, судно имело нагрузку в 136 тонн и борта его находились на одном уровне с водой. Заключением экспертизы установлено, что переборки на пароходе были водо проницаемы. В иллюминаторах и на машинном капе было полубемское сте кло. Судно имело перегруз. Штумтросс был непорчен. Район плавания был опре делен регистром неправильно. При неисправности спасательных средств и их недостаточности, снаряже ние судна в ответственный и сложный морской рейс граничило с прямым пре ступлением. Свидетельские показания на суде вскрыли картину недопустимой, пре ступной эксплоатации пловучих средств, варварскою отношения к буксирам и использование их не по назначению. В регистре прочно утвердилась си стема безответственности, преступного, халатногр отношения к техническому контролю над состоянием плавающих единиц, приведшая к гибели судна и людей. Суд приговорил бывшего инспектора регистра СССР Гринфельда, служившего офицером в белой армии, в прошлом белоэмигранта, к лишению свободы сро ком на 10 лет, заведующего пловучими средствами Мурманского порта Каря к и н а — к лишению свободы сроком на 7 лет , бывшего капитана „Поноя* Ку- колева — к лишению свободы с; оком на 5 лет, инспектора регистра СССР Жадика — к лишению свободы сроком на 3 года и группового капитана Л а пина — к одному году исправительных трудовых работ. Издатель: Совнарком АКССР. Ответственный редактор С. М. Рафалович. Сдано в набор 20/ІѴ 1935 г. Подписано к печати 7/Ѵ—35 г. Бумага печ. 6 2 X 8 8 ‘/в—5 печ. листов, авт. л. 6 Количество печатных знаков в листе 48000. Ленинградский Горлит № 13909 Тираж 4500 экз. Заказ Ms 2874 2-я типография Трансжелдориздата НКПС им.Лоханкова. Ленинград, улица Правды, 15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz