Карело-Мурманский край. 1935, № 4.

№ 4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 31 ИТОГИ МОРСКОГО ЗВЕРОБОЙНОГО ПРОМЫСЛА А. ЖИЛИНСКИЙ Если проследить историю развития северного морского зверобойного промысла за период времени последних двух десятилетий, то получатся во всех отношениях совершенно несовместимые сравнения — ни в отношении размеров добычи, ни с точки зрения характера добываю­ щего и обрабатывающего промысла, территориального охвата промысловых пространств и пр. От недавнего разрозненного, грубо кустарного и при­ митивного зверобойного промысла мы перешли в настоящее время к специализированной планомерно развивающейся морской зверобойной промышленности. Добыто Добыто Годы голов Годы голов зверя зверя 1910 22896 1929 102095 1911 36280 1930 173825 1912 50263 1931 162241 1913 67213 1932 122496 1914 27706 1933 106527 В указанное количество добычи входит: гренландский тюлень, морж, нерпа, морской заяц, белуха. Если сопо­ ставить добычу морского зверя по отдельным видам, то максимальное количество ежегодной добычи падает на гренландского тюленя (до 85% ). Указанное сильное увеличение добычи морского зверя в Белом море и Ледовитом океане произошло прежде всего за счет усиленного роста морского зверобойного флота, усиления и реконструкции промысловой техники. В довоенное время на морской зверобойный промысел выходило зверобойных судов, преимущественно парусных, в составе около 350—450 регистровых тонн нетто, в на­ стоящее время зверобойный флот составляет до 2 ООО per. тонн, не говоря уже о качестве самих промысловых су­ дов (парусно-моторные суда, ледокольные пароходы). Довоенный морской зверобойный промысел в северных водах ограничивался преимущественно беломсрским про­ мыслом и в самых редких случаях отдельными рейсами в полярные воды Карского моря; в настоящее время мор­ ской зверобойный промысел распространился далеко за пределы Белого моря и территориально захватил уже такие отдаленные районы, как северная часть Карского моря, полярные льды в районе от о. Новой Земли к Земле Франца-Иосифа, весь архипелаг Земли Франца- Иосифа и т. д. Зверобойные суда доходят уже до таких исключительных широт, как 82 и 83° с. ш. Эти отдаленные полярные плавания зверобойных судов, начатые регулярно с 1929 года (зверобойное судно „Мурманец") впервые в истории северного морского зверобойного промысла, в настоящее время дали уже огромный опыт в деле дальнейшего практического освое­ ния полярных районов и построения зверобойного про­ мысла, внесли крупный вклад в вопросы освоения про­ блемы плавания в арктических районах. За последние годы на полярный морской зверобойный промысел уже регулярно выходило 4— 5 зверобойных судна. За последний период времени северный зверобойный промысел захватил в сферу своей деятельности такие объекты как морж, белый медведь, морской заяц. Еже­ годная добыча моржа составляет 500— 600 голов и т. д. Организация полярного зверобойного промысла является поворотным этапом развития северного зверобойного промысла, с вынесением его далеко за пределы прибреж ных вод. Плавание морских зверобойных судов в полярных районах и ближайший неизбежный захват ими огромней­ шей территории к востоку от Карского моря вдоль Си­ бирского побережья, включая прилегающие острова, является весьма серьезным ответственным этапом освое­ ния великого северного пути. Таким образом, деятельность зверобойного» флота зна­ чительно расширяется и приобретает огромное значение. В настоящее время наш северный морской зверобойный промысел по своей технической конструкции вполне до­ гнал такие классические страны зверобойного промысла как Норвегия, не считая, конечно, пока китобойного промысла. Обращаясь к непосредственному практическому опыту 1933 года, кратко можно отметить целый ряд мо­ ментов, характеризующих крупные сдвиги в северном морском зверобойном промысле, определившие конкретно пути его дальнейшего развития. По плану 1933 г. добыча морского зверя намечалась в общем количестве 101200 голов, фактически выпол­ нено за 1933 г. 106 527 голов зверя или 105,2%. Из этого количества добытого зверя падает на госбой (судовой промысел) 90 335 голов или 114% всей заго­ товки зверя. Отдельные суда („Смольный", „Нерпа", „Ленсовет") перевыполнили свой план больше чем на 200% . Остальное количество падает преимущественно на скуп от колхозной системы (берегового промысла). Такое ус­ пешное выполнение производственного плана 1933 г. и значительная реконструкция промысла позволили значи­ тельно увеличить намеченный план добычи морского зверя в 1934 году, а именно: в сравнении с фактической добычей 1933 г. на 60% . Это наглядно говорит о значительном укреплении се­ верного морского зверобойного промысла как в техни­ ческом отношении, так и организационном. Посколько в дальнейшем возможно максимальном развитии север­ ного морского зверобойного промысла главным фактором является наличие достаточно значительного и технически мощного специального зверобойного флота, в 1933 г. в Мурманске на Судостроительной верфи впервые было приступлено к постройке специальной конструкции зве­ робойных судов, которые в 1934 г. уже участвовали в зверобойном промысле. О с в о е н и е п о с т р о й к и с о б с т в е н н ы х з в е р о б о й н ы х с у д о в я в л я е т с я о г р о м н ы м с д в и г о м в р а з в и т и и з в е р о б о й ­ н о г о п р о м ы с л а . Первый опыт постройки крупных деревянных судов зверобойного типа на Мурманской верфи нужно признать весьма успешным, несмотря на недостаток технического оборудования самой верфи. Прочность судов ни в какой мере не уступает норвеж­ ской постройке. Нет сомнения в том, что в дальнейшем Мурманская верфь перейдет к серийному выпуску но­ вых зверобойных судов. Кроме того, в 1934 г. значительно расширился по­ лярный зверобойный промысел нерпы, морского зайца; включены в сферу промысловой деятельности самые отдаленные районы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz