Карело-Мурманский край. 1935, № 4.

^ л і КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 25 но и выплавка чугуна. Тогда все дрова, необходимые для углежжения, потребуется заготовлять на восточном бе­ регу Онежского озера, в том числе и в Пудожском лес­ промхозе. Железнодорожный транспорт также предъявит спрос на большое количество дров, шпал и строевого леса, так что сплошные рубки здесь вполне могут быть обоснованы. В настоящее время крайне важно учесть перспективу Пудожа во всей ее широте. Не следует думать, что и строительство лесобумажного комбината и эксплоатация пудожгорских руд могут быть начаты одновременно. Но приступая к проектированию 12-рамного лесозавода, необходимо смотреть на него, только как на часть бу­ дущего комбината. Силовое хозяйство, территория пред­ приятия, место под рабочий поселок должны выбираться таким образом, чтобы впоследствии не было никаких ^ узких мест в этом отношении. Реконструкция большин­ ства предприятий лесной промышленности в Карелии осуществляется с большими трудностями, главным обра­ зом из-за того, что они строились без всякого учета перспектив их развития. Проектируемый объем лесопиления в Пудоже может быть даже расширен, за счет сокращения поставки пи­ ловочного сырья из Пудожа в Ленинград. Транспорт пиловочного сырья из Пудожа в Ленинград и распи­ ловка его там связаны с переплатой на каждом кило­ метре пилопродукции почти 3 руб., так как фрахт до Ленинграда из Пудожа, в виду далекого расстояния и трудности сплава по Онежскому озеру стоит очень до­ рого. Из этого не следует, конечно, что ленинградские за­ воды должны остаться без сырья; не менее 300 тонн фестметров пиловочника Карелия могла бы давать Ленин­ граду на более коротком сплаве из Олонецкого и Свир- ского районов. При таком объеме лесопиления в Пудоже, отходы их ^ почти полностью покрыли бы спрос на дрова со сто­ роны комбината. Если же дрова, заготовляемые в усло­ виях ведения сплошного лесосечного хозяйства на кон­ центрированных лесосеках, будут в Пудожском леспром­ хозе в избытке, то отходы лесопиления не менее рен­ табельно могли бы быть использованы и в гидролизном производстве. Учитывая возможность утилизации для целей гидро­ лиза и сульфитных щелоков, гидролизному производству в Пудоже можно придать очень крупный размах (до 10 млн. литров спирта в год). Особо заслуживает внимания вопрос об использова­ нии древесины лиственных пород в Пудожском районе. Запас ее здесь исчисляется не менее 12 млн. фест­ метров (березы не менее 90°/0). Эксплоатация листвен­ ной древесины связана с известными трудностями, так как во время сплава возможны большие потери ее, если не п р и н я т ь мер, гарантирующих нормальный процент утопа. Древесина лиственных пород представляет ценное сырье в лесохимической промышленности. Не менее 10% (около 1 млн. фестметров) березы, можно счи­ тать годной для использования ее в качестве сырья для лыжных фабрик. На получение этого сырья из Пудож­ ского леспромхоза претендует Петрозаводская лыжная фабрика и надо думать, что механическая обработка березовой древесины в Пудожском районе будет по­ ставлена. Если лыжная ‘фабрика в Петрозаводске будет получать сырье из Пудожа, то целесообразнее поставлять его в виде полуфабрикатов, т. е. в распиленном уже виде. Попутно может быть организована и распиловка березы на бруски для выделки катушек, так как кату­ шечная фабрика в Ленинграде предъявляет большой спрос на березу. Механическая обработка березовой древесины дает большое количество отходов, которые могут быть использованы лесохимией. Во всяком случае база для этой промышленности в Пудоже имеется. Здесь прежде всего можно говорить о заводе уксусной кислоты. З а ­ вод, перерабатывающий в год 100 тонн фестметров древесины лиственных пород, может дать в год 1500 тонн 100% уксусной кислоты, 450 тонн формалина, 200 тонн растворителей и 11 000 тонн угля. При запасе березо­ вой древесины в 12 млн. фестметров, завод такой мощ­ ности в Пудоже, конечно, может быть запроектирован. Учитывая перспективы развития натровой промышлен­ ности в Карелии (по линии Белбалткомбината наме­ чается производство хлора и натрия путем электролиза поваренной соли) и гидролизного производства, можно считать, что вся уксусная кислота будет перерабаты­ ваться на уксусно-кислый натр и этилацетат. Все эти продукты крайне необходимы для нашего народного хозяйства. С другой стороны, большой “интерес ^ представляет и фурфуроловое производство. Фурфуроловый завод, пе­ рерабатывающий в год 25 тонн !;=сухой древесины ли­ ственных пород, может дать 2 000 тонн фурфурола (продукта, необходимого в промышленности платических масс, используемого для отделки канифоли, как раство­ рителя в лаковой промышленности и т. д.), 500 тонн уксусной кислоты, 250 тонн метилового спирта и .не менее 2 000 тонн этилового спирта. В данное время, конечно, трудно сказать, какой именно профиль будет иметь лесохимическая’ промыш­ ленность в Пудоже, но важно отметить, что она имеет все предпосылки для своего развития здесь. Когда осуществится строительство крупного лесо­ пильного завода, пройдет железная дорога, появятся целлюлозный завод, бумажная фабрика, вырастут лесо­ химические предприятия, Пудож из глухого села пре­ вратится в город с населением не менее 18—20 тыс. жителей. Рост Пудожа и интенсивность промышленного строи­ тельства здесь будут зависеть в значительной степени от того, как скоро осуществится [строительство желез­ ной дороги по восточному побережью Онежского озера. Строительство целлюлозно-бумажного Комбината в Пу­ доже уже пробовали начать в 1930 году, но в виду отсутствия рельсовой связи с этим районом, это строи­ тельство пришлось приостановить. Этот рельсовый пугь будет иметь крупнейшее народ­ но-хозяйственное значение, так как он свяжет Карелию с центральными краями и областями нашего Союза, и значительно сократит расстояние между Мурманском и Москвой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz