Карело-Мурманский край. 1935, № 3.
№ 3 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 хозяйства и кузнечного ремесла. „Железо стало служить человеку, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравшее революционную роль в и с т о р и и ... Железо создало обработку земли на крупных участках, сделало возможным превращение в пашню широких лесных про странств и т. д. „Какою прекрасной иллюстрацией к этим словам Энгельса служит картина посева во второй руне: Старый, верный Вейнемейнен Тут топор устроил острый, Вырубать леса принялся, Побросал он их на поле, Порубил он все д е р е в ь я ... И огонь орел доставил, Высек он ударом пламя. Ветер с севера промчался, И другой летит с востока, Превращают рощи в золу, В темный ды.ч леса гусгые. В „Калевале" неоднократно описывается подсечное или лядинное земледелие. Девы острова сообщают Леммин- кейнену: Нет на острове месгечка, Нет земли в полянах э т и х ... . . . Где бы лес мог порубить ты, Приготовить землю к пашне. Наряду с этим многие руны Калевалы можно считать „гимном металлургии”. Ильмаринен — божественный куз нец, выковавший небесный свод, волшебное Сампо и дру гие вещи, является также могучим колдуноѵ: это соеди нение понятий кузнеца и знахаря типично для перво бытной культуры. В 9 руне в поэтической форме по вествуется о происхождении железа и стали и возни кновении литейного ремесла. □ □ Р Калевала является в настоящее время орудием ожесто ченной классово-политической борьбы. Выдвигаемая финской буржуазией псевдо-научная теория проис хождения „Калевалы" имеет целью превратить этот художественный памятник народной поэзии в сред ство пропаганды шовинистических и империалисти ческих настроений. Призванная служить классовым интересам финской буржуазии, официальная наука уси ленно старается доказать, что 1) руны „Калевалы" возникли не ранее средневековья и отражают в себе феодальные отношения и влияние христианства; 2) „Ка левала" есть художественное воплощение финского на ционального духа; 3) родиной рун является юго-западная Финляндия, а не Советская Карелия; 4) в „Калевале“ имеются многочисленные заимствования из скандинавской, т. е. древне-германской мифологии и языка. Классово-политическая подоплека этих положений со вершенно ясна. Попытки отыскать черты средневекового феодализма и влияние христианства имеют целью возвели чение героического прошлого финского народа: аппеляция к старине столь характерна для фашизма не только гер манского. Недаром во время бело-финской интервенции 1921 —1922 гг. на севере руководители этой авантюры ку лак Сидоров и белогвардейский офицер Таккинен присво- ли себе имена Вейнемейнена и Ильмаринена, двух главных героев „Калевалы", чтобы подчеркнуть свою мнимую род ственную связь с трудящимися Карелии. Но последние быстро распознали империалистических хищников в овечь ей шкуре. Тем же политическим целям служат остальные поло жения буржуазной финнологии: прославление „нацио нального духа“ „Калевалы" должно разжигать щовинизм и идею национального единства всех финских народно стей в связи с пропагандою империалистических планов „Великой Финляндии"; вместе с тем „Калевала" исполь зуется, как орудие нивеллировки классовых противоре чий внутри страны. Националистическими соображени ями обусловливается и настойчиво проводимая финскими и германскими учеными (К. Крон, В. Берендзон) теория финляндского происхождения рун „Калевалы", хотя в на стоящее время эти руны сохранились только в Совет ской Карелии и Эстонии. А стремление возвести почти все содержание „Калевалы" к древне-германской мифоло гии явно вызвано желанием объединиться с герман скими фашистами для проведения общей политики вну три и вне Финляндии. Научная несостоятельность всех^тих „построений" буржуазных исследователей „Калевалы" явствует из предшествующего: мы видим, что социаль ной средой, породившей и питавшей руны „Кале валы", было родовое общество, что руны, стало- быть, возникли и сложились задолго до того, как сформировалась финская национальность (ибо нации возникают лишь в классовом обществе), что руны от ражают собою определенную стадию, определенное исто рическое звено в длинной цепи развития народного творчества в зависимости от социально-экономического базиса доклассового общества. Но фашистская наука нг останавливается перед фальсификацией фактов. Так на примере „Калевалы" еще раз блестяще под тверждаются слова В. И. Ленина, что „беспристрастной науки не может быть в обществе, построенном на клас совой борьбе". Для трудящихся Карелии и всего СССР праздник сто летия „Калевалы" есть вместе с тем и праздник социали стического строительства, перед великими героями ко торого бледнеет слава героев „Калевалы". Колхозник Тупицын, Степан (дер. Дерен-Сельга Пряжинского района) —один^из лучших кантелистов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz