Карело-Мурманский край. 1935, № 3.

№ 3 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 хозяйства и кузнечного ремесла. „Железо стало служить человеку, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравшее революционную роль в и с т о р и и ... Железо создало обработку земли на крупных участках, сделало возможным превращение в пашню широких лесных про­ странств и т. д. „Какою прекрасной иллюстрацией к этим словам Энгельса служит картина посева во второй руне: Старый, верный Вейнемейнен Тут топор устроил острый, Вырубать леса принялся, Побросал он их на поле, Порубил он все д е р е в ь я ... И огонь орел доставил, Высек он ударом пламя. Ветер с севера промчался, И другой летит с востока, Превращают рощи в золу, В темный ды.ч леса гусгые. В „Калевале" неоднократно описывается подсечное или лядинное земледелие. Девы острова сообщают Леммин- кейнену: Нет на острове месгечка, Нет земли в полянах э т и х ... . . . Где бы лес мог порубить ты, Приготовить землю к пашне. Наряду с этим многие руны Калевалы можно считать „гимном металлургии”. Ильмаринен — божественный куз­ нец, выковавший небесный свод, волшебное Сампо и дру­ гие вещи, является также могучим колдуноѵ: это соеди­ нение понятий кузнеца и знахаря типично для перво­ бытной культуры. В 9 руне в поэтической форме по­ вествуется о происхождении железа и стали и возни­ кновении литейного ремесла. □ □ Р Калевала является в настоящее время орудием ожесто­ ченной классово-политической борьбы. Выдвигаемая финской буржуазией псевдо-научная теория проис­ хождения „Калевалы" имеет целью превратить этот художественный памятник народной поэзии в сред­ ство пропаганды шовинистических и империалисти­ ческих настроений. Призванная служить классовым интересам финской буржуазии, официальная наука уси­ ленно старается доказать, что 1) руны „Калевалы" возникли не ранее средневековья и отражают в себе феодальные отношения и влияние христианства; 2) „Ка­ левала" есть художественное воплощение финского на­ ционального духа; 3) родиной рун является юго-западная Финляндия, а не Советская Карелия; 4) в „Калевале“ имеются многочисленные заимствования из скандинавской, т. е. древне-германской мифологии и языка. Классово-политическая подоплека этих положений со­ вершенно ясна. Попытки отыскать черты средневекового феодализма и влияние христианства имеют целью возвели­ чение героического прошлого финского народа: аппеляция к старине столь характерна для фашизма не только гер­ манского. Недаром во время бело-финской интервенции 1921 —1922 гг. на севере руководители этой авантюры ку­ лак Сидоров и белогвардейский офицер Таккинен присво- ли себе имена Вейнемейнена и Ильмаринена, двух главных героев „Калевалы", чтобы подчеркнуть свою мнимую род­ ственную связь с трудящимися Карелии. Но последние быстро распознали империалистических хищников в овечь­ ей шкуре. Тем же политическим целям служат остальные поло­ жения буржуазной финнологии: прославление „нацио­ нального духа“ „Калевалы" должно разжигать щовинизм и идею национального единства всех финских народно­ стей в связи с пропагандою империалистических планов „Великой Финляндии"; вместе с тем „Калевала" исполь­ зуется, как орудие нивеллировки классовых противоре­ чий внутри страны. Националистическими соображени­ ями обусловливается и настойчиво проводимая финскими и германскими учеными (К. Крон, В. Берендзон) теория финляндского происхождения рун „Калевалы", хотя в на­ стоящее время эти руны сохранились только в Совет­ ской Карелии и Эстонии. А стремление возвести почти все содержание „Калевалы" к древне-германской мифоло­ гии явно вызвано желанием объединиться с герман­ скими фашистами для проведения общей политики вну­ три и вне Финляндии. Научная несостоятельность всех^тих „построений" буржуазных исследователей „Калевалы" явствует из предшествующего: мы видим, что социаль­ ной средой, породившей и питавшей руны „Кале­ валы", было родовое общество, что руны, стало- быть, возникли и сложились задолго до того, как сформировалась финская национальность (ибо нации возникают лишь в классовом обществе), что руны от­ ражают собою определенную стадию, определенное исто­ рическое звено в длинной цепи развития народного творчества в зависимости от социально-экономического базиса доклассового общества. Но фашистская наука нг останавливается перед фальсификацией фактов. Так на примере „Калевалы" еще раз блестяще под­ тверждаются слова В. И. Ленина, что „беспристрастной науки не может быть в обществе, построенном на клас­ совой борьбе". Для трудящихся Карелии и всего СССР праздник сто­ летия „Калевалы" есть вместе с тем и праздник социали­ стического строительства, перед великими героями ко­ торого бледнеет слава героев „Калевалы". Колхозник Тупицын, Степан (дер. Дерен-Сельга Пряжинского района) —один^из лучших кантелистов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz