Карело-Мурманский край. 1935, № 3.
2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Весьма сомнительными доводами буржуазные ученые пы таются доказать, что руны „Калевалы “, — собранные в основном, на территории Карелии, — вообще не воз никали здесь, а созданы в юго-западной Финляндии и даже происходят из германской среды, и только в более позднее время перекочевали в Карелию, которая якобы является только их сохранительницей. Носителем такой велико-финской идеологии является, между прочим, „со ветский* ученый проф. Бубрих. Нашим заданием будет беспощадно вскрыть все эти попытки извращения под маской науки вопроса о происхождении рун „Калевалы“ и организовать против них решительную борьбу. „Калевала” не является достоянием финской буржу азии. Подлинным наследником „Калевалы", как и про чих созданных человечеством культурных ценностей, является пролетариат. Поэзия рун „Калевалы* содержит в себе огромные клады старых культурных преданий и красоты. Нашим заданием будет —помочь пролетариату Советского Союза познакомиться с этими рунами и извлечь из них все то ценное, что они могут дать. Ленин в свое время особо подчеркивал значение и своеобразную красоту старой народной поэзии. Нам в Карелии особенно важно по ставить эту работу на высокое место еще и потому, что у нас, кроме рун „Калевалы*, сохранились и на русском языке старые былины, которые тоже содержат в себе народную поэзию тысячелетней давности. Руны „Калевалы* пронизаны упорной борьбой людей с суровой природой Севера, направленной на улучшение условий своей жизни. Старый карельский народ в своих песнях мечтал о создании чудной мельницы „Сампо“, которая молола бы ему изобилие всех благ. Но феодальный строй и ка питализм такого богатства для карел не принес. Только Октябрьская революция открыла для карел, как и для других угнетенных народностей Совет ского Союза, путь к освобождению широких, на родных масс для социалистического строительства и расцвета национальной культуры, Карелы теперь не мечтают о „Сампо*. Они строят теперь своими же ру ками новое общество. Силы природы они побе ждают теперь не заклинаниями, они побеждают их высокой техникой социалистического строительства. Обу зданные силы порогов двигают теперь в Карелии гигантские гидростанции. Из недр земли машины под нимают неизмеримые богатства. Болота и лесные дебри тракторами и машинами теперь превращаются в цвету щие колхозные поля. Новый хозяйственный строй создает новую социали стическую культуру Карелии. Пусть праздник старых рун .Калевалы* будет для нас одновременно и праздником строительства этого нового „Сампо“, праздником социалистического труда и социалистического строительства, которое наша Респу блика, рука об руку с народами всего Советского Союза, ведет под руководством коммунистической партии и на шего великого учителя — товарища Сталина. УХТИНСКИЙ РАЙОН — РАЙОН КАЛЕВАЛЫ Трудящиеся Ухтинско го района, придавая исключительное значение столетию „Калевалы" — величайшего произведения народного творчества и крупнейшего памятника мировой литературы,— подавляющее большинство рун которого записано в Ухтинском районе, обратились в Карельский Центральный Исполнительный Комитет с ходатайством о переименовании Ухтинско го района в район Калевалы. Карельское Правительство поддержало ходатайство трудящихся Ухты и обратилось во В сѳрос сии скии Центральный Исполнительный Комитет с просьбой о его удовлетворении. Президиум ВЦИК удовлетворил просьбу Карельско го Правительства и вынес решение о переименовании Ухтинско го района в район „Калевалы ” с центром в селе Ухта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz