Карело-Мурманский край. 1935, № 3.

ш о м м ж к іш I т ш т ш т 55 , № 3 А д р е с р е д а к ц и и ^ Год издания тринадцатый 1 ІП Т р / 7 г; , , 1 е н И т Р ^ ’ г 1 МЬ№л- 4 7 7 - 4 0 1 ІШ ѣМ - - o J bh . iei Ы д В Л 1^/5 Т £ к Я . 1 К у М V • уі У| і I „КАЛЕВАЛЫ“ * ПРАЗДНИК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КАРЕЛИИ э. гюллинг Исполнилось 100 лет с того дня, когда в первый раз старые карельские руны вышли из печати в сборнике, изданном под названием „Калевала11. Как известно, руны были собраны, главным образом, Элиасом Ленротом и им же изданы. Руны „Калевалы“ имели распространение и их пели повсюду, где только когда - то жили карелы, — в Ла­ дожской Карелии, на Карельском Перешейке, в Ингер- манландии, в так называемой Финляндской погран-Ка- релии, — где больше, где меньше, везде найдены руны „Калевалы". Но в несравненно большем количестве, бо­ лее полными, в более прекрасном изложении они были найдены в теперешней Советской Карелии; в первую' очередь на территории теперешнего Ухтинского района, в селениях — Вокнаволок, Войницы, Ухта, Юскозеро, и др. — все это край, обильный песнями „Калевалы“. Уже больше ста лет назад собиравший руны „Кале­ вали" Топелиус указал на то, что в Карелии еще звучит кантеле, Вайнемейнен, еще^аают руны. И в более позд­ ние времена известный, с^ирратель этих рун Инха, по­ сещая Карелию, идя по следам старых собирателей пе­ сен, называл эти м е р а краем, где пели „Калевалу". Но и в другиз^частжг'Карелии эти руны также сохранились (Кимасозеро, Реболы). Исследования последних лет, про­ веденные молодым карельским ученым Евсеевым, пока­ зали, что в Южной Карелии сохранились руны, неиз­ вестные ранее. В рунах „Калевалы“ изображаются условия старого родового быта, а наряду с этим в рунах наблюдается и начало феодализма. В очень красочной форме в рунах изображаются обычаи и идеология карел и суровая, строго-красивая природа севера. Руны показывают нам жизнь людей в их повседневной борьбе с суровой природой; они знакомят нас с магическими заклинаниями, к которым прибегали карелы, стараясь победить силы природы. Руны сохранились лишь в памяти певцов и передавались от поколения к поколению из уст в уста. В этих рунах накопилась вековая мудрость карел. Все новые и новые напластования добавлялись к прежним слоям, пока руны не приобрели тот вид и форму, в которой они были изданы 100 лет назад и в которой дошли до нашего времени. Как лютеранская церковь в Финляндии, так и право­ славная в России вели вековую борьбу против этих языческих рун. Органы государства делали то же самое. во многих местах руны почти ис- В результате чезли. В течение прошедших ста лет руны записывались уже в массовом порядке. Количество певцов-сказителей, от которых записывались руны и имена которых из­ вестны, достигает семисот; кроме того, сотнями исчис­ ляется количество певцов, руны которых записаны, но имена уже нам неизвестны. Количество вариантов рун составляет несколько тысяч. Певцов рун теперь осталось уже очень мало, но они все-таки еще имеются и по настоящий день. Ни один народный эпос не сохранился до нашего времени р таком широком объеме, живом и свежем из­ ложении, как руны „Калевалы“. Все это, вместе взятое, выдвигает руны „Калевалы“ на одно из первых мест мирового народного эпоса. Великая заслуга принадлежит Элиас Ленроту — глав­ ному собирателю и первому издателю рун „Калевалы“, получившей всемирную известность. В первую очередь ему, а также многим другим собирателям, которые в те­ чение десятков лет записали огромное количество ва­ риантов карельских песен, мы остаемся обязаны за то, что обильные богатства рун в Карелии были собраны в такой полноте и сохранности. Заслуги Ленрота огромны, даже, если иметь в виду, что Ленрота в его работе воодушевлял в то время нарождавшийся молодой финский национальный романтизм, следы которого со­ хранились и в самом произведении. Одной из основных задач будущего изучения „Кале- валы“ должно поэтому быть изучение того—необходимо ли добавлять или изменять ту „Калевалу“, которую со­ здал Ленрот? Многие новые находки рун, особенно со­ ветских исследователей, дают, может быть, повод для таких изменений. Второй большой задачей для наших научно-исследо­ вательских работ по исследованию „Калевалы" является марксистское изучение старых общественно-экономиче­ ских форм жизни карел и классового расслоения среди них. Только на этом основании может быть по­ строено единственно правильное изучение рун „Кале- валы“. Третья, не менее важная, задача состоит в том, чтобы вскрыть и дать отпор попыткам финской буржуазной науки использовать руны „Калевалы", как идеологическую основу велико-финской агитации в её замыслах по завоеванию Карелии. ; -— — R'dSbS $ 2 . 2 >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz