Карело-Мурманский край. 1935, № 3.
ш о м м ж к іш I т ш т ш т 55 , № 3 А д р е с р е д а к ц и и ^ Год издания тринадцатый 1 ІП Т р / 7 г; , , 1 е н И т Р ^ ’ г 1 МЬ№л- 4 7 7 - 4 0 1 ІШ ѣМ - - o J bh . iei Ы д В Л 1^/5 Т £ к Я . 1 К у М V • уі У| і I „КАЛЕВАЛЫ“ * ПРАЗДНИК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КАРЕЛИИ э. гюллинг Исполнилось 100 лет с того дня, когда в первый раз старые карельские руны вышли из печати в сборнике, изданном под названием „Калевала11. Как известно, руны были собраны, главным образом, Элиасом Ленротом и им же изданы. Руны „Калевалы“ имели распространение и их пели повсюду, где только когда - то жили карелы, — в Ла дожской Карелии, на Карельском Перешейке, в Ингер- манландии, в так называемой Финляндской погран-Ка- релии, — где больше, где меньше, везде найдены руны „Калевалы". Но в несравненно большем количестве, бо лее полными, в более прекрасном изложении они были найдены в теперешней Советской Карелии; в первую' очередь на территории теперешнего Ухтинского района, в селениях — Вокнаволок, Войницы, Ухта, Юскозеро, и др. — все это край, обильный песнями „Калевалы“. Уже больше ста лет назад собиравший руны „Кале вали" Топелиус указал на то, что в Карелии еще звучит кантеле, Вайнемейнен, еще^аают руны. И в более позд ние времена известный, с^ирратель этих рун Инха, по сещая Карелию, идя по следам старых собирателей пе сен, называл эти м е р а краем, где пели „Калевалу". Но и в другиз^частжг'Карелии эти руны также сохранились (Кимасозеро, Реболы). Исследования последних лет, про веденные молодым карельским ученым Евсеевым, пока зали, что в Южной Карелии сохранились руны, неиз вестные ранее. В рунах „Калевалы“ изображаются условия старого родового быта, а наряду с этим в рунах наблюдается и начало феодализма. В очень красочной форме в рунах изображаются обычаи и идеология карел и суровая, строго-красивая природа севера. Руны показывают нам жизнь людей в их повседневной борьбе с суровой природой; они знакомят нас с магическими заклинаниями, к которым прибегали карелы, стараясь победить силы природы. Руны сохранились лишь в памяти певцов и передавались от поколения к поколению из уст в уста. В этих рунах накопилась вековая мудрость карел. Все новые и новые напластования добавлялись к прежним слоям, пока руны не приобрели тот вид и форму, в которой они были изданы 100 лет назад и в которой дошли до нашего времени. Как лютеранская церковь в Финляндии, так и право славная в России вели вековую борьбу против этих языческих рун. Органы государства делали то же самое. во многих местах руны почти ис- В результате чезли. В течение прошедших ста лет руны записывались уже в массовом порядке. Количество певцов-сказителей, от которых записывались руны и имена которых из вестны, достигает семисот; кроме того, сотнями исчис ляется количество певцов, руны которых записаны, но имена уже нам неизвестны. Количество вариантов рун составляет несколько тысяч. Певцов рун теперь осталось уже очень мало, но они все-таки еще имеются и по настоящий день. Ни один народный эпос не сохранился до нашего времени р таком широком объеме, живом и свежем из ложении, как руны „Калевалы“. Все это, вместе взятое, выдвигает руны „Калевалы“ на одно из первых мест мирового народного эпоса. Великая заслуга принадлежит Элиас Ленроту — глав ному собирателю и первому издателю рун „Калевалы“, получившей всемирную известность. В первую очередь ему, а также многим другим собирателям, которые в те чение десятков лет записали огромное количество ва риантов карельских песен, мы остаемся обязаны за то, что обильные богатства рун в Карелии были собраны в такой полноте и сохранности. Заслуги Ленрота огромны, даже, если иметь в виду, что Ленрота в его работе воодушевлял в то время нарождавшийся молодой финский национальный романтизм, следы которого со хранились и в самом произведении. Одной из основных задач будущего изучения „Кале- валы“ должно поэтому быть изучение того—необходимо ли добавлять или изменять ту „Калевалу“, которую со здал Ленрот? Многие новые находки рун, особенно со ветских исследователей, дают, может быть, повод для таких изменений. Второй большой задачей для наших научно-исследо вательских работ по исследованию „Калевалы" является марксистское изучение старых общественно-экономиче ских форм жизни карел и классового расслоения среди них. Только на этом основании может быть по строено единственно правильное изучение рун „Кале- валы“. Третья, не менее важная, задача состоит в том, чтобы вскрыть и дать отпор попыткам финской буржуазной науки использовать руны „Калевалы", как идеологическую основу велико-финской агитации в её замыслах по завоеванию Карелии. ; -— — R'dSbS $ 2 . 2 >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz