Карело-Мурманский край. 1935, № 3.

№ 3 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ ных затрат. Вполне понятно, что по чисто экономиче­ ским соображениям, добыча углей здесь мыслима только в широком масштабе. Это обстоятельство сразу же поставит задачу о надлежащем оборудовании рудников и о соответствующих мероприятиях в отношении транс­ порта. Без проведения железнодогожных путей, а также и без увеличения тоннажа морского, а, главным обра­ зом, речного флота, вообще невозможно создание круп­ ной угольной промышленности в данном крае. В на­ стоящее время, из-за отсутствия более или менее удо­ влетворительных путей сообщения, переброска углей в больших количествах совершенно не осуществима.1 Проблема вывоза печорских углей к потребителю является одним из кардинальнейших вопросов при проектирова­ нии угледобычи в значительных размерах. Некоторыми авторами, повидимому, предполагается, что этот вопрос целиком может разрешиться одним лишь водным транс­ портом. По моему мнению, водные пути в условиях Севера, при коротком навигационном периоде (не более 4-х месяцев) и неоднократном резком спаде вод в реках, а так же и неудовлетворительном состоянии их фарва­ теров, не могут обеспечить перевозку угля в больших количествах даже и при достаточном тоннаже флота. Проведение железной дороги, рудник Воркута-пролив Югорский-Шар, с моей точки зрения, так же не решает полностью транспортной проблемы. Указанная дорога дает выход к морю только одному воркутскому высокока­ чественному углю (коксовый), использование которого, в виде энергетического топлива, крайне нежелательно. Для переброски одного миллиона тонн этого угля из порта Югорский-Шар до Архангельска потребуется свыше 30 морских пароходов, грузоподъемностью 5 тыс. тонн, при условии механизации погрузочных и разгру­ зочных работ в обоих портах. Кроме того, необходимы соответствующие складские помещения в порту Югор­ ский-Шар для хранения угля, с учетом продолжительно­ сти междунавигационного периода до 8-ми месяцев. Озна­ ченная дорога, безусловно, будет иметь большое значе­ ние для снабжения углем Северного морского пути. Со­ здание же крупной угольной промышленности в Печор­ ском крае, на мой взгляд, возможно лишь с проведением железной дороги, связывающей его с промышленными центрами и, главным образом, с основным потребителем угля — Ленинградской областью. Словом, вопросы транс­ порта заслуживают к себе самого пристального внима­ ния, и без удовлетворительного их решения немыслима 1 В более худших условиях находится транспортировка ухтинской нефти. организация эксплоатации углей в широком масштабе, в рассматриваемом крае. Нельзя забывать, что наиболее ценные из месторождений в промышленном отношении, как Воркутское, и некоторые другие, находятся за по­ лярным кругом в ненаселенной тундре среди полного без­ лесья. Река Усса, соединяющая Воркутское месторожде­ ние с судоходной частью р. Печоры, на своем протя­ жении (480 км) имеет много перекатов, из-за которых в период мелководья прекращается пароходное движе­ ние, и проезд возможен только на лодках. Да и сама р. Печора, как и Усса, также имеет немало перека­ тов и требует очистительных работ, на ряду с рекон­ струкцией речного флота. Не менее важным вопросом является и колонизация данного края, так как создаваемая крупная угольная промышленность потребует -постоіянные рабочие кадры. Проведение железной дороги оказало бы огромное влия­ ние и на заселение этой удаленной глухой окраины на­ шего Союза. Из вышесказанного видно, что широкое развитие угольной промышленности в Печорском крае в значи­ тельной степени зависит от надлежащего разрешения транспортной проблемы и вопроса колонизации. Однако, учитывая насущную потребность в топливе бурно раз­ вивающейся промышленности Кольского полуострова, а также и Северного края, освоение угольных богатств бассейна р. Печоры является неотложной задачей. Та­ ким образом, на ближайшем отрезке времени вывоз печорского угля к потребителю должен целиком бази­ роваться только на водном транспорте, так как осуще­ ствление постройки упомянутой железной дороги пред­ ставляет собой мероприятие длительное и очень трудное. В связи с этим, масштаб угледобычи в первые годы нужно будет проектировать в зависимости от возмож­ ностей переброски углей речным и морским флотом в условиях крайнего Севера. В заключение нельзя не отметить колоссальную работу проделанную Ухтопечтрестом по освоению богатейшего Печорского края. В этой удаленной малонаселенной окраине нашего Союза, в значительной своей,части, находящейся уже за Полярным кругом, созданы новые индустриальные центры: Воркутский рудник, Чибьинский нефтяной промысел, Еджыд-Кыртинская копь, целый ряд крупных огородно-овощных и животноводческих совхозов и другие предприятия. Только, учтя специфические усло­ вия крайнего Севера (суровый климат, полное бездо­ рожье, глухую болотистую тундру и т. п.), можно пред­ ставить себе всю грандиозность работ, выполненных этим трестом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz